г. Москва |
|
23 марта 2023 г. |
Дело N А40-249913/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ж.В. Поташовой,
судей Ю.Н. Федоровой, Н.В. Юрковой
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Е. Ярахтиным,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "РЖД" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.12.2022 г. по иску ОАО "Российские железные дороги" к Комитету государственного строительного надзора города Москвы об отмене постановления от 10.11.2021 N 3783-Ю
при участии в судебном заседании:
от ОАО "РЖД" - Бельская М.Е. по дов от 10.09.2021,
от Комитета государственного строительного надзора города Москвы - Патрушев А.Ю. по дов от 27.04.2022,
Иные лица не явились, извещены.
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Российские железные дороги" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Комитету государственного строительного надзора города Москвы об отмене постановления от 10.11.2021 N 3783-Ю.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.02.2022 постановление Мосгосстройнадзора N 3783-Ю от 10.11.2021 о привлечении ОАО "РЖД" к административной ответственности по ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ признано незаконным.
Постановлением Девятого Арбитражного апелляционного суда от 18.04.2022, решение Арбитражного суда города Москвы от 07.02.2022 по делу N А40-249913/21 оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 21.07.2022 решение Арбитражного суда города Москвы от 07.02.2022 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2022 по делу N А40-249913/2021 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 14.12.2022 в удовлетворении требований по заявлению ОАО "Российские железные дороги" к Комитету государственного строительного надзора города Москвы об оспаривании постановления от 10.11.2021 N 3783-Ю отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ОАО "РЖД" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте www.kad.arbitr.ru в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 123, 156 АПК РФ.
В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представитель апеллянта поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Мосгосстройнадзора возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, представил суду отзыв, приобщенный судом к материалам дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Исследовав доказательства, представленные в материалы дела, оценив их в совокупности и взаимной связи в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ, с учетом установленных обстоятельств по делу, апелляционный суд считает доводы жалобы необоснованными в силу следующего.
Как следует из материалов дела, что Комитетом государственного строительного надзора г. Москвы проведена проверка с целью выявления нарушений законодательства при строительстве объекта капитального строительства: "Интеграция Савеловского направления и Малого кольца Московской железной дороги", расположенного по адресу: г. Москва, остановочный пункт "Окружная" Савеловского направления Московской железной дороги.
Постановлением Мосгосстройнадзора от 10.11.2021 N 3783-Ю открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ, выразившееся в нарушении порядка эксплуатации объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, в виде административного штрафа в размере 1 000 000 (один миллион) рублей (далее - Постановление).
Как установлено судом, с 01.09.2021 по 14.08.2021 на основании распоряжения N РП-5990/21-(0)-0 от 10.08.2021 о проведении выездной внеплановой проверки юридического лица, в присутствии законного представителя ОАО "РЖД" Колосова К.А. действующего на основании доверенности от 10.08.2020 N ДКРС-537/Д, уполномоченным должностным лицом Комитета проведена проверка объекта капитального строительства: Интеграция Савёловского направления и малого кольца Московской железной дороги, по адресу: г. Москва, остановочный пункт "Окружная" Савёловского направления Московской железной дороги (САО, Бескудниковский).
В ходе проверки с применением средств фото фиксации, выявлен факт эксплуатации объекта капитального строительства без оформленного в установленном порядке разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Факт осуществления эксплуатации объекта без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию подтвержден при проведении проверки материалами административного дела именно: актом проверки от 14.09.2021, протоколом от 25.10.2021 и фотоматериалами.
Утверждения Общества о том, что на момент вынесения постановления объект введен во временную эксплуатацию Актами приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта приемочной комиссией от 30.09.2020 N 1457 и от 23.08.2021 N 08/08 не могут рассматриваться судом как документы, подтверждающие отсутствие состава правонарушения.
Ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 31.07.2020 N 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 254) предусмотрено, что до получения разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта инфраструктуры, разрешения на ввод в эксплуатацию в отношении этапа строительства, реконструкции такого объекта инфраструктуры допускается осуществление временной эксплуатации такого объекта капитального строительства в целях осуществления перевозки грузов и (или) пассажиров при условии подтверждения технической готовности указанного объекта к временной эксплуатации в соответствии с частями 10 и 11 данной статьи.
Согласно ч. 10 ст. 3 Закона N 254 техническая готовность линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации определяется комиссией, порядок формирования и функционирования которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Соответствующий порядок утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 N 2057 "Об утверждении Правил формирования и функционирования комиссии, определяющей техническую готовность линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации" (Далее -постановление Правительства N 2057 -1111), которое вступило в силу 22.12.2020.
При этом требования к техническому состоянию линейного объекта инфраструктуры, допускаемого к временной эксплуатации, порядок подтверждения технической готовности указанного объекта к временной эксплуатации, порядок осуществления такой временной эксплуатации и технического обслуживания указанного объекта также устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 11 ст. 3 Закона N 254).
Соответствующие требования и порядки утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 N 35 "Об утверждении требований к техническому состоянию линейного объекта инфраструктуры, допускаемого к временной эксплуатации, Правил подтверждения технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации, Правил осуществления временной эксплуатации и технического обслуживания линейного объекта инфраструктуры", которое вступило в силу 03.02.2021.
Постановление Правительства N 2057 - 1111 не предусматривает такой формы документа как Акт приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта, данное постановление устанавливает, что решение комиссии оформляется протоколом заседания комиссии.
Также вышеуказанным постановлением предусмотрено обязательное уведомление органа, выдавшего разрешение на строительство, о формировании комиссии и о решении комиссии. ОАО "РЖД" не производило данное уведомление.
Предоставленные в Комитет ОАО "РЖД" документы не соответствуют постановлению Правительства N 2057 -1111 и Закону N 254:
- Распоряжение от 02.08.2021 N МОСК-988/р "Об образовании комиссии по приемке в эксплуатацию объекта: "Интеграция Савёловского направления и Малого кольца железной дороги";
- Положение о комиссии по приемке в эксплуатацию объекта: "Интеграция Савёловского направления и Малого кольца железной дороги";
- Акт от 30.09.2020 N 1457 приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта приемочной комиссии;
- Акт от 23.08.2021 N 08/08 приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта приемочной комиссии (Акт составлен в отношении железнодорожной эстакады, т.е. в отношении иного объекта).
Таким образом, решение комиссии о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации в соответствии с постановлением Правительства N 2057 - ПП и Законом N 254 ОАО "РЖД", на момент выявления нарушения, не принималось.
В нарушении п. 15 Правил формирования и функционирования комиссии, определяющей техническую готовность линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации, утвержденных постановлением Правительства N 2057 - 1111, в представленных документах отсутствуют такие сведения, как:
- наименование организации, которая должна осуществлять временную эксплуатацию линейного объекта инфраструктуры;
- срок временной эксплуатации линейного объекта инфраструктуры;
- предельная скорость движения транспортных средств.
Указанное также подтверждает несоответствие представленных документов действующему законодательству.
Эксплуатация объекта, а именно - Остановочного пункта, на основании Актов приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта приемочной комиссии от 30.09.2020 N 1457 и от 23.08.2021 N 08/08 также не представляется возможным в связи со следующим.
В соответствии с п. 3.1 приказа Министерства транспорта Российской Федерации о 06.07.2015 N 207 "Об утверждении свода правил "Приемки и ввода в эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта", приемку и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта осуществляют в соответствии с положениями статей 74-81 Технического регламента Таможенного союза TP ТС 003/2011 "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта", ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и данного свода правил.
Согласно п. 3.5 СП 236.1326000.2015. Свод правил. "Приемка и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта" утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 06.07.2015 N 207 (Далее - СП 236.1326000.2015) участок железнодорожного пути общего пользования, его составные части или элементы могут быть введены во временную эксплуатацию для непрерывного процесса перевозок в условиях строящегося или реконструируемого объекта.
