город Томск |
|
21 марта 2023 г. |
Дело N А27-22030/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 21 марта 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Смеречинской Я.А., |
судей |
|
Ходыревой Л.Е., Чикашовой О.Н., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Арышевой М.С., рассмотрев в судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (654027, Кемеровская область - Кузбасс, Новокузнецк город, Коммунаров пр-д, дом 2, ОГРН 1104217005892, ИНН 4217127183) к индивидуальному предпринимателю Земской Марине Сергеевна (ОГРНИП 304421122300047, ИНН 421100209932) о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в сумме 43 902 рублей 16 копеек,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель Швецова Евгения Михайловна (ОГРНИП 304421133400097, ИНН 421100547522), Аланова Кристина Геннадьевна (ИНН 225301216240), Урванцева Ирина Николаевна (ИНН 423901819690), индивидуальный предприниматель Ясюченя Ирина Сергеевна (ОГРНИП 308421109100011, ИНН 421102498711),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (далее - ООО "ЭкоТек") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Земской Марине Сергеевне (далее - ИП Земская М.С.) о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период в сумме 43 902 рубля 16 копеек, с учетом увеличения истцом размера исковых требований по правилам статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), принятого судом.
Исковые требования ООО "ЭкоТек" мотивированы нарушением ответчиком обязательства по оплате услуг по обращению с ТКО, оказанных на условиях типового договора в период с июля 2019 года по май 2021 года в связи с принадлежностью ответчику двух нежилых помещений, расположенных в городе Киселевске Кемеровской области по ул. Весенняя, д. 1, и ул. Весенняя, д. 19.
Решением от 25.05.2022 Арбитражного суда Кемеровской области исковые требования удовлетворены, с ИП Земской М.С. в пользу ООО "ЭкоТек" взыскана задолженность в сумме 43 902 рубля 16 копеек, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Земская М.С. обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 25.05.2022 отменить, принять новое решение, в обоснование ссылается не недоказанность фактического оказания услуг; неверное определение вида деятельности ответчика, что привело к применению завышенного норматива образования ТКО; фактическое ведение деятельности по сдаче помещений в аренду; не получение претензии от 19.07.2021, представленной в материалы дела.
Определением от 07.12.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда восстановлен срок на подачу ответчиком апелляционной жалобы. Тем же определением апелляционный арбитражный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Настаивая на удовлетворении исковых требований в заявленном размере, истец представил письменные пояснения, дополнительные документы в подтверждение расчета задолженности.
Ответчик, поддерживая возражения против иска, основанные на ведении им деятельности по сдаче принадлежащих ему помещений в аренду, осуществляющим офисную деятельность, не связанную с торговлей, к судебному заседанию представила дополнительные документы - договоры аренды нежилых помещений, акты приема-передачи помещений.
Учитывая обстоятельства, указанные сторонами в основаниях исковых требований и возражений против иска, арбитражный апелляционный суд определением от 20.12.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальные предприниматели Швецова Евгения Михайловна, Аланова Кристина Геннадьевна, Урванцева Ирина Николаевна, Ясюченя Ирина Сергеевна.
Поддерживая исковые требования, ООО "ЭкоТек" представило письменные пояснения, сообщило об отсутствии заключенных с арендаторами спорных помещений прямых договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, представило сведения об оплате услуг регионального оператора за период действия договора.
Ясюченя И.С. представила отзыв на исковое заявление, сообщила о заключении с ИП Земской М.С. договора от 01.12.2019 аренды помещения по адресу: Кемеровская область, г. Киселевск, ул. Весенняя, д. 19, использовании арендованной площади для офиса, в частности, деятельности по оказанию услуг в области бухгалтерского учета и сопутствующей деятельности. Одновременно представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Урванцева И.Н. представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, с ходатайством представила копию договора аренды.
Швецова Е.М. представила отзыв на исковое заявление, сообщила о заключении с ИП Земской М.С. договора от 1.03.2018 аренды помещения по адресу: Кемеровская область, г. Киселевск, ул. Весенняя, д. 19, использовании арендованной площади для офиса, компенсации всех расходов по содержанию и эксплуатации арендованного помещения арендодателю. Одновременно представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Письменные пояснения, отзывы и представленные с ними документы приобщены апелляционным судом к материалам дела.
