г. Владивосток |
|
24 марта 2023 г. |
Дело N А59-5612/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 марта 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей Л.А. Бессчасной, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Алертком",
апелляционное производство N 05АП-1002/2023
на решение от 16.01.2023
судьи Логиновой Е.С.
по делу N А59-5612/2022 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Алертком" (ИНН 4015005721, ОГРН 1144001000615)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (ИНН 6501026378, ОГРН 1026500532321)
о признании незаконным решения от 15.09.2022 N 065/06/106-528/2022,
третьи лица: Государственное бюджетное учреждение "Углегорский психоневрологический интернат" (ИНН 6508006532, ОГРН 1026500994420), Государственное казенное учреждение "Центр государственных закупок Сахалинской области" (ИНН 6501220230, ОГРН 1106501005511), общество с ограниченной ответственностью "Ариэль" (ИНН 6504033775, ОГРН 1026500785244),
при участии в заседании:
от ООО "Алертком": не явились, извещены надлежащим образом;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области: не явились, извещены надлежащим образом;
от ГКУ "Центр государственных закупок Сахалинской области": Клубкова А.П. (участие онлайн), по доверенности от 09.01.2023, сроком действия до 31.12.2023, паспорт, диплом (регистрационный номер 55773);
от Государственное бюджетное учреждение "Углегорский психоневрологический интернат", ООО "Ариэль": не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Алертком" (далее - заявитель, общество, ООО "Алертком") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - ответчик, управление, УФАС по Сахалинской области) о признании незаконным решения от 15.09.2022 N 065/06/106-528/2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне управления привлечены ГБУ "Углегорский психоневрологический интернат", ГКУ "Центр государственных закупок Сахалинской области" и ООО "Ариэль".
Решением суда от 16.01.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Алертком" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение.
Общество настаивает на том, что в силу положений лицензионного законодательства РФ обладатель лицензии, выданной МЧС России, имеет право на осуществление лицензируемого вида деятельности на всей территории Российской Федерации. В этой связи указание в документации по спорной закупке требования к участникам закупки о наличии лицензии с местом осуществления вида деятельности Сахалинская область, нарушает положения действующего законодательства РФ, ограничивает конкуренцию.
ГКУ "Центр государственных закупок Сахалинской области" по тексту представленного письменного отзыва, приобщенного в порядке статьи 262 АПК РФ к материалам дела, считает решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области, Государственное бюджетное учреждение "Углегорский психоневрологический интернат", ООО "Ариэль" свое отношение к жалобе не выразили, отзывы не представили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
На официальном сайте Единой информационной системы (далее - ЕИС) в сфере закупок www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме для закупки N 0361200015022004603, объект закупки: "Выполнение проектно-изыскательских работ по объекту "Монтаж автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и автоматических установок пожаротушения в ГБУ "УПНИ".
Начальная (максимальная) цена контракта 24 740 724.00 рублей, дата и время окончания подачи заявок - 07.09.2022 09:00, дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги 07.09.2022, дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 09.09.2022.
В пункте 3 извещения о проведении торгов, в пункте 5 технического задания документации по спорной закупке установлено требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии на право осуществления деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданной в соответствие с Федеральным Законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N99-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1128 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" (далее - Постановление N1128), со следующими видами работ и услуг: монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов. Место осуществления лицензируемого вида деятельности - Сахалинская область (с учетом особенностей, установленных пунктом 5 постановления Правительства РФ от 12.03.2022 N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году").
03.09.2022 в УФАС по Сахалинской области от ООО "Алертком" поступила жалоба на положение документации по спорной закупки в части установленного в документации требования к участникам закупки о наличии лицензии с местом осуществления деятельности - Сахалинская область.
Рассмотрев обращение ООО "Алертком" Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области решением от 09.09.2022 по делу N 065/06/106-528/2022 пришла к выводу, что жалоба обществам на положение извещения - утвержденное государственным бюджетным учреждением "Углегорский психоневрологический интернат" (ИНН 6508006532) при проведении электронного аукциона по объекту: "Монтаж автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и автоматических установок пожаротушения в ГБУ "УПНИ"" (извещение N 0361200015022004603) (извещение N 0361300008122000034) не обоснована.
Управлением со ссылкой на положения Закона N 99-ФЗ, Постановление N 1128, сделан вывод, что законодателем установлен запрет на осуществление лицензируемого вида деятельности по адресу, не указанному в лицензии, до того момента, как будет переоформлена лицензия; право на осуществление лицензируемого вида деятельности предоставляется лицу исключительно в отношении адресов, указанных в лицензии в качестве места осуществления соответствующего вида деятельности. В лицензии ООО "Алертком" N 40-06-2015-005404 от 08.12.2015 указан адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности, выполняемой работы, оказываемой услуги в составе лицензируемого вида деятельности Калужская область, с. Перемышль, ул. Гагарина, д. 3, офис 18, разрешение на осуществление работ (услуг) в Сахалинской области отсутствует.
