г. Тула |
|
23 марта 2023 г. |
Дело N А09-1238/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.03.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.03.2023.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Сентюриной И.Г., судей Бычковой Т.В. и Егураевой Н.В., при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Теплоцентраль Сельцо" - директора Матюшкина Е.Г. (выписка из ЕГРЮЛ, протокол от 19.02.2010, личность установлена на основании паспорта), в отсутствие в судебном заседании иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплоцентраль Сельцо" на решение Арбитражного суда Брянской области от 09.11.2022 по делу N А09-1238/2022 (судья Кокотова И.С.), принятое по исковому заявлению по иску общества с ограниченной ответственностью "Теплоцентраль Сельцо" (Брянская обл., г. Сельцо, ОГРН 1103254010188, ИНН 3255510109) к Администрации г. Сельцо (Брянская обл., г. Сельцо, ОГРН 1023202136814; ИНН 3205000575), третьи лица: 1) Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях, г. Брянск, 2) Главное управление МЧС России по Брянской области, г. Брянск, 3) АО "Брянский химический завод им. 50-летия СССР", Брянская обл., г. Сельцо, 4) ООО "Жилкомхоз", Брянская обл., г. Сельцо, 5) муниципальное унитарное предприятие "Жилкомхоз", г. Сельцо, о взыскании 703 809 руб. 21 коп.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Теплоцентраль Сельцо" (далее - ООО "Теплоцентраль Сельцо", истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Администрации г. Сельцо (далее - ответчик) о взыскании 703 809 руб. 21 коп. задолженности за отпущенную тепловую энергию за период с октября 2018 по сентябрь 2021 года (с учетом принятого судом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В порядке статьи 51 АПК РФ, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях, Главное управление МЧС России по Брянской области, АО "Брянский химический завод им. 50- летия СССР", ООО "Жилкомхоз", МУП "Жилкомхоз".
Решением решение Арбитражного суда Брянской области от 09.11.2022 по делу N А09-1238/2022 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд жалобой, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что ООО "Теплоцентраль Сельцо" поставляет тепловую энергию в многоквартирные дома расположенные по адресу: г. Сельцо, пер. Свердлова, д. 1, 5, 6; ул. Свердлова, д. 5; ул. Мейпариани, д. 24; ул. Кирова, д. 34, 38. В указанных жилых домах. Администрации г. Сельцо на праве собственности принадлежат нежилые помещения (убежище). Считает, что в ходе рассматриваемого дела было доказано, что бремя содержания защитных сооружений гражданской обороны лежит на муниципальном образовании, в связи с этим считает неправомерным вывод суда области о том, что спорные помещения являются собственностью Российской Федерации.
Главное управление МЧС России по Брянской области представило отзыв, в котором указало, что решением Сельцовского городского суда Брянской области от 25.12.2014 N 2-544/14 требования прокурора г. Сельцо Брянской области удовлетворены, действия Администрации г. Сельцо признаны незаконными и возложена обязанность по приведению защитных сооружения гражданской обороны в соответствие с требованиями Правил. В ходе рассматриваемого дела было изучено и доказано, что бремя содержания защитных сооружений гражданской обороны лежит на муниципальном образовании, в связи с этим считает неправомерным вывод суда области о том, что спорные помещения являются собственностью Российской Федерации. Просит суд вынести решение с учётом представленной позиции.
МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях представило отзыв, в котором поддержало жалобу истца, просило удовлетворить апелляционную жалобу.
ООО "Теплоцентраль Сельцо" и ООО "Жилкомхоз" представили письменные пояснения.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "Теплоцентраль Сельцо" просил решение суда первой инстанции отменить, а апелляционную жалобу - удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителей для участия в судебном заседании не направили.
Дело рассмотрено в отсутствие иных лиц, не явившихся в судебное заседание в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, ООО "Теплоцентраль Сельцо" является теплоснабжающей организацией, осуществляющей поставку тепловой энергии на территории г. Сельцо.
