г. Вологда |
|
22 марта 2023 г. |
Дело N А05-8038/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 22 марта 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Колтаковой Н.А., судей Зреляковой Л.В. и Ралько О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Жилкомсервис" администрации муниципального образования "Коношское" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 ноября 2022 года по делу N А05-8038/2022,
УСТАНОВИЛ:
Северное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1042900024562, ИНН 2901127831; адрес: 163069, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 14; далее - Управление) обратилось в арбитражный суд с иском к муниципальному унитарному предприятию "Жилкомсервис" администрации муниципального образования "Коношское" (ОГРН 1062918010649, ИНН 2912004912; адрес: 164010, Архангельская область, р.п. Коноша, ул. Советская, д. 74; далее - Предприятие, МУП "Жилкомсервис") с требованием о взыскании в бюджет муниципального образования "Коношский муниципальный район" 851 031 руб. 28 коп. в счет возмещения вреда, причиненного недрам в результате самовольной добычи полезных ископаемых - подземных вод, осуществленной из 5 водозаборных скважин, расположенных на территории муниципального образования р.п. Коноша Коношского муниципального района Архангельской области.
Решением суда от 18.11.2022 исковые требования удовлетворены.
Предприятие с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что для установления вреда, причиненного недрам, недостаточно установления только факта пользования недрами без лицензии, а необходимо установить последствия, вызванные таким использованием недр, то есть юридический состав убытков. Управлением не представлено доказательств того, что осуществление Предприятием деятельности по добыче подземных вод без лицензии повлекло возникновение расходов на ликвидацию последствий вреда и восстановление нарушенного состояния окружающей среды. Указывает, что Предприятие осуществляло социально значимую функцию по отоплению п. Коноша по заданию органа местного самоуправления и действовало в состоянии крайней необходимости.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения; ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
Судебное заседание состоялось в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание и надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, в отзыве на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 24.09.2019 истцу из Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу поступила информация по факту безлицензионного пользования ответчиком недрами из водозаборных скважин, расположенных на территории рп. Коноша и муниципального образования "Коношский муниципальный район" Архангельской области.
При этом Предприятие не внесено в реестр недропользователей, у него отсутствует лицензия на право пользования недрами с целью добычи подземных вод.
Истцом 17.10.2019 вынесено определение N 06-03-45/2019 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 15.06.2017 по делу N А05-13289/2016 (резолютивная часть решения от 13.06.2017) ответчик признан банкротом, в отношении него введена процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден Пермогорский Алексей Валентинович. Определениями суда срок конкурсного производства неоднократно продлевался.
Предприятие продолжает осуществлять хозяйственную деятельность, основным видом которой является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе и забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд по сведениям о дополнительных видах деятельности.
Администрацией муниципального образования "Коношское" 10.10.2014 вынесено распоряжение N 1611 "О передаче муниципального имущества - объектов водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, являющихся собственностью муниципального образования "Коношское" в хозяйственное ведение МУП "Жилкомсервис", Предприятию переданы, в том числе, 33 артезианские скважины с паспортными номерами N 1502, 1-Д, 1431, 1456, 2091, 2107, б/н, 1547, 1548, 1549, 1, 243, 222, 2004, 102, 1684, 1688, 1714, 1716, б/н, 2172, 965, 361, 1667, 5067, 235, 297, 387, 403, 544, 1559, 373, 1536, расположенные на территории муниципального образования "Коношское" (далее - МО "Коношское") и муниципального образования "Коношский муниципальный район" Архангельской области (далее - МО "Коношский муниципальный район").
В ходе административного расследования Предприятие представило ведомость амортизации основных средств за 2019 год, согласно, которой у МУП "Жилкомсервис" находятся на балансе вышеперечисленные водозаборные скважины.
Постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 18.09.2018 N 43-в/2 "Об утверждении производственной программы, установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на питьевую воду, отпускаемую МУП "Жилкомсервис" на территории МО "Коношское" и МО "Коношский муниципальный район" и постановлением от 22.11.2018 N 65-в/23 "О внесении изменений в постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 18.09.2018 N 43-в/2", а также по экспертным заключениям Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 18.09.2018 по расчету тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и от 22.11.2018 по корректировке установленных на 2019 год тарифов на питьевую воду, отпускаемую МУП "Жилкомсервис" утверждены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для МУП "Жилкомсервис" на территории МО "Коношское" МО "Коношский муниципальный район" с 25.09.2018 по 31.12.2021 в следующем объеме поднятой (забранной или добытой) воды: - с 25.09.2018 по 31.12.2018 - 11,704 тыс. м3; - 2019 год - 41,884 тыс. м3; - 2020 год - 41,364 тыс. м3; - 2021 год - 40,812 тыс. м3.
В объяснениях от 29.10.2019 Предприятие сообщило, что начиная с 01.09.2018 эксплуатирует 6 водозаборных скважин с паспортными номерами N 1681, 1684, 1688, 1714, 1716 и б/н. В рабочем состоянии 3 скважины (N 1716, 1684 и 1688), вода из которых используется в производственной деятельности котельной "Совхозная", расположенной на территории р/п Коноша. Поскольку Предприятие признано банкротом, водозаборные скважины включены в конкурсную массу и подлежат реализации с торгов, в связи с чем Предприятие считает, что получение лицензии на право пользования недрами является нецелесообразным.
Судом установлены объемы забранной (добытой) воды МУП "Жилкомсервис": в 3 квартале (сентябрь) 2018 года объем добытой воды составил - 1 121 м3; в 4 квартале 2018 года объем добытой воды составил - 14 201 м3; в 1 квартале 2019 года объем добытой воды составил - 13 624 м м3; в 2 квартале 2019 года объем добытой воды составил - 6 935 м м3; в 3 квартале 2019 года объем добытой воды составил - 2 575 м м3.
Предприятием представлены налоговые декларации по водному налогу за 3 - 4 квартал 2018 года и за три квартала 2019 года.
Отсутствие лицензии на право пользования недрами у Предприятия и то, что оно не обращалось с заявкой на получение лицензии с целью добычи подземных вод установлено судом, подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.
Ответчику 16.12.2019 направлено уведомление от 13.12.2019 N 06-03-16/7324 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 7.3 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (на 25.12.2019 в 15 час. 00 мин.), вручено 20.12.2019.
Главным специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора по Архангельской области Юровой М.А. 25.12.2019 в отношении МУП "Жилкомсервис" составлен протокол по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
Предприятием 14.01.2020 представлены пояснения о несогласии с протоколом, ввиду наличия статуса теплоснабжающей организации и осуществления добычи воды из подземных источников для использования её в производственной деятельности котельной, действий в состоянии крайней необходимости. Скважины являются единственным источником водоснабжения. Не использование скважин сделало бы невозможным эксплуатацию котельной, что привело бы к отсутствию теплоснабжения более чем в 60 % объектов п. Коноша, включая многоквартирные жилые дома, объекты социальной сферы.
Истцом 15.01.2020 вынесено постановление N 06-03-45/2019 о привлечении ответчика к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 800 000 руб.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 10.03.2020 по делу N А05-1004/2020 по иску Предприятия к Управлению об отмене постановления от 15.01.2020 N 06-03-45/2019, признано незаконным и изменено в части назначения наказания: суд назначил Предприятию административное наказание по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 400 000 руб. В удовлетворении остальной части заявленного требования суд отказал.
На основании материалов об административном правонарушении истцом произведен расчет размера вреда, который составил 851 031 руб. 28 коп.
Поскольку ответчик вред в добровольном порядке не возместил, истец предъявил настоящее требование в суд.
Суд первой инстанции, оценив обстоятельства дела и представленные доказательства, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Апелляционная инстанция не усматривает правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
Пунктом 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) предусмотрено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77 Закона об охране окружающей среды).
Исходя из абзаца четвертого статьи 1 Закона об охране окружающей среды недра, поверхностные и подземные воды относятся к компонентам природной среды.
Согласно статье 1.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Статьей 51 Закона о недрах также установлено, что лица, причинившие вред недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Порядок расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Такой порядок расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, определен Правилами расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 N 564 (далее - Правила N 564).
