г. Тула |
|
23 марта 2023 г. |
Дело N А54-572/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.03.2023.
Постановление в полном объеме изготовлено 23.03.2023.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Афанасьевой Е.И., судей Волковой Ю.А., Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Бобровниковой В.А., при участии судебном заседании от ПАО "Сбербанк России" - Дейниченко С.Н. (паспорт, диплом, доверенность от 14.10.2021), в отсутствии других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ПАО "Сбербанк России" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 15.11.2022 по делу N А54-572/2022 (судья Сельдемирова В. А.), принятое по исковому заявлению Государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" (ОГРН 1077711000102) к обществу с ограниченной ответственностью "НОВУС ГРУПП" (ОГРН 1126234003499), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - публичного акционерного общества "Сбербанк России" (ОГРН 1027700132195) в лице Рязанского отделения о взыскании задолженности по кредитному договору N8606CSTDW2NRGQ0AQ0QZ3F в размере 542 334 рублей 20 копеек и неустойки в размере 240 796 рублей 38 копеек за период с 30.09.2020 по 17.12.2021, и дело по иску акционерного общества "Сбербанк России" (ОГРН 1027700132195,) в лице Рязанского отделения к обществу с ограниченной ответственностью "НОВУС ГРУПП" (ОГРН 1126234003499), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" (ОГРН 1077711000102), о взыскании задолженности по кредитному договору N8606CSTDW2NRGQ0AQ0QZ3F от 07.07.2020 за период с 01.05.2021 по 05.10.2021 (включительно) в общем размере 142 067 рублей 55 копеек, из которых: 30 454 рублей 20 копеек - неустойка, 95 706 рублей 04 копеек - просроченный основной долг, 15 907 рублей 31 копеек - просроченные проценты третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство экономического развития Российской Федерации (ИНН 7710349494), Федеральная налоговая служба (ИНН 7707329152), Государственное учреждение - Пенсионный фонд Российской Федерации (ИНН 7706016118)
УСТАНОВИЛ:
Государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ" (далее - истец, ГКР "ВЭБ.РФ") обратилась в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "НОВУС ГРУПП" (далее - ответчик, ООО "НОВУС ГРУПП") о взыскании задолженности по кредитному договору от 07.07.2020 N 8606CSTDW2NRGQ0AQ0QZ3F в размере 542 334 рублей 20 копеек и неустойки за период с 30.09.2020 по 17.12.2021 в размере 240 796 рублей 38 копеек за период с 30.09.2020 по 17.12.2021.
Определением суда от 03.02.2022 исковое заявление принято к производству с рассмотрением дела в порядке упрощенного производства, делу присвоен номер А54-572/2022, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "Сбербанк России" в лице Рязанского отделения (далее - ПАО "Сбербанк России", Банк).
Определением от 28.03.2022 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Определением суда от 29.06.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральную налоговую службу, Государственное учреждение - Пенсионный фонд Российской Федерации.
В производстве Арбитражного суда Рязанской области имелось дело N А54- 10199/2021 по иску ПАО "Сбербанк России" к ООО "НОВУС ГРУПП" о взыскании задолженности по кредитному договору N8606CSTDW2NRGQ0AQ0QZ3F от 07.07.2020 за период с 01.05.2021 по 05.10.2021 (включительно) в общем размере 142067 рублей 55 копеек, из которых: 95706 рублей 04 копеек - просроченный основной долг, 15907 рублей 31 копеек - просроченные проценты, 30454 рублей 20 копеек - неустойка.
Определением от 13.07.2022 суд объединил дела N А54-10199/2021 и N А54-572/2022 в одно производство для их совместного рассмотрения, объединенному делу присвоил N А54-572/2022.
Определением суда от 15.11.2022 в удовлетворении исковых требований акционерного общества "Сбербанк России" и Государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" отказано.
В жалобе ПАО "Сбербанк России" просит решение суда от 15.11.2022 отменить, исковые требования ПАО Сбербанк, ГКР "ВЭБ.РФ" удовлетворить. В обоснование своей позиции ссылается на нарушение норм материального права, несоответствие выводов суда представленным в материалы дела доказательствам. Указывает на то, что правовое значение в рамках льготного кредитования имеют сведения, размещенные на платформе ФНС. По мнению заявителя жалобы, ответчик, в отличие от Банка, не лишен права взыскать убытки за ненадлежащую обработку и передачу сведений о численности застрахованных лиц с уполномоченных органов, разместивших недостоверные сведения о численности.