В ходе проверки сотрудниками ООО "Теплоцентраль Сельцо" объектов, расположенных на территории г. Сельцо, были выявлены факты бездоговорного потребления тепловой энергии, о чем оставлены акты выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии N 1, 2, 3, 4 от 11.11.2021.
Полагая, что данные объекты являются муниципальной собственностью, истец письмом от 08.12.2021 N 215-т направил в адрес Администрации г. Сельцо претензию с требованием оплатить образовавшуюся задолженность (т. 1 л. д. 4).
Ссылаясь на то, что обязательства по оплате стоимости потребленной тепловой энергии не были исполнены ответчиком, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что доказательств, подтверждающих то, что в порядке, установленном законом, объекты гражданской обороны, находящиеся по соответствующим адресам, переданы из федеральной собственности в муниципальную собственность, в материалы дела не представлено.
С указанными выводами, суд апелляционной инстанции не может согласиться на основании следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Теплоцентраль Сельцо" является теплоснабжающей организацией, осуществляющей поставку тепловой энергии на территории г. Сельцо.
Бремя содержания принадлежащего собственнику имущества выражается в расходах на его содержание, обязанность по оплате коммунальных платежей и эксплуатационных расходов за пользование имуществом возлагается на то лицо, за которым это имущество закреплено в установленном порядке на праве собственности или ином вещном праве.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований проводят мероприятия по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
В силу части 3 статьи 18 указанного Федерального закона, обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.
В соответствии пункта 2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правил), утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583, учёт защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО), ведется в федеральных органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учёта ЗС ГО, форма которого приведена в приложении N 5 Приказа.
В силу пункта 2.2 Правил, паспорт ЗС ГО оформляется в следующих случаях: после ввода ЗС ГО в эксплуатацию, при изменении типа ЗС ГО, при отсутствии паспорта ЗС ГО по итогам инвентаризации ЗС ГО после его закрепления за эксплуатирующей организацией.
При отсутствии паспорта ЗС ГО основанием для учета ЗС ГО являются проектная и техническая документация, объёмно-планировочные, конструктивные решения, наличие специального инженерно-технического оборудования, позволяющие сделать вывод о принадлежности помещения к ЗС ГО.
Как указывалось выше, ООО "Теплоцентраль Сельцо" поставляет тепловую энергию в многоквартирные дома расположенные по адресу: г. Сельцо, пер. Свердлова, д. 1,5, 6; ул. Свердлова, д. 5; ул. Мейпариани, д. 24; ул. Кирова, д. 34, 38. В указанных жилых домах, Администрации г. Сельцо на праве собственности принадлежат нежилые помещения (убежище).
В жилом доме N 1 по пер. Свердлова нежилое помещение, общей площадью 108,9 м2 (убежище);
В жилом доме N 5 по пер. Свердлова нежилое помещение, общей площадью 108,9 м2 (убежище);
В жилом доме N 6 по пер. Свердлова нежилое помещение, общей площадью 108,9 м2 (убежище);
В жилом доме N 5 по ул. Свердлова нежилое помещение, общей площадью 108,9 м2 (убежище);
В жилом доме N 24 по ул. Мейпариани нежилое помещение, общей площадью 102,3 м2 (убежище);
В жилом доме N 34 по ул. Кирова нежилое помещение, общей площадью 102,3 м2 (убежище);
В жилом доме N 38 по ул. Кирова нежилое помещение, общей площадью 102,3 м2 (убежище).
Согласно учетным данным Главного управления МЧС Росси по Брянской области ЗС ГО расположенные в подвальных этажах многоквартирных жилых домов по следующим адресам: г. Сельцо, пер. Свердлова, д. 1; г. Сельцо, пер. Свердлова, д. 5; г. Сельцо, пер. Свердлова, д. 6; г. Сельцо, пер. Кирова, д. 34; г. Сельцо, пер. Кирова, д. 38; г. Сельцо, ул. Мейпариани, д. 24, учтены в Журнале учёта ЗС ГО, расположенных на территории Брянской области в качестве муниципальной собственности городского округа г. Сельцо (том 1, л. д. 90).
