г. Владивосток |
|
22 марта 2023 г. |
Дело N А24-4575/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 марта 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей Л.А. Бессчасной, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А.Ячмень,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу краевого государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Камчатского края",
апелляционное производство N 05АП-8279/2022
на решение от 14.11.2022
судьи М.В.Карпачёва
по делу N А24-4575/2022 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению краевого государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Камчатского края" (ИНН 4101124881, ОГРН 1084101003403) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (ИНН 4101036307, ОГРН 1024101041470)
о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 30.08.2022 по делу N 041/06/49-344/2022,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Доринжиниринг" (ИНН 7743912296, ОГРН 1147746015185),
при участии:
извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное казенное учреждение "Управление автомобильных дорог Камчатского края" (далее - заявитель, учреждение, КГКУ "Управление автомобильных дорог Камчатского края") обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее -антимонопольный орган, Управление) о признании незаконным решения от 30.08.2022 по делу N 041/06/49-344/2022.
Решением суда от 14.11.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель, не согласившись с принятым решением, подал апелляционную жалобу и просит его отменить, принять новый судебный акт. В доводах жалобы указывает на то, что при принятии решения судом не изучен в полном объеме представленный в качестве опыта исполненный государственный контракт N 0809500000321000594. Считает, что при рассмотрении дела, судом неверно классифицирован вид работ, а именно: "Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных работ общего пользования и искусственных сооружений на них", утверждённой приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 (с изменениями и дополнениями), в части определения вида работ заказчиком определен вид работ - 244 Классификация работ по ремонту автомобильных дорог. Ремонт и содержание автомобильных дорог не регулируется нормами Градостроительного кодекса РФ. На этом основании, заявитель полагает, что виды работ, указанные в контракте полностью относятся к видами работ, выполняемыми при ремонте автомобильных дорог в соответствии с разделом 3 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" (Приказ Минтранса России от 16.11.2012 N402), соответственно не могут являться работами по капитальному ремонту.
Таким образом, заявитель считает, что решение комиссии заказчика об отклонении заявки N 5 ООО "Доринжиниринг" соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили. Управление и третье лицо отношение к апелляционной жалобе не выразили.
В соответствии с частью 5 статьи 156, статьей 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность принятого решения проверена судом апелляционной инстанции в порядке главы 34 АПК РФ.
Из материалов дела судебной коллегией установлено, что 03.08.2022 КГКУ "Управление автомобильных дорог Камчатского края" следуя требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) на электронной площадке интернет-сайта https://zakupki.gov.ru разместило информацию и соответствующую документацию о размещении Государственного заказа на разработку проектной документации "Капитальный ремонт автомобильной дороги Садовое кольцо на участке км 0+665 - км 2 +657", путем проведения электронного аукциона (закупка N 0338200009822000170).
При осуществлении закупки к участникам предъявлялись следующие требования:
- единые требования к участникам закупки в соответствии с частью 1 статью 31 Закона N 44-ФЗ;
- требования к участникам закупок в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ;
- требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ;
- требования в соответствии с позицией 6 раздела II приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "Наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
- цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
- информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: исполненный договор;
- акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ;
- положительное заключение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (за исключением случаев, при которых такое заключение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности)".
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.08.2022 N ИЭА1 по закупке подано 6 заявок, 4 заявки были признаны соответствующими требованиям.
Комиссия по результатам рассмотрения заявки N 5 ООО "Доринжиниринг" пришла к выводу о:
- её несоответствии части 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ;
- непредставлении информации и документов, предусмотренных пунктом 3 части 6 статьи 43 Закона N 44-ФЗ;
- несоответствие такой информации и документов требованиям - участником предоставлены документы, не подтверждающие наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, а именно предоставлены документы: 1 исполненный контракт и акты выполненных работ, положительное заключение экспертизы по объекту, не относящемуся к градостроительной деятельности".
23.08.2022 в Камчатское УФАС России поступила жалоба ООО "Доринжиниринг", поданная через ЕИС 22.08.2022, на действия аукционной комиссии заказчика при определении подрядчика.
По итогам рассмотрения жалобы УФАС по Камчатскому краю принято решение от 30.08.2022 N 041/06/49-344/2022, согласно которому жалоба было признана обоснованной, в действиях в КГКУ "Управление автомобильных дорог Камчатского края" выявлены нарушения требований пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Не согласившись с вынесенным решением, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 269, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы Управления и отзыва на неё, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции и считает, что обжалуемое решение отмене либо изменению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Соответственно в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
При этом на заявителя по делу возлагается обязанность обосновать и доказать факт нарушения оспариваемым актом его прав и законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а на государственный орган - доказать законность своих действий.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Законом N 44-ФЗ.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям.
Пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
В силу части 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
В соответствии с частью 4 Закона N 44-ФЗ в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 названной статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В рассматриваемом случае проводилась закупка на разработку проектной документации "Капитальный ремонт автомобильной дороги Садовое кольцо на участке км 0+665 - км 2 +657", путем проведения электронного аукциона (закупка N 0338200009822000170).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к частникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к названному Постановлению.
Согласно абзацу 1 подпункта "г" пункта 3 Постановления N 2571, исполненным договором, предусмотренным пункте 1 позиции 6 приложения в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям", предусматривает выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в отношении нескольких объектов капитального строительства, то указанное в пункте 3 графы "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" позиции 6 приложения положительное заключение направляется в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе в отношении всех таких объектов капитального строительства.
На основании позиции 6 приложения к Постановлению N 2571 в случае проведения закупки на выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности необходимо установить дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). А также исполненный договор, акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, положительное заключение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (за исключением случаев, при которых такое заключение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Как установлено судом, пунктом "л" Приложения N 4 к извещению о проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектной документации "Капитальный ремонт автомобильной дороги Садовое кольцо на участке км 0+665 - км 2+657" установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке: документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ: при подтверждении соответствия дополнительным требованиям и подготовке информации и документов, подтверждающих такое соответствие, руководствоваться Постановлением N 2571 (Раздел II Дополнительные требования к участникам закупки в сфере градостроительной деятельности, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям. Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки - Позиция 6 приложения к постановлению "Работы по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством, о градостроительной деятельности". Дополнительные требования к участникам закупки наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: исполненный договор; акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ; положительное заключение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (за исключением случаев, при которых такое заключение не выдается в соответствии с законодательством, о градостроительной деятельности)".
Из протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.08.2022 N ИЭА1 следует, что заявка N 5 (ООО "Доринжиниринг") признана несоответствующей по следующим основаниям: несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, признана не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, обоснование: несоответствие по части 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ; непредставление информации и документов, предусмотренных пунктом 3 с части 6 статьи 43 Закона N 44-ФЗ, несоответствие таких информации и документов требованиям - участником предоставлены документы, не подтверждающие наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, а именно предоставлены документы: 1 исполненный контракт и акты выполненных работ, положительное заключение экспертизы по объекту, не относящемуся к градостроительной деятельности.
Как следует из материалов дела, в качестве подтверждения наличия опыта в соответствии с позицией 6 приложения к Постановлению N 2571 на участие в электронном аукционе по спорной закупке ООО "Доринжиниринг" представлен государственный контракт N0809500000321000594, заключенный между ГКУ "Упрдор Республики Мордовия" и ООО "ООО "Доринжиниринг"" на выполнение проектной документации на ремонт участков автомобильных дорог региональною или межмуниципального значения в Большеберезниковском, Дубенском, Кочкуровском, Лямбирском, Старошайговском муниципальных районах Республики Мордовия с проведением экспертизы проектов в части определения достоверности сметой стоимости, цена которого составляет 10 243 722 рублей.
Исходя из условий пункта 7.2 контракта, топографо-геодезические изыскания предполагается выполнить путем проведения топографической съемки участка расположения объекта с составлением топографического плана (система высот - Балтийская, система координат - СК-13). План съемки по незастроенной территории выполнить в масштабе 1:1000 и по застроенной территории в масштабе 1:500 с нанесением инженерных коммуникаций. Площадь съемки согласовать с заказчиком. Произвести съемку поперечников не более чем через 50 м для проезжей части, обочин и откосов земполотна, кюветов и остальной полосы отвода, а также в характерных точках рельефа.
Согласно пункту 7.3 контракта, в составе инженерных изысканий выполнить обследование покрытия и основания автомобильной дороги с составлением подробной ведомости состояния проезжей части. Для определения толщины конструктивных слоёв дорожной одежды выполнить устройство шурфов. Представить Заказчику фотоматериалы, подтверждающие выполнение работ по устройству шурфов (с привязкой к месту отбора). Указанные фотоматериалы включить в технический отчет. Выполнить измерение ширины проезжей части автомобильной дороги через 50 м и предоставить ведомости промеров. Выполнить обследование существующих искусственных сооружений. Выполнить обследование существующих элементов обустройства автомобильной дороги (дорожные знаки, барьерное ограждение, сигнальные столбики, автобусные остановки и т.д.), пересечений и примыканий с составлением дефектных ведомостей.