В судебном заседание апелляционной инстанции представитель ПАО "Сбербанк России" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом области, 11.06.2020 между ПАО "Сбербанк России" (кредитор) и ООО "НОВУС ГРУПП" (заемщик) 07.07.2020 был заключен кредитный договор N 8606CSTDW2NRGQ0AQ0QZ3F путем подписания заемщиком заявления о присоединении к Общим условиям кредитования (открытию кредитной линии) юридического лица и индивидуального предпринимателя (л.д. 34-39 т. 1).
Кредитный договор был заключен в рамках осуществления мер государственной поддержки субъектов предпринимательской деятельности пострадавших отраслей в связи с распространением коронавирусной инфекции в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 N 696 (далее - Правила N 696).
Лимит кредитной линии составляет 630 760 рублей (пункт 1 заявления).
24.12.2020 ответчиком было получено сервисное уведомление Банка об изменениях условий кредитного договора в связи с внесением Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2020 N 1976 изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2020 N 696 (л.д. 126-128 т.2).
С учетом данных изменений, базовый период договора определен до 01.12.2020, период наблюдения - с 01.12.2020 по 01.04.2021, период погашения - период продолжительностью три месяца по окончанию базового периода либо по окончанию периода наблюдения, в котором заемщиком осуществляется возврат кредитору основного долга, уплата процентов и других платежей в размере, в сроки и на условиях договора.
По условиям договора период наблюдения начинается по окончанию базового периода договора при соблюдении следующих условий: численность работников заемщика в течение базового периода договора на конец каждого отчетного месяца по состоянию на 25.11.2020 составляет не менее 80% численности работников заемщика, определенной исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы ПФР по итогам мая 2020 года; в отношении заемщика по состоянию на 25.11.2020 не введена процедура банкротства, либо деятельность заемщика не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 6 заявления, дата полного погашения выданного кредита:
- в случае, если по договору не был осуществлен переход на период наблюдения по договору - 01 марта 2021 года;
- в случае, если по договору осуществлен переход на период наблюдения по договору, но не принято решение о списании - 30 июня 2021 года.
При соблюдении условий/требований, установленных в Правилах N 696 списание задолженности заемщика по состоянию на 01 апреля 2021 года осуществляется в размере и на условиях, предусмотренных Правилами.
Списание задолженности заемщика осуществляется в размере 50 % от сформировавшейся задолженности на дату окончания периода наблюдения по договору, в случае, если отношение численности работников заёмщика, определенной кредитором на основании сведений, размещенных в информационном сервисе ФНС по состоянию на 01 марта 2021 года, к численности работников заёмщика, определенной кредитором на основании сведений, размещенных в информационном сервисе ФНС по состоянию на 01 июня 2020 года, составляет не менее 0,8; полное списание задолженности производится в случае, если такое соотношение численности составляет не менее 0,9.
Списание задолженности заемщика перед кредитором по договору, по которому кредитором принято решение о списании задолженности, осуществляется кредитором не позднее 1 апреля 2021 года.
На базовый период и период наблюдения по договору устанавливается процентная ставка за пользование выданным траншем в размере 2% годовых. Начисленная сумма процентов за период с даты заключения договора до наступления периода погашения по договору переносится в основной долг по договору на дату окончания базового периода договора, а также на дату окончания периода наблюдения.
На период погашения по договору устанавливается стандартная процентная ставка в размере 15% годовых.
Факт получения заемщиком кредита в размере 638 040,24 рублей подтверждается выпиской по расчетному счету ответчика и последним не оспаривается (л.д. 53-70 т.1).
Обязательства заемщика по кредитному соглашению обеспечены поручительством Государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" в соответствии с договором поручительства от 01.06.2020 N 07/1357 (л.д. 84-88 т.1), в соответствии с которым сумма обеспечиваемого поручителем за должника обязательства составляет 85 % от суммы основного долга по кредиту, полученному должником в рамках Программы, и начисленных процентов по нему, включенных в основной долг, в определенном Программой порядке, в том числе обязательства, которые возникнут в будущем (пункт 1.1 договора).
