г. Киров |
|
22 марта 2023 г. |
Дело N А82-16638/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Устюжанинова В.А.,
судей Волковой С.С., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,
в отсутствие представителей сторон, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области на решение Арбитражного суда Ярославской области от 21.12.2022 по делу N А82-16638/2022
по заявлению акционерного общества "Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района" (ОГРН 1077606005663;
ИНН 7606066274)
к Региональному фонду содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области (ОГРН 1107600001233; ИНН 7604194785)
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района" (далее - истец, АО "Управдом Ленинского района", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным решения Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области (далее - ответчик, Фонд), выраженного в письме от 15.07.2022 N 08-04/5740, о непринятии в работу пакета документов по изменению способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: г.Ярославль, ул. Угличская, д. 48.
Решением суда от 21.12.2022 оспариваемое решение Фонда признано незаконным, последний обязан в установленный законом срок повторно рассмотреть представленные Обществом документы, и совершить предусмотренные законом действия с учетом выводов суда.
Не согласившись с принятым судебным актом, Фонд обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ответчик приводит доводы о нарушении арбитражным судом норм материального и процессуального права, настаивает на том, что ответ Фонда от 15.07.2022 является полностью мотивированным, законным и обоснованным. Указывает, что Фондом при рассмотрении представленного Обществом пакета документов выявлено его несоответствие требованиям, установленным статьями 44.1, 45, 47, 175, 177 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 4, 12, 13, 15, 17, 20 Порядка, утвержденного приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр. С позиции ответчика оспариваемый ответ Фонда носит информационный характер, не имеет властного, обязывающего характера, не ограничивает права и законные интересы Общества и собственников помещений; письмо N 08-04/5740 не может быть признано незаконным в суде, Обществом выбран ненадлежащий способ защиты. В обоснование Фонд приводит судебную практику.
АО "Управдом Ленинского района" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором опровергло приведенные в ней доводы, просит оставить обжалуемое решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 03.02.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 04.02.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении жалобы.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Фонд просит рассмотреть дело в отсутствие представителей. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, АО "Управдом Ленинского района" является управляющей организацией многоквартирного дома по адресу: г. Ярославль, ул. Угличская, д. 48 (договор управления от 01.01.2008 N 1-241).
18.06.2022 внеочередным собранием собственников помещений в указанном многоквартирном доме принято решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта со счета регионального оператора на специальный счет. Решение оформлено протоколом от 18.06.2022 N 1.
07.07.2022 Общество обратилось в Фонд с заявлением об изменении способа формирования фонда капитального ремонта.
Письмом от 15.07.2022 N 08-04/5740 Фонд сообщил Обществу о непринятии документов в работу в связи с их несоответствием требованиям статей 44.1, 45, 47, 175, 177 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктов 4, 12, 13, 15, 17, 20 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр (далее - Требования N 44/пр) (л.д. 8-9).
Посчитав решение незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми создается региональный оператор.
В силу части 3 статьи 178 ЖК РФ деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 180 ЖК РФ функциями регионального оператора являются, в том числе аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора (пункт 1); открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета (пункт 2); иные предусмотренные нормативными и учредительными документами регионального оператора функции (пункт 6).
Постановлением Правительства Ярославской области от 05.06.2013 N 629-п Фонд наделен полномочиями регионального оператора.
Согласно Уставу Фонда, утвержденному в новой редакции распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 30.06.2020 N 241, ответчик является не имеющей членства унитарной некоммерческой организацией, учрежденной на основе добровольного имущественного взноса ее учредителя для целей, определенных настоящим Уставом (пункт 1.1). Учредитель Фонда - Ярославская область в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (пункт 1.5). Предметом деятельности Фонда является обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ярославской области, за счет взносов собственников помещений в многоквартирных домах на счете, счетах Фонда, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования (пункт 2.1).
В соответствии с пунктом 2.4 Устава для достижения цели деятельности, установленной настоящим уставом, Фонд осуществляет, в том числе рассмотрение в установленном порядке обращений граждан и юридических лиц по вопросам осуществления деятельности Фонда.
На официальном интернет-сайте Фонда опубликован Порядок проведения мероприятий по изменению способа формирования фонда капитального ремонта, замене владельца специального счета многоквартирного дома, утвержденный приказом Фонда от 30.01.2019 N 5 (далее - Порядок). Этот Порядок регламентирует действия Фонда по проведению мероприятий по изменению способа формирования фонда капитального ремонта, в том числе в случае прекращения формирования фонда на счете регионального оператора и формирования фонда на специальном счете ТСЖ, ЖСК и УК, замене владельца специального счета с регионального оператора на ТСЖ, ЖСК и УК.