Из постановления Администрации г. Сельцо от 15.02.2008 N 66 "Об упорядочении балансовой принадлежности и содержания бомбоубежищ в многоквартирных домах жилищного фонда, в школьных и дошкольных учреждениях администрации города" усматривается, что при передаче жилищного фонда и объектов социального назначения с баланса ФГУП "Брянский химический завод им. 50-летия СССР" на баланс МУП "Жилкомхоз" не были должным образом учтены расположенные в них бомбоубежища. В целях упорядочения балансовой принадлежности, удержания бомбоубежищ в жилищном фонде, на объектах социального значения и установлении ответственных должностных лиц над их исправным состоянием Администрация г. Сельцо постановило;
- бомбоубежище, расположенное в жилом доме или здании социального назначения считать неотъемлемой частью жилого дома или здания социального назначения;
- ответственным за исправное состояние бомбоубежища считать руководителя, на чьем балансе находится жилой дом или здание социального назначения;
- финансирование работ, связанных с проведением текущего и капиталъного ремонтов бомбоубежищ производить за счет и в пределах финансовых средств, предусмотренных соответствующей статьей городского бюджета (том 1, л. д. 67).
В силу пункта 28 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального характера, городского округа от ЧС природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданкой обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, прямо отнесено к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с пунктом 7 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687, орган местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с полномочиями в области гражданской обороны и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально- технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
Из материалов дела также следует, что 19.04.2014 прокуратурой г. Сельцо было вынесено предписание по указанным ЗС ГО главе администрации г. Сельцо об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в части соблюдения правил эксплуатации ЗС ГО. После чего прокурором г. Сельцо Брянской области в Сельцовский городской суд Брянской области были поданы исковые заявления в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц Администрации г. Сельцо о признании бездействия по не приведению ЗС ГО, расположенных в подвальных помещениях многоквартирных жилых домов в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 (том 1, л. д. 97 - 114).
Решением Сельцовского городского суда Брянской области от 25.12.2014 N 2-544/14 требования прокурора г. Сельцо Брянской области удовлетворены, действия Администрации г. Сельцо признаны незаконными и возложена обязанность по приведению ЗС ГО в соответствие с требованиями Правил. В ходе рассматриваемого дела суд пришел к выводу, что бремя содержания ЗС ГО лежит на муниципальном образовании (том 1, л. д. 97 - 99).
Суд первой инстанции в обжалуемом решении указал, что спорные сооружения находились на балансе ФГУП "Брянский химический завод им. 50- летия СССР", на баланс Администрации г. Сельцо как объект гражданской обороны не переданы.
Вместе с тем, данный вывод не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Так, согласно письму N ЕИ-2954 от 28.06.2022 АО "БХЗ им. 50-летия СССР" объекты недвижимого имущества (жилые дома с расположенными в них подвальными помещениями (защитными сооружениями гражданской обороны) расположенные по адресам: Брянская область, г. Сельцо, пер. Свердлова, д. 5; Брянская область, г. Сельцо, ул. Мейпариани, д. 24; Брянская область г. Сельцо, ул. Кирова, д. 34; Брянская область, г. Сельцо, пер. Свердлова, д. 6; Брянская область, г. Сельцо, пер. Свердлова, д. 1; Брянская область, г. Сельцо, ул. Кирова, д. 38 были переданы в Администрацию г. Сельцо Брянской области по акту приема - передачи жилого фонда, находящегося на балансе ФГУП "Брянский химический завод имени 50-летия СССР", на баланс Администрации г. Сельцо Брянской области N 46 от 19.07.1994 (том 2, л. д. 106 - 107, 108 - 124).
В частности, рассматриваемые ЗС ГО входили в передаваемые здания не в качестве объектов гражданской обороны, а как объекты (подвальные помещения), расположенные в передаваемом в качестве жилого фонда здании.
Согласно акту приема-передачи жилого фонда, находящегося на балансе БХЗ, на баланс Администрации г. Сельцо, данные подвальные помещения, которыми выступают спорные ЗСГО, входили в состав зданий, передаваемых как объекты жилого фонда.
