г. Самара |
|
23 марта 2023 г. |
Дело N А65-30538/2022 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Морозова В.А.,
без вызова сторон,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гринта" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан (резолютивная часть от 13 января 2023 года, мотивированное решение от 23 января 2023 года), принятое в порядке упрощенного производства по делу N А65-30538/2022 (судья Панюхина Н.В.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Гринта" (ОГРН 1161650054719, ИНН 1650326509), г. Казань,
к индивидуальному предпринимателю Ахмедову Рахману Карам оглы (ОГРНИП 315165100009729, ИНН 165127579156), Республика Татарстан, Нижнекамский район, г.Нижнекамск,
о взыскании 133212 руб. 70 коп. - долга за период с 16.01.2019 по 30.11.2021, 35025 руб. 47 коп. - неустойки за период с 12.02.2019 по 01.11.2022 и по день фактического исполнения обязательств,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Гринта" (далее - ООО "Гринта", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к индивидуальному предпринимателю Ахмедову Рахману Карам оглы (далее - ИП Ахмедов Р.К., предприниматель, ответчик) о взыскании 133212 руб. 70 коп. - долга за период с 16.01.2019 по 30.11.2021, 32025 руб. 47 коп. - неустойки за периоды с 12.02.2019 по 06.04.2020, с 08.01.2021 по 31.03.2022, с 01.10.2022 по 01.11.2022, а также неустойки за период с 02.11.2022 и по день фактической оплаты задолженности (с учетом принятого судом уточнения иска).
Также истец просил взыскать с ответчика почтовые расходы в размере 353 руб. 70 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан (резолютивная часть от 13.01.2023, мотивированное решение от 23.01.2023), принятым в порядке упрощенного производства, (в редакции определения об исправлении опечатки от 23.01.2023), исковые требования удовлетворены частично. С ИП Ахмедова Р.К. в пользу ООО "Гринта" взыскано 117865 руб. 82 коп. - долга за период с 16.01.2019 по 30.11.2021, 31786 руб. 65 коп. - неустойки за периоды с 12.02.2019 по 06.04.2020, с 08.01.2021 по 31.03.2022, с 02.10.2022 по 01.11.2022, а также неустойка за период с 02.11.2022 и по день фактической оплаты задолженности, исходя из 1/130 ключевой ставки Банка России, действующей на момент фактической оплаты задолженности, за исключением периода действия моратория, расходы по уплате государственной пошлины по иску в размере 5379 руб. В оставшейся части иска отказано.
Дополнительным решением Арбитражного суда Республики Татарстан (резолютивная часть от 23.01.2023, мотивированное решение от 01.02.2023), принятым в порядке упрощенного производства, с ИП Ахмедова Р.К. в пользу ООО "Гринта" взыскано 132 руб. 37 коп. почтовых расходов.
Истец с решением суда не согласился и подал апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований ООО "Гринта" в полном объеме, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального права.
По мнению заявителя, вывод суда первой инстанции о том, что единый тариф регионального оператора по обращению с ТКО - ООО "Гринта" по Восточной зоне деятельности на территории Республики Татарстан на 2020-2022 годы для иных потребителей указан без учета НДС, является необоснованным.
Истец ссылается на то, что с 01.01.2020 региональный оператор может быть освобожден от НДС в части оказания услуг по обращению с ТКО на основании подпункта 36 части 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации только в том случае, если органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО без учета налога, принято решение об освобождении от налогообложения.
По-мнению истца, суд первой инстанции не принял к учету позиции регулятора и налогового органа и неправомерно исключил сумму НДС из суммы, подлежащей взысканию с потребителя услуги.
Также истец указывает на то, что ООО "Гринта" за спорный период (2019-2021 год) уже начислило и оплатило в федеральный бюджет НДС в полном объеме.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил.
В соответствии с требованиями статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается без вызова сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе истца, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по результатам конкурсного отбора, проведенного Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, ООО "Гринта" признано региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами по Восточной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан (протокол N 070618/2342676/03 от 06.07.2018).
Таким образом, ООО "Гринта" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами по Восточной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан, в которую входят г. Набережные Челны и 22 муниципальных района, в том числе Нижнекамский муниципальный район.
