город Ростов-на-Дону |
|
05 марта 2024 г. |
дело N А32-25844/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нарышкиной Н.В.,
судей Сулименко О.А., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Матиняном С.А.
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.12.2023 по делу N А32-25844/2023 по иску департамента имущественных отношений Краснодарского края (ОГРН: 1022301228399, ИНН: 2308077553) к индивидуальному предпринимателю Воробьеву Виталию Александровичу (ОГРНИП: 316237000061516, ИНН: 234905448873) при участии третьих лиц: ГКУ КК "Комитет по лесу", ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" МО РФ в лице Саратовского лесничества МО РФ, Министерство природных ресурсов Краснодарского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Южное межрегиональное управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, о приведении земельного участка в состояние, пригодное для сельскохозяйственного производства,
УСТАНОВИЛ:
департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - истец, департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к индивидуальному предпринимателю Воробьеву Виталию Александровичу (далее - ответчик, предприниматель) со следующими требованиями:
1. Обязать предпринимателя в течение года со дня вступления решения суда в законную силу ввести в сельскохозяйственный оборот земельный участок с кадастровым номером 23:02:0108000:532 площадью 113366 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, в границах бывшего СПК "Тверской" уч. 1, сек. 15, к. 38, путем проведения работ по приведению земельного участка сельскохозяйственного назначения в надлежащее состояние пригодное для его использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем освобождения земельного участка от травянистой и кустарниковой растительности.
2. Обязать предпринимателя провести мелиоративные работы, разработать и согласовать с уполномоченным органом в течение 60 дней с момента вынесения решения суда проект мелиорации земельного участка с кадастровым номером 23:02:0108000:532 площадью 113366 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, в границах бывшего СПК "Тверской" уч. 1, сек. 15, к. 38, в части расчистки мелиорируемого земельного участка от травянистой и кустарниковой растительности, привести его в состояние пригодное для использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.
3. Обязать предпринимателя выполнить работы по расчистке земельного участка с кадастровым номером 23:02:0108000:532 площадью 113366 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, в границах бывшего СПК "Тверской" уч. 1, сек. 15, к. 38, от травянистой и кустарниковой растительности в соответствии с проектом мелиорации земельного участка в течение срока, указанного в проекте мелиорации.
4. Обязать предпринимателя предоставить в департамент имущественных отношений Краснодарского края заключение уполномоченного (компетентного) органа (организации) о том, что работы по расчистке мелиорируемого земельного участка с кадастровым номером 23:02:0108000:532 площадью 113366 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, в границах бывшего СПК "Тверской" уч. 1, сек. 15, к. 38, от травянистой и кустарниковой растительности выполнены в соответствии с проектом мелиорации земельного участка, и земельный участок приведен в состояние пригодное для использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГКУ КК "Комитет по лесу", ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" МО РФ в лице Саратовского лесничества МО РФ, Министерство природных ресурсов Краснодарского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Южное межрегиональное управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.12.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, департамент обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе департамент просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. Настаивая на обоснованности исковых требований, департамент указывает на то, что требования о проведении мелиоративных работ является надлежащим способом защиты и направлены на восстановление прав и приведение земельного участка в надлежащее состояние. Действия департамента направлены на вовлечение земельного участка в сельскохозяйственный оборот.
От департамента 22.02.2024 через систему "Мой арбитр" поступили дополнения к апелляционной жалобе.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
Суд протокольным определением отказал в приобщении дополнений к апелляционной жалобе как представленных с нарушением срока и порядка, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Поскольку указанные дополнения к апелляционной жалобе поданы 22.02.2024, суд апелляционной инстанции полагает, что такое процессуальное поведение заявителя апелляционный суд является процессуально недобросовестным, в связи с чем, в приобщении к материалам дела представленных документов отказано.