Так исходя из страницы 11 (таблица "характеристика жилых домов") приложенного к материалам дела акта приема-передачи следует, что здания, расположенные по адресу: г. Сельцо, ул. Кирова, 34, ул. Мейпариани, 24 и др., содержат отметку "убеж.", что напрямую подтверждает ошибочность вывода Арбитражного суда Брянской области (том 2, л. д. 118).
Соответственно, имевшая место в данном деле передача рассматриваемых спорных объектов в качестве объектов жилого фонда осуществлялась в полном соответствии с действующим на момент передачи законодательством, в т.ч. в рамках п.1 Приложения N 3 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1.
Постановлением ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 жилые дома, в которых находятся требуемые к включению в реестр федерального имущества подвальные помещения, уже были разграничены в собственность муниципального образования, по причине использования в качества жилого фонда, который не входит в перечень эксплуатирующих организаций Приложения N 1 к этому Постановлению, а значится в Приложение N 3.
Ответчиком не опровергался факт пользования подвальными сооружениями жилого фонда и потребляемой тепловой энергией.
На 1991 год данные о вводе в эксплуатацию объекта как имущества ЗС ГО отсутствуют, в федеральную собственность подвальные помещения после 1991 году со статусом какого-либо ЗС ГО не разграничивались законодательным актом, в федеральную собственность МТУ подвальные помещения не принимало, а факты по ст.218 ГК РФ для целей включения имущества в реестр отсутствуют.
Ответчиком осуществились действия как по принятию указанных объектов (в рамках указанного акта приема-передачи жилого фонда), так и принятым в дальнейшем постановлением администрации от 15.02.2008 N 66 "Об упорядочении балансовой принадлежности и содержания бомбоубежищ в многоквартирных домах жилищного фонда, в школьных и дошкольных учреждениях администрации города".
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что вывод суда первой инстанции об отсутствии сведений о том, что на балансе Администрации г. Сельцо находятся спорные защитные сооружения, противоречит материалам дела.
11.11.2021 теплоснабжающей организации ООО "Теплоцентраль Сельцо" при осмотре нежилых помещений многоквартирных домов по адресу: г. Сельцо, пер. Свердлова, д. 1, 5, 6; ул. Свердлова, д. 5; ул. Мейпариани, д. 24; ул. Кирова, д. 34, 38 было выявлено бездоговорное потребление тепловой энергии, о чем составлены акты N 1, 2, 3, 4 (том 1, л. д. 5 - 8).
В соответствии с п.29 ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя с использованием теплопотребляющих установок, подключенных (технологически присоединенных) к системе теплоснабжения с нарушением установленного порядка подключения, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после введения ограничения подачи тепловой энергии в объеме, превышающем допустимый объем потребления, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после предъявления требования теплоснабжающей организации или теплосетевой организации о введении ограничения подачи тепловой энергии или прекращения потребления тепловой энергии, если введение такого ограничения или такое прекращение должно быть осуществлено потребителем.
Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны проводить в зоне расположения принадлежащих им тепловых сетей или источников тепловой энергии поверки наличия у лиц, потребляющих тепловую энергию, теплоноситель, оснований для потребления тепловой энергии, теплоносителя в целях выявления бездоговорного потребления (п.7 ст.22 Закона теплоснабжении).
Согласно п.8 ст.22 Закона о теплоснабжении теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией при выявлении ими факта бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя составляется акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя.
Пунктом 9 ст.22 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что расчет объема бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их стоимости осуществляется теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией в течении пяти рабочих дней со дня составления акта выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя. Объем бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя определяется за весь период, истекший с даты предыдущей проверки, в месте осуществления бездоговорного потребления тепловой энергии, но более чем за три года.
Согласно расчету задолженности за потребленную тепловую энергию в нежилых помещения (убежищах) (общей площадью 742,5 м2) в домах пер. Свердлова, N 1, 5, 6; ул. Свердлова, N 5; Мейпариани, N 24; ул. Кирова. N 34, 38в г. Сельцо Брянской области за период с октября 2018 года сентябрь 2021 года составила 703 809 руб. 21 коп.