В соответствии со статьей 18 АПК РФ на основании определения от 13.03.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда в связи с временным отсутствием судьи Аюшева Д.Н. в составе суда произведена замена, судья Аюшев Д.Н. заменен на судью Чикашова О.Н., сформирован состав суда. В связи с изменением состава суда рассмотрение дела осуществляется с самого начала.
Стороны, третьи лица, извещенные путем направления определения апелляционного суда почтовой связью, дополнительно извещенные посредством публичного размещения определения апелляционного суда на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет по правилам части 1 статьи 122 АПК РФ, явку в судебное заседание не обеспечили, представителей не направили.
Принимая во внимание наличие доказательств надлежащего извещения участвующих в деле лиц, арбитражный апелляционный суд рассматривает дело в отсутствие указанных лиц и их представителей по правилам статьи 156 АПК РФ.
Исследовав представленные участвующими в деле лицами пояснения и доказательства, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности и их достаточность и взаимную связь в совокупности, изучив приводимые представителями сторон доводы, арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как усматривается из материалов дела, истец позиционирует себя как региональный оператор, осуществляющий деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны "Юг" Кемеровской области с 01.07.2018 на основании соглашения от 27.10.2017, заключенного с Департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области, по условиям которого региональный оператор обеспечивает осуществление деятельности по обращению с ТКО (сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение) в соответствии с территориальной схемой, комплексной региональной программой "Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Кемеровской области" на 2017-2026 годы", N 419, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Кемеровской области и данным соглашением. Соглашение действует в течение 10 лет (пункт 7.1 соглашения).
Единые тарифы на услуги регионального оператора ООО "Экотек" по обращению с твердыми коммунальными отходами установлены постановлением региональной энергетической комиссии Кемеровской области (далее - РЭК Кемеровской области) от 05.06.2018 N 100 "Об утверждении производственной программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами и об утверждении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами "Экологические технологии" на период с 01.07.2018 по 31.12.2018 тариф составляет 416,68 руб./м3 (с НДС (18%) 491,68 руб./м3), на период с 01.01.2019 по 30.06.2019 тариф составляет 411,37 руб./м3 (с НДС (20%) 493,64 руб./м3), с 01.07.2019 по 31.12.2019 тариф составляет 415,37 руб./м3 (с НДС (20%) 498,44 руб./м3), на период с 01.01.2020 тариф составляет 498,44 руб./м3 (НДС не облагается), на период с 01.07.2020 по 31.12.2020 тариф составляет 542,61 руб./м3 (НДС не облагается), на период с 01.01.2021 по 30.06.2021 тариф составляет 542,61 руб./м3 (НДС не облагается).
ИП Земской М.С. на праве собственности принадлежат нежилые помещения с кадастровым номером 42:25:0101001:1336 площадью 52,3 кв. м., расположенное на первом этаже многоквартирного дома по адресу: Кемеровская область, г. Киселевск, ул. Весенняя, д. 1 помещение N 1, и с кадастровым номером 42:25:0104006:2792 площадью 85,9 кв. м., расположенное на первом этаже многоквартирного дома по адресу: Кемеровская область, г. Киселевск, ул. Весенняя, д. 19, пом. 2. Право собственности ответчика на указанные помещения зарегистрировано с 20.08.2002 и 10.11.2008 соответственно, что подтверждается представленными в дело выписками из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) (т. 1 л.д. 18-21).
Нежилое помещение с кадастровым номером 42:25:0101001:1336 по адресу: Кемеровская область, г. Киселевск, ул. Весенняя, д. 1, помещение N 1, передано во временное пользование ИП Швецовой Е.М. на основании договоров аренды от 01.01.2019, от 01.01.2020 и от 01.01.2021 на период до 31.12.2021, и Алановой К.Г. на основании договора аренды от 01.07.2019 на период с 01.07.2019 до 30.06.2020.
Нежилое помещение с кадастровым номером 42:25:0104006:2792 по адресу: Кемеровская область, г. Киселевск, ул. Весенняя, д. 19, пом. 2, передано в временное владение Урванцевой И.Н. на основании договора аренды от 01.03.2018 на период с 01.03.2018 по 01.04.2019, и ИП Ясюченя И.С. на основании договора аренды от 01.12.2019 на период с 01.12.2019 по 31.12.2020 и от 01.01.2021 на период с 01.01.2021 по 31.12.2021.
Договоры аренды заключены на аналогичных условиях, согласно которым помещения переданы под ведение арендатором коммерческой деятельности, в частности под офис (пункт 2.1.2 договоров аренды).