29.03.2021 ПАО "Сбербанк России" направило в адрес ответчика сервисное уведомление о переводе кредитного договора N 8606CSTDW2NRGQ0AQ0QZ3F на период погашения (л.д. 135 т.2).
Не согласившись с указанным уведомлением, ответчик 30.03.2020 направил в адрес ПАО "Сбербанк России" обращение, в котором указал, что численность работников общества на 01.03.2021 осталась неизменной, в подтверждение чего представил сведения о застрахованных лицах за период с июля 2020 года по февраль 2021 года (СЗВ-М), отправленные в Пенсионный Фонд и подтвержденные электронной подписью о принятии отчетности (документы в электронном виде, л.д. 48 т.2).
На данное обращение ПАО "Сбербанк России" письмом от 02.04.2021 ответило, что при заключении кредитного договора его сумма рассчитана на основании численности работников, имеющейся на ресурсе ФНС России по состоянию на 01.06.2020. На указанную дату численность сотрудников заемщика составляла 8 человек. Банк указал, что в связи со снижением штатной численности организации в период наблюдения более чем на 20 % по сравнению с численностью на 01.06.2020, кредитный договор будет переведен на период погашения с 01.04.2021, а также указал на необходимость погашения задолженности равными долями: 30.04.2021, 30.05.2021, 30.06.2020. Также Банк указал, что численность сотрудников в сервисе ФНС формируется на основании сведений о застрахованных лицах (отчет по форме СЗВ-М), который организации подают в Пенсионный фонд до 15 числа месяца, следующего за отчетным, и рекомендовал в случае подачи неверных/некорректных сведений обратиться в Территориальное подразделение ПФР и подать соответствующие уточненные сведения. Банк разъяснил, что может принять решение о списании задолженности по кредитному договору на основании уточненных сведений о численности работников организации, размещенных в сервисе ФНС не позднее 15.04.2021, после указанной даты корректировки не будут учтены.
На предложение Банка ответчик 01.04.2021 направил в ГУ - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Рязанской области и ОПФР по Ростовской области сведения о застрахованных лицах за декабрь 2020 года, январь и февраль 2021 годы (форма СЗВ-М дополняющая, л.д. 94-96 т.2), согласно которым численность работников общества составляет: декабрь 2020 года - 10 человек, в том числе 8 - по филиалу ООО "НОВУС ГРУПП" в г. Ростов-на Дону, январь 2021 года - 9 человек, в том числе 7 - по филиалу в г. Ростов-на-Дону, февраль 2021 года - 8 человек, в том числе, 6 - по филиалу в г. Ростов-на-Дону (л.д. 94-96 т.2). Данная отчетность аналогична исходной отчетности, направленной ответчиком в Отделения ПФ РФ по Рязанской и Ростовской областях, в сроки, установленные Законом о персонифицированном пенсионном учете.
Впоследствии, ответчик обратился в Минэкономразвития Рязанской области, которое направило запрос в ГУ - ОПФР по Рязанской области в целях уточнения численности работников ООО "НОВУС ГРУПП" и получило ответ о том, что численность застрахованных лиц, в отношении которых была представлена отчетность по форме СЗВ-М, включая филиал ООО "НОВУС ГРУПП" в г. Ростов-на-Дону, составляет за июнь 2020 года - 8 человек, январь 2021 года - 9 человек, февраль 2021 года - 8 человек. Указанная информация была направлена Министерством в УФНС по Рязанской области в целях корректировки сведений о численности работников общества и в Рязанское отделение N 8606 ПАО "Сбербанк России" для учета в рамках мониторинга численности работников ООО "НОВУС ГРУПП" в указанные периоды (документы в электронном виде, л.д. 48 т.2).
