г. Пермь |
|
23 марта 2023 г. |
Дело N А60-63287/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 марта 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.
судей Васильевой Е.В., Шаламовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при участии:
от заявителя: Паливода Н.Г. паспорт, по доверенности от 01.08.2022, диплом,
от иных лиц, участвующих в деле, представители не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Народная",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 23 января 2023 года
по делу N А60-63287/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Народная" (ИНН 6658420809, ОГРН 1126658037692)
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131)
об оспаривании решения,
третье лицо - акционерное общество "Орджоникидзевская УЖК" (ИНН 6673137722),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Народная" обратилось с заявлением к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области о признании незаконным сторнирования решения о внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области N 29-05-01/39334 от 14.10.2022.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 23.01.2023 (резолютивная часть решения объявлена 16.01.2023) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о несогласии с решением суда, поскольку обеспечительные меры не могут накладываться на действия, которые уже совершены (решение Департамента о внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области принято 14.10.2022); Порядок N 938/пр не предусматривает полномочий Департамента в виде "сторнирования" изменений в реестр лицензий Свердловской области; термин "сторнирование" для отмены решения Департамента в данном случае неуместен.
Заинтересованное лицо с жалобой не согласно по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
До рассмотрения апелляционной жалобы от общества поступили возражения на отзыв на апелляционную жалобу, которые приобщены к материалам дела в порядке ст. 81 АПК РФ в качестве письменных пояснений стороны.
В судебном заседании представитель заявителя на доводах жалобы настаивал.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 24 августа 2022 года ООО УК "Народная" обратилось в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области с заявлением о включении в перечень управляемых ООО УК "Народная" многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области, многоквартирного дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Красных борцов, дом 19.
Основанием для внесения изменений является договор управления N Кр.Бор/19-2022 от 10.08.2022 г., заключенный с собственниками указанного многоквартирного дома на основании протокола общего собрания N 2 от 10.08.2022.
Заявление подано в соответствии с Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 25.12.2015 г. N 938/пр "Об утверждении порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации", а также с Федеральным законом от 28 июня 2022 года N 217-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации".
Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в адрес заявителя 14.10.2022 года было направлено решение о внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области N 29-05-01/39334. Согласно указанному решению, дата изменения в реестр лицензий Свердловской области 01.11.2022 года.
31.10.2022 в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области поступило определение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области о принятии обеспечительных мер от 31.10.2022 г. по делу N 2-5219/2022 в виде запрета Департаменту вносить изменения в перечень многоквартирных домов реестра лицензий Свердловской области в отношении многоквартирного дома N 19 по ул. Красных борцов в г. Екатеринбурге на основании решения внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, оформленного протоколом N 2 от 10.08.2022 года.
Департамент сообщил заявителю, что во исполнение определения суда, изменения в реестр лицензий Свердловской области на основании решения от 14.10.2022 года N 29-05-01/39334 о включении многоквартирного дома по ул. Красных борцов, 19 в перечень управляемых ООО УК "Народная" домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области, сторнированы с 01.11.2022 года.
Не согласившись со сторнированием решения Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, полагая, что действия по сторнированию принятых решений не предусмотрены законом и нарушают его права в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился с заявлением об оспаривании указанного решения.
Суд первой инстанции не усмотрел правовых оснований для удовлетворения требований заявителя.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Исходя из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ст. 65 АПК РФ).
В соответствии с Положением о Департаменте государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2015 N 431-ПП, Департамент осуществляет лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, а также формирует и ведет реестр лицензий Свердловской области на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок N 938/пр).
Согласно пункту 2 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании решения, принятого в соответствии с частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При исследовании обстоятельств по делу судом установлено следующее.
В Департамент поступило заявление от 25.08.2022 N 44360 (от 24.08.2022 N 66-2022-66314) Общества о внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области путем включения многоквартирного дома N 19 по ул. Красных Борцов в г. Екатеринбурге (далее - МКД) в перечень управляемых ООО УК "Народная" многоквартирных домов. Направление заявления связано с заключением договора управления МКД на основании протокола общего собрания собственников помещений в МКД от 10.08.2022 N 2, подлинник которого ранее поступил в Департамент.
