г. Санкт-Петербург |
|
23 марта 2023 г. |
Дело N А56-95896/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего судьи Титовой М.Г.
судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Хариной И.С.,
при участии представителя заявителя Андабекова Б.Т. (по доверенности от 28.11.2021), представителей заинтересованных лиц Тимофеевой И.М. (выписка от 25.05.2021), Молоковой И.Г. (по доверенности от 28.12.2022), Тимофеевой Б.Т. (по доверенности от 04.07.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1517/2023) общества с ограниченной ответственностью "Онкологический научный центр" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.12.2022 по делу N А56-95896/2022 (судья Синицына Е. В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Онкологический научный центр" к Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Санкт-Петербурге, Правительству Санкт-Петербурга, Государственному учреждению - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Онкологический научный центр" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным (незаконным) решения N 8 от 30.06.2022 Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Санкт-Петербурге (далее - Комиссия) в части не выделения объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи для Общества за случай оказания медицинской помощи в экстренной форме застрахованному лицу, об обязании Комиссии и Правительства в двухнедельный срок со дня изготовления решения суда в полном объеме внести корректирующие изменения в оспариваемое решение, произвести перераспределение (установить) заявителю объем предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС Санкт-Петербурга на 2022 года за случай оказания медицинской помощи в экстренной форме застрахованному лицу.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Государственное учреждение - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд).
Решением от 09.12.2022 суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал.
В апелляционной жалобе Общество просит указанное решение отменить как необоснованное и принятое с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новый судебный акт, выражая несогласие с выводом суда об отсутствии у него лицензии на осуществление специализированной медицинской помощи по профилям "онкология", "хирургия" и "урология" и о том, что оказанная помощь не являлась исключительной и специализированной.
В отзывах апелляционную жалобу Комиссия и Правительство Санкт-Петербурга просят обжалуемое решение оставить без изменения, выражая согласие с выводами суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители Правительства, Комиссии и Фонда возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Общество осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии от 10.09.2019 N ЛО-78-01-010141, включено в реестр медицинских организаций Санкт-Петербурга в сфере ОМС на 2022 год.
02.06.2022 Общество направило в Комиссию обращение о перераспределении объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи в связи с оказанием медицинской помощи в экстренной форме.
Решением Комиссии от 30.06.2022 N 8 заявленные объемы Обществу выделены не были.
Не согласившись с вышеназванным решением Комиссии, полагая, что указанным решением нарушены его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого решения, в связи с чем в удовлетворении заявления отказал.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Разрешение вопроса о законности или незаконности (недействительности) оспариваемого ненормативного акта, действий, бездействия публичных органов и нарушения им прав и законных интересов заявителя зависит от правового регулирования спорных правоотношений.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об ОМС), Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ), а также иными нормативными актами.
В силу статьи 7 Закона об ОМС издание нормативных правовых актов и методических указаний по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в сфере обязательного медицинского страхования осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 9 Закона об ОМС участниками ОМС являются: территориальные фонды, страховые медицинские организации, медицинские организации.
В соответствии со статьей 13 Закона об ОМС территориальные фонды - некоммерческие организации, созданные субъектами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации.
Объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования, распределяются решением комиссии между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями, исходя из количества, пола и возраста застрахованных лиц, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь, а также потребности застрахованных лиц в медицинской помощи (часть 10 статьи 36 Закона об ОМС).
Положение о деятельности комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - Положение о деятельности комиссии) содержится в Приложении N 1 к Правилам обязательного медицинского страхования, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила ОМС).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 4 Положения о деятельности комиссии Комиссия распределяет на отчетный год и перераспределяет в течение года объемы предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи между медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности на территории Российской Федерации (за исключением медицинских организаций, находящихся за пределами Российской Федерации, включенных в реестр медицинских организаций), в пределах и на основе установленных территориальной программой объемов предоставления медицинской помощи, до 1 января года, на который осуществляется распределение, с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения (далее - контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи) в динамике до трех лет (за исключением медицинских организаций, впервые включенных в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования в году, на который формируется территориальная программа обязательного медицинского страхования).
Согласно части 9 статьи 10 Закона об ОМС объемы предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи, установленные в соответствии с территориальной программой ОМС, распределяются решением Комиссии между медицинскими организациями.
Порядок распределения и корректировки объемов медицинской помощи и обстоятельства, подлежащие учету при их проведении, установлены в пунктах 8 и 9 Положения о деятельности комиссии.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.12.2011 N 1775В создана комиссия по разработке территориальной программы ОМС, в полномочия которой входит распределение на отчетный год и перераспределение в течение года объемов между медицинскими организациями, в пределах и на основании установленных территориальной программой объемов предоставления медицинской помощи.
Из материалов дела следует, что решением Комиссии от 29.12.2021 N 21 "О распределении объемов предоставления медицинской помощи и финансовых средств на 2022 год для медицинских организаций, осуществляющих деятельность в системе ОМС Санкт-Петербурга" для заявителя не были установлены объемы предоставления медицинской помощи, подлежащие оплате за счет средств ОМС, в пределах и на основании установленных территориальной программой объемов предоставления медицинской помощи.
Согласно части 2 статьи 37 Закона N 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона об ОМС к медицинским организациям в сфере ОМС относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в соответствии с Законом об ОМС в соответствующие реестры организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы.
Пунктом 9 Положения о деятельности комиссии установлено, что при распределении и перераспределении объемов медицинской помощи учитываются, в том числе соответствие деятельности медицинских организаций требованиям порядков оказания медицинской помощи
Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях утвержден приказом Минздрава России от 19.02.2021 N 116н (далее - Порядок N 116н).
