г. Москва |
|
23 марта 2023 г. |
Дело N А41-16383/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Марченковой Н.В.,
судей: Пивоваровой Л.В., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания Терехиной Е.Е.,
при участии в заседании:
лица, участвующие в деле не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИП Ибрагимова Ф.А. на решение Арбитражного суда Московской области от 30 декабря 2022 года по делу N А41-16383/22, по иску ИП Ибрагимова Ф.А. к Администрации городского округа Пушкинский Московской области, Комитету имущественных отношений Администрации городского округа Пушкинский Московской области об обязании,
3-е лицо - Министерство имущественных отношений Московской области,
УСТАНОВИЛ:
ИП Ибрагимов Ф.А. (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Администрации городского округа Пушкинский Московской области (далее - администрация), Комитету имущественных отношений Администрации городского округа Пушкинский Московской области (далее - комитет) с требованиями, исходя из принятых судом уточнений:
- признать незаконным решение администрации от 12.08.2021 N Р001-0546222981- 47745566;
- обязать комитет заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:13:0050118:182 за плату без проведения торгов, подготовить и направить в адрес предпринимателя проект договора.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 декабря 2022 года по делу N А41-16383/22 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ИП Ибрагимова Ф.А. обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, предприниматель является собственником нежилого торгово-офисного здания с кадастровым номером 50:13:0050118:1607 площадью 449 кв.м, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:13:0050118:182 площадью 300 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения объектов оптовой и розничной торговли, находящегося на праве аренды у предпринимателя на основании заключенного с комитетом договора аренды от 25.12.2019 N 99-19.
Предприниматель обратился в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:13:0050118:182 в собственность за плату без проведения торгов.
Решением администрации от 12.08.2021 N Р001-0546222981-47745566 отказано в предоставлении государственной услуги в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок отнесен к землям, изъятым из оборота в соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), частично расположен в границах красных линий.
Считая отказ администрации незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, предприниматель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции, с учетом положений ст. ст. 4, 198, 200 АПК РФ, правомерно исходил из нижеследующего.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса (далее - уполномоченный орган).
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьями 39.14, 39.17 Земельного кодекса.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов. В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
Согласно части 5 статьи 39.17 Земельного кодекса в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа. Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка (часть 5 статьи 39.17 Земельного кодекса). В силу части 7 статьи 39.17 Земельного кодекса проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.
Статья 39.16 Земельного кодекса содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Подпунктом 6 указанной статьи предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Согласно заключению Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 50:13:0050118:182 частично расположен в границах красных линий территории общего пользования и (или) границах территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, утвержденных документацией по планировке территории 9Проект планировки территории, ограниченной ул. Шоссейная, полосой отвода железной дороги Московско-Ярославского направления, территорией торгового центра в пос. Зеленоградский Пушкинского муниципального района для строительства объектов торговли ИП Ибрагимовой Н.Н. и ИП Мытаркиным А.Г., утвержденный постановлением Администрации Пушкинского муниципального района Московской области от 18.09.2013 N 2649.
Определением Арбитражного суда Московской области от 09.08.2022 по делу назначена судебная экспертиза, проведение которому поручено ООО "Геосервис".
В материалы дела представлено заключение эксперта от 15.09.2022 N 05092022, подготовленное ООО "Геосервис", экспертом Земенковой М.Л.
В экспертном заключении экспертом представлен план наложений границ земельного участка с кадастровым номером 50:13:0050118:182 и здания с кадастровым номером 50:13:0050118:1607 на схему архитектурно-планировочной организации территории (проект планировки территории, ограниченной ул. Шоссейной, полосой отвода железной дороги Московско-Ярославского направления, территории торгового центра в пос. Зеленоградский Пушкинского муниципального района, утвержденный постановлением Администрации Пушкинского муниципального района от 18.09.2013 N 2649).
При сопоставлении границ земельного участка с кадастровым номером 50:13:0050118:182 и здания с кадастровым номером 50:13:0050118:1607 со схемой архитектурно-планировочной организации территории экспертом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 50:13:0050118:182 и здание с кадастровым номером 50:13:0050118:1607 расположены в районе участка, резервируемом под строительство объектов общего назначения. Земельный участок с кадастровым номером 50:13:0050118:182 и здание с кадастровым номером 50:13:0050118:1607 выходят за границы участка, резервируемом под строительство объектов общего назначения.
Экспертом также изготовлен план наложений границ земельного участка с кадастровым номером 50:13:0050118:182 и здания с кадастровым номером 50:13:0050118:1607 на чертеж планировки территории (основной чертеж) (проект планировки территории, ограниченной ул. Шоссейной, полосой отвода железной дороги Московско-Ярославского направления, территории торгового центра в пос. Зеленоградский Пушкинского муниципального района, утвержденный постановлением Администрации Пушкинского муниципального района от 18.09.2013 N 2649). На данном чертеже нанесены красные линии в соответствии с каталогом координат поворотных точек красных линий п.6.10 Проекта планировки территории 5.13-ППТ.1 Том 1 2013 г. (приложение 2 лист 3).
Согласно указанному чертежу, земельный участок с кадастровым номером 50:13:0050118:182 и здание с кадастровым номером 50:13:0050118:1607 расположены за границами красных линий, указанных в Проекте планировки территории 5.13-ППТ.1 Том 1 2013 г.