В обязанности арендаторов включено использование арендуемой площади по прямому назначению, указанному в пункте 2.1.2 договора (пункт 2.3.1 договоров аренды).
Расчет по договорам, включая возмещение расходов, связанных с эксплуатацией помещения (отопление, канализация, тех. обслуживание коммуникаций, уборка прилегающей территории, вывоз мусора, электроэнергия, водоснабжение), производится непосредственно с арендодателем не позднее 10 числа предоплатой за последующий месяц (пункты 4.2 договоров аренды).
ООО "Экотек" сформировало и направило в адрес ответчика договор от 01.07.2018 об оказании услуг по обращению с ТКО N 9294-2018/ТКО, согласно пункту 4 которого датой начала оказания услуг по обращению с ТКО является 01.07.2018.
В приложение к договору истец включил информацию по объему и местам накопления ТКО с указанием двух нежилых помещений, принадлежащих ответчику, и норматива накопления ТКО в размере 0,227 куб. м. на расчетную единицу (1 кв. м. площади помещения) в год.
В приложениях к договору также определены места накопления отходов с указанием адресов: г. Киселевск, ул. Утренняя, д. 6, корп. 2, и г. Киселевск, ул. Весенняя, д. 19, и графическим отображением на схеме расположения мест накопления твердых отходов и подъездных путей к ним.
Поскольку ответчик не подписал договор с региональным оператором, услуги оказывались на условиях типового договора, утвержденного Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156).
В период с ноября 2019 года ООО "Экотек" получало и исполняло заявки ИП Земской М.С., сведения об учете которых в используемых истцом программных средствах представлены в материалы дела (представлены истцом в электронном виде с ходатайством от 15.12.2022).
Оказание истцом услуг по обращению с ТКО в связи с осуществлением деятельности в принадлежащих ответчику помещениях последним не оспаривается, отражено в акте сверки взаимных расчетов за период с 01.07.2018 по 07.10.2022 (т. 1 л.д. 89), актах сверки взаимных расчетов за 3 квартал 2022 года, за 2 квартал 2021 года, за период с 01.07.2018 по 17.04.2020, подписанными ответчиком без замечаний (т. 2 л.д. 36-37, 39).
Оплата оказанных истцом услуг производилась ИП Земской М.С. путем перечисления денежных средств на банковский счет ООО "Экотек" по платежным поручениям от 28.11.2018 N 574711 на сумму 3 000 рублей, от 18.03.2019 N 178654 на сумму 1 500 рублей, от 04.07.2019 N 495944 на сумму 5 000 рублей, от 25.12.2019 N 93105 на сумму 700 рублей, от 11.06.2020 N 550059 на сумму 1 000 рублей, от 24.08.2020 N 315369 на сумму 500 рублей, от 19.10.2020 N 518570 на сумму 100 рублей, от 09.11.2020 N 153794 на сумму 100 рублей, от 12.01.2021 N 242140 на сумму 100 рублей, от 26.05.2021 N 65226 на сумму 420 рублей, от 16.06.2021 N 917451 на сумму 407 рублей, от 27.08.2021 N 538597 на сумму 407 рублей, от 29.10.2021 N 743402 на сумму 500 рублей, от 13.01.2022 N 844553 на сумму 500 рублей, от 09.03.2022 N 46898 на сумму 300 рублей, от 23.06.2022 N 77757 на сумму 400 рублей, от 09.08.2022 N 54750 на сумму 500 рублей, от 28.10.2022 N 16129 на сумму 500 рублей. Все указанные платежи приняты ООО "Экотек" к учету и отражены в составленных им актах сверки взаимных расчетов. Общая сумма платежей составила 15 434 рублей.
В связи с формированием на стороне ответчика задолженности по оплате услуг по обращению с ТКО истец направил в адрес ИП Земской М.С. претензию от 19.07.2021 N 55280, расчет претензионной суммы по которой произведен с применением норматива накопления ТКО в размере 0,227 куб. м. с 1 кв. м. площади помещений в год (т. 1 л.д. 16-17).
Претензиями от 18.08.2022 N 55510, от 05.10.2020 б/н, от 19.10.2021 N 16848, направленными по известным истцу адресам ИП Земской М.С., в том числе по адресам принадлежащих ей нежилых помещений, истец повторно потребовал уплаты задолженности.