На обращение ответчика о списании задолженности по кредитному договору, учитывая выполнение заемщиком условий Программы "Господдержка 2%" по сохранению численности работников, Банк письмом от 17.12.2021 сообщил, что при кредитовании в рамках Постановления Правительства РФ от 16.05.2020 N 696 Банк для определения численности работников заемщика использует информацию о застрахованных лицах, поданную заемщиком в органы Пенсионного Фонда Российской Федерации. Для получения данной информации Банк использует ресурс "Цифровая платформа распределенного реестра ФНС России". По данным Ресурса ФНС, численность работников ООО "НОВУС ГРУПП" в январе 2021 года составила 7 человек, в феврале 2021 года - 6 человек. Численность сотрудников общества, использованная для определения максимальной суммы кредита, на 01.06.2020 составляла 8 человек. Поскольку численность сотрудников по состоянию на 01.03.2021 составила менее 80% от численности, использованной при определении максимальной суммы кредита, кредитный договор переведен на период погашения (документы в электронном виде, л.д. 48 т.2).
17.06.2021 ПАО "Сбербанк России" направило в адрес ООО "НОВУС ГРУПП" требование о досрочном возврате кредита, в том числе, уплате процентов и нестойки, в общем размере 664 300,99 рублей, из них просроченный основой долг - 425 360,16 рублей, непросроченный основной долг - 212 680,08 рублей, проценты за пользование кредитом - 174,81 рублей, просроченные проценты - 13110,42 рублей, неустойка - 12 975,52 рублей (л.д. 47-48 т.1).
30.08.2021 ПАО "Сбербанк России" направило в адрес поручителя - Государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" требование об исполнении обязательств по кредитному договору от 07.07.2020 N 8606CSTDW2NRGQ0AQ0QZ3F, заключенному с ООО "НОВУС ГРУПП", в сумме 542334,20 рублей (л.д. 59 т.2).
Оплата по требованию произведена поручителем платежным поручением от 29.09.2021 N 24 (л.д. 27 т.2).
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по кредитному договору от 07.07.2020 N 8606CSTDW2NRGQ0AQ0QZ3F, ПАО "Сбербанк России" и Государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ" обратились в суд с настоящими исками.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В данном случае обязательства сторон возникли из договора об открытии невозобновляемой кредитной линии от 07.07.2020 N 8606CSTDW2NRGQ0AQ0QZ3F, заключенного путем подписания заемщиком заявления о присоединении к Общим условиям кредитования (открытию кредитной линии) юридического лица и индивидуального предпринимателя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
К отношениям по кредитному договору применяются правила, предусмотренные параграфом 1 главы 42 ГК РФ о займе, если иное не предусмотрено правилами параграфа 2 главы 42 ГК РФ о кредите и не вытекает из существа кредитного договора.
В силу пункта 1 статьи 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 810 ГК РФ заемщик обязан возвратить займодавцу полученную сумму займа в срок и в порядке, которые предусмотрены договором займа.
Согласно пункту 1 статьи 809 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором займа, займодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором. При отсутствии иного соглашения проценты выплачиваются ежемесячно до дня возврата суммы займа.
Согласно пункту 2 статьи 811 ГК РФ, если договором займа предусмотрено возвращение займа по частям (в рассрочку), то при нарушении заемщиком срока, установленного для возврата очередной части займа, займодавец вправе потребовать досрочного возврата всей оставшейся суммы займа вместе с процентами за пользование займом, причитающимися на момент его возврата.
Кредитный договор N 8606CSTDW2NRGQ0AQ0QZ3F заключен в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 696 от 16.05.2020 с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ N 1976 от 30.11.2020 (далее - Правила N 696).
Данные Правила устанавливают цель, условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности
Пунктом 2 Правил N 696 установлено, что субсидии предоставляются российским кредитным организациям, соответствующим требованиям, установленным пунктом 7 настоящих Правил (далее - получатели субсидии), по кредитным договорам (соглашениям), заключенным с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, не имеющих наемных работников.
Субсидии являются источником возмещения следующих фактически понесенных и документально подтвержденных затрат получателя субсидии: предоставление кредита по кредитному договору (соглашению) с заемщиком по льготной ставке в размере, предусмотренном настоящими Правилами; списание задолженности по кредитному договору (соглашению) с заемщиком, произведенное в порядке и размере, которые установлены настоящими Правилами (пункт 4 Правил N 696).
Как следует из пункта 5 Правил N 696, имеется три периода срока действия кредитного договора:
- "базовый период кредитного договора (соглашения)" - период с даты заключения кредитного договора (соглашения) до 01.12.2020, который должен быть предусмотрен кредитным договором (соглашением) на дату его заключения;
- "период наблюдения по кредитному договору (соглашению)" - период с 01.12.2020 по 01.04.2021, который должен быть предусмотрен кредитным договором (соглашением) на дату его заключения. Кредитным договором (соглашением) должен быть предусмотрен переход на период наблюдения или период погашения по кредитному договору (соглашению) в соответствии с настоящими Правилами;
- "период погашения по кредитному договору (соглашению)" - период продолжительностью три месяца.
