г. Самара |
|
23 марта 2023 г. |
Дело N А65-17601/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2023 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 марта 2023 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Буртасовой О.И.,
судей Деминой Е.Г., Морозова В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Андреевой С.С.,
в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 марта 2023 года в зале N 3 апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Гринта" и Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Центр детского творчества "Радуга" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 января 2023 года по делу N А65-17601/2022 (судья Исхакова М.А.),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Гринта", г.Казань (ОГРН 1161650054719, ИНН 1650326509) к Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования "Центр детского творчества "Радуга" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, п.г.т. Камские Поляны (ОГРН 1021602511952, ИНН 1651029795) о взыскании 173 563 руб. 26 коп. долга по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N МУБП-030635 от 01.01.2021 за период с 01.01.2021 по 15.02.2022, 24 341 руб. 16 коп. неустойки за период с 11.02.2021 по 31.03.2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Гринта", г.Казань (далее - истец), обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования "Центр детского творчества "Радуга" (далее - ответчик), о взыскании 173 563 руб. 26 коп. долга по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N МУБП-030635 от 01.01.2021 за период с 01.01.2021 по 15.02.2022, 24 341 руб. 16 коп. неустойки за период с 11.02.2021 по 31.03.2022.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 января 2023 года иск удовлетворен частично. С Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Центр детского творчества "Радуга" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, п.г.т. Камские Поляны (ОГРН 1021602511952, ИНН 1651029795) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Гринта", г.Казань (ОГРН 1161650054719, ИНН 1650326509) 144 636 руб. долга, 20 284 руб. 31 коп. неустойки, 5 781 руб. уплаченной государственной пошлины. В удволетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец и ответчик обратились в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
Истец в своей жалобе прости отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.01.2023 года по делу N А65-17601/2022 полностью, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований ООО "Гринта" в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением и недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствием изложенных в обжалуемом судебном акте выводов обстоятельствам дела, нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, поскольку судом сделан ошибочный вывод о том, что единый тариф регионального оператора по обращению с ТКО - ООО "Гринта" по Восточной зоне деятельности на территории Республики Татарстан на 2020- 2022 годы для иных потребителей указан без учета НДС.
Тариф Регионального оператора ООО "Гринта" на 2020 год утвержден Постановлением Государственного Комитета РТ по тарифам от 19.12.2019 г. N 11-54/тко, затем на 2021-2022 уточнен Постановлениями Государственного Комитета РТ по тарифам N584-42/ТКО-2020 от 18.12.2020 и N698-52/тко-2021 от 17.12.2021 г.
При этом предельные тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО указаны следующим образом: для населения указаны тарифы с учетом НДС, для иных потребителей тарифы указаны без учета НДС и сделана ссылка на п.6 ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Согласно пункту 6 статьи 168 НК РФ при реализации услуг населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма НДС включается в указанные цены (тарифы).
Для иных потребителей в соответствии с пунктом 1 статьи 168 НК РФ при реализации услуг дополнительно к цене (тарифу) реализуемых услуг налогоплательщик обязан предъявить к оплате покупателю этих услуг сумму НДС.
Таким образом, региональный оператор, как налоговый резидент Российской Федерации, находящийся на общей системе налогообложения, реализует услугу по обращению с ТКО по ценам (тарифам), увеличенным на сумму НДС (в размере 20 процентов), и форма решения органа регулирования тарифов оформлена в полном соответствии действующему законодательству.
Вместе с тем, следует отметить, что региональный оператор может быть освобожден от НДС в части оказания услуг по обращению с ТКО на основании пп. 36 ч. 2 ст. 149 НК РФ, но в том и только в том случае, если органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО без учета налога, принято решение об освобождении от налогообложения. Более того, такое решение может распространятся только на услугу в целом без деления по категориям потребителей.