В силу пункта 10.1 контракта исполнитель обеспечивает разработку и сдачу проектной документации в строгом соответствии с условиями Задания (приложение N 2 к контракту).
В разделе N 8 контракта предусмотрены основные требования к подготовке проектной документации.
Согласно пункту 8.2 раздела N 8 Приложения N 2 к контракту, проектные решения подлежат разработке в соответствии с "Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них", утверждённой приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 (с изменениями и дополнениями) и предусмотреть:
- работы по земляному полотну и системе водоотвода;
- работы по дорожным одеждам;
- работы по искусственным сооружениям;
- работы по элементам обустройства автомобильных дорог;
- прочие работы по ремонту.
Согласно абзацу 8 пункта 9.1 раздела N 9 Приложения N 2 к контракту, состав проектной документации по каждому участку автомобильных дорог должен включать технические решения по ремонту искусственных сооружений, в том числе мостов (при наличии).
В соответствии с абзацем 5 пункта 9.1 раздела N 9 Приложения N 2 к контракту, состав проектной документации по каждому участку автомобильных дорог должен включать поперечные профили конструкции дорожной одежды.
Согласно пункту 9.4 контракта сметная документация должна быть подготовлена и оформлена в соответствии с "Методикой определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации", утвержденной Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.08.2020 N 421/пр. Сметная стоимость капитального ремонта объекта определяется c применением территориальных сметных нормативов (ТСНБ ТЕР-2001 редакции 2014 г.) ресурсным методом в двух уровнях цен: базисном - 2001 года и текущем - в уровне цен квартала сдачи проектной документации в ГАУ "Управление государственной экспертизы Республики Мордовия".
Согласно Приложению 3 к контракту в перечень нормативных документов, применяемых при разработке проектной документации в пункте 334, включена инструкция по разбивочным работам при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог и искусственных сооружений в соответствии с ВСН 5-81.
В соответствии с письмом от 23.09.2005 N СП-28/5167-ис Росавтодор (Федерального дорожного агентства) рекомендует органам управления дорожным хозяйством при выдаче технических заданий на разработку предпроектной и проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт федеральных автомобильных дорог предусматривать назначение нормативной нагрузки для расчета дорожных одежд и слоев усиления в соответствии с пунктом 4.2 Изменения N 5 к СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги".
Согласно Приложению N 3 контракта, перечень нормативных документов, применяемых при разработке проектной документации, в пункте 423 указана ссылка на письмо Росавтодора от 23.09.2005 N СП-28/5167-ис "О расчетных нагрузках для дорожных одежд". Акты выполненных работ по вышеуказанному контракту от 04.04.2022, соответствуют предмету Контракта.
Судом установлено, что ООО "Доринжиниринг" также были представлены положительные заключения государственной экспертизы: ГАУ "Управление государственной экспертизы Республики Мордовия" от 17.12.2021 N 13-1-1-2-079046-2021, пункт 4.1.2 Раздела 4 выводы по результатам рассмотрения о достоверности или недостоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объекта капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Сметная стоимость капитального ремонта объекта капитального строительства по представленной документации "Ремонт объекта: Автомобильная дорога "с. Новотроицкое - с. Мельцаны - с. Вертелим - с. Новая Александрова" - с. Новая Федоровка на участке км 0+000 - км 1+600 в Старошайговском муниципальном районе Республики Мордовия" определена достоверно; ГАУ "Управление государственной экспертизы Республики Мордовия" от 01.03.2022 N 13-1-1-2-011334-2022, пункт 4.1.2 Раздела 4 Выводы по результатам рассмотрения о достоверности или недостоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объекта капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Сметная стоимость капитального ремонта объекта капитального строительства по представленной документации "Ремонт объекта: Автомобильная дорога с. Большие Березники - с. Николаевка - с. Инза на участках км 0+000 - км 0+400, км 0+400 - км 6+350 в Большеберезниковском муниципальном районе Республики Мордовия" определена достоверно; ГАУ "Управление государственной экспертизы Республики Мордовия" от 01.03.2022 N13-1-1-2-011219-2022 пункт 4.1.2 Раздела 4 Выводы по результатам рассмотрения о достоверности или недостоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объекта капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Сметная стоимость капитального ремонта объекта капитального строительства по представленной документации "Ремонт объекта: Автомобильная дорога "г. Саранск - с. Сурское - г. Ульяновск" - с. Чеберчино - с. Енгалычево на участках км 3+600 - км 6+497, км 6+567 - км 11+600, км 11+600 - км 13+504 в Дубенском муниципальном районе Республики Мордовия" определена достоверно; ГАУ "Управление государственной экспертизы Республики Мордовия" от 28.02.2022 N13-1-1-2-011054-2022 пункт 4.1.2 Раздела 4 Выводы по результатам рассмотрения о достоверности или недостоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объекта капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Сметная стоимость капитального ремонта объекта капитального строительства по представленной документации "Ремонт объекта: Автомобильная дорога г. Саранск - с. Кочкурово - гр. Пензенской обл. на участках км 34+150 - км 36+777, км 36+977 - км 37+250 км 37+333 - км 38+000, км 42+030 - км 48+090 в Кочкуровском муниципальном районе Республики Мордовия" определена достоверно; ГАУ "Управление государственной экспертизы Республики Мордовия" от 01.12.2022 N13-1-1-2-072632-2021 пункт 4.1.2 Раздела 4 Выводы по результатам рассмотрения о достоверности или недостоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объекта капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Сметная стоимость капитального ремонта объекта капитального строительства по представленной документации "Ремонт объекта: Автомобильная дорога "г. Саранск - с. Большие Березники - с. Дубенки" - с. Белогорское - с. Протасове на участке км 0+000 - км 5+000 в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия" определена достоверно; ГАУ "Управление государственной экспертизы Республики Мордовия" от 31.01.2022 N13-1-1-2-004740-2022 пункт 4.1.2 Раздела 4 Выводы по результатам рассмотрения о достоверности или недостоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объекта капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Сметная стоимость капитального ремонта объекта капитального строительства по представленной документации "Ремой г объекта: Автомобильная дорога с. Старое Шайгово - с. Вертелим на участке км 0+000 - км 4+410 в Старошайговском муниципальном районе Республики Мордовия" определена достоверно; ГАУ "Управление государственной экспертизы Республики Мордовия" от 13.01.2022 N 13-1- 1-2-000817-2022 пункт 4.1.2 Раздела 4 Выводы по результатам рассмотрения о достоверности или недостоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объекта капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории п культуры) народов Российской Федерации. Сметная стоимость капитального ремонта объекта капитального строительства по представленной документации "Ремонт объекта: Автомобильная дорог.* г. Саранск - с. Больши Березники - с. Дубенки - д. Мариуполь на участке км 0+000 - км 3+220 в Большеберезннковском муниципальном районе Республики Мордовия" определена достоверно; ГАУ "Управление государственной экспертизы Республики Мордовия" от 21.12.2021 N 13-1-1-2-080549-2021 пункт 4.1.2 Раздела 4 Выводы по результатам рассмотрения о достоверности или недостоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объекта капитального строительства, работ но сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Сметная стоимость капитального ремонта объекта капитального строительства по представленной документации "Ремонт объекта: Автомобильная дорога с. Кочкурово - с. Новая Пырма на участке км 0+000 км 1+575 в Кочкуровском муниципальном районе Республики Мордовия." определена достоверно; ГАУ "Управление государственной экспертизы Республики Мордовия" от 01.03.2022 N 13-1-1-2-011300-2022 пункт 4.1.2 Раздела 4 Выводы по результатам рассмотрения о достоверности или недостоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объекта капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Сметная стоимость капитального ремонта объекта капитального строительства по представленной документации "Ремонт объекта; Автомобильная дорога, а/д "Подъезд к г. Саранску от а/д "Урал" - с. Новое Акшино - с. Мезеряне - с. Подверниха на участках км 6+300 - км 11+300, км 17+100 - км 19+900 в Старошайговском муниципальном районе Республики Мордовия" определена достоверно.
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует, согласно части 1 статьи 4 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ), отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений.
В соответствии с частью 1 статьи 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации (в том числе путем внесения в нее изменений в соответствии с названным Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, 13 строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации "Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства" при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 названной статьи.
Согласно положениям пункта 10.1 статьи 1 ГрК РФ автомобильные дороги и другие подобные сооружения отнесены к линейным объектам.
В соответствии с частью 1.1. статьи 48 ГрК РФ в случае, если документацией по планировке территории предусмотрено размещение объекта транспортной инфраструктуры федерального значения либо линейного объекта транспортной инфраструктуры регионального значения или местного значения или в случае, если подготовка проектной документации такого объекта осуществляется до утверждения документации по планировке территории в соответствии с частью 11.1 статьи 48 ГрК РФ.
Архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации (в том числе путем внесения в нее изменений в соответствии с Кодексом) применительно к такому объекту и его частям, строящимся, реконструируемым, в том числе в границах не принадлежащего застройщику или иному правообладателю.
В части 12.2 статьи 48 ГрК РФ в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 ГрК РФ, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства.
Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в части 12.2 статьи 48 ГрК РФ.
По смыслу изложенного, в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, заказчик вправе не разрабатывать проектную документацию в полном объеме, а выполнить капитальный ремонт только по смете.
Таким образом, положительные заключения государственной экспертизы по контракту сметной стоимости капитального ремонта объекта капитального строительства по представленной документации, определенной достоверно, является подтверждением опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности в соответствии с позицией 6 приложения к Постановлению N 2571.
В силу статьи 1 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N257-ФЗ) названный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации.
Согласно статье 3 Закона N 257-ФЗ, автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В силу пункта 3 статьи 3 Закона N 257-ФЗ искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).
Под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, о чем указано в пункте 6 статьи 3 Закона N 257-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 257-ФЗ капитальный ремонт дорог - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.
В соответствии с разделом 2 Приказа Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог", утверждена "Классификация работ по капитальному ремонту автомобильных дорог", а именно: при капитальном ремонте проводятся следующие работы:
1) по земляному полотну и системе водоотвода (пункт 8.2 раздела N 8 Приложения N 2 к контракту): устранение деформаций и повреждений элементов земляного полотна (в том числе на пересечениях и примыканиях, площадках для остановки, стоянках транспортных средств, площадках для отдыха, разворотных площадках, тротуарах, пешеходных и велосипедных дорожках, переездах, съездах, подъездных дорогах к объектам дорожно-ремонтной службы, историческим и достопримечательным объектам, паромным переправам и другим объектам); замена изношенных звеньев прикромочных и телескопических лотков, дренажей, водоотводных канав, быстротоков, водобойных колодцев, перепадов, элементов подводящих и отводящих русел у водопропускных труб, элементов ливневой канализации и других изношенных элементов системы водоотвода (в том числе на пересечениях и примыканиях, площадках для остановки, стоянках транспортных средств, площадках для отдыха, разворотных площадках, тротуарах, пешеходных и велосипедных дорожках, отдельных переездах, съездах, подъездных дорогах к объектам дорожно-ремонтной службы, историческим и достопримечательным местам, паромным переправам и другим объектам);
2) по дорожным одеждам (пункт 8.2 раздела N 8 Приложения N 2 к Контракту): ликвидация колей глубиной более 50 мм с заменой верхних слоев дорожной одежды методами фрезерования или регенерации на ширину полос наката или на всю ширину покрытия с укладкой одного или нескольких слоев асфальтобетона; восстановление дорожных одежд в местах исправления земляного полотна и водоотвода (в том числе на пересечениях и примыканиях, площадках для остановки, стоянках автомобилей, площадках для отдыха, разворотных площадках, тротуарах, пешеходных и велосипедных дорожках, отдельных переездах, съездах, подъездных дорогах к объектам дорожноремонтной службы, историческим и достопримечательным объектам, паромным переправам) (абзац 5 пункт 9.1 раздела N9 Приложения N 2 к контракту); перемощение отдельных участков мостовых с полной заменой песчаного основания;
3) по искусственным и защитным дорожным сооружениям (пункт 8.2 раздела N 8 Приложения N2 к контракту): замена балок (более 25%) в пролетных строениях; восстановление или замена подпорных стен, противолавинных галерей, навесов, устройство укрепительных и регуляционных сооружений, сооружений для защиты от наледей, оползней и др.; восстановление берегозащитных и противоэрозионных сооружений; восстановление тоннелей, включая замену части (до 50%) обделки; замена пролетных строений, в том числе с изменением продольной схемы (с возможным изменением длины моста до 15%) с временным отводом земельных участков (без дополнительного землеотвода), и отдельных элементов несущих конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов, а также замена пролетных строений малых мостов на водопропускные трубы с возможным временным отводом земельных участков, необходимых для указанных целей, с последующей их рекультивацией (абзац 8 пункт 9.1 раздела N9 Приложения N2 к контракту); устройство, удлинение водопропускных труб, а также замена их звеньев и оголовков с возможным временным отводом земельных участков (без дополнительного землеотвода), необходимых для указанных целей, с последующей их рекультивацией; замена опор, в том числе с изменением существующей продольной схемы моста (с возможным изменением длины моста до 15%) с временным отводом земельных участков (без дополнительного землеотвода), необходимых для указанных целей, с последующей их рекультивацией; замена ограждений, перил и тротуаров;