Судом области установлено, что после окончания базового периода кредитный договор с 01.12.2020 был переведен Банком на период наблюдения в связи с соблюдением заемщиком условия о сохранении численности работников не менее 80% в течение базового периода.
По окончании периода наблюдения Банком путем получения информации с Платформы ФНС проведена проверка соблюдения заемщиком требований Правил N 696 о сохранении численности для возможного списания задолженности по кредитному договору, по результатам которой было установлено, что численность работников ООО "НОВУС ГРУПП" в январе 2021 года составила 7 человек, в феврале 2021 года - 6 человек. Численность сотрудников общества, использованная для определения максимальной суммы кредита, на 01.06.2020 составляла 8 человек. Поскольку численность сотрудников по состоянию на 01.03.2021 составила менее 80% от численности, использованной при определении максимальной суммы кредита, кредитный договор был переведен на период погашения.
Согласно пунктам 12, 12.1 Правил N 696, субсидия по списанию предоставляется получателю субсидии при соблюдении следующих условий:
а) в отношении заемщика на дату завершения периода наблюдения по кредитному договору (соглашению) не введена процедура банкротства, деятельность заемщика не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а заемщик - индивидуальный предприниматель не должен прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;
б) численность работников заемщика, за исключением заемщиков, обратившихся к получателю субсидии до 25 июня 2020 года, в течение периода наблюдения по кредитному договору (соглашению) на конец каждого отчетного месяца по состоянию на 25 марта 2021 года составила не менее 80 процентов численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил;
б(1)) численность работников заемщика, обратившегося к получателю субсидии до 25 июня 2020 года, в течение периода наблюдения по кредитному договору (соглашению) на конец одного или нескольких отчетных месяцев по состоянию на 25 марта 2021 года составила не менее 80 процентов численности работников заемщиков, определенной: исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по итогам мая 2020 года, если численность работников заемщика по итогам мая 2020 года составила менее 80 процентов численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил; исходя из сведений о численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил, если численность работников заемщика по итогам мая 2020 года составила 80 или более процентов численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил;
г) получателем субсидии осуществлено списание не позднее 1 апреля 2021 года задолженности заемщика по кредитному договору (соглашению), включая проценты по кредитному договору (соглашению), начисленные и перенесенные в основной долг по кредитному договору (соглашению) в соответствии с подпунктом "д" пункта 9 настоящих Правил;
д) соблюдены условия, предусмотренные пунктом 9 настоящих Правил.
Заемщик в течение периода наблюдения по кредитному договору (соглашению) выплачивает заработную плату работникам в соответствии с требованиями трудового законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 28(1) Правил N 696, в случае если численность работников заемщика, обратившегося к получателю субсидии до 25 июня 2020 года, определяемая исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по итогам мая 2020 г., составила менее 80 процентов численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил, перечисление субсидии по списанию получателям субсидии осуществляется в размере:
задолженности по состоянию на 1 апреля 2021 года по кредитным договорам (соглашениям), соответствующим требованиям по принятию решения о списании, установленным настоящими Правилами, в пределах размера кредитного договора (соглашения), определяемого в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил, исходя из численности работников заемщика, определенной на основании сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по итогам мая 2020 года, в случае, если отношение численности работников заемщика по состоянию на 1 марта 2021 года к численности работников заемщика, определенной исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по итогам мая 2020 года, составляет не менее 0,9;
задолженности по состоянию на 1 апреля 2021 года, умноженной на коэффициент 0,5, по кредитным договорам (соглашениям), соответствующим требованиям по принятию решения о списании, установленным настоящими Правилами, в пределах размера кредитного договора (соглашения), определяемого в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил, исходя из численности работников заемщика, определенной исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по итогам мая 2020 года, в случае, если отношение численности работников заемщика по состоянию на 1 марта 2021 года к численности работников заемщика, определенной исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по итогам мая 2020 года, составляет не менее 0,8.
Согласно пункту 6 кредитного соглашения списание задолженности заемщика осуществляется в размере 50% от сформировавшейся задолженности на дату окончания периода наблюдения по договору, в случае, если отношение численности работников заёмщика, определенной кредитором на основании сведений, размещенных в информационном сервисе ФНС по состоянию на 01 марта 2021 года, к численности работников заёмщика, определенной кредитором на основании сведений, размещенных в информационном сервисе ФНС по состоянию на 01 июня 2020 года, составляет не менее 0,8; полное списание задолженности производится в случае, если такое соотношение численности составляет не менее 0,9.
Списание задолженности заемщика перед кредитором по договору, по которому кредитором принято решение о списании задолженности, осуществляется кредитором не позднее 1 апреля 2021 года.
В силу абзаца 7 пункта 24 Правил N 696 проверка выполнения условий о численности работников заемщика проводится Банком на основании сведений на соответствующую отчетную дату, размещенных в информационном сервисе ФНС России.
Данные о численности работников заемщика поступают в ФНС России на основании поданных заемщиком форм СЗВ-М в ПФР. Сведения по форме СЗВ-М подаются в ПФР ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным (пункт 2.2 статьи 11 Закона о персонифицированном пенсионном учете).
Численность сотрудников ООО "НОВУС ГРУПП", использованная для определения максимальной суммы кредита, отраженная в сервисе ФНС России, на 01.06.2020 составляла 8 человек.
Основанием для перевода кредитного договора на период погашения явилось снижение численности работников заемщика по состоянию на 01.03.2021 более чем на 80%, согласно сведениям, размещенным в информационном сервисе ФНС России. Как указал Банк, по данным ресурса ФНС России, численность сотрудников ООО "НОВУС ГРУПП" в январе 2021 года составила 7 человек, в феврале 2021 года - 6 человек, в подтверждение чего представлен скриншот страницы информационного сервиса ФНС (л.д. 92-93 т.2).
В соответствии с письмом ФНС России от 20.11.2020 N АБ-4-19/19051@ в целях повышения эффективности мер государственной поддержки, оказываемых субъектам малого и среднего предпринимательства, наиболее пострадавшим от коронавирусной инфекции, ФНС России спроектировала и реализовала новую цифровую платформу на базе технологии распределенного реестра (блокчейн).
Источником данных для данной платформы выступают официальные ресурсы, оператором или владельцем которых является ФНС России - Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, автоматизированная информационная система "Налог-3", которая содержит информацию из налоговой отчетности налогоплательщиков по расчетам страховых взносов и среднесписочной численности работников, о поступлениях налогов и сборов, а также оперативные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, полученные по официальным каналам от Пенсионного фонда Российской Федерации.
Таким образом, первоисточником информации о численности сотрудников, которая принимается в основу расчета максимальной суммы кредита, является отчетность по форме СЗВ-М, передаваемая заемщиком ежемесячно в Пенсионный фонд Российской Федерации в порядке и сроки, установленные постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".
В решении Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 07.07.2021 N АКПИ21-376 содержится вывод о том, что сведения, размещенные на Платформе, не являются единственным источником данных, подтверждающих выполнение заемщиком требований, установленных правилами кредитования. Судебная коллегия указала, что споры, вытекающие из договора кредитования, разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Оспариваемые положения нормативного правового акта в случае спора не лишают административного истца права подтверждать соблюдение требований договора о сохранении количества рабочих мест иными доказательствами (штатным расписанием, формой СЗВ-Стаж, трудовыми договорами).
Таким образом, как верно отмечено судом области, значимым для вывода о соблюдении обществом условий льготного кредитования является сохранение численности сотрудников, а основным способом ее определения являются сведения из информационного сервиса ФНС России.
В данном случае судом области установлено, что согласно представленных ответчиком первичных документов - отчетов по форме СЗВ-М за период с апреля 2020 года по март 2021 года, отправленных в Отделения Пенсионного Фонда РФ по Рязанской и Ростовской областях и подтвержденных электронной подписью о принятии отчетности (л.д. 48 т.2, представлены в электронном виде), следует, что численность работников заемщика с апреля 2020 года и весь период льготного кредитования не уменьшалась, а напротив, в некоторые месяцы превышала численность, примененную при определении максимальной суммы кредитования.
Так, численность работников ООО "НОВУС ГРУПП" в апреле 2020 года составила 8 человек, в том числе, в филиале в г. Ростов-на Дону - 6 человек; в мае 2020 года - 8 человек, в том числе, в филиале в г. Ростов-на Дону - 6 человек; в июне 2020 года - 8 человек, в том числе, в филиале в г. Ростов-на Дону - 6 человек; в июле 2020 года - 8 человек, в том числе, в филиале в г. Ростов-на Дону - 6 человек; в августе 2020 года - 9 человек, в том числе, в филиале в г. Ростов-на Дону - 7 человек; в сентябре 2020 года - 10 человек, в том числе, в филиале в г. Ростов-на Дону - 8 человек; в октябре 2020 года - 10 человек, в том числе, в филиале в г. Ростов-на Дону - 8 человек; в ноябре 2020 года - 10 человек, в том числе, в филиале в г. Ростов-на Дону - 8 человек; в декабре 2020 года - 10 человек, в том числе, в филиале в г. Ростов-на Дону - 8 человек; в январе 2021 года - 9 человек, в том числе, в филиале в г. Ростов-на Дону - 7 человек; в феврале 2021 года - 8 человек, в том числе, в филиале в г. Ростов-на Дону - 6 человек; в марте 2021 года - 8 человек, в том числе, в филиале в г. Ростов-на Дону - 6 человек.
Аналогичные сведения представлены в материалы дела Пенсионным Фондом Российской Федерации (л.д. 167-168 т.2).
В тоже время в соответствии со сведениями из информационного сервиса ФНС России в отношении ООО "НОВУС ГРУПП", численность работников заемщика в декабре 2020 года составила 8 человек, в т.ч. по филиалу в г.Ростов-на-Дону - 8 человек, в январе 2021 года - 7 человек, в т.ч. по филиалу в г.Ростов-на-Дону - 7 человек, в феврале 2021 года - 2 человека, в т.ч. по г. Рязани - 2 человека (л.д. 157-158 т.2).
Таким образом, как верно указал суд области, сведения из информационного сервиса ФНС России о численности работников ООО "НОВУС ГРУПП" с декабря 2020 года не соответствует первичным документам, представленным ответчиком и подтвержденным Пенсионным Фондом РФ, а именно, в декабре 2020 года не отражено количество работников 2 человека (г. Рязань), в январе 2021 года не отражено количество работников 2 человека (г. Рязань), в феврале 2021 года не отражено количество работников 6 человек (филиал в г. Ростов-на-Дону). До декабря 2020 года сведения соответствуют первичным документам.
Судом области также принято во внимание, что согласно указаний налогового органа, последнее размещение в сервисе было осуществлено 15.04.2021, после указанной даты размещение уточненных данных не предусмотрено.
Согласно пояснений Банка, после получения ответа ФНС России, Банком были перепроверены данные, получена информация сервиса ФНС о численности работников заемщика по состоянию на момент перехода кредитного договора на период погашения, согласно которой численность работников заемщика в январе 2021 года составила 7 человек, в феврале 2021 года - 2 человека, в подтверждение чего представил скриншот страницы сервиса ФНС (л.д. 164-166 т.2).
Также судом отмечено, что из представленных Банком скриншотов страниц информационного сервиса ФНС следует, что размещенная информация о численности работников изменялась, так, изначально Банком был представлен скриншот страницы, согласно которому численность работников в феврале 2021 года составила 6 человек, на что и указал Банк заемщику при переводе кредитного договора на период погашения, а в последующем, после представления сведений ФНС России, представлен скриншот страницы, согласно которому численность работников ответчика составила 2 человека.
При этом как первоначальные, так и последующие сведения не соответствуют фактическому числу работников заемщика, отраженному в отчетности, представленной ответчиком в установленные сроки в Пенсионный фонд Российской Федерации, и принятой Отделениями ПФ РФ в Рязанской и Ростовской областях.
Данное несоответствие обусловлено недостатком цифровой платформы, а не действиями заемщика, на что и обратил внимание Верховный Суд Российской Федерации в решении от 07.07.2021 N АКПИ21-376, указав на право заемщика подтверждать соблюдение требований договора о сохранении численности работников иными доказательствами.