Неисполнение ИП Земской М.С. претензионных требований послужило основанием для обращения ООО "Экотек" в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности могут возникать, в частности, из договоров и иных сделок.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В силу статьи 307 ГК РФ обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в Кодексе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно статье 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Общие положения о подряде (статьи 702 - 729) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг (статья 783 ГК РФ).
Из содержания пункта 1 статьи 711 ГК РФ следует, что заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов.
Согласно статье 720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику. Заказчик, обнаруживший недостатки в работе при ее приемке, вправе ссылаться на них в случаях, если в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требования об их устранении.
По смыслу приведенных выше законоположений основанием для оплаты услуг является факт их оказания вне зависимости от наличия или отсутствия договора заключенного сторонами в форме единого документа, а равно от подписания акта приемки услуг любой из сторон. Отсутствие акта приемки услуг не исключает предъявление требования об их оплате стороной, фактически оказавшей соответствующие услуги. Изложенное согласуется с правовым подходом, сформированным в пунктах 8, 12 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда".
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления).
Согласно статье 1 Закона об отходах производства и потребления региональный оператор по обращению с ТКО представляет собой юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Накопление, сбор, транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляется в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации (статья 24.6 Закона об отходах производства и потребления).
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 24.7 Закона об отходах производства и потребления региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона об отходах производства и потребления).
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона об отходах производства и потребления).
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО установлен Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), согласно пункту 8(1) которых региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 8(15) Правил N 1156, в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
Согласно пункту 1 типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В пункте 22 типового договора установлено, что стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2015 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов".
Согласно пункту 1 статьи 24.10 Закона об отходах производства и потребления определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО. Нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (пункт 2 статьи 24.10 Закона об отходах производства и потребления).
В соответствии с пунктом 4 Правил N 1156 обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
Согласно пункту 5 Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) названных Правил.
В пункте 25 Постановления N 1156 определено, что одним из существенных условий договора об оказании услуг по обращению с ТКО является способ коммерческого учета количества ТКО.
Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505) и устанавливают порядок коммерческого учета объема и (или) массы ТКО с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО.
В пункте 6 Правил N 505 предусмотрено, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 данных Правил.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
Из системного анализа вышеназванных нормативных положений следует, что нормативы накопления отходов, установленные в региональном законодательстве, следует применять при отсутствии согласования между региональным оператором и потребителем количества и объема отдельных контейнеров для накопления ТКО, установленных потребителем в месте накопления ТКО, периодичности их вывоза, путем подписания соответствующего приложения к договору на оказание услуг по обращению с ТКО или в иной форме.
В рассматриваемом случае условия договора об оказании услуг по обращению с ТКО сторонами не согласованы, следовательно, количество отходов, образующихся в деятельности ответчика, определяется в данном случае исходя из установленного норматива накопления отходов.
Обращаясь за судебной защитой, истец настаивает на взыскании задолженности за период с июля 2019 года по май 2021 года, рассчитанной с применением норматива накопления ТКО в размере 0,319 куб. м. с 1 кв. м. площади помещения в год, установленного постановлением РЭК Кузбасса от 27.04.2017 N 58 для предприятий торговли и торгово-развлекательных комплексов (аптек, продовольственных и промтоварных магазинов, супермаркетов, павильонов, киосков, рынков, оптовых баз), предприятий транспортной инфраструктуры.
В обоснование применения данного норматива истец указывает на включение в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) в отношении ответчика с 03.07.2014 сведений об основном виде экономической деятельности - торговля розничная прочая пищевыми продуктами в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.29.39).
В статье 1 Закона об отходах производства и потребления норматив накопления ТКО определен как среднее количество ТКО, образующихся в единицу времени.
Между тем внесение в ЕГРИП сведений о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности носит заявительный порядок и осуществляется на основании представленных индивидуальным предпринимателем документов (подпункт "о" пункта 2, пункт 4 статьи 5, статья 18 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Поскольку процесс образования и накопления ТКО находится в прямой зависимости от вида деятельности, являющейся источником ТКО, включенные в ЕГРИП сведения об определенном основном виде деятельности ответчика сами по себе не являются безусловным подтверждением вида фактически осуществляемой им деятельности и должно оцениваться с учетом всех доказательств, представленных в материалы дела (части 2, 4 статьи 71 АПК РФ).
В рассматриваемом случае по обращению ответчика регистрирующим органом внесены 28.11.2022 изменения в сведения ЕГРИП, основным видом экономической деятельности указана аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом (т. 1 л.д. 118).
Согласно представленным ответчиком налоговым декларациям по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в период с 2017 года налоговые платежи ИП Земской М.С. рассчитывались с указанием кода экономической деятельности по ОКВЭД 70.20 (услуги консультативные по вопросам управления).
Совокупностью представленных суду договоров аренды, актов приема-передачи нежилых помещений, отзывов и пояснений привлеченных к участию в деле третьих лиц подтверждается ведение с 2018 года в спорных нежилых помещения деятельности, связанной с организацией офисов. Данные сведения согласуются со сведениями об основных видах экономической деятельности, осуществляемой в спорный период арендаторами нежилых помещений - основным видом деятельности Урванцевой И.Н. являлось исследование конъюнктуры рынка (код по ОКВЭД 73.20.1), основным видом деятельности Ясюченя И.С. являлась деятельность по оказанию услуг в области бухгалтерского учета (код по ОКВЭД 69.20.2), что следует из имеющихся в деле выписок из ЕГРИП (т. 2 л.д. 23, 26).
Обстоятельства, свидетельствующие об осуществлении в спорных помещения иной деятельности, в частности деятельности продовольственного или промтоварного магазина, а равно обстоятельств, опровергающие возможность ведения офисной деятельности в нежилых помещениях, истец при рассмотрении дела не раскрыл, доказательств в подтверждение таких обстоятельств не представил. Равным образом истец не представил доказательства, свидетельствующие о вывозе из мест накопления отходов по указанным выше адресам ТКО, которые могли бы образовываться в деятельности магазина, рынка или иного объекта, для которого установлен примененный истцом в расчете норматив накопления ТКО.
Кроме того, направляя в адрес ответчика договор об оказании услуг и претензию от 19.07.2021, истец не заявлял о начислении платы на основании норматива, установленного для магазинов, применяя иной (меньший) норматив.
При таких обстоятельствах объем оказанных истцом услуг по обращению с ТКО следует определять, исходя из норматива, установленного для объектов, осуществляющих деятельность, в процессе которой образуется количество отходов, сходное с образованием отходов в деятельности офиса (консалтинговой, бухгалтерской деятельности).
Постановлением РЭК Кузбасса от 27.04.2017 N 58 для административных зданий, учреждений, организаций, офисов установлен норматив в размере 0,126 куб. м. с 1 кв. м. площади помещения в год.
При этом из пояснений ответчика, подтвержденных договорами аренды нежилых помещений, актами приема-передачи помещений, налоговыми декларациями, отзывами третьих лиц, следует, что деятельность офиса в нежилых помещения, принадлежащих ответчику, осуществлялась с марта 2018 года.
В этой связи с целью определения действительного размера обязательства ответчика перед истцом по оплате услуг по обращению с ТКО расчет общей стоимости таких услуг с применением норматива накопления ТКО, установленного для офисов, следует определять за весь период оказания услуг с 01.07.2018 с учетом частичной оплаты услуг, произведенной ответчиком.
Согласно произведенному апелляционным судом расчету, учитывающему площадь помещений ответчика(52,3 кв. м. и 85,9 кв. м. соответственно), норматив накопления ТКО в размере 0,126 куб. м. с 1 кв. м. в год, установленный для истца в соответствующий период тариф, стоимость услуг по обращению с ТКО, оказанных ООО "Экотек" ответчику в период с июля 2018 года по июнь 2019 года, составила 8 578 рублей 79 копеек, стоимость услуг, оказанных в период с июля 2019 года по май 2021 года, составила 17 340 рублей 63 копейки.
Порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги потребителями в многоквартирных домах определен в статье 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), согласно которой плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Плата за услуги по обращению с ТКО включена в состав платы за коммунальные услуги (пункт 4 статьи 154 ЖК РФ), следовательно, порядок оплаты указанных услуг соответствует порядку внесения платы за коммунальные услуги.
Согласно пункту 5 типового договора об оказании услуг по обращению с ТКО под расчетным периодом понимается один календарный месяц.
Потребитель в многоквартирном доме или жилом доме оплачивает коммунальную услугу по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (пункт 6 типового договора).
В соответствии с пунктом 1 статьи 319.1 ГК РФ в случае, если исполненного должником недостаточно для погашения всех однородных обязательств должника перед кредитором, исполненное засчитывается в счет обязательства, указанного должником при исполнении или без промедления после исполнения.
Если иное не предусмотрено законом или соглашением сторон, в случаях, когда должник не указал, в счет какого из однородных обязательств осуществлено исполнение, преимущество имеет то обязательство, срок исполнения которого наступил или наступит раньше, либо, когда обязательство не имеет срока исполнения, то обязательство, которое возникло раньше. Если сроки исполнения обязательств наступили одновременно, исполненное засчитывается пропорционально в погашение всех однородных требований (пункт 3 статьи 319.1 ГК РФ).
Как видно из представленных суду актов сверки взаимных расчетов, платежных поручений и составленных сторонами расчетов, в период с июля 2018 года по июнь 2019 года (до начала спорного периода) ответчиком в пользу истца внесена плата за услуги по обращению с ТКО в сумме 9 500 рублей.
В период с 01.07.2019 ИП Земской М.С. оплачены оказанные истцом услуги в общей сумме 5 934 рубля. При этом платежные поручения от 16.06.2021 N 917451, от 27.8.2021 N 537597, от 29.10.2021 N 743402, от 13.01.2022 N 844553, содержат указание на оплату услуг, оказанных в иной период, следующий после спорного периода (за июнь, август, октябрь 2021 года, январь 2022 года), поэтому свидетельствуют об исполнении ответчиком обязательства по оплате, возникшего за пределами спорного периода, и не оказывают влияния на расчет задолженности за период с июля 2019 года по май 2021 года в рамках настоящего дела. Общая сумма платежей по указанным платежным поручения составила 1 814 рублей. Сумма платежей, отнесенных согласно пункту 3 статьи 319.1 ГК РФ на оплату услуг за спорный период, составила 4 120 рублей (5 934 рубля - 1 814 рублей = 4 120 рублей).
Следовательно, оплата услуг, оказанных истцом в спорный период, произведена ответчиком в сумме 5 041 рубль 21 копейка ((9 500 рублей - 8 578 рублей 79 копеек) + (5 934 рубля - 1 814 рублей) = 5 041 рубль 21 копейка).
Таким образом, задолженность по оплате услуг по обращению с ТКО, оказанных истцом в период с июля 2019 года по май 2021 года, составила 12 299 рублей 42 копейки (17 340 рублей 63 копейки - 5 041 рубль 21 копейка = 12 299 рублей 42 копейки).
Поскольку внесение платы за коммунальные услуги, включая услуги по обращению с ТКО, отнесено к обязательствам собственника помещения (пункт 5 части 1 статьи 153, часть 2 статьи 154 ЖК РФ), а условия договоров аренды нежилых помещений во всех случаях содержат условия о внесении арендаторами платы за вывоз мусора в пользу арендодателя, обязанность по оплате услуг по обращению с ТКО, оказанных истцом в связи с осуществлением хозяйственной деятельности в принадлежащих ответчику нежилых помещения, возлагается на ответчика.
При таких обстоятельствах исковые требования ООО "Экотек" о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с ТКО подлежат удовлетворению в сумме 12 299 рублей 42 копейки. В остальной части исковые требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат распределению пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. Возмещению истцу за счет ответчика подлежат судебные расходы по уплате государственной пошлины по исковому заявлению в сумме 560 рублей 31 копейка, Возмещению ответчику за счет истца подлежат понесенные им расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 2 159 рублей 53 копейки.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.05.2022 (резолютивная часть), мотивированное решение от 25.05.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-22030/2021 отменить.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Земской Марины Сергеевны (ИНН 421100209932) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (ИНН 4217127183) задолженность в сумме 12 299 рублей 42 копейки, расходы по уплате государственной пошлины по исковому заявлению в сумме 560 рублей 31 копейку.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (ИНН 4217127183) в пользу индивидуального предпринимателя Земской Марины Сергеевны (ИНН 421100209932) расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 2 159 рублей 53 копейки.
В результате зачета взыскать с индивидуального предпринимателя Земской Марины Сергеевны (ИНН 421100209932) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (ИНН 4217127183) денежные средства в сумме 10 700 рублей 19 копеек.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Я.А. Смеречинская |
Судьи |
Л.Е. Ходырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-22030/2021
Истец: ООО "Экологические технологии"
Ответчик: Земская Марина Сергеевна
Третье лицо: Урванцева Ирина Николаевна, Швецова Евгения Михайловна, Ясюченя Ирина Сергеевна