В Приложении 2 лист 4 заключения эксперта представлен план наложений границ земельного участка с кадастровым номером 50:13:0050118:182 и здания с кадастровым номером 50:13:0050118:1607 на разбивочный чертеж красных линий (проект планировки территории, ограниченной ул. Шоссейной, полосой отвода железной дороги Московско- Ярославского направления, территории торгового центра в пос. Зеленоградский Пушкинского муниципального района, утвержденный постановлением Администрации Пушкинского муниципального района от 18.09.2013 N 2649). На данном чертеже красным цветом нанесены красные линии, проектируемые в соответствии с ведомостью координат красных линий, указанной на разбивочном чертеже красных линий Проекта планировки территории 8.13-ППТ.2 Том 2 2013 г.; синим цветом нанесены красные линии корректируемые (5.13-ППТ) п.6.10 Проекта планировки территории 5.13-ППТ.1 Том 1 2013 г.
Земельный участок с кадастровым номером 50:13:0050118:182 и здание с кадастровым номером 50:13:0050118:1607 частично расположены в границах красных линий, нанесенных в соответствии с ведомостью координат красных линий, указанной на разбивочном чертеже красных линий Проекта планировки территории 8.13-ППТ.2 Том 2 2013 г. (утверждаемая часть).
Земельный участок с кадастровым номером 50:13:0050118:182 и здание с кадастровым номером 50:13:0050118:1607 расположены за границами красных линий, нанесённых в соответствии с каталогом координат поворотных точек красных линий п.6.10 Проекта планировки территории 5.13-ППТ.1 Том 1 2013 г.
В Генеральном плане городского поселения Зеленоградский Пушкинского муниципального района Московской области, утвержденном 29.11.2017, и Правилах землепользования и застройки территории (части территории) Пушкинского городского округа Московской области, утвержденных решением Совета депутатов Пушкинского городского округа Московской области от 19.02.2020 N 146/12, сведения о красных линиях отсутствуют.
В Приложении 2 лист 5 экспертом представлен план наложений на Карту градостроительного зонирования (Правила землепользования и застройки территории (части территории) Пушкинского городского округа Московской области, утвержденных решением Совета депутатов Пушкинского городского округа Московской области от 19.02.2020 г. N 146/1). Согласно п.7 ст.3 Правил землепользования и застройки территории (части территории) Пушкинского городского округа Московской области границы территориальных зон установлены также по красным линиям. Земельный участок с кадастровым номером 50:13:0050118:182 полностью расположен в многофункциональной общественно-деловой зоне (0-1).
Экспертом также установлено, что целевое назначение и фактическое использование земельного участка с кадастровым номером 50:13:0050118:182 и здания с кадастровым номером 50:13:0050118:1607 соответствует градостроительному регламенту территориальной зоны О-1, согласно Правилам землепользования и застройки территории (части территории) Пушкинского городского округа Московской области, утвержденным решением Совета депутатов Пушкинского городского округа Московской области от 19.02.2020 N 146/12.
Доводы заявителя апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами экспертного заключения.
Оценив экспертное заключение, апелляционный суд приходит к выводу о том, что оно является допустимым доказательством по делу, так как, эксперт, проводивший исследование, является компетентным специалистом в своей профессиональной области, имеет необходимое профильное образование и стаж работы по специальности. В экспертном заключении экспертом описана методика проведенного исследования, указаны используемые справочно-нормативные и научно-технические документы, само экспертное заключение аргументировано.
Каких-либо сомнений в обоснованности выводов, содержащихся в заключении эксперта, а также противоречий апелляционным судом не установлено.
Кроме того, в материалы дела представлено заключение эксперта N 12-12-2021, в котором установлено, что конструктивные элементы здания с кадастровым номером 50:13:0050118:1607 расположены за пределами земельного участка с кадастровым номером 50:13:0050118:182.
При этом проектом планировки территории предусмотрено строительство здания в на участке с кадастровым номером 50:13:0050118:182 с отступом от границ участка, позволяющим обеспечить доступ к зданию, а также обеспечивающим строительство объектов общественного назначения на резервируемых участках, в связи с чем проектом предусмотрено установление красных линий.
Заявитель апелляционной жалобы так же ссылается на то, что при отсутствии сведений о красных линиях в действующих Правилах землепользования и застройки территории (части территории) Пушкинского городского округа Московской области, утвержденных решением Совета депутатов Пушкинского городского округа Московской области от 19.02.2020 N 146/12, единственным основанием для отказа истцу в заключении договора купли- продажи земельного участка с кадастровым номером 50:13:0050118:182 за плату без проведения торгов, может быть только несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану.
Данные доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм права.
Красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории (пункт 11 статьи 1 ГрК РФ).
В силу части 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
Таким образом, исходя из предмета и оснований заявленных требований, установленных фактических обстоятельств настоящего спора и представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, а так же выводов экспертного заключения, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что требования предпринимателя являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 30 декабря 2022 года по делу N А41-16383/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-16383/2022
Истец: Ибрагимов Фикрет Аждар Оглы, Комитет архитектуре и градостроительству по Московской области
Третье лицо: Администрация Пушкинского муниципального района Московской области