08.12.2021 в адрес ответчика была направлена претензия с требованиями оплатить вышеуказанную задолженность. В добровольном порядке задолженность не оплачена.
Статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и односторонне изменение его условий не допускается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
По смыслу статьи 539 ГК РФ обязанность по оплате поставленной тепловой энергии несет тот, кто принял соответствующую обязанность по договору либо, не состоя в обязательственных отношениях путем подписания договора, но имея присоединенные теплопотребляющие установки, фактически потребил энергию.
В последнем случае юридическое значение приобретает отношение лица к теплопотребляющим установкам, а также к имуществу, на содержание которого была израсходована тепловая энергия (статьи 210, 216 ГК РФ).
Этот же вывод следует из пункта 9 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон "О теплоснабжении"), согласно которому потребитель тепловой энергии - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Таким образом, в случае взыскания задолженности с лица, чьи обязательственные отношения с энергоснабжающей организацией опосредованы фактом присоединения теплопотребляющих установок и фактическим потреблением тепловой энергии, юридически значимыми обстоятельствами являются: 1) законность владения теплопотребляющими установками, и, в целом, объекта, на содержание которого израсходована тепловая энергия; 2) объем и стоимость потребленной тепловой энергии.
В силу пункта 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Учитывая разъяснения, приведенные в пункте 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения", отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя энергоресурса от обязанности возместить стоимость отпущенной тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 29 статьи 2 Закона N 190-ФЗ "О теплоснабжении" бездоговорное потребление тепловой энергии - потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя с использованием теплопотребляющих установок, подключенных (технологически присоединенных) к системе теплоснабжения с нарушением установленного порядка подключения (технологического присоединения), либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после введения ограничения подачи тепловой энергии в объеме, превышающем допустимый объем потребления, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после предъявления требования теплоснабжающей организации или теплосетевой организации о введении ограничения подачи тепловой энергии или прекращении потребления тепловой энергии, если введение такого ограничения или такое прекращение должно быть осуществлено потребителем.
В силу пункта 7 статьи 22 Закона N 190-ФЗ теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны проводить в зоне расположения принадлежащих им тепловых сетей или источников тепловой энергии проверки наличия у лиц, потребляющих тепловую энергию, теплоноситель, оснований для потребления тепловой энергии, теплоносителя в целях выявления бездоговорного потребления.
В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Закона N 190-ФЗ теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией при выявлении ими факта бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя составляется акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя. В указанном акте должны содержаться сведения о потребителе или об ином лице, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, о способе и месте осуществления такого бездоговорного потребления, описание приборов учета на момент составления указанного акта, дата предыдущей проверки, объяснения потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, относительно факта выявленного бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их претензии к составленному акту (в случае наличия этих претензий). При составлении указанного акта должны присутствовать потребитель или иное лицо, осуществившие бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, либо их представители. Отказ потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, либо их представителей от подписания составленного акта, а также их отказ от присутствия при его составлении отражается с указанием причин этого отказа в указанном акте или в отдельном акте, составленном в присутствии двух незаинтересованных лиц и подписанном ими.
Расчет объема бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их стоимости осуществляется теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией в течение пяти рабочих дней со дня составления акта о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя на основании указанного акта, документов, представленных потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Правительством Российской Федерации. Объем бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя определяется за весь период, истекший с даты предыдущей проверки, в месте осуществления бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, но не более чем за три года (пункт 9 статьи 22 Закона N 190-ФЗ).
Согласно пункту 10 статьи 22 Закона N 190-ФЗ стоимость тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, определяется в соответствии с действующими на дату взыскания тарифами на тепловую энергию, теплоноситель для соответствующей категории потребителей или ценами, не подлежащими регулированию в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом стоимости услуг по передаче тепловой энергии и подлежит оплате потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в пятнадцатидневный срок с момента получения соответствующего требования теплоснабжающей организации.