Добыча полезных ископаемых является одним из видов пользования недрами (пункт 3 статьи 6 Закона о недрах).
В силу статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Статьей 12 Закона о недрах установлены также требования к содержанию лицензии, определены ее неотъемлемые составные части, которые должны содержать в том числе, данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; указание границ участка недр, предоставляемого в пользование; указание границ территории, земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами; сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу); условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями; согласованный уровень добычи полезных ископаемых, а также попутных полезных ископаемых (при наличии), предельный объем накопленной добычи полезных ископаемых, установленный в соответствии с проектной документацией на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых; условия выполнения требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды.
Таким образом, в целях обеспечения использования недр в общих интересах, предотвращения ущерба правам и свободам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде и в целях создания условий для минимизации и восполнения связанного с недропользованием негативного воздействия, оказываемого на окружающую среду, федеральный законодатель правомочен ввести разрешительный порядок допуска к соответствующей экономической деятельности и определить правовой режим ее осуществления, основанный на преобладании императивного метода регулирования (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08.11.2018 N 2795-О).
Закон о недрах определяет правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24.06.2014 N 1314-О).
Императивный метод регулирования пользования недрами проявляется необходимостью получения заинтересованными лицами специального государственного разрешения - лицензии.
Нарушение разрешительного порядка пользования природными ресурсами, использование недр без передачи их в пользование в соответствии с требованиями закона и на определенных лицензией условиях является противоправным поведением и согласно статье 77 Закона об охране окружающей среды, статье 51 Закона о недрах влечет обязанность возместить вред государству, размер которого определяется в соответствии с Правилами N 564.
Исходя из положений пункта 2 названных Правил, вредом, причиненным недрам, признается вред, повлекший утрату запасов полезных ископаемых, вызванный в том числе, самовольным пользованием недрами.
Данный правовой подход выражен в определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.01.2021 N 310-ЭС20-15694.
В рассматриваемом случае судами установлено и Предприятием не отрицается факт добычи подземных вод из водозаборных скважин в отсутствие лицензии, а равно наличия в действиях Предприятия состава (вины) инкриминируемого ему деяния по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ (пользование недрами без лицензии на право пользования недрами) о чем вынесено постановление.
Следовательно, при самовольной (безлицензионной) добыче подземных вод, содержащихся в недрах, являющихся государственной собственностью, Предприятием совершено правонарушение, в результате которого причинен вред недрам, подлежащий взысканию.
Мнение апеллянта о недоказанности факта причинения вреда недрам является ошибочным.
Заявление о действиях в условиях крайней необходимости апелляционным судом признается необоснованным.
Так, согласно материалам дела, добыча Предприятием подземных вод в отсутствие лицензии осуществлялась с 2014 года.
Применительно к рассматриваемому случаю и оценке действий Предприятия, как совершенных в состоянии крайней необходимости следует отметить длительность бездействия Предприятия по получению лицензий на добычу природного ресурса, поскольку артезианские скважины закреплены за Предприятием еще в 2014 году и до признания Предприятия банкротом. Получение таких лицензий не предполагает значительных финансовых затрат. При таких обстоятельствах оснований для вывода о действиях Предприятия в состоянии крайней необходимости не имеется.
При изложенных обстоятельствах предлагаемый Предприятием подход ведет к ситуации, когда организации, осуществляющие водоснабжение населения и объектов социально-бытового назначения путем использования скважин в отсутствие лицензии на добычу подземных вод, в любом случае полностью освобождаются от возмещения причиненного вреда недрам, в том числе и при неисполнении ими своих обязанностей по оформлению лицензии на право пользования недрами.
Изложенные выводы подтверждаются судебной практикой (дело N А52-963/2022).
Произведенный истцом расчет ответчиком не оспаривается.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 ноября 2022 года по делу N А05-8038/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Жилкомсервис" администрации муниципального образования "Коношское" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Колтакова |
Судьи |
Л.В. Зрелякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-8038/2022
Истец: Северное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Ответчик: МУП "Жилкомсервис" администрации муниципального образования "Коношское"