В обоснование исковых требований истец указал, что с 16.01.2019 региональный оператор принимал твердые коммунальные отходы, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Исковые требования мотивированы тем, что в период с 16.01.2019 по 17.12.2021 истец оказал ответчику услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на общую сумму 133212 руб. 70 коп., что подтверждается следующими универсальными передаточными документами (далее - УПД):
- N 106690 от 19.10.2021 за период с 14.01.2019 по 31.01.2019 на сумму 2171 руб., в том числе НДС 20% 361,83 руб.,
- N 106692 от 19.10.2021 за февраль 2019 года на сумму 3739,22 руб., в том числе НДС 20% 623,20 руб.,
- N 106693 от 19.10.2021 за март 2019 года на сумму 3739,22 руб., в том числе НДС 20% 623,20 руб.,
- N 106695 от 19.10.2021 за апрель 2019 года на сумму 3739,22 руб., в том числе НДС 20% 623,20 руб.,
- N 106696 от 19.10.2021 за май 2019 года на сумму 3739,22 руб., в том числе НДС 20% 623,20 руб.,
- N 106697 от 19.10.2021 за июнь 2019 года на сумму 3739,22 руб., в том числе НДС 20% 623,20 руб.,
- N 106698 от 19.10.2021 за июль 2019 года на сумму 3739,22 руб., в том числе НДС 20% 623,20 руб.,
- N 106699 от 19.10.2021 за август 2019 года на сумму 3739,22 руб., в том числе НДС 20% 623,20 руб.,
- N 106700 от 19.10.2021 за сентябрь 2019 года на сумму 3739,22 руб., в том числе НДС 20% 623,20 руб.,
- N 106701 от 19.10.2021 за октябрь 2019 года на сумму 3739,22 руб., в том числе НДС 20% 623,20 руб.,
- N 106702 от 19.10.2021 за ноябрь 2019 года на сумму 3739,22 руб., в том числе НДС 20% 623,20 руб.,
- N 106703 от 19.10.2021 за декабрь 2019 года на сумму 3739,22 руб., в том числе НДС 20% 623,20 руб.,
- N 106704 от 19.10.2021 за январь 2020 года на сумму 3739,22 руб., в том числе НДС 20% 623,20 руб.,
- N 106705 от 19.10.2021 за февраль 2020 года на сумму 3739,22 руб., в том числе НДС 20% 623,20 руб.,
- N 106706 от 19.10.2021 за март 2020 года на сумму 3739,22 руб., в том числе НДС 20% 623,20 руб.,
- N 106707 от 19.10.2021 за апрель 2020 года на сумму 3739,22 руб., в том числе НДС 20% 623,20 руб.,
- N 106708 от 19.10.2021 за май 2020 года на сумму 3739,22 руб., в том числе НДС 20% 623,20 руб.,
- N 106710 от 19.10.2021 за июнь 2020 года на сумму 3739,22 руб., в том числе НДС 20% 623,20 руб.,
- N 106712 от 19.10.2021 за июль 2020 года на сумму 3889,03 руб., в том числе НДС 20% 648,17 руб.,
- N 106714 от 19.10.2021 за август 2020 года на сумму 3889,03 руб., в том числе НДС 20% 648,17 руб.,
- N 106716 от 19.10.2021 за сентябрь 2020 года на сумму 3889,03 руб., в том числе НДС 20% 648,17 руб.,
- N 106718 от 19.10.2021 за октябрь 2020 года на сумму 3889,03 руб., в том числе НДС 20% 648,17 руб.,
- N 106720 от 19.10.2021 за ноябрь 2020 года на сумму 3889,03 руб., в том числе НДС 20% 648,17 руб.,
- N 106721 от 19.10.2021 за декабрь 2020 года на сумму 3889,03 руб., в том числе НДС 20% 648,17 руб.,
- N 106723 от 19.10.2021 за январь 2021 года на сумму 3889,03 руб., в том числе НДС 20% 648,17 руб.,
- N 106724 от 19.10.2021 за февраль 2021 года на сумму 3889,03 руб., в том числе НДС 20% 648,17 руб.,
- N 106725 от 19.10.2021 за март 2021 года на сумму 3889,03 руб., в том числе НДС 20% 648,17 руб.,
- N 106726 от 19.10.2021 за апрель 2021 года на сумму 3889,03 руб., в том числе НДС 20% 648,17 руб.,
- N 106727 от 19.10.2021 за май 2021 года на сумму 3889,03 руб., в том числе НДС 20% 648,17 руб.,
- N 106728 от 19.10.2021 за июнь 2021 года на сумму 3889,03 руб., в том числе НДС 20% 648,17 руб.,
- N 106729 от 19.10.2021 за июль 2021 года на сумму 4161,32 руб., в том числе НДС 20% 693,55 руб.,
- N 106730 от 19.10.2021 за август 2021 года на сумму 4161,32 руб., в том числе НДС 20% 693,55 руб.,
- N 106731 от 19.10.2021 за сентябрь 2021 года на сумму 4161,32 руб., в том числе НДС 20% 693,55 руб.,
- N 123482 от 11.11.2021 за октябрь 2021 года на сумму 4161,32 руб., в том числе НДС 20% 693,55 руб.,
- N 133816 от 30.11.2021 за ноябрь 2021 года на сумму 4161,32 руб., в том числе НДС 20% 693,55 руб. (л.д.21-38).