Пунктом 28 Порядка N 116н предусмотрено, что порядок маршрутизации пациентов с онкологическими заболеваниями на территории субъекта Российской Федерации в рамках реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи определяется органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Данный порядок включает в себя перечень участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи медицинских организаций (структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь пациентам с онкологическими заболеваниями и осуществляющих диспансерное наблюдение, по видам, условиям и формам оказания медицинской помощи с указанием их местонахождения (адреса), а также схемы территориального закрепления медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам с онкологическими заболеваниями на территории субъекта Российской Федерации.
Заявитель в утвержденные перечни медицинских организаций и соответствующие схемы территориального закрепления на 2022 года не включен, из этого следует он не вправе участвовать в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (порядок утвержден распоряжением Комитета по здравоохранению от 18.01.2022 N 18-р "О маршрутизации взрослого населения при онкологических заболеваниях").
Как следует из материалов дела, поводом для обращения в суд явился факт оказания заявителем 24.05.2022 экстренной медицинской помощи пациенту, застрахованному по ОМС в г. Санкт-Петербурге, в связи с чем заявитель 02.06.2022 обратился в Комиссию для перераспределения объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи, в чем ему оспариваемым решением было отказано.
Согласно части 2 статьи 11 Закона N 323-ФЗ медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.
В соответствии с частью 4 статьи 32 Закона N 323-ФЗ формами оказания медицинской помощи являются экстренная, неотложная и плановая. Медицинская помощь в экстренной форме оказывается при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента.
Пунктом 10 части 2 статьи 81 Закона N 323-ФЗ установлено, что в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают, в том числе, порядок и размеры возмещения расходов, связанных с оказанием гражданам медицинской помощи в экстренной форме.
Раздел 7 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 20.12.2021 N 618-127, устанавливает, что возмещение расходов, связанных с оказанием медицинскими организациями государственной и негосударственной форм собственности медицинской помощи в экстренной форме застрахованным лицам при заболеваниях и состояниях, включенных в Территориальную программу ОМС, осуществляется за счет средств бюджета Территориального фонда ОМС по тарифам на оплату медицинской помощи, установленным в Генеральном тарифном соглашении, и в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением Комиссии по разработке территориальной программы ОМС в Санкт-Петербурге, за счет средств ОМС при условии включения указанных медицинских организаций в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, на соответствующий год.
Как установлено судом, работниками Общества была выполнена операция "Перкутанная (чрескожная) нефропиелостомия левой почки", тариф на оплату которой содержится в Приложении N 10 (операции) Генерального тарифного соглашения на 2022 год.
Установив, что на 2022 год заявителю соответствующе объемы помощи, подлежащей оплате за счет средств ОМС, не предоставлялись, суд пришел к выводу о том, что у Общества отсутствовало право на оказание в 2022 году специализированной медицинской помощи в стационарных условиях по профилям "онкология", "хирургия", "урология" в рамках ОМС.
Ссылка в апелляционной жалобе на наличие у Общества лицензии по профилям "онкология" и "хирургия" в данном случае как правильности действий Комиссии, так и правильности выводов суда не опровергает, поскольку лицензия разрешения на выполнение работы, оказание услуг по профилю "урология" и "хирургия" именно в стационарных условиях не имеет.
Оценив доводы сторон, обстоятельства, при которых оказывалось медицинская помощь, суд первой инстанции, отклонив утверждение заявителя, исходил из того, что в данном случае такая помощь не являлась исключительной и специальной и не подлежала оказанию Обществом в соответствии с Законом ОМС.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются как несостоятельные, поскольку необходимым условием при распределении объемов предоставления медицинской помощи в системе ОМС для медицинской организации является наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности. При отсутствии лицензии на медицинскую деятельность по необходимым видам работ (услуг) заявитель не отвечает требованиям, предъявляемым к медицинским организациям, действующим в системе ОМС в целях распределения объемов предоставления медицинской помощи в рамках Закона об ОМС.
Следует отметить, что законодательство в сфере ОМС не содержит норм, обязывающих Комиссию распределять соответствующие объемы предоставления медицинской помощи с учетом экономических потребностей медицинских организацией.
Как видно из дела, общество является коммерческой организацией (общество с ограниченной ответственностью), целью деятельности которой является извлечение прибыли.
Согласно части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В силу статьи 3 Закона об ОМС обязательное медицинское страхование, являясь системой государственных гарантий, не предусматривает извлечения прибыли.
Таким образом, гарантированным является оказание бесплатной медицинской помощи только в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, к которым заявитель не относится.
Частью 7 статьи 35 Закона об ОМС определено, что структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Следовательно, тарифы по ОМС возмещают медицинским организациям часть расходов по ОМС и не предусматривают извлечение прибыли.
Таким образом, деятельность в системе ОМС для Общества не является уставной, в связи с чем права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемым решением не нарушены, поскольку не распределение требуемого объема не препятствует Обществу осуществлять деятельность в соответствии с его уставом.
Поскольку ни одного из двух обязательных условий для признания ненормативного акта недействительным не было установлено в ходе судебного разбирательства, суд первой инстанции правомерно отказал в признании оспариваемого решения незаконным.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию Общества с выводами суда первой инстанции, изложенными в обжалуемом судебном акте, что не может являться основанием для его отмены.
В данном случае судом первой инстанции правильно установлены все значимые для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка, неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи, с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда апелляционный суд не усматривает.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.12.2022 по делу N А56-95896/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Титова |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-95896/2022
Истец: ООО "ОНКОЛОГИЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР"
Ответчик: Комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Санкт-Петербурге, Правительство г. Санкт-Петербурга
Третье лицо: ГУ ПЕТЕРБУРГСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ, Администрация Губернатора Санкт-Петербурга