Кроме того, дополнения к апелляционной жалобе также не рассматриваются судом, поскольку действующим процессуальным законодательством не предусмотрена возможность подачи соответствующих дополнений (фактически заявитель представил новую апелляционную жалобу за установленным сроком для обжалования судебного акта).
Рассмотрев ходатайство истца о приобщении к материалам дела дополнений к апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу об отказе в их приобщении, поскольку изложение истцом новых доводов, за пределами установленного законом месячного срока на обжалование судебного решения, без доказательств заблаговременного направления их лицам, участвующим в деле, и суду является недопустимым и свидетельствует о злоупотреблении истцом своими процессуальными правами.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2017 N 2697 "О проведении торгов на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:02:0108000:532 из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности Краснодарского края" и протокола N 5 рассмотрения заявок на участие в аукционе от 06.02.2018 между департаментом (арендодатель) и Воробьевым В.А. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка государственной собственности сельскохозяйственного назначения от 22.02.2018 N 0000005681 (далее - договор).
В силу пункта 1.1 договора арендодатель обязуется предоставить во временное владение и пользование, а арендатор принять на условиях договора земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:02:0108000:532, общей площадью 113 366 кв.м, расположенный относительно ориентира: Краснодарский край, Апшеронский район, в границах плана бывшего СПК "Тверской", уч. 1, сек. 16, к. 38, разрешенное использование - сельскохозяйственного использования, образованных в счет невостребованных земельных долей.
В соответствии с условиями договора аренды арендатор обязан:
в полном объеме выполнять все условия договора аренды (пункт 4.3.1 договора аренды);
использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, указанным в п. 1.1 договора аренды (пункт 4.3.6 договора аренды);
повышать плодородие почв и не допускать ухудшения экологической обстановки на земельном участке и прилегающих территориях в результате своей хозяйственной деятельности (пункт 4.3.7 договора аренды);
осуществлять комплекс мероприятий по рациональному использованию и охране земель, внедрению природоохранных технологий производства, защите почв от эрозии, подтопления, заболачивания, загрязнения и других процессов, ухудшающих состояние почв (пункт 4.3.8 договора аренды);
содержать в должном санитарном порядке и чистоте участок и прилегающую к ним территорию (пункт 4.3.12 договора аренды);
не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки и качественных характеристик земельного участка, и устранить за свой счет изменения, произведенные на земельном участке без согласия арендодателя, если такое согласие было необходимо, по его первому письменному требованию (предписанию) (пункт 4.3.14 договора аренды);
освоить земельный участок в течение года с момента заключения договора аренды (пункт 4.3.23);
нести другие обязанности, установленные законодательством Российской Федерации (пункт 4.3.23 договора аренды).
Договор действует в течение 10 лет (пункт 7.2 договора).
ГКУ КК "Кубаньземконтроль" 26.07.2022 проведено обследование земельного участка с кадастровым номером 23:02:0108000:532 площадью 113 366 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, в границах бывшего СПК "Тверской" уч. 1, сек. 15, к. 38, предоставленного Воробьеву Виталию Александровичу в соответствии с договором аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности от 22.02.2018 N 0000005681.
Актом обследования земельного участка ГКУ КК "Кубаньземконтроль" от 26.07.2022 N 231 установлено, что ориентировочно на 100% площади земельного участка имеется зарастание травянистой и кустарниковой растительностью, земельный участок в сельскохозяйственном производстве не используется, обработка почвы не производится, что согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 N 1482 "О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации" классифицируется как нарушение, выразившееся в неиспользовании земельных участков.
В целях принятия мер, направленных на устранение выявленных нарушений в землепользовании, департаментом в адрес арендатора земельного участка направлено уведомление об устранении нарушений в землепользовании от 05.10.2022 N 52-38-05-41921/22.
ГКУ КК "Кубаньземконтроль" 23.01.2023 проведено повторное обследование земельного участка, по результатам которого установлено, что вышеуказанные нарушения арендатором не устранены, что подтверждается актом обследования земельного участка ГКУ КК "Кубаньземконтроль" от 23.01.2023 N 9.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца с настоящим исковым заявлением.