Однако указанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ответчиком не оплачены.
Направленная истцом в адрес ответчика претензия N 2616 от 17.12.2021 (л.д. 11, 12-14) с требованием в течение 7 дней с момента получения претензии перечислить сумму задолженности оставлена ответчиком без удовлетворения, что и послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Заключенный сторонами договор является договором возмездного оказания услуг и регулируется как общими положениями гражданского законодательства, так и нормами для отдельных видов обязательств, содержащимися в главе 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 и пунктом 1 статьи 781 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
По смыслу указанных норм исполнитель может считаться надлежаще исполнившим свои обязательства при совершении указанных в договоре действий (деятельности).
При этом следует исходить из того, что отказ заказчика от оплаты фактически оказанных ему услуг не допускается (пункт 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 48 от 29.09.1999 "О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание юридических услуг").
Пунктом 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ установлено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В силу пункта 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Как следует из пункта 4 статьи 426 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами установлен Правилами N 1156.
При этом в соответствии с Правилами N 1156 под потребителем понимается собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 8(1) Правил N 1156 установлено, что региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, образующихся в зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
В силу пункта 8(4) Правил N 1156 основаниями для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами являются: письменная заявка, подписанная потребителем или его законным представителем (представителем по доверенности), либо предложение регионального оператора о заключении такого договора.
Согласно пункту 8(17) Постановления N 1156 региональный оператор по обращению с ТКО в течение месяца со дня заключения соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Законом N 89-ФЗ договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения информации на своем официальном сайте в сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Типовая форма договора опубликована региональным оператором в газете "Ватаным Татарстан" N 189 от 28.12.2018, предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора были опубликованы на официальном сайте http://greenta.su/ 20.12.2018. Форма договора соответствует типовой форме договора, утвержденной Постановлением N 1156.
Потребитель, в свою очередь, в течение 15 рабочих дней с даты размещения такого предложения направляет региональному оператору заявку потребителя в соответствии с правилами, определенными для таких заявок Правилами N 1156.
В том случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку и необходимые документы в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 8(18) Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, в пунктах 8(12), 8(15), 8(17) Правил N 1156 содержится фикция заключения конкретного договора на условиях типового договора для случаев:
- уклонения потребителя от заключения конкретного договора;
- неурегулирования возникших у сторон разногласий по его условиям;
- ненаправления потребителем в установленный срок заявки на заключение конкретного договора и необходимых для этого документов.
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства обращения ответчика в суд с соответствующим заявлением об урегулировании разногласий по договору, направленный истцом в адрес ответчика договор N МУБП-030215 от 09.09.2021 (далее - договор) считается заключенным между сторонами на условиях типового договора, а услуга по обращению с ТКО оказывалась истцом в соответствии с условиями типового договора и соглашением, в связи с чем подлежит оплате ответчиком в соответствии с условиями типового договора.