При этом будут различны и подходы к формированию (расчету) тарифа, в случае применения или неприменения такого освобождения. Так, в случае, если тарифным органом принят тариф с учетом НДС (освобождение в соответствии с пп. 36 ч. 2 ст. 149 НК РФ не применялось), расходы, учитываемые в составе необходимой валовой выручки регионального оператора, принимаются тарифным органом без учета НДС, а сумма НДС начисляется дополнительно в соответствии со ст. 168 НК РФ. Именно таким образом формировался тариф регионального оператора ООО "Гринта".
Судом не учтено, что ООО "Гринта" за спорный период (2021 - 2022 годы) уже начислило и оплатило в федеральный бюджет НДС в полном объеме.
На основании изложенного считаем, что судом не применены нормы закона, подлежащие применению - а именно п. 2 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 154, п. 13 ст. 40, п. 1 ст. 168 Налогового кодекса РФ.
Ответчик в своей жалобе также просит отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 января 2023 года.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, поскольку считает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что договор заключен в указанной ООО "Гринта" редакции - на условиях типового договора.
Имеющийся у ответчика договор, заключенный в 2019 году, содержит условие о сроке его действия до 31.12.2019 года (п. 28).
В соответствии с пунктом 29 договора, настоящий договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях.
С учетом того что период действия договора определен сторонами с 01.01.2019 до 31.12.2019 года и использованную формулировку "на тот же срок", а также отсутствие в договоре условия о продлении в таком порядке неограниченное количество раз, считает, что пункт 29 договора может быть применен только однократно.
В связи с чем, на основании указанного пункта, договор был продлен и действовал до 31.12.2020 года.
Начиная с 01.01.2021 отношения сторон должны определяться с учетом направленного Истцу уведомления от 21.12.2020 года о заключении в 2021 году договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, с применением способа учета объема твердых коммунальных отходов исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов.
Уведомление об изменении условий оказания услуг по вывозу ТКО направлено истцу 21.12.2020. Ответ на уведомление Истец в адрес Ответчика не направил.
На основании указанного уведомления от 21.12.2020, ответчиком подана заявка от 05.02.2021, а учитывая получение 05.03.2021 ответчиком письма от Истца о приостановлении рассмотрении заявки, повторно направлена заявка от 18.03.2021.
Со стороны Истца в адрес ответчика каких-либо документов, содержащих результат рассмотрения заявок, с указанием конкретных недостающих сведений и (или) документов не направлялось.
Истцом мер по урегулированию разногласий в порядке, предусмотренном требованиями Правил N 1156 приняты не были. В связи с чем, договор на 2021 год не может считаться заключенным, в порядке, установленном пунктом 8(15) Правил N1156.
Учитывая, что данный договор является публичным и истцом исполнялся, имеются основания считать, что договор оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2021 год заключен с учетом положений гражданского законодательства согласно поданной Ответчиком заявки и способом учета объема твердых коммунальных отходов исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов.
На территории Республики Татарстан не организовано раздельное накопление ТКО, поэтому ответчик путем направления заявок, которые исполнял истец, реализовал право на выбор коммерческого учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров.
Довод истца об отсутствии у ответчика как собственника ТКО права на выбор способа коммерческого учета данного коммунального ресурса (исходя из норматива ТКО, выраженных в количественных показателях объема, или исходя из количества и объема контейнеров, установленных в местах их накопления) со ссылкой на отсутствие на территории Республики Татарстан раздельного накопления ТКО противоречит положениям Правил N 505 и их толкованию, данному Верховным Судом Российской Федерации.
Также при рассмотрении дела, ответчиком со ссылкой на необходимость выяснения указанных выше дополнительных обстоятельств по делу, имеющих значение для рассмотрения дела, заявлено ходатайство о рассмотрении дела по общим правилам искового производства и привлечении к участию в деле Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района.
Считает, что указанное ходатайство судом первой инстанции отклонено необоснованно, поскольку возложение на ответчика обязанности по оплате услуг ТКО в большем от лимита финансирования размере неизбежно повлечет дополнительное финансирование из бюджета Нижнекамского муниципального района.