ООО "Алертком", полагая, что решение от 09.09.2022 по делу N 065/06/106-528/2022 не отвечает требованиям закона и нарушает его права, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд, в удовлетворении которого отказано.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе заявителя и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
При этом на заявителя по делу возлагается обязанность обосновать и доказать факт нарушения оспариваемым актом его прав и законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а на государственный орган - доказать законность своих действий.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ и Закон о контрактной системе).
Согласно статье 6 Закона контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии пунктом 6 части 1 статьи 42 Закона в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются: требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 этого Закона при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии такого участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению, а также требования к участникам такого аукциона также указываются в документации об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона (пункт 2 части 1 и часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе).
Из материалов дела усматривается, что в извещении N 0361200015022004603 заказчиком к участникам закупки установлено требование о необходимости наличия у них лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. В лицензии должны быть указаны следующие виды работ, выполняемые в составе лицензируемого вида деятельности:
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ, Закон о лицензировании) под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Правовая основа лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений определена Законом N 99-ФЗ и Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128 (далее - Положение N 1128).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о лицензировании в приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии и в лицензию включаются сведения об адресах места осуществления лицензируемого вида деятельности (за исключением деятельности по перевозкам грузов, пассажиров или иных лиц).
Частью 5 статьи 9 Закона N 99-ФЗ предусмотрено, что деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 18 Закона о лицензировании лицензия подлежит переоформлению в том числе в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности (за исключением деятельности по перевозкам грузов, пассажиров или иных лиц).
Из анализа указанных норм следует, что законодателем установлен запрет на осуществление лицензируемого вида деятельности по адресу, не указанному в лицензии до того момента, как будет переоформлена лицензия; право на осуществление лицензируемого вида деятельности предоставляется лицу исключительно в отношении адресов, указанных в лицензии в качестве места осуществления соответствующего вида деятельности.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что к участникам закупки установлено требование в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе о необходимости наличия лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, с местом осуществления деятельности: Сахалинская область (с учетом особенностей, установленных пунктом 5 постановления Правительства РФ от 12.03.2022 N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году").
Такое единое требование ко всем участникам закупки соответствует законодательству и прав участников не нарушает. Запрет установлен в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, возможность нанесения которых связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями этой деятельности, а также обусловлен установлением законодательством специальных требований к отдельным местам осуществления деятельности, в соблюдении которых лицензирующие органы должны иметь возможность удостовериться.
Материалами дела подтверждается и установлено судом первой инстанции, что ООО "Алертком" в составе заявки представило лицензию ООО "Алертком" N 40-06-2015-005404 от 08.12.2015, согласно которой адресом места осуществления лицензируемого вида деятельности выполняемой работы, оказываемой услуги в составе лицензируемого вида деятельности является Калужская область, с. Перемышль, ул. Гагарина, д.3, офис 18, разрешение на осуществление работ (услуг) в Сахалинской области отсутствует.
Согласно сведениям, размещенным в Реестре лицензий МЧС России в области пожарной безопасности в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ООО "Алертком" 08.12.2015 ГУ МЧС России по Калужской области выдана лицензия на право осуществления деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности Калужская область, с. Перемышль, ул. Гагарина, д. 3, офис 18, номер реестровой записи лицензии 40-06-2015-005404 (Л014-00101-40/00092521), приказ N 541 от 08.12.2015 (https://digital.mchs.gov.ru/fgpn/license?search=4015005721).
Поскольку ООО "Алертком" выдана лицензия не МЧС России, а территориальным органом МЧС России в Калужской области, ссылка подателя жалобы на письмо МЧС России и возможность предоставления обществу права на осуществление лицензируемого вида деятельности на всей территории Российской Федерации, признается судебной коллегией ошибочной.
ООО "Алертком" в соответствии с Законом N 99-ФЗ, Положением N 1128 может осуществлять лицензируемый вид деятельности на территории Сахалинской области только при условии уведомления лицензирующего органа на территории Сахалинской области (часть 5 статьи 9 Закона N99-ФЗ).
При таких обстоятельствах, арбитражный суд правомерно указал на ошибочность довода заявителя по делу о возможности осуществления деятельности участника аукциона в месте, не указанном в его лицензии.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал ООО "Алертком" в признании недействительным оспариваемого решения антимонопольного органа, выводы УФАС по Сахалинской области, изложенные в оспариваемом решении от 15.09.2022 N 065/06/106-528/2022 являются правомерными, соответствуют представленным в дело доказательствам и вынесены уполномоченным органом в пределах его компетенции.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о наличии у управления оснований для принятия оспариваемого решения.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку в полном объеме по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом. Оснований для переоценки установленных судом первой инстанции обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы коллегия относит на апеллянта судебные расходы по уплате государственной пошлины, связанной с ее подачей, в размере 1 500 руб.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 16.01.2023 по делу N А59-5612/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-5612/2022
Истец: ООО "АЛЕРТКОМ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УГЛЕГОРСКИЙ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАТ", ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ", ООО "АРИЭЛЬ"