Согласно статье 5 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае", Положению о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утвержденному постановлением главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 N 345 "О Департаменте имущественных отношений Краснодарского края" департамент обеспечивает защиту имущественных прав и законных интересов Краснодарского края в области имущественных и земельных отношений.
В соответствии с пунктом 2.3 Положения, одной из основных задач департамента является обеспечение защиты имущественных прав и законных интересов Краснодарского края в области имущественных и земельных отношений.
В силу пункта 4.5 Положения, департамент имеет право обращаться в суд от имени Краснодарского края в защиту его имущественных прав и законных интересов в области имущественных и земельных отношений.
Одним из способов защиты гражданских прав на основании абзаца третьего статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу пункта 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Следовательно, способы защиты гражданских прав, закрепленные в статье 12 ГК РФ, могут применяться для защиты прав собственников земельных участков.
Более того, данный способ защиты прав правообладателей земельных участков закреплен в статье 60 ЗК РФ, согласно которой действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц, могут быть пресечены, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Статьей 42 ЗК РФ на собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков (в том числе арендаторов), возложены обязанности по использованию участков в соответствии с целевым назначением; осуществлению мероприятий по охране земель и недопущению загрязнения, истощения, деградации и порчи земель (почв) и иного негативного воздействия на земли (почвы).
В силу части 2 статьи 62 ЗК РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (в том числе и к восстановлению плодородия почв).
В соответствии с пунктом 3 статьи 76 ЗК РФ приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Согласно частям 1, 2 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе таких земель выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков (подпункт 1 пункта 3 статьи 1 Закона N 101-ФЗ от 24.07.2002 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на ряд категорий, указанных в части 1 статьи 7 ЗК РФ, в том числе земли сельскохозяйственного назначения (подпункт 1). Эти земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (часть 2 статьи 7 ЗК РФ).
Заявляя требование об обязании ответчика провести мелиоративные работы, истец должен доказать факт повреждения поверхностного слоя почвы.
Так, в соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях - сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Пунктами 1, 5, 6 части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что охрана земель представляет собой деятельность юридических и физических лиц, направленную на хранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями.
Обязанность по проведению соответствующих мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействии на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель в силу статей 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации возложена на лицо, владеющее и пользующееся землями на предусмотренном законом основании собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы.
Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков установлены статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации, а также условиями договора аренды.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны своевременно приступать к использованию земельных участков.
Собственникам земельных участков и лицам, не являющимся собственниками земельных участков, предписано; использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель.
Из положений статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации также следует, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных с объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.
Согласно статье 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Часть 1 статьи Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) определяет, что собственники земельных участков, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В силу статьи 8 Закона N 101-ФЗ землепользователи обязаны в числе прочего осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду.
Согласно положениям статьи 6 Закона N 101-ФЗ обязанность собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Процесс подготовки земли к использованию для сельскохозяйственных нужд называется освоением земельного участка. Это понятие следует отличать от эксплуатации участка. Освоение - комплекс мер, направленных на создание условий для нормального использования земельного участка. Под эксплуатацией же понимается процесс фактического использования земли с целью получения какой-либо пользы.
Данное в части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" определение сельскохозяйственному производству подразумевает под собой совокупность систематической деятельности по выращиванию, производству и переработке сельскохозяйственной продукции, соответственно на всей территории земельного участка с разрешенным использованием для ведения сельскохозяйственного производства должны выполняться требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель в целях сохранения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" плодородие земель сельскохозяйственного назначения - это способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай, сельскохозяйственных культурных растений. Однако зарастание земельного участка сельскохозяйственного назначения деревьями и сорной растительностью, безусловно приводит к снижению качества водной и воздушной проницаемости поверхностного слоя земли, что в свою очередь приводит к нарушению плодородного слоя почвы и как следствие к ухудшению качественного состояния земель, а также свидетельствует о неиспользовании земельного участка в сельскохозяйственном производстве.