Согласно пункту 3 указанного Порядка в целях осуществления таких мероприятий заинтересованные лица представляют в Фонд, среди прочего, письменное заявление в произвольной форме, протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании пункта 9 Порядка Фонд проверяет достаточность представленных документов, их оформление в соответствии с действующим законодательством, а также правомочность общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (наличие кворума), наличие достаточности/недостаточности голосов собственников, проголосовавших "за" принятие решений по вопросам повестки дня.
В соответствии с пунктом 10 Порядка по результатам рассмотрения документов Фондом принимается одно из следующих решений:
1) о принятии пакета документов в работу;
2) об отказе в проведении мероприятий по изменению способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома, замене владельца специального счета / о непринятии пакета документов в работу с указанием причин непринятия и о необходимости устранения выявленных нарушений.
Перечень оснований, по которым Фондом принимается предусмотренное подпунктом 2 пункта 10 Порядка решение, установлен в пункте 11 Порядка.
Согласно пункту 12 Порядка в случае отказа в принятии документов в работу Фонд направляет заявителю мотивированный ответ. Пакет документов направляется в архив входящей и исходящей документации Фонда.
Таким образом, оспариваемое в настоящем деле решение, выраженное в письме от 15.07.2022, принято Фондом в порядке реализации предоставленных ему полномочий по результатам рассмотрения заявления Общества. Решение содержит отказ в принятии документов в работу и адресованное Обществу требование о необходимости устранения нарушений для проведения мероприятий по изменению способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома, что влечет определенные правовые последствия для последнего, имеющего статус управляющей организации, и собственников помещений, соответственно, может быть оспорено в судебном порядке.
Иная позиция ответчика подлежит отклонению по изложенным мотивам.
Повторно проанализировав нормативно-правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о незаконности оспариваемого решения Фонда, отсутствии достаточных правовых и фактических оснований для его принятия.
В силу пункта 2 части 2 статьи 154 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт включены в плату за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирном доме, которым принадлежит право выбора способа формирования фонда капитального ремонта.
В части 3 статьи 170 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать способ формирования фонда капитального ремонта путем перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный счет или на счет регионального оператора.
На основании части 1 статьи 173 ЖК РФ способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу части 3 статьи 173 ЖК РФ в случае, если формирование фонда капитального ремонта осуществляется на счете регионального оператора, для изменения способа формирования фонда капитального ремонта собственники помещений в многоквартирном доме должны принять решение в соответствии с частью 4 статьи 170 настоящего Кодекса.
Согласно части 4 статьи 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников должны быть определены: размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт; владелец специального счета; кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет.
В части 5 статьи 170 ЖК РФ предусмотрено, что решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 части 2, частью 3.1 статьи 175 ЖК РФ владельцем специального счета может быть управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом на основании договора управления.
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об изменении способа формирования фонда капитального ремонта направляется владельцу специального счета, на который перечисляются взносы на капитальный ремонт общего имущества в таком многоквартирном доме, или региональному оператору, на счет которого перечисляются эти взносы (часть 4 статьи 173 ЖК РФ).
Согласно части 5 статьи 173 ЖК РФ решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда на специальном счете вступает в силу через один год после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в соответствии с частью 4 настоящей статьи, если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации. В течение пяти дней после вступления в силу указанного решения региональный оператор перечисляет средства фонда капитального ремонта на специальный счет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 181.3 ГК РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).
Согласно пункту 1 статьи 181.5 ГК РФ если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно: 1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; 2) принято при отсутствии необходимого кворума; 3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания; 4) противоречит основам правопорядка или нравственности.
Решение собрания может быть оспорено в суде в течение 6 месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение 2 лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества (пункт 5 статьи 181.4 ГК РФ).
