г. Санкт-Петербург |
|
23 марта 2023 г. |
Дело N А56-102260/2022 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Третьякова Н.О.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2474/2023) ООО "Арман Энерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.01.2023 по делу N А56-102260/2022 (судья Покровский С.С.), принятое
по заявлению Отделения Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (правопредшественник - ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области)
к ООО "Арман Энерго"
о взыскании,
рассмотренному в порядке упрощенного производства
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Учреждение, Фонд) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Арман Энерго" (далее - Общество) о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за октябрь, декабрь 2018 года в размере 3 000 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 17.01.2023 иск удовлетворен частично: с Общества в пользу Учреждения взыскано 1 500 руб. финансовых санкций. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, срок исковой давности на взыскание финансовых санкций за непредставление сведений за октябрь, декабрь 2018 года истек, в связи с чем, у суда первой инстанции отсутствовали основания для частичного удовлетворения исковых требований. При этом, податель жалобы ссылается на то, что он не был извещен надлежащим образом о возбуждении производства по делу, в связи с чем, не имел возможности заявить о пропуске срока исковой давности в суде первой инстанции.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке, без вызова сторон в соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом положений части 5 статьи 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Фондом установлено, что сведения по форме СЗВ-М в отношении 6 застрахованных лиц представлены Обществом с нарушением установленного Законом N 27-ФЗ срока, за октябрь 2018 года - 14.12.2018, за декабрь 2018 года - 16.01.2019.
По данным фактам Фондом составлены акты N 202S182190017627 от 12.03.2019, N 202S18190007568 от 04.02.2019 и вынесены решения N 202S19190026777 от 16.04.2019, N 202S19190015975 от 12.03.2019 о привлечении страхователя к ответственности в виде финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах.
Поскольку в добровольном порядке требования N 202S01190044305 от 24.05.2019, N 202S01190033548 от 12.04.2019 об уплате финансовых санкций Обществом не были исполнены, Фонд обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, установив, что Фонд обратился в суд с соблюдением процессуальных сроков, исходя из доказанности обоснованности требования об уплате финансовых санкций на сумму 1 500 руб., удовлетворил исковые требования частично.
Апелляционная инстанция, рассмотрев материалы дела и оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) определенные сведения, необходимые для правильного назначения пенсии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.
Пунктом 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя, отчество; идентификационный номер налогоплательщика.
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
Согласно положениям статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 данного закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что сведения по форме СЗВ-М за октябрь 2018 года в отношении 1 сотрудника, а также сведения по форме СЗВ-М за декабрь 2018 года в отношении 2 сотрудников представлены с нарушением срока, 14.12.2018 и 16.01.2019 соответственно, что свидетельствует о наличии состава правонарушения, ответственность за которое, предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для применения к Обществу штрафных санкций на сумму 1 500 руб.
Размер штрафной санкции соответствует требованиям действующего законодательства.
В части отказа в удовлетворении иска на оставшуюся сумму штрафных санкций решение суда Фондом не обжалуется.
Возражая против удовлетворения иска на сумму 1 500 руб., Общество сослалось на пропуск Фондом срока на обращение в суд.
Указанный довод отклоняется судом апелляционной инстанции на основании следующего.
В соответствии с частью 17 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию об их уплате взыскание сумм финансовых санкций производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
На основании статьи 2 Федерального закона от 15.12.2011 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) положения Закона N 27-ФЗ относятся к составной части законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и в качестве общего правила устанавливает, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Из норм Закона N 167-ФЗ и Закона N 27-ФЗ следует, что на правоотношения, связанные с уплатой, в том числе в принудительном порядке (взысканием), финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Законом N 27-ФЗ, распространяются порядок и сроки взыскания задолженности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не закреплено законодательством об обязательном пенсионном страховании. Как определено пунктом 1 статьи 104 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, или в иных случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, соответствующий налоговый орган обращается с заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной этим Кодексом.
Заявление о взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в суд общей юрисдикции (пункт 2 статьи 104 НК РФ).
Порядок и сроки взыскания налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов с физических лиц - налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов) нормативно регламентируются статьей 48 НК РФ.
Абзацем 4 статьи 48 НК РФ определено, что заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 этой статьи.
Вместе с тем, положениям части 18 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в редакции Федерального закона от 20.07.2020 N 237-ФЗ, определены порядок и сроки обращения в суд о взыскании задолженности, отличные от порядка, определенного в статье 48 НК РФ.
В силу части 18 статьи 17 Закона N 27-ФЗ территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд с заявлением о взыскании сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, если общая сумма финансовых санкций, подлежащая взысканию, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного частью двадцатой настоящей статьи.
В случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций превысила 3 000 рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб. (часть 19 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в редакции Федерального закона от 20.07.2020 N 237-ФЗ).
В случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций не превысила 3 000 рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (часть 20 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в редакции Федерального закона от 20.07.2020 N 237-ФЗ).
Таким образом, с учетом положений специального законодательства и разъяснений, приведенных в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, заявления территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании предусмотренных Законом N 27-ФЗ финансовых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей, могут быть предъявлены в арбитражный суд при наличии следующих условий:
страхователем в установленный срок добровольно не исполнено требование об уплате финансовых санкций, накопленная задолженность страхователя по финансовым санкциям в течение 3 лет превысила 3 000 руб.;
страхователем в установленный срок добровольно не исполнено требование об уплате финансовых санкций, накопленная задолженность страхователя по финансовым санкциям в течение 3 лет не превысила 3 000 руб.
При этом, в первом случае срок обращения в суд - шесть месяцев со дня, когда сумма превысила 3 000 рублей; во втором случае срок обращения в суд - шесть месяцев со дня истечения трехлетнего срока с установленного в первом требовании срока на оплату.
Материалами дела установлено, что по требованию N 202S01190044305 от 24.05.2019 (срок добровольного исполнения 21.06.2019) сумма штрафа 500 рублей; по требованию N 202S0190033548 от 12.04.2019 (срок добровольного исполнения 15.05.2019) сумма штрафа 1500 рублей.
Поскольку сумма штрафов не превысила 3 000 руб., Фонд вправе был обратиться в суд в срок до 21.12.2022.
В данном случае Фонд обратился в суд с настоящим иском 09.10.2022, то есть в установленный срок.
Доводы подателя жалобы о ненадлежащем извещении ответчика о принятии судом искового заявления к производству, опровергаются материалами дела (л.д.4). Согласно отчету об отслеживании почтовой корреспонденции (идентификатор 19085477214745), направленная судом по юридическому адресу ответчика копия определения от 17.10.2022, возвращена органом почтовой связи "из-за истечения срока хранения", что свидетельствует о надлежащем извещении последнего.
Учитывая, что при рассмотрении дела суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства, всесторонне и полно исследовав представленные сторонами доказательства, не допустил нарушений норм материального права и процессуального права, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.01.2023 по делу N А56-102260/2022 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Н.О. Третьякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-102260/2022
Истец: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "Арман Энерго"