4) по элементам обустройства автомобильных дорог (пункт 8.2 раздела N 8 Приложения N 2 к Контракту): замена знаков, сигнальных столбиков, барьерных ограждений и шумозащитных сооружений; замена средств организации и регулирования дорожного движения на пересечениях автомобильных дорог с автомобильными дорогами и железными дорогами; нанесение и удаление временной разметки на период капитального ремонта; нанесение постоянной разметки после капитального ремонта; замена элементов пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств;
5) прочие работы по капитальному ремонту (пункт 8.2 раздела N 8 Приложения N2 к контракту): изыскание и освоение резервов грунта и месторождений каменных материалов в объемах, необходимых для производства работ на участках капитального ремонта автомобильных дорог и искусственных сооружений, устройство и ликвидация временных объездов и искусственных сооружений на участках капитального ремонта; устройство и восстановление очистных сооружений, рекультивация временной полосы отвода, рекультивация земельных участков, ранее занятых под карьерами, резервами, объездными дорогами, неиспользуемыми участками автомобильных дорог, дорожными сооружениями, производственными объектами и др.; проведение инженерных изысканий, обследований и разработка проектной документации на капитальный ремонт, экспертиза проектной документации; обследование и испытание искусственных сооружений после капитального ремонта с составлением технического паспорта, диагностика автомобильных дорог и искусственных сооружений после проведения капитального ремонта; строительный контроль и авторский надзор; капитальный ремонт производственных объектов, в том числе баз, являющихся технологической частью автомобильных дорог и используемых при их капитальном ремонте, ремонте и содержании. Согласно пункту 3 указанной Классификации при капитальном ремонте проводятся следующие работы, в том числе: устранение деформаций и повреждений элементов земляного полотна; устройство, удлинение водопропускных труб; замена знаков, сигнальных столбиков, барьерных ограждений; нанесение и удаление временной разметки на период капитального ремонта; нанесение постоянной разметки после капитального ремонта и др.
Суд первой инстанции, проанализировав названные положения контракта с учетом всех приложений в их совокупности с учетом приведенного правового регулирования, пришел к выводу о том, что часть проектных работ относится к строительным, а именно, к капитальному ремонту автомобильных дорог, в связи с чем, информация, представленная ООО "Доринжиниринг" в документах, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, позволяет однозначно прийти к выводу о наличии у указанного лица надлежащего опыта исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по разработке проектной документации с проведением экспертизы проектов в части определения достоверности сметной стоимости, цена которого составляет 10 243 722 рублей, а также акты выполненных работ по вышеуказанному контракту от 04.04.2022. Судебная коллегия признает данные выводы суда первой инстанции правильными, основанными на надлежащей оценке обстоятельств дела и с правильным применением норм материального права.
При таких обстоятельствах, выводы Управления о признании жалобы ООО "Доринжиниринг" обоснованной в части нарушения заказчиком требований пункта 3 части 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ являются обоснованными.
В части оспаривания пунктов 3, 4 решения Управления, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что основания для признания их незаконными отсутствуют, поскольку, по сути, представляют собой процессуальные действия, принятые в рамках производства по делу.
Кроме того, судом установлено, что на момент рассмотрения спора предписание, вынесенное антимонопольным органом в рамках оспариваемого решения в адрес заявителя, исполнено, протокол подведения итогов электронного аукциона отменен, заявки рассмотрены повторно, что не оспаривалось лицами, участвующими в деле.
Поскольку решение Управления о признании в действиях КГКУ "Управление автомобильных дорог Камчатского края" нарушения пункта 3 части 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ принято в соответствии с законом и не нарушает прав и законных интересов заявителя, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции и отклонены как основанные на неверной оценке обстоятельств дела и неверном понимании норм материального права.
Процессуальных нарушений требований Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, которые являлись бы безусловным основанием для отмены решения суда апелляционной коллегией не установлено.
Основания для отмены или изменения судебного акта суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 14.11.2022 по делу N А24-4575/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-4575/2022
Истец: Краевое государственное казенное учреждение "Управление автомобильных дорог Камчатского края"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю
Третье лицо: ООО "Доринжиниринг"