Указанный в представленном истцом договоре размер платы незаконно определен с учетом НДС. Подписав его и исполнив обязанность по оплате, ответчик тем самым нарушил бы требования, установленные подпунктом 36 пункта 2 статьи 149 Кодекса в редакции Федерального закона от 26.07.2019 N 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" и признал бы правомерность указанного условия.
В адрес ответчика договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, акты выполненных работ и счет на оплату, с суммой, не включающей в себя НДС, а также учитывающий порядок расчета исходя из количества и объема вывезенных контейнеров, не поступали.
В соответствии с частью 2 статьи 330 ГК РФ кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.
В связи с чем, истцом предусмотренная в типовом договоре обязанность по оплате не могла быть исполнена в установленные сроки и взыскание неустойки является необоснованным.
Определениями Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2023 и 13.02.2023 апелляционные жалобы приняты к производству.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
09.02.2023 от ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу истца, в котором просит оставить апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
17.02.2023 от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу ответчика, в котором просит отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.01.2023 года по Делу N А65-17601/2022 полностью, принять по Делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований ООО "Гринта" в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, что в соответствии с частями 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 АПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (Федеральный закон N 89-ФЗ), сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно пункту 2 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
На основании части 4 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
По результатам конкурсного отбора, проведенного Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, общество с ограниченной ответственностью "Гринта" признано региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами по Восточной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан.
Таким образом, общество с ограниченной ответственностью "Гринта" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами по Восточной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан.
В соответствии с пунктом 8 (17) постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" истцом 20.12.2018 было опубликовано предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора на официальном сайте http://greenta.su/.
Истец 28.12.2018 разместил в газетах "Ватаным Татарстан" и "Республика Татарстан", а также на своем официальном сайте предложение о заключении договора в форме публичной оферты о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
На основании пункта 8.12 постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641", в соответствии с которым, в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора.
В материалы дела представлен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N МУБП-030635 от 01.01.2021 (л.д. 11-13).
Поскольку указанный договор ответчиком не подписан, он считается заключенным сторонами на условиях типового договора. Согласно п. 1 договора региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и месте, которые определены в договоре и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц.
Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (п. 5 договора).
Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора в соответствии с Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам N 698-52/ТКО-2021 от 17.12.202 единый тариф на услугу регионального оператора в период с 01.01.2022 по 30.06.2022 составляет 488,59 руб./куб.м. с НДС, в период с 01.07.2022 по 30.06.2023 составляет 508,14 руб./куб.м. с НДС.
Потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 6 договора).
В соответствии с пунктом 12 договора стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО" расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Услуги по обращению с ТКО ответчиком не оплачены, досудебная претензия истца N 88 от 16.02.2022 оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из доказанности заключения договора на условиях типового договора, оказания истцом ответчику услуг по обращению с ТКО и руководствовался положениями ст. ст. 779, 781, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом суд первой инстанции произвел перерасчет суммы долга (и как следствие, суммы неустойки), поскольку счел необоснованным увеличение истцом размера тарифа на сумму налога на добавленную стоимость (НДС) в размере 20%.
Истец в жалобе указывает на несогласие с выводом суда первой инстанции об исключении из заявленной суммы долга суммы НДС.
Принимая в обжалуемой части судебный акт, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 ст. 24.8 Федерального закона N 89-ФЗ оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Пунктом 2 ст. 24.8 Федерального закона N 89-ФЗ определено, что регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО осуществляются по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов.
Как следует из Постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 19.12.2018 N 10-189/кс "Об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Общества с ограниченной ответственностью "Гринта" по Восточной зоне деятельности на территории Республики Татарстан на 2019 год", на услугу данного регионального оператора по обращению с ТКО был установлен единый тариф на период с 01.01.2019 по 31.12.2019 согласно приложению к данному постановлению, а именно: для населения тариф указан с учетом НДС и составил 439,03 руб., а для иных потребителей тариф установлен без учета НДС и составил 365,86 руб.