В соответствии с п. 3.6. СП 236.1326000,2015 заказчик, застройщик, подрядчик и эксплуатирующая организация совместно устанавливают техническую готовность участка железнодорожного пути общего пользования, его составной части или элемента к вводу во временную эксплуатацию. При этом разрабатываются:
- порядок подтверждения технической готовности ко вводу во временную эксплуатацию участка железнодорожного пути общего пользования, его составной части или элемента;
- порядок эксплуатации и технического обслуживания участка железнодорожного пути общего пользования, его составной части или элемента, введенного во временную эксплуатацию, для выполнения требований ПТЭ и иных нормативных документов, обеспечивающих безопасную эксплуатацию.
Необходимо отметить, что указанные документы Обществом ни в суд, ни в Комитет не представлялись.
Вместе с тем, п. 3.4 СП 236.1326000.2015 предусмотрено что, отдельные этапы строительства могут быть приняты приемочными комиссиями в случае, если эти этапы строительства выделены в утвержденной проектной документации.
В извещении о начале строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства от 30.09.2022 N 16 по объекту "Интеграция Савёловского направления и Малого кольца Московской железной дороги" нет разбивки на этапы строительства, ОАО "РЖД" Актами приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта приемочной комиссии от 30.09.2020 N 1457 и от 23.08.2021 N 08/08, в нарушение проектной документации, фактически самостоятельно, разделило строительство на этапы, не внося при этом изменения в проектную документацию.
Как следует из приложения N 1 к Техническому регламенту Таможенного союза TP ТС 003/2011 "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" железнодорожный путь и пассажирские и грузовые платформы (остановочные пункты) относятся к различным подсистемам и составным частям инфраструктуры железнодорожного транспорта, более того "Остановочный пункт" не входит в элементы составных частей подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожные пути общего пользования - железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочной и маневровой работы, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции.
Исходя из вышеуказанных нормативно-правовых актов, применение приказа Минтранса России от 06.07.2015 N 207 "Об утверждении Свода правил "Приемка и СП 236.1326000.2015 возможно исключительно в отношении железнодорожных путей общего пользования.
Применение данных норм в отношении Остановочных пунктов, платформ не предусмотрено.
Таким образом, поскольку Акты приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта приемочной комиссии от 30.09.2020 N 1457 и от 23.08.2021 N 08/08 не соответствуют нормам законодательства, решения комиссии, оформленные в виде Актов от 30.09.2020 N 1457 и от 23.08.2021 N 08/08 нельзя рассматривать, как документы позволяющие осуществлять временную эксплуатацию.
Согласно ч. 1 ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
В соответствии с ч. 2 ст. 55 ГрК РФ для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Отсылка заявителя к Актам приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта приемочной комиссии от 30.09.2020 N 1457 и от 23.08.2021N 08/08 не состоятельна, поскольку заявителем 29.04.2022 в соответствии с Законом N 254 составлен Протокол заседания комиссии N МОСК-3302/пд по решению вопроса о технической готовности объекта "Интеграция Савёловского направления и Малого кольца Московской железной дороги" к временной эксплуатации.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что эксплуатация остановочного пункта "Окружная" Савёловского направления Московской железной дороги до 29.04.2022 осуществлялась в нарушение норм действующего законодательства.
Вина Общества в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ с учетом положения ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения требования, за нарушение которого ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от нее меры по их соблюдению.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или иными законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Порядок привлечения заявителя к административной ответственности согласно статьям 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ административным органом соблюден.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда первой инстанции и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о вынесении судом первой инстанции решения с учетом правильно установленных обстоятельств, имеющих значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованных доказательств, при правильном применении норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст.ст. 176,266-268,269,270,271,272 АПК РФ, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.12.2022 по делу N А40-249913/21 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
Н.В. Юркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-249913/2021
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ГОРОДА МОСКВЫ
Хронология рассмотрения дела:
23.03.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-6024/2023
15.12.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-249913/2021
21.07.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14996/2022
18.04.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-11134/2022
07.02.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-249913/2021