В соответствии с пунктом 1 договора региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - 01.01.2021 (пункт 4 типового договора).
Согласно пункту 5 типового договора под расчетным периодом понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора: 439,03 руб./куб. м с НДС.
В соответствии с пунктом 6 договора потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
Правилами N 505 установлен порядок коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (далее - средства измерения), или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
При этом согласно пункту 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил.
Следует отметить, что коммерческий учет ТКО, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, применяется при наличии у потребителя собственной контейнерной площадки, включенной в территориальную схему и исключающей доступ к ней третьих лиц, а также при условии осуществления раздельного накопления ТКО.
Поскольку ответчиком не представлены доказательства наличия собственной контейнерной площадки, включенной в территориальную схему и исключающей доступ к ней третьих лиц, применение ответчиком способа учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления, не представляется возможным.
В этой связи расчет объема оказанных услуг правомерно произведен истцом исходя из норматива накопления как для объектов "палатки, киоски и другие нестационарные торговые объекты".
Сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривалось, что истец, являясь региональным оператором по обращению с ТКО, в спорный период осуществлял свою деятельность, в то время как в ходе деятельности ответчика образовывались ТКО, которые подлежали вывозу истцом.
Надлежащим доказательством неоказания услуг по обращению с ТКО является акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору на оказание услуг по обращению с ТКО (далее - акт), порядок составления которого содержится в разделе 5 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Доказательств того, что услуги по обращению с ТКО в спорный период были оказаны ответчику не истцом, а иным лицом, не оказаны либо оказаны ненадлежащим образом, ответчиком в материалы дела не представлено (статьи 65, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности материалами дела факта надлежащего оказания услуг истцом и возникновении у ответчика обязанности по их оплате.
При этом судом первой инстанции правомерно признано необоснованным увеличение истцом тарифа на сумму налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 20%.
Из материалов дела следует, что при расчете стоимости оказанных услуг истцом использованы следующие показатели:
- площадь объекта;
- среднегодовой норматив накопления ТКО;
- тариф.
Нормативы накопления ТКО в Республике Татарстан утверждены Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 922 от 12.12.2016, согласно которому среднегодовой норматив накоплений для объектов "палатки, киоски и другие нестационарные торговые объекты" составляет 5,11 куб. м в расчете на 1 м2 общей площади объекта.
В соответствии с приложением N 1 к договору расчет объема ТКО необходимо производить исходя из общей площади объекта 20 м2, площадь объекта подтверждается также информационным письмом Управления земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан N 2096/ИсхП от 27.08.2021 (л.д. 42-46).
Таким образом, ежемесячный объем накопления ТКО составляет 8,517 куб. м (20 Х 5,11 : 12).
Между тем, как верно установлено судом первой инстанции, из представленных в материалы дела УПД усматривается, что при расчете стоимости оказанных услуг истец применил тариф, увеличив его на сумму НДС в размере 20%.
Согласно пункту 1 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 2 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ определено, что регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО осуществляются по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов.
На 2019 год Постановлениями Госкомитета от 19.12.2018 N 10-189/кс для истца утверждены единые предельные тарифы на услуги региональных операторов в сфере обращения с ТКО следующем размере: для юридических лиц: с 01.01.2019 до 31.12.2019 - 365,86 руб./куб. м; для населения: с 01.01.2019 до 31.12.2019 - 439,03 руб./куб. м.
Постановлением Государственного Комитета Республики Татарстан по тарифам от 19.12.2019 N 11-54/тко "Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами общества с ограниченной ответственностью "Гринта" по Восточной зоне деятельности на территории Республики Татарстан на 2020-2022 годы" для истца утверждены предельные тарифы на услугу по обращению с ТКО.
Согласно приложению к данному постановлению, а именно: для населения указаны тарифы с учетом НДС, для иных потребителей тарифы указаны без учета НДС.
На 2020-2021 годы тарифы для категории "иные потребители" (без учета НДС) составляют: за первое полугодие 2020 года - 365 руб. 86 коп./куб. м; за второе полугодие 2020 года - 380 руб. 50 коп./куб. м.; за первое полугодие 2021 года - 380 руб. 50 коп./куб. м.; за второе полугодие 2021 года - 407 руб. 16 коп./куб. м.
В соответствии с подпунктом 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в редакции Федерального закона от 26.07.2019 N 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 211-ФЗ) операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, освобождаются от обложения НДС.
В целях применения данного освобождения к услугам по обращению с твердыми коммунальными отходами относятся услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации) (далее - орган регулирования тарифов), утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета НДС.
Пунктом 3 статьи 2 Закона N 211-ФЗ установлено, что вышеуказанное освобождение от НДС применяется в отношении операций по реализации услуг по обращению с ТКО, оказываемых региональными операторами по обращению с ТКО, по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 01.01.2020.
Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 19.08.2020 N 03-07-07/72871 операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляемые региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, освобождаются от обложения НДС при установлении органом регулирования тарифов введенного с 01.01.2020 предельного единого тарифа на услуги регионального оператора без учета НДС.
Как следует из Постановления Государственного Комитета Республики Татарстан по тарифам от 19.12.2019 N 11-54/тко (в редакции Постановления Государственного Комитета Республики Татарстан по тарифам от 17.12.2021 N 698-52/тко-2021), единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО - ООО "Гринта" по Восточной зоне деятельности на территории Республики Татарстан на 2020-2022 годы, в том числе на каждое полугодие периода с 2020 по 2022 год, согласно приложению к данному постановлению, установлен: для населения с учетом НДС, для иных потребителей без учета НДС.
Поскольку предельные тарифы для иных потребителей, к которым относится ответчик, установлены органом регулирования тарифов без НДС, а также учитывая, что оказываемые истцом услуги по обращению с ТКО освобождены от обложения данным налогом, у истца отсутствуют законные основания для увеличения установленного предельного тарифа на сумму НДС.
Судом первой инстанции верно отмечено, что в силу пункта 5 статьи 149 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 3 данной статьи, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.
Однако истцом в материалы дела не представлены доказательства подачи в установленные сроки соответствующего уведомления. Между тем в соответствии со статьями 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации именно истец обязан доказать право на получение платы за оказанные услуги в указанном им размере.
Кроме того, реализация права на отказ от освобождения от налогообложения операций в данном случае не может влечь негативных последствий для иных лиц, в частности, потребителей услуг по обращению с ТКО, имеющих право на оплату услуг в размере, не превышающем предельный размер тарифа.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости произвести расчет стоимости оказанных услуг с применением тарифа, установленного уполномоченным органом для категории "иные потребители" за первое полугодие 2020 года - в размере 365,86 руб./куб. м; за второе полугодие 2020 года и первое полугодие 2021 года - в размере 380,52 руб./куб. м; за второе полугодие 2021 года- в размере 407,16 руб./куб. м.
Суд апелляционной инстанции признает правильным произведенный судом первой инстанции расчет стоимости оказанных услуг по обращению с ТКО, в соответствии с которым размер начислений за период с января 2019 года по ноябрь 2021 года составил 117865 руб. 82 коп., из которых: за 2019 год - 41131 руб. 42 коп., за период с 01.01.2020 по 30.11.2021 - 76734 руб. 40 коп.