При этом, указанная отчетность была представлена ответчиком в Банк 30.03.2021, после получения уведомления о переводе кредитного договора на период погашения, однако, данная информация оставлена Банком без внимания со ссылкой на сведения, отраженные в информационном сервисе ФНС России.
Между тем, дополнительным соглашением от 10.08.2020 к кредитному договору (л.д. 132-134 т.2) стороны предусмотрели, что в рамках исполнения обязательств по договору кредитор использует информацию, предоставленную с помощью электронных сервисов ФНС России непосредственно кредитору, в том числе, но не исключительно, для проверки соответствия заемщика условиям и требованиям Правил.
Как указано судом, Банк, действуя добросовестно и разумно, принимая во внимание то обстоятельство, что государственные меры поддержки были адресованы субъектам бизнеса, пострадавшим от ограничений в связи с распространением коронавирусной инфекции, должен был проанализировать поступившие в его адрес документы, провести их системный анализ и только после этого принимать решение о переходе на период погашения по кредитному договору.
Учитывая вышеизложенное, суд области пришел к выводу, что заемщиком выполнены условия о сохранении численности работников как в базовый период, так и в период наблюдения, и, соответственно, отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с указанными выводами суда области.
Доводы заявителя жалобы о том, что правовое значение в рамках льготного кредитования имеют сведения, размещенные на платформе ФНС, не заслуживают внимания.
Следует отметить, что Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 07.07.2021 N АКПИ21-376 было принято решение об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими абзацев третьего (в части) и четвертого п. 24 Правил N 696.
В данном решении указано, что кредитные организации используют в своей деятельности различные информационные сервисы, обеспечивающие процесс приема и обработки заявлений на получение льготных кредитов. Из содержания Правил N 696 следует, что получателем субсидии является российская кредитная организация, отвечающая установленным требованиям (п. 2). Абзац 3 п. 24 Правил N 696 устанавливает обязанность для получателя субсидии определять численность работников заемщика на основании сведений по состоянию на 01.06.2020, размещенных в информационном сервисе ФНС России. Абзац 4 пункта 24 Правил N 696 предусматривает, какие сведения о застрахованных лицах размещаются в информационном сервисе ФНС России. Это сведения о застрахованных лицах, подаваемые заемщиком в органы ПФР и передаваемые ПФР в ФНС России для целей реализации Правил N 696 не реже одного раза в месяц. Названные положения Правил N 696 соответствуют бюджетному законодательству, Федеральному закону от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Споры, вытекающие из договора кредитования, разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Оспариваемые положения нормативного правового акта в случае спора не лишают административного истца права подтверждать соблюдение требований договора о сохранении количества рабочих мест иными доказательствами (штатным расписанием, формой СЗВ-Стаж, трудовыми договорами).
Доводы заявителя жалобы о том, что ответчик, в отличие от Банка, не лишен права взыскать убытки за ненадлежащую обработку и передачу сведений о численности застрахованных лиц с уполномоченных органов, разместивших недостоверные сведения о численности, не могут быть приняты во внимание, поскольку являются лишь субъективным мнением самого заявителя жалобы.
Поскольку ответчик доказал соблюдение требований о сохранении необходимой численности работников как в базовый период, так и в период наблюдения, суд области обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований ПАО "Сбербанк России" и ГКР "ВЭБ.РФ".
Ссылка заявителя жалобы на судебную практику не может быть принята во внимание судебной коллегией, поскольку указанный спор был разрешен судом исходя из конкретных фактических обстоятельств дела.
Иные доводы, содержащиеся в жалобе, не влияют на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой суда установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ПАО "Сбербанк России" и отмены вынесенного решения.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 15.11.2022 по делу N А54-572/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Афанасьева |
Судьи |
Ю.А. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-572/2022
Истец: ГКР "ВЭБ,РФ"
Ответчик: ООО "НОВУС ГРУПП"
Третье лицо: Государственное учреждение-Пенсионный фонд РФ, Министерство экономического развития Российской Федерации, ПАО "СБЕРБАНК РОССИИ", ПАО "Сбербанк России" в лице Рязанского отделения, Федеральная налоговая служба, ОПФР по Рязанской области, Управление Федеральной Налоговой службы по Рязанской области