Из материалов дела следует, что договор теплоснабжения указанных объектов недвижимости между сторонами не заключался, имели место фактические отношения по поставке тепловой энергии в указанные жилые помещения для отопления. Абонентом в адрес теплоснабжающей организации плата за поставленную тепловую энергию не вносилась. Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Приложением N 1 к приказу Управления Государственного регулирования тарифов Брянской области от 20.12.2019 N 37/103-т "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителями Брянской области" установлен тариф на тепловую энергию, установлен тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ООО "Теплоцентраль Сельцо" (газовая котельная г. Сельцо, ул. Кирова, д. 46а) на 2020 год (том 1, л. д. 37 - 38).
Также, приложение N 1 к приказу Управления Государственного регулирования тарифов Брянской области от 18.12.2020 N 31/226-т "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ООО "Теплоцентраль Сельцо" (газовая котельная г. Сельцо, ул. Кирова, д. 46а) установлен тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ООО "Теплоцентраль Сельцо" (газовая котельная г. Сельцо, ул. Кирова, д. 46а) на 2021 год (том 1, л. д. 39 - 40).
По расчетам истца задолженность ответчика по оплате фактически потребленной тепловой энергии, поставленной истцом в указанные нежилые помещения, за период с октября 2018 года по сентябрь 2021 года составила 703 809 руб. 21 коп. (том 1, л. д. 9 - 15).
Таким образом, поскольку истец, являющийся ресурсоснабжающей организацией, поставил на объекты, принадлежащие ответчику, тепловую энергию, у ответчика возникла обязанность по оплате потребленной тепловой энергии.
Доказательства надлежащего исполнения обязательств по оплате имеющейся задолженности ответчиком не представлены, в связи с чем, исковые требования о взыскании долга за поставку тепловой энергии подлежат удовлетворению в заявленном объеме.
С учетом изложенного, решение подлежит отмене, исковые требования удовлетворению.
В соответствии с ч. 3 ст. 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Согласно ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При цене иска 703 809 руб. 21 коп. госпошлина составит 17 076 руб.
Истцом была уплачена государственная пошлина в размере 2000 руб. за подачу иска и 3000 руб. за подачу апелляционной жалобы, что подтверждается платежными поручениями N 608 от 13.08.2021 на сумму 2000 руб. и N 898 от 05.12.2022 (том 1, л. д. 42, том 3, л. д. 9).
С учетом изложенного, в связи с удовлетворением исковых требований с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 5000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за подачу иска и апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 09.11.2022 по делу N А09-1238/2022 отменить.
Исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Теплоцентраль Сельцо" (Брянская обл., г. Сельцо, ОГРН 1103254010188, ИНН 3255510109) к Администрации г. Сельцо (Брянская обл., г. Сельцо, ОГРН 1023202136814; ИНН 3205000575) удовлетворить.
Взыскать с Администрации г. Сельцо (Брянская обл., г. Сельцо, ОГРН 1023202136814; ИНН 3205000575) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Теплоцентраль Сельцо" (Брянская обл., г. Сельцо, ОГРН 1103254010188, ИНН 3255510109) 703 809 руб. 21 коп. задолженности за тепловую энергию за период с октября 2018 года по сентябрь 2021 года, 5000 руб. в возмещение судебных расходов.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Г. Сентюрина |
Судьи |
Т.В. Бычкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-1238/2022
Истец: ООО "Теплоцентраль Сельцо", ООО "Теплоцентраль Сельцо"
Ответчик: Администрация г. Сельцо
Третье лицо: АО "Брянский химический завод им. 50 - летия СССР", АО "Брянский химический завод им. 50-летия СССР", Главное управление МЧС России по Брянской области, МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В КАЛУЖСКОЙ, БРЯНСКОЙ И СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТЯХ, МТУ Росимущество Калужской, Брянской и Смоленской областях, МТУ федерального агенства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях, МТУ Федерального агенства по управлению государственным имущкством в Калужской, Брянской и Смоленкой областях, МУП "Жилкомхоз" г. Сельцо Брянской области, МУП Жилкомхоз ", ООО "Жилкомхоз", ООО "Жилкомхоз"