г. Санкт-Петербург |
|
24 марта 2023 г. |
Дело N А42-5382/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В., судей Мельниковой Н.А., Смирновой Я.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пановой А.М.
при участии:
- от истца: не явился, извещен,
- от ответчиков: не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-40973/2022) муниципального казенного учреждения "Центр оказания услуг муниципальным учреждениям Ковдорского муниципального округа"
на решение Арбитражного суда Мурманской области от 25.10.2022 по делу N А42-5382/20211,
принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Тепловодоканал" к
1. Муниципальному казенному учреждению "Центр оказания услуг муниципальным учреждениям Ковдорского муниципального округа";
2. Администрации Ковдорского муниципального округа Мурманской области
о взыскании платы за негативное воздействие на систему водоотведения,
УСТАНОВИЛ:
Общество ограниченной ответственностью "Тепловодоканал" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением о взыскании с муниципального казенного учреждения "Центр оказания услуг муниципальным учреждениям Ковдорского района" (далее - ответчик 1, Учреждение), а при недостаточности денежных средств - порядке субсидиарной ответственности с Администрации Ковдорского района Мурманской области (далее - ответчик 2, Администрация) за счёт бюджета муниципального образования "Ковдорский район Мурманской области", платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод по муниципальному контракту от 01.12.2019 N 118/вс холодного водоснабжения и водоотведения за период с 01.07.2020 по 31.12.2020 в сумме 62 925,66 руб.
В ходе судебного разбирательства Общество уточнило исковые требования: просило взыскать с Учреждения, а при недостаточности денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с Администрации за счёт бюджета муниципального образования "Ковдорский район Мурманской области", плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по муниципальному контракту от 01.12.2019 N 118/вс холодного водоснабжения и водоотведения за период с 01.07.2020 по 31.12.2020 в сумме 10 487,61 руб., указав при этом, что с 01.10.2021 Администрация Ковдорского района Мурманской области переименована в Администрацию Ковдорского муниципального округа Мурманской области.
Суд принял уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 25.10.2022 исковые требования удовлетворены в полном объеме: с Учреждения в пользу Общества взыскана плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в сумме 10 487,61 руб., а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб. При недостаточности денежный средств у Учреждения суд определил взыскать с Администрации в порядке субсидиарной ответственности плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в сумме 10 487,61 руб. и судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 руб.
Не согласившись с решением, Учреждение обратилось с апелляционной жалобой. В обоснование жалобы ссылается на то, что денежные средства, получаемые от абонента в качестве платы за негативное воздействие на работу центральной системы водоотведения, используются целевым образом в качестве финансирования производственной и (или) инвестиционной программ организации, осуществляющей водоотведение. Постановлением Администрации от 29.07.2022 N 681 с 01.08.2022 статусом гарантирующей организации наделено муниципальное унитарное предприятие "Ковдорводоканал", за которым, начиная с 01.08.2022, закреплены все объекты водоотведения на праве хозяйственного ведения. Учреждение полагает, что взыскание платы за негативное воздействие на работу централизованной системы в пользу Общества, которое более не является организацией, осуществляющей водоотведение, приведет к неосновательному обогащению.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2023 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 09.03.2023.
До судебного заседания от истца поступил мотивированный отзыв на апелляционную жалобу. В отзыве Общество указывает на то, что в спорный период являлось организацией водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей прием сточных вод в городе Ковдор. Сети водоотведения находятся во владении Общества на основании договоров аренды, заключенных с КУМИ Ковдорского района от 12.01.2015 N 1/2015 и N 2/2015. Плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения представляет собой составную часть платы за оказание услуг по водоотведению. Поскольку Общество в спорный период оказывало Учреждению указанные услуги на основании муниципального контракта, услуги подлежат оплате.
Отзыв приобщен судом к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы в настоящем судебном заседании.
Как следует из материалов дела, между Обществом (организацией водопроводно-канализационного хозяйства) и Учреждением (абонентом) заключен муниципальный контракт от 01.12.2019 N 118/вс холодного водоснабжения и водоотведения (далее - Контракт), по условиям которого организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязалась подавать абоненту через присоединённую водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду установленного качества, в объёме, определённом Контрактом на объекты абонента, осуществлять приём сточных вод с объектов Абонента в централизованную систему водоотведения, а абонент обязался соблюдать предусмотренный Контрактом режим потребления холодной воды, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей, исправность используемых им приборов учёта, соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату принятой холодной воды и водоотведения (пункт 1.1. Контракта).
Объектами оказания услуг абоненту по Контракту являются помещения Учреждения, расположенные по адресам в городе Ковдор Мурманской области: пл. Ленина, д. 1; ул. Чехова, д. 4 и производственные гаражи по ул. Сухачева.
Согласно пункту 3.6. Контракта размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением Абонентом нормативов по объёму и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Общество за период с 01.07.2020 по 31.12.2020 без проведения отбора проб сточных вод начислило Учреждению плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в размере 10 487,61 руб. и направило в адрес Учреждения претензию с требованием о внесении указанной платы.