Впоследствии Постановлением Государственного Комитета Республики Татарстан по тарифам от 19.12.2019 N 11-54/тко "Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами общества с ограниченной ответственностью "Гринта" по Восточной зоне деятельности на территории Республики Татарстан на 2020 - 2022 годы" (в редакции постановления Государственного Комитета Республики Татарстан по тарифам от 17.12.2021 N 698-52/тко-2021) для истца также были утверждены предельные тарифы на услугу по обращению с ТКО.
Так, тариф для категории "иные потребители" (без учета НДС) составил в первом полугодии 2020 года 365 руб. 86 коп./куб. м; во втором полугодии 2020 и первом полугодии 2021 года - 380 руб. 52 коп./куб. м, во втором полугодии 2021 года и первом полугодии 2022 года - 407,16 руб./куб. м, во втором полугодии 2022 года - 417,75 руб./куб. м.
В соответствии с подп. 36 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона N 211-ФЗ операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, освобождаются от обложения НДС.
В целях применения данного освобождения к услугам по обращению с твердыми коммунальными отходами относятся услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации), утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета НДС.
Пунктом 3 ст. 2 Федерального закона N 211-ФЗ установлено, что вышеуказанное освобождение от НДС применяется в отношении операций по реализации услуг по обращению с ТКО, оказываемых региональными операторами по обращению с ТКО, по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 01.01.2020.
Порядок государственного регулирования тарифов в области обращения с ТКО устанавливается статьей 24.9 Федерального закона N 89-ФЗ, согласно п. 3 которой в отношении региональных операторов устанавливается единый тариф на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами. Таким образом, исход из буквального толкования приведенных выше норм права, регулируемый вид деятельности в области обращения с ТКО осуществляется по ценам, которые не могут превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов.
Предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО, и в отношении каждого осуществляемого вида деятельности с учетом территориальной схемы обращения с отходами.
Как указано выше, единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО Общества с ограниченной ответственностью "Гринта" по Восточной зоне деятельности на территории Республики Татарстан установлен на спорный период, в том числе на каждое полугодие в данном периоде согласно приложению к данному постановлению, а именно: для населения указаны тарифы с учетом НДС, для иных потребителей тарифы указаны без учета НДС.
При этом в нормативных актах отсутствует указание на то, что тарифы для всех категорий потребителей утверждены с учетом налога на добавленную стоимость, равно как и указание о том, что подп. 36 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации не применяется.
Следовательно, поскольку единый предельный тариф для иных потребителей, к которым относится ответчик, установлен уполномоченным органом без НДС, у истца отсутствовали законные основания для увеличения установленного предельного тарифа на сумму НДС.
Указанные выводы подтверждаются судебной практикой рассмотрения аналогичных споров (Постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 01.12.2022 по делу N А65-10680/2022, от 05.12.2022 по делу N А65-10672/2022).
Дополнительно суд округа в Постановлении от 01.12.2022 по делу N А65-10680/2022 счел необходимым указать, что содержащееся в Постановлении N 11-54/тко положение о том, что тарифы для населения указаны с учетом НДС в целях реализации пункта 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы), а на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, сумма налога не выделяется, не изменяет положения пункта 3 статьи 24.9 Федерального закона N 89-ФЗ об установлении в отношении региональных операторов единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, не предусматривающего установление для региональных операторов иных видов тарифов.
Исходя из изложенного, оснований для увеличения подлежащей уплате суммы долга на сумму НДС, у истца не имелось. В этой связи сумма НДС правомерно исключена судом первой инстанции из стоимости оказанных истцом услуг, следовательно, перерасчет процентов также произведен судом обоснованно.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что апелляционная жалоба истца содержит доводы, не опровергающие выводы суда первой инстанции, доводы жалобы направлены на их переоценку с целью установления иных обстоятельств, которые опровергаются материалами дела.
Ответчик в своей жалобе указывает, что истцом не представлено доказательств заключения договора в 2021 году на условиях типового договора.
Указанные доводы не могут повлечь отмену обжалуемого решения в силу следующего.