Департамент, рассмотрев указанное заявление, принял решение от 02.09.2022 N 29-05-01/33779 о приостановлении рассмотрении заявления о внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области в связи с несоответствием заявления и приложенных к нему документов требованиям, установленным:
подпунктом "в" п. 5 приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр "Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации" (далее - Приказ N 938/пр), а именно: сведения, представленные лицензиатом, противоречат содержащимся в реестре лицензий Свердловской области на момент рассмотрения заявления сведениям. В частности, МКД включен в перечень домов, управление которыми осуществляет АО "Орджоникидзевская УЖК";
подпунктом "в" п. 10 Приказа N 938/пр, а именно: в ходе рассмотрения заявления установлено, что заявление о внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области поступило в связи с заключением договора управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от АО "Орджоникидзевская УЖК".
После истечения срока приостановления Департамент вынес решение от 14.10.2022 N 29-05-01/39334 о внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области путем включения МКД в перечень управляемых ООО УК "Народная" с 01.11.2022.
В Департамент поступило Определение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 31.10.2022 по делу N 2-5219/2022 о принятии мер по обеспечению иска, в соответствии с которым Департаменту запрещено вносить изменения в перечень многоквартирных домов реестра лицензий Свердловской области в отношении МКД на основании решения внеочередного общего собрания собственников помещений МКД, оформленного протоколом от 10.08.2022 N 2.
На основании указанных обеспечительных мер Департаментом в адрес ООО УК "Народная" направлено письмо от 01.11.2022 N 29-05-01/41472 о направлении информации о сторнировании ранее принятого решения от 14.10.2022 N 29-05-01/39334 на основании обеспечительных мер.
Суд первой инстанции признал действия Департамента по сторнированию законными, с чем соглашается суд апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Неисполнение судебных актов в силу ч. 2 ст. 16 АПК РФ влечет за собой ответственность, установленную АПК РФ и другими федеральными законами.
Нормы об ответственности за неисполнение судебного акта арбитражного суда содержатся в статье 332 АПК РФ, в соответствии с частью 1 которой за неисполнение судебного акта арбитражного суда органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, организациями, должностными лицами и гражданами арбитражным судом может быть наложен судебный штраф по правилам главы 11 АПК РФ в размере, установленном федеральным законом.
Учитывая наличие определения Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга о принятии обеспечительных мер по делу N 2-5219/2022 в виде запрета Департаменту вносить изменения в перечень многоквартирных домов реестра лицензий Свердловской области в отношении многоквартирного дома N 19 по ул. Красных борцов в г. Екатеринбурге на основании решения внеочередного собрания собственников помещений многоквартирного дома, оформленного протоколом N 2 от 10.08.2022, суд первой инстанции пришел к выводу, что Департамент обязан был все зависящие от него меры для его исполнения.
При этом суд отметил, что в данном случае такой мерой явилось сторнирование записи, внесенной в момент существования обеспечительных мер, о включении МКД в перечень управляемых ООО УК "Народная" многоквартирных домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области.
Отсутствие в законодательстве и подзаконных актах термина "сторнирование" не влечет незаконность действий заинтересованного лица, поскольку в данном случае действие предпринималось во исполнение общеобязательного судебного акта, подлежащего немедленному исполнению.
Выводы суда являются верными. Оснований для иной оценки представленных в дело доказательств апелляционный суд не усматривает, отмечая при этом, что отсутствие конкретного термина не должно приводить к невозможности исполнения судебных актов, в связи с чем Департаментом применен термин "сторнировать", от чего само действие, предпринятое во исполнение определения суда о принятии обеспечительных мер незаконным не становится.
Приведенные в жалобе доводы о незаконности оспариваемого решения Департамента, со ссылкой на то, что обеспечительные меры не могут накладываться на действия, которые уже совершены (решение Департамента о внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области принято 14.10.2022), апелляционным судом проверен и отклонен, так как они основаны на неправильном толковании ст. 142 ГПК РФ и ст. 16 АПК РФ применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для выводов о незаконности решения Департамента и нарушении прав и законных интересов общества оспариваемым решением Департамента.
Доказательств того, что оспариваемое решение Департамента не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя, обществом в материалы дела, суду не представлено.
При таких обстоятельствах на основании статьи 201 АПК РФ в удовлетворении исковых требований судом первой инстанции отказано правомерно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 января 2023 года по делу N А60-63287/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.Ю. Муравьева |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-63287/2022
Истец: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "НАРОДНАЯ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АО "Орджоникидзевская управляющая жилищная компания"