Оставление претензии без удовлетворения явилось поводом для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Решением суда первой инстанции исковые требования к Учреждению удовлетворены в полном объеме. Судом также определено, что при недостаточности у Учреждения денежных средств задолженность в размере 10 487,61 руб., а также 2000 руб. судебных расходов подлежат взысканию в субсидиарном порядке с Администрации.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Повторно исследовав по правилам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации документы, представленные в материалах дела, изучив позиции сторон, изложенные в жалобе и в отзыве, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении) предусмотрено, что по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
Согласно подпункту "и" пункта 35 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), абонент обязан соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
В силу пункта 111 Правил N 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (в том числе ее отдельных объектов).
Пунктом 10 статьи 7 Закона о водоснабжении и пунктом 118 Правил N 644 предусмотрено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены названными Правилами.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами.
Разделом VII Правил N 644 установлен порядок и основания расчёта платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения:
а) по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 Правил N 644, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение;
б) без проведения отбора проб по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) Правил N 644, для объектов абонентов при наличии любого из условий, указанных в пункте 123(4), а именно:
- среднесуточный объём сбрасываемых сточных вод которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 Правил N 644 (то есть составляет менее 30 куб. м. в сутки);
- отведение (сброс) сточных вод с которых осуществляется с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединённых) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;
- расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;
- для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлён отдельно от сточных вод иных абонентов.
Из указанной нормы следует, что для объектов абонентов при наличии любого из условий, указанных в абзацах 2 - 5 пункта 123(4) Правил N 644, расчёт и взимание платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения осуществляется по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) Правил N 644, без установления факта несоответствия сточных вод, принимаемых от объекта абонента, требованиям, установленным пунктами 113 и 114 Правил N644, в том числе без проведения отбора проб сточных вод.
Как следует из расчета платы за негативное воздействие на централизованные системы водоотведения, приложенного истцом к ходатайству об уменьшении исковых требований, среднесуточный объем сбрасываемых Учреждением сточных вод за период с 01.07.2020 по 31.12.2020 составлял менее 30 куб. м, в связи с чем, у Общества имелись основания для начисления платы расчетным способом, по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) Правил N 644, без отбора проб сточных вод.
Расчет задолженности повторно проверен судом апелляционной инстанции и признан верным, как по праву, так и по размеру. Расчет ответчиками документально не оспорен, контррасчет в материалы дела не представлен.
Возражая против удовлетворения исковых требований, Учреждение указало на то, что с 01.08.2022 Общество утратило статус гарантирующего поставщика, в связи с чем, использование, взыскиваемых с Учреждения денежных средств в качестве платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, по целевому назначению будет невозможно.
Аналогичные доводы изложены Обществом в апелляционной жалобе.
Суд первой инстанции приведенные доводы отклонил, указав, что данные обстоятельства не имеют правого значения, поскольку в спорный период с 01.07.2020 по 31.12.2020 Общество обладало статусом гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Судебная коллегия находит обоснованными выводы суда первой инстанции.
Согласно пункту 123 (5) Правил N 644 средства, полученные организациями, осуществляющими водоотведение, в виде платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, используются целевым образом в качестве источника финансирования производственной и (или) инвестиционной программ организации, осуществляющей водоотведение, на выполнение иных мероприятий, связанных с ремонтом, реконструкцией или строительством объектов централизованных систем водоотведения, а также в качестве средств на возврат займов и кредитов, процентов по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию производственной и (или) инвестиционной программ.
Вместе с тем, Общество в спорный период являлось гарантирующей организацией, вплоть до 01.08.2022 владело на основании договоров аренды от 12.01.2015 N 1/2015 и N 2/2015 канализационными сетями, соответственно, в силу статьи 616 Гражданского кодекса Российской Федерации несло расходы на содержание канализационных сетей, а, следовательно, вправе рассчитывать на их компенсацию.
Кроме того, Законом о водоснабжении и Правилами N 644 установлено три вида платы, которая может быть возложена на абонента (фактического потребителя услуг): - плата за оказание услуг водоснабжения и водоотведения;
- плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения;
- плата за нарушение нормативов по объёму сточных вод и нормативов состава сточных вод.
При этом, как верно отметил суд первой инстанции, плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения является составной частью оплаты услуг по водоотведению, оказываемых организацией водопроводно-канализационного хозяйства, поскольку сброс в централизованную систему водоотведения загрязняющих веществ является неотъемлемым следствием сброса сточных вод, исходя из специфики их образования в процессе хозяйственной деятельности потребителя.
В спорный период Общество на основании заключенного Контракта оказывало Учреждению услуги по водоотведению (доказательств обратного суду не представлено), а, следовательно, Учреждение обязано оплатить оказанные услуги в полном объеме, в том числе внести плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Общество также заявило требования о взыскании задолженности с Администрации в субсидиарном порядке, при недостаточности денежных средств у Учреждения.
Суд первой инстанции признал заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Ответчик 1 по своей организационно-правовой форме является казенным учреждением. Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц, в качестве его учредителя выступает Администрация.
В силу пункта 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с ГК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 123.21 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом.
При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 ГК РФ, несет собственник соответствующего имущества.
Пунктом 4 статьи 123.22 ГК РФ предусмотрено, что казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд находит верными выводы суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований, заявленных к Администрации в субсидиарном порядке.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 25.10.2022 по делу N А42-5382/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Савина |
Судьи |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-5382/2021
Истец: ООО "ТЕПЛОВОДОКАНАЛ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ КОВДОРСКОГО РАЙОНА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ, МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР ОКАЗАНИЯ УСЛУГ МУНИЦИПАЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ КОВДОРСКОГО РАЙОНА"