Действительно, в случае отсутствия на территории субъекта Российской Федерации организованного накопления ТКО коммерческий учет ТКО может осуществляться расчетным путем в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 одним из альтернативных способов расчета (решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.2021 N АКПИ20-956).
Таким образом, в силу принципа диспозитивности субъекты правоотношений вправе производить расчет как по количеству и объему контейнеров, так и в соответствии с нормативами накопления ТКО.
Одним из основополагающих принципов гражданского законодательства является принцип свободы договора, закрепленный в пункте 1 статьи 421 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского Кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 431 Гражданского Кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
В силу разъяснений, приведенных в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", толкование условий договора осуществляется с учетом цели договора и существа законодательного регулирования соответствующего вида обязательств.
При этом согласно правовой позиции, сформулированной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.08.2022 N 303-ЭС22-4152 по делу N А04-3361/2021, из системного анализа вышеназванных положений норм права следует, что нормативы накопления отходов, установленные в региональном законодательстве, следует применять только при отсутствии согласования между региональным оператором и потребителем количества и объема отдельных контейнеров для накопления ТКО, установленных потребителем в месте накопления ТКО, и периодичности их вывоза, путем подписания соответствующего приложения к договору на оказание услуг по обращению с ТКО или в иной форме.
В рассматриваемом случае в материалах дела отсутствуют доказательства согласования сторонами количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных потребителем в месте накопления ТКО, на которые ответчик ссылался в ходе рассмотрения дела, а также периодичности вывоза ТКО, в том числе путем урегулирования разногласий по договору в судебном порядке.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что в рассматриваемой ситуации невозможно применение способа учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
Таким образом, учет ТКО следует осуществлять, исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема.
Аналогичная позиция нашла свое отражение в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2022 N 11АП-1532/2022 по делу N А65- 19205/2021 и постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 06.06.2022 N Ф06- 17711/2022 по делу N А65-17753/2021.
Ссылка ответчика на то, что МБУ ДО "ЦДТ "Радуга" НМР РТ является бюджетным учреждением не является основанием для неисполнения гражданско-правовых обязательств.
При этом, факт отнесения ответчика к бюджетным учреждениям не освобождает его от уплаты долга по договору оказания услуг, поскольку недофинансирование учреждения со стороны собственника его имущества само по себе не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины учреждения, следовательно, основанием для освобождения его от ответственности на основании пункта 1 статьи 401 ГК РФ (пункт 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 ГК РФ").
Возражения ответчика относительно начисления неустойки несостоятельны, так как неустойка предусмотрена пунктом 19 типового договора, установленного Правительством РФ. Срок для исполнения обязанности за оказанные услуги установлен в пункте 6 Договора, как: "до 10-ого числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО".
Довод ответчика о получении финансирования строго по документам текущего финансового года не относится к существу рассматриваемого спора.
Расчет суммы долга произведен истцом, исходя из условий типового договора, с учетом нормативов.
Подпунктом 6 статьи 24.7 Федерального закона N 89 определено, что юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия у указанных лиц в собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются ТКО.
Доказательств наличия у ответчика объекта размещения отходов, расположенного в границах его земельного участка или на смежном земельном участке, не представлено.
Также ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие самостоятельный вывоз и утилизацию твердых коммунальных отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства, заключения соответствующих договоров с третьими лицами, на основании которых можно сделать вывод о том, что ответчик не пользовался услугой по вывозу ТКО, предоставляемой региональным оператором, равно как и доказательства нарушения истцом обязательств по договору, неоказания услуг в спорный период.
Суд первой инстанции оценил все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, установил имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы из установленных фактических обстоятельств о взаимоотношениях сторон.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд доводы заявителей жалоб отклоняет и считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права. Оснований для отмены обжалуемого решения не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 3000 руб. за подачу апелляционной жалобы возлагается на ее заявителя и уплачена им при ее подаче.
Руководствуясь статьями 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 января 2023 года по делу N А65-17601/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок не превышающий двух месяцев в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.И. Буртасова |
Судьи |
Е.Г. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.