Сельскохозяйственные угодья, согласно пункту 4 ГОСТ 266640-85 "Земли. Термины и определения" это земельные угодья, систематически используемые для получения сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с пунктом 188 ГОСТ 16265-89 "Земледелие. Термины и определения" сорные растения (сорняки) - дикорастущие растения, обитающие на сельскохозяйственных угодьях и снижающие величину и качество продукции, урожай всех сельскохозяйственных культур и ухудшающие его качество; благодаря хорошо развитой корневой системе способны поглощать воду и питательные вещества раньше, чем культурные растения; создают очаги распространения болезней и вредителей растений.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 18.06.2021 N 402 утвержден перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору федерального государственного земельного надзора в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Законом N 101-ФЗ, к числу которых отнесено зарастание сорной растительностью и (или) древесно-кустарниковой растительностью, не относящейся с многолетним плодово-ягодным насаждениям, за исключением мелиоративных защитных лесных насаждений, земельного участка, свидетельствующее об его неиспользовании для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если они не определены - в соответствии с назначением имущества.
Согласно пункту 1 статьи 619 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случае, когда арендатор пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями.
В соответствии с пунктом 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации досрочное расторжение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка арендатором.
Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием влечет административную ответственность по части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Мелиоративные защитные лесные насаждения это лесные насаждения естественного происхождения или искусственно созданные на землях сельскохозяйственного назначения или на землях, предназначенных для осуществления производства сельскохозяйственной продукции, в целях предотвращения деградации почв на пастбищах, эрозии почв и защиты от воздействия неблагоприятных явления природного, антропогенного и техногенного происхождения посредством использования климаторегулирующих, почвозащитных, противоэрозионных, водорегулирующих и иных полезных функций лесных насаждений в целях сохранения и повышения плодородия земель.
В соответствии с пунктом 2 Правил содержания мелиоративных защитных лесных насаждений и особенностей проведения мероприятий по их сохранению, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 30.06.2020 N 367, обязанность по содержанию насаждений в надлежащем состоянии, обеспечивающем выполнение ими своих полезных функций, и по проведению мероприятий по сохранению насаждений, в том числе по охране, защите и воспроизводству насаждений, возложена на правообладателей земельных участков, на которых расположены насаждения.
Как указано выше согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
На основании статьи 25 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель", мелиорация земель проводится на основе проектов, разработанных в соответствии с технико-экономическими обоснованиями и учитывающих строительные, экологические, санитарные и иные нормы и правила.
Пунктом 3 Порядка разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 15.05.2019 N 255, установлено, что разработка проектов мелиорации осуществляется правообладателями земельных участков, на которых планируется проведение мелиоративных мероприятий, самостоятельно либо с привлечением иных физических или юридических лиц.
С учетом изложенного, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, вопреки доводам апелляционной жалобы суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требования департамента не основаны на нормах права; в случае наличия признаков неиспользования предпринимателем спорного земельного участка, у арендодателя имеется возможность для реализации процедуры расторжения договора аренды либо привлечения ответчика к ответственности в рамках Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, в силу чего таковые подлежат отклонению.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.12.2023 по делу N А32-25844/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Нарышкина |
Судьи |
О.А. Сулименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-25844/2023
Истец: Департамент имущественных отношений Краснодарского края, Департаментт имущественных отношений КК
Ответчик: Воробьев Виталий Александрович
Третье лицо: ГКУ КК "Комитет по лесу", ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ "КОМИТЕТ ПО ЛЕСУ", Министерство природных ресурсов Краснодарского края, Управление Росреестра по КК, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ФГКУ Управление лесного Хозяйства и природопользования МО РФ в лице Саратовского лесничества МО РФ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Южное межрегиональное Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору