г. Томск |
|
23 марта 2023 г. |
Дело N А03-13539/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего: Подцепиловой М. Ю.
Судей: Вагановой Р. А.
Сухотиной В. М.
при ведении протокола судебного заседания помощником Прониным А.С. с применением средств аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экостар" (N 07АП-1545/2023) на решение от 12 января 2023 года Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-13539/2022 (судья М.А. Кулик)
по исковое заявление акционерного общества "Почта России" (ОГРН 1197746000000) к обществу с ограниченной ответственностью "Экостар" (ОГРН 1192225036101) о взыскании 827082,86 руб. задолженности, 19542 руб.- госпошлины,
при участии:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: представителя Медведициной Е.Г., действующей по доверенности N 16 от 01 июля 2022 года;
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Почта России" (далее - акционерное общество, Почта) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Экостар" (далее - общество) о взыскании 827 082 рублей 86 копеек задолженности по договору оказания услуг.
Исковые требования обоснованы статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по оплате оказанных услуг за первый квартал 2022 года.
Истец указал, что в соответствии с заключенным с ответчиком договором N НПУ дс/11-21 от 20.09.2021 осуществлял доставку извещений-квитанций ( счетов) для населения в январе, марте, апреле 2022 г., стоимость оказанных услуг составила 827 082 рублей 86 копеек.
Универсальные передаточные документы за оказанные услуги были направлены ответчику, однако ответчик их истцу подписанными не вернул, отказ от подписания универсальных передаточных документов не направил. Направленную в его адрес претензию истца оставил без ответа.
Решением арбитражного суда Алтайского края от 12 января 2023 года иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество "Экостар" обратилось с апелляционной жалобой, в которой ссылается на некачественность оказанных почтой услуг.
Податель жалобы полагает, что арбитражный суд необоснованно отклонил представленные ответчиком докладные записки о том, что переданные по реестру квитанции до населения не поступали.
В суде апелляционной инстанции представитель общества доводы жалобы поддержал, суду пояснил, что о том, что квитанции об оплате за вывоз ТКО не доходили до населения не доходили до населения ответчик узнал от потребителей, когда они приходили за ними, чтобы самостоятельно оплатить. Однако, актов о некачественности услуг общество не составляло, доказательств не имеет, свой расчет за вычетом предполагаемых некачественных услуг не представил.
В отзыве на апелляционную жалобу Почта просит принятый судебный акт оставить без изменения. Полагает, что ответчиком не заявлялось возражений о корректировке УПД сдачи - приема оказанных услуг, которые согласно условиям договора, при отсутствии возражений, считаются согласованными.
Дело по апелляционной жалобе рассмотрено в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя истца, который не подключился к веб -конференции по неуважительной причине, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Обсудив доводы жалобы, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого судебного акта в полном соответствии с требованиями статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены либо изменения исходя из следующих обстоятельств.
Как видно из материалов дела, между истцом (исполнитель) и ответчиком (заказчик) заключен договор об оказании услуг по доставке извещений-квитанций (счетов) для населения от 20.09.2021 N ППУ дс/11-21, по условиям которого истец обязуется по поручению ответчика осуществлять подведомственными отделениями связи доставку извещений квитанций (счетов) за вывоз мусора населению по Алтайскому краю через почтовые ящики ( п.1.1) ( л.д.14-19 - договор).
Истец взял на себя обязательство в течение 7-ми рабочих дней с момента получения извещений-квитанций (счетов) от ответчика отправлять их по отделениям связи и доставлять через почтовые ящики ( п.2.1.1. договора).
Ежемесячно, до 8 числа месяца, следующего за месяцем оказания услуг, предоставлять ответчику универсальный передаточный документ и счет по доставке квитанций согласно Приложению N 2 к настоящему договору ( п.2.1.2. договора).
Ответчик обязуется предоставлять по заявке истцу в участок обработки и обмена почтовых отправлений по адресу: г.Рубцовск, ул.Локомотивная,12, квитанции, подобранные по лицевой стороне, сформированные по отделениям связи и приписанные к реестру с указанием их количества по каждому отделению связи ( п.2.2.1. договора).
Ежемесячно, путем перечисления платежными поручениями денежных средств на расчетный счет истца в течение 3-х дней после получения универсального передаточного документа, производить оплату услуг, предоставленных истцом, в размере, указанном в приложении N 11, являющемся неотъемлемой частью договора (п.2.2.2. договора).
Пунктом 2.2.3. договора стороны предусмотрели, что ответчик обязан подписывать и передавать истцу универсальный передаточный документ в срок до 11 числа месяца, следующего за месяцем оказания услуг.
Если ответчик до 11 числа месяца, следующего за отчетным, не заявит возражений о корректировке универсального передаточного документа сдачи-приема оказанных услуг, то универсальный передаточный документ считается согласованным ответчиком.
Оплата услуг, оказанных истцом ответчику по договору, осуществляется в соответствии с тарифами, указанными в Приложении N 1 к договору, являющемуся его неотъемлемой частью.
Тарифы на услуги истца при расчетах увеличиваются на сумму НДС по ставке, действующей в пределах оказания услуг в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах ( п.3.4 договора).
Услуги по настоящему договору считаются оказанными истцом и приняты ответчиком с даты подписания сторонами универсального передаточного документа ( п.3.5. договора).
В Приложении N 1 к договору ( с учетом внесенных в него изменений дополнительными соглашениями от 18.10.2021, от 24.11.2021, от 08.02.2022) установлены тарифы на услуги по доставке извещений -квитанций.
Договор исполнялся сторонами.
Оказание услуг истцом ответчику подтверждается следующими доказательствами :
- универсальным передаточным документом N ТО 22801628/003004 от 28.02.2022 (л.д.20 - УПД) c учетом корректировки 01.03.2022 ( л.д.21) по просьбе ответчика ( письмо N 40 от 17.03.2022- л.д.44) подтверждается оказание услуг истцом ответчику в сумме 275658,84 руб.,
- универсальным передаточным документом N ТО 33101491/003004 от 31.03.2022 (л.д.24 - УПД) подтверждается оказание услуг истцом ответчику в сумме 276028,51 руб.,
- универсальным передаточным документом N ТО 43001965/003004 от 30.04.2022 (л.д. 32 - УПД) подтверждается оказание услуг истцом ответчику в сумме 275395,51 руб.
Всего стоимость оказанных истцом ответчику услуг за первый квартал 2022 года составила 827082,86 рублей.
Также оказание услуг подтверждается составленными ответчиком реестрами отправки квитанций (т.1 л.д. 22,23, 25-31,33-39 - реестры).
Также оказание услуг подтверждается накладными на почтовые ёмкости, составленными истцом (т.1 л.д. 40-43 - накладные).
Из письма ответчика от 17.03.2022 следует, что ответчик не отрицал оказание услуг истцом и лишь просил уменьшить тарифы на услуги (т.1 л.д. 44 - письмо).
До подачи искового заявления 09.08.2022 истец направил ответчику универсальные передаточные документы за февраль, март, апрель 2022 г., а также акт сверки взаиморасчетов с просьбой подписать указанные документы и вернуть их ему (л.д.47), которые ответчиком получены ( л.д.49), но оставлены без ответа.
Оплату за оказанные услуги ответчик не произвел, подписанные универсальные передаточные документы истцу не вернул, возражения относительно корректировки указанных в них сумм не заявил.
Почта претензией от 09.06.2022 исх. N 7.6.1.1-21/370 ( л.д.45) потребовал от ответчика оплатить задолженность по данному договору.
Однако, обществом претензия оставлена без удовлетворения.
Неисполнение ответчиком обязательств по оплате оказанных услуг и требований, изложенных в претензии, послужило основанием для подачи настоящего иска в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции, со ссылкой на статьи 309, 310, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, условия заключенного договора, пришел к выводу о взыскании задолженности в полном объеме, установив факт задолженности за оказанные услуги.
Не согласиться с выводами арбитражного суда у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Представленные сторонами спора документы позволяют заключить, что между сторонами сложились отношения по возмездному оказанию услуг, регулируемые главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, общими положениями о договоре (подраздел 2 указанного Кодекса) и обязательствах (глава 22 указанного Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (пункт 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются за исключением случаев, предусмотренных законом.
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (статья 779 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику (пункт 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда").
Из материалов следует, что почта оказала обществу услуги почтовой связи по пересылке почтовых отправлений, в подтверждение факта оказания услуг Почта представила универсальные передаточные акты сдачи-приема оказанных услуг, подписанные акционерным обществом в одностороннем порядке.
Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными (часть 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 14 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 января 2000 года N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" односторонний акт приемки результата работ является доказательством исполнения подрядчиком обязательства по договору, и при отказе заказчика от оплаты на суд возлагается обязанность рассмотреть доводы заказчика, обосновывающие его отказ от подписания акта приемки результата работ.
Таким образом, положения Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают возможность составления одностороннего акта сдачи-приемки результата работ, защищая интересы подрядчика, если заказчик необоснованно отказался от надлежащего оформления документов, удостоверяющих приемку.
В связи с изложенным, удовлетворение требований, основанных на одностороннем акте приемки выполненных работ, возможно в случае установления необоснованного отказа заказчика (генподрядчика, ответчика) от подписания акта.
Обязанность доказывания обоснованности мотивов отказа от приемки выполненных работ возложена законом на заказчика.
При непредставлении таких доказательств заказчиком односторонний акт приемки выполненных работ является основанием для оплаты в порядке, предусмотренном статьей 711 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как работы считаются принятыми.
Из материалов дела усматривается, что истцом указанные акты оказанных услуг были направлены ответчику 09 августа 2022 года.
Оплату по актам оказанных услуг общество не произвело, мотивов отказа от подписания, не представило.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции, исходя из положений статьей 711, 753 Гражданского кодекса Российской Федерации принимает в качестве доказательств оказания услуг подписанные истцом односторонний акт сдачи-приема оказанных услуг, в связи с чем, у ответчика возникла обязанность по его оплате.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно взыскал образовавшуюся задолженность и подтвержденную документально в полном объеме.
Размер задолженности установлен судом первой инстанции правильно и подлежит взысканию.
Доводы апеллянта о том, что Почта оказывала не надлежаще услуги, отклоняется судебной коллегией как не нашедший своего подтверждения.
Действительно, статья 723 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает уменьшение установленной за работу цены в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования.
Между тем, правоотношения, возникающие между операторами почтовой связи и пользователями услуг почтовой связи регулируются не только Гражданским кодексом, но и специальным законом - Федеральным законом от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее по тексту - Закон N 176-ФЗ), который устанавливает правовые, организационные, экономические, финансовые основы деятельности в области почтовой связи в Российской Федерации, положения которого имеют приоритетное значение.
Согласно статье 19 Закона N 176-ФЗ права пользователей услуг почтовой связи защищаются данным Федеральным законом, Федеральным законом от 07.07.2003 N 126- ФЗ "О связи", Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", гражданским законодательством Российской Федерации, правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как следует из статьи 14 Закона N 176-ФЗ, обеспечение операторами почтовой связи надлежащего качества оказываемых услуг почтовой связи является одной из гарантий доступности и качества услуг почтовой связи общего пользования.
Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 N 234 в соответствии со статьей 4 Закона N 176-ФЗ и подпунктом 5.2.25.1 Положения о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 418, утверждены Правила оказания услуг почтовой связи (далее по тексту - Правила N 234).
В силу положений пункта 46 Правил N 234 операторы почтовой связи обязаны, в числе прочего, пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки, а также обеспечивать сохранность принятых от пользователей почтовых отправлений и почтовых переводов.
Согласно абзацам 1, 2, 4 статьи 16 Закона N 176-ФЗ услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе.
По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату; пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги; операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки; нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; сроки оказания иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи самостоятельно; качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг.
Согласно части 1 статьи 34 Закона N 176-ФЗ за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи.
Однако, неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи должно быть документально зафиксировано, на данные обстоятельства должны быть отражены как замечания в актах оказанных услуг со стороны заказчика.
Между тем, данных обстоятельств в рамках данного спора не установлено.
Ссылки апеллянта на не качественное оказание услуг являются несостоятельными.
Доводы апеллянта об отсутствии представленных истцом доказательств фактического исполнения обязанностей по договору, ненадлежащем их исполнении отклоняются, поскольку в соответствии с п.2.2.3 договора оказанные истцом услуги по универсальным передаточным документам за февраль, март, апрель 2022 г. считаются принятыми ответчиком.
Несостоятельна ссылка апеллянта на внутренние документы ответчика, согласно которым якобы имелись жалобы физических лиц на ненадлежащее исполнение обязательств истцом по доставке квитанций (л.д. 130-131- докладные записки).
Данные доказательства противоречат иным доказательствам по делу и сами по себе не свидетельствуют о неоказании услуг истцом ответчику.
Также доводы о неоказании услуг за 1 квартал 2022 года были высказаны обществом только после обращения Почты в арбитражный суд в сентябре 2022 года.
Претензий по уменьшению размера оказанных услуг в связи с недоставкой почтовых отправлений, общество не заявляло.
Иных доводов, основанных на доказательной базе, которые бы влияли на законность и обоснованность обжалуемого решения, либо опровергали выводы арбитражного суда, в апелляционной жалобе не содержится.
С учетом изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции признает обжалуемое решение соответствующим нормам материального и процессуального права и фактическим обстоятельствам дела и не подлежащим отмене, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 12 января 2023 года Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-13539/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экостар" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу и может быть обжаловано в кассационном порядке в арбитражный суд Западно-Сибирского круга в течение двух месяцев через арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Подцепилова М. Ю. |
Судьи |
Ваганова Р. А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-13539/2022
Истец: АО "Почта России" в лице филиала УФПС Алтайского края
Ответчик: ООО "Экостар"