Из материалов настоящего дела следует, что на внеочередном общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме N 48 по ул. Угличской г. Ярославля приняты решения, предусмотренные частью 4 статьи 170, частью 3.1. статьи 175 ЖК РФ (протокол от 18.06.2022 N 1), а именно:
изменен способ формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора на способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете. Указано на прекращение формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формирование фонда капитального ремонта на счете управляющей организации (АО "Управдом Ленинского района");
определен владелец специального счета - АО "Управдом Ленинского района" (управляющая организация);
установлен размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома (8,51 руб. с 1 кв. м (постановление Правительства Ярославской области от 28.06.2013 N 748-п)). Установленный размер взноса подлежит изменению в случае изменения минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного постановлением Правительства Ярославской области от 28.06.2013 N 748-п;
выбрано лицо, уполномоченное на оказание услуг по предоставлению платежных документов, в том числе с использованием системы, на уплату взносов на капитальный ремонт на специальным счет (Общество). Определены порядок предоставления платежных документов и размер расходов, связанных с предоставлением платежных документов и условия оплаты этих услуг - путем включения взноса на капитальный ремонт в ЕПД Общества с указанием реквизитов специального счета;
определена кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет, - АО "Альфа-Банк".
Справкой АО "Альфа-Банк" подтверждается, что 06.07.2022 АО "Управдом Ленинского района" открыт специальный счет.
Таким образом, решение собственников помещений в указанном многоквартирном доме, оформленное протоколом от 18.06.2022 N 1, соответствует требованиям части 4 статьи 170, части 3.1 статьи 175 ЖК РФ, порядок изменения способа формирования фонда соблюден.
В порядке части 5 статьи 173 ЖК РФ Общество направило в Фонд пакет документов, в том числе протокол общего собрания собственников от 18.06.2022 N 1 (письмо от 07.07.2022 N 05-06/895).
По итогам рассмотрения представленного пакета документов Фонд письмом от 15.07.2022 N 08-04/5740 сообщил Обществу, что такие документы не соответствуют установленным требованиям.
Судом первой инстанции установлено, что в указанном письме Фонда отсутствуют какие-либо обстоятельства, свидетельствующие о ничтожности принятого собственниками решения об изменении способа формирования фонда капитального ремонта. Сведения об оспаривании принятого собственниками решения в судебном порядке в материалы дела не представлены.
При этом выявленные Фондом замечания к протоколу общего собрания от 18.06.2022 (пункты 3-10 письма от 15.07.2022 N 08-04/5740) не касаются существа вопроса о смене способа формирования фонда на счете регионального оператора на специальный счет. Эти замечания, вопреки мнению ответчика, не являются и такими нарушениями, которые влияют на правомочность общего собрания собственников помещений, волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме, факт принятия последними решения о смене способа формирования фонда со счета регионального оператора на специальный счет.
Ссылка ответчика на то, что истцом не представлены документы, подтверждающие управление многоквартирным домом Обществом, неосновательна. Согласно принятому Фондом к рассмотрению заявлению Общества от 07.07.2022, на котором ответчиком проставлена соответствующая отметка о принятии (вх. N от 08.07.2022), Обществом представлены и договор управления, и протокол общего собрания собственников помещений о выборе в качестве управляющей организации Общества, и лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Аргументы Фонда о некорректной формулировке в справке АО "Альфа-Банк" об открытии специального счета, рассмотрены и отклонены. Согласно пункту 1 части 4 статьи 177 ЖК РФ операции по перечислению со специального счета денежных средств могут осуществляться банком по указанию владельца специального счета в адрес лиц, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при предоставлении протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащего решение такого собрания об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, договора об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по договору.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно признал, что решение Фонда, оформленное письмом от 15.07.2022 N 08-04/5740 по результатам рассмотрения представленного Обществом пакета документов для проведения мероприятий по изменению способа формирования фонда капитального ремонта, не соответствует закону, нарушает права и законные интересы последнего. Оспариваемое решение необоснованно возлагает на Общество обязанность устранить описанные в письме Фонда недостатки и после их устранения повторно направить в адрес Фонда необходимый для изменения способа формирования фонда капитального ремонта пакет документов, что в конечном итоге влечет те правовые последствия, на которые указывает Общество в отзыве на жалобу. Примененная судом восстановительная мера с учетом заявленного Обществом требования и установленных по делу обстоятельств обеспечивает защиту нарушенных прав последнего.
Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно.
Решение Арбитражного суда Ярославской области по настоящему делу следует оставить без изменения, а жалобу Фонда - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в сумме 1500 рублей подлежат взысканию с ее заявителя в доход федерального бюджета. При подаче жалобы и до ее рассмотрения в судебном заседании доказательства уплаты государственной пошлины ответчиком не были представлены.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 21.12.2022 по делу N А82-16638/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области - без удовлетворения.
Взыскать с Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области (ОГРН 1107600001233, ИНН 7604194785) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Арбитражному суду Ярославской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
В.А. Устюжанинов |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-16638/2022
Истец: АО "УПРАВЛЯЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА"
Ответчик: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОНД СОДЕЙСТВИЯ КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