Принимая во внимание, что факт оказания услуг, наличие и размер задолженности на сумму 117865 руб. 82 коп., а также факт просрочки оплаты оказанных услуг подтверждены документально и ответчиком не опровергнуты, доказательства оплаты задолженности в материалы дела не представлены, суд первой инстанции, установив период просрочки исполнения обязательств, проверив представленный истцом расчет неустойки и откорректировав его, на основании статей 309, 310, 329, 330, 331, 779, 781 ГК РФ обоснованно удовлетворил исковые требования в части взыскания с ответчика в пользу истца задолженности за оказанные услуги в размере 117865 руб. 82 коп. и неустойки (пени) в размере 31786 руб. 65 коп. за периоды с 12.02.2019 по 06.04.2020, с 08.01.2021 по 31.03.2022, с 02.10.2022 по 01.11.2022, а также неустойки за период с 02.11.2022 и по день фактической оплаты задолженности, исходя из 1/130 ключевой ставки Банка России, действующей на момент фактической оплаты задолженности, за исключением периода действия моратория.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции истец заявил ходатайство о переходе к рассмотрению дела по общим правилам искового производства на основании пункта 2 части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, мотивированное необходимостью представления истцом дополнительных пояснений.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 2 пункта 51 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 от 18.04.2017 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" (далее - Постановление N 10), если в процессе рассмотрения апелляционных жалобы, представления судом общей юрисдикции, арбитражным судом признаны обоснованными приведенные в апелляционных жалобе, представлении доводы о том, что дело, рассмотренное в порядке упрощенного производства, подлежало рассмотрению по общим правилам искового производства или по правилам производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, то суд общей юрисдикции отменяет решение и направляет дело в суд первой инстанции для рассмотрения по общим правилам искового производства (часть третья статьи 335.1 ГПК РФ), а арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по общим правилам искового производства и производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции (часть 6.1 статьи 268 АПК РФ).
В соответствии с разъяснениями, изложенными в абзаце 2 пункта 1 Постановления N 10, дела, перечисленные в частях 1 и 2 статьи 227 АПК РФ, а при согласии сторон - и иные дела рассматриваются арбитражными судами в порядке упрощенного производства.
При принятии искового заявления к производству суд решает вопрос о том, относится ли дело к категориям дел, указанным в частях 1 и 2 статьи 227 АПК РФ.
Если по формальным признакам дело относится к категориям дел, названным в частях 1 и 2 статьи 227 АПК РФ, то оно должно быть рассмотрено в порядке упрощенного производства, о чем указывается в определении о принятии искового заявления к производству (часть 2 статьи 228 АПК РФ).
Согласие сторон на рассмотрение данного дела в таком порядке не требуется (абзацы 1 и 2 пункта 18 Постановления N 10).
В соответствии с разъяснениями, изложенными в абзаце 1 пункта 31 Постановления N 10, переход к рассмотрению дела по общим правилам искового производства или по правилам производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, осуществляется судом по своей инициативе или по ходатайству лица, участвующего в деле, при наличии оснований, предусмотренных частью 5 статьи 227 АПК РФ.
Обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела в порядке упрощенного производства, указанные в части 5 статьи 227 АПК РФ (например, необходимость выяснения дополнительных обстоятельств или исследования дополнительных доказательств), могут быть выявлены как при принятии искового заявления (заявления) к производству, так и в ходе рассмотрения этого дела.
В случае выявления таких обстоятельств суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства или по правилам производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, и указывает в нем действия, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроки совершения этих действий (часть 6 статьи 227 АПК РФ). Такое определение не подлежит обжалованию. Указанное определение может быть вынесено в том числе по результатам рассмотрения судом ходатайства участвующего в деле лица, указавшего на наличие одного из обстоятельств, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 5 статьи 227 АПК РФ. Данное ходатайство может быть подано до окончания рассмотрения дела по существу (пункт 33 Постановления N 10).
Как следует из материалов дела, в суде первой инстанции истец ходатайство о переходе к рассмотрению дела по общим правилам искового производства не заявлял, ответчик отзыв на иск не представил.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, предусмотренных частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции считает, что настоящее дело правомерно на основании представленных сторонами доказательств рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Рассмотрение дела в порядке упрощенного производства соответствовало требованиям процессуального законодательства.
Поскольку оснований для перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства судом не установлено, ходатайство истца о переходе к рассмотрению дела по общим правилам искового производства оставлено без удовлетворения.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
По существу доводы апелляционной жалобы основаны на неправильной оценке обстоятельств дела и ошибочном толковании норм права.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое истцом решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены или изменения отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан (резолютивная часть от 13 января 2023 года, мотивированное решение от 23 января 2023 года), принятое в порядке упрощенного производства по делу N А65-30538/2022, оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гринта" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-30538/2022
Истец: ООО "Гринта", г.Казань
Ответчик: ИП Ахмедов Рахман Карам Оглы, г. Нижнекамск