г. Челябинск |
|
23 марта 2023 г. |
Дело N А47-14443/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Напольской Н.Е.,
судей Бабиной О.Е., Ширяевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Касьяновой Д.К., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.12.2022 по делу N А47-14443/2022.
Общество с ограниченной ответственностью "Природа" (далее - истец, ООО "Природа") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик) о взыскании 81 826 руб. 33 коп., из них 77 986,97 руб. - сумма основного долга по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ТКО/21/35 от 16.1.2020 за декабрь 2021 года, 3 839 руб. 36 коп. - сумма пени с 11.01.2022 по 31.03.2022 с продолжением начисления на сумму задолженности пени с 01.10.2022 до фактического исполнения обязательства (с учетом уточнений, принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 27.12.2022 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указал, что услуги по обращению с ТКО оказывались истцом не в полном объеме, в связи с чем ответчиком составлялись акты фиксации нарушений, в адрес истца неоднократно направлялись претензии по качеству оказанных услуг, которые в свою очередь истцом оставлены без внимания.
Апеллянт указывает, согласно представленным в материалы дела данных системы спутникового мониторинга невозможно установить факт вывоза всего объема, накопленного ТКО. Спутниковый мониторинг свидетельствует о прибытии автомобиля к контейнерной площадке, но не о качестве и объеме оказанных услуг. Иного подтверждения оказания услуги по вывозу ТКО истцом в материалы дела не представлено.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2023 апелляционная жалоба принята к производству. Судебное заседание назначено на 06.02.2023.
Протокольным определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебном заседании объявлен перерыв до 13.02.2023.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2023 судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы отложено по ходатайству истца, а также в целях представления дополнительных пояснений и доказательств.
До начала судебного разбирательства от истца поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств (вх. N 10262 от 16.02.2023), а также отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец выразил несогласие с доводами апелляционной жалобы (вх. N 15942, от 16.03.2023).
От ответчика поступили письменные пояснения с приложением дополнительных доказательств, поименованных в приложении (вх. N 13799 от 07.03.2023).
В порядке статей 260, 262, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к материалам дела приобщены дополнительные доказательства и пояснения ответчика. В приобщении к материалам дела отзыва на апелляционную жалобу отказано, поскольку не исполнена обязанность по его направлению в адрес истца.
От подателя апелляционной жалобы также поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя (вх. N 14878 от 13.03.2023).
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между истцом (региональный оператор) и ответчиком (потребитель) заключен контракт N ТКО/21/35 ОТ 16.11.2020 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, по условиям которого региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы (далее - ТКО) в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора и опубликованной на сайте Регионального оператора (http://www.priroda-orenburg.ru) (пункт 1 договора).
В соответствии с пунктом 2 контракта объем ТКО, места (площадки) накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза ТКО, а также информация в графическом виде о размещении мест (площадок) накопления ТКО и подъездных путей к ним определяются согласно приложению к настоящему контракта.
В силу пункта 3 контракта способ складирования твердых коммунальных отходов указан в Приложении к контракту.
Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - 01.01.2021 (пункт 4 контракта).
Пунктом 7 контракта установлено, что под расчетным периодом по настоящему контракту понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора.
Информация об утверждении единого тарифа на услугу Регионального оператора доводится до сведения Потребителя Региональным оператором путем публикации в средствах массовой информации и/или размещения информации на официальном сайте Регионального оператора (http://www.priroda-orenburg.ru) в течение 14 (четырнадцати) календарных дней с момента утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора.
Согласно пункту 8 контракта потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению ТКО.
Пунктом 18 договора установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 15 контракта он считается исполненным со стороны регионального оператора (услуги считаются оказанными), если в течение 2-х (двух) суток со дня оказания услуг, потребителем не будет заявлено претензий по выполненным услугам
В случае нарушения региональным оператором обязательств по настоящему контракту потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по контракту и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото-и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем.
Региональный оператор в течение 3 рабочих дней со дня получения акта подписывает его и направляет потребителю. В случае несогласия с содержанием акта Региональный оператор вправе написать возражение на акт с мотивированным указанием причин своего несогласия и направить такое возражение потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения акта.
В случае невозможности устранения нарушений в сроки, предложенные Потребителем, Региональный оператор предлагает иные сроки для устранения выявленных нарушений.
В случае если региональный оператор не направил подписанный акт или возражения на акт в течение 3 рабочих дней со дня получения акта, такой акт считается согласованным и подписанным региональным оператором (пункт 16 контракта).
В случае получения возражений Регионального оператора Потребитель обязан рассмотреть возражения и в случае согласия с возражениями внести соответствующие изменения в акт (пункт 17 контакта).
Из пункта 18 контракта следует, что акт должен содержать:
а) сведения о заявителе (наименование, местонахождение, адрес, ИНН, документ, подтверждающий полномочия заявителя);
б) сведения об объекте (объектах), на котором образуются твердые коммунальные отходы, в отношении которого возникли разногласия (полное наименование, местонахождение, правомочие на объект (объекты), которым обладает сторона, направившая акт);
в) сведения о нарушении соответствующих пунктов контракта;
г) другие сведения по усмотрению стороны, в том числе материалы фото- и видеосъемки.
Потребитель направляет копию акта о нарушении региональным оператором обязательств по контракту в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации ( пункт 19 контракта).
На основании пункта 21 договора в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения Потребителем обязательств по оплате настоящего договора Региональный оператор вправе потребовать от Потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Договор заключается на срок с 01.01.2021 по 31.12.2021 (пункт 26 договора).
Нормативы накопления ТКО для домовладений на территории Оренбургской области утверждены приказами Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов N 268-т/о от 16.12.2020 "Об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Оренбургской области для ООО "Природа" на 2021 год".
В обоснование исковых требований истец ссылался на то, что региональным оператором услуги по обращению с ТКО оказывались своевременно.
Согласно расчету истца за указанный период истцом оказаны услуги на сумму 77 986,97 руб.
В связи с неисполнением ответчиком обязательства по оплате оказанных услуг, истец направил ответчику претензию от 29.08.2022 N б/н с требованием о погашении задолженности.
Ответчиком претензия оставлена без внимания и удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя исковые требования, исходил из доказанности факта оказания истцом услуг по размещению (захоронению) твердых коммунальных отходов.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Сфера деятельности по обращению с отходами производства и потребления, а также деятельность региональных операторов регулируется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах), Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами"), Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими нормативно-правовыми актами.
В силу положений пункта 1 статьи 24.6, пунктов 2, 4 статьи 24.7 Закона об отходах, пункта 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", если в субъекте РФ заключено соглашение с региональным оператором по обращению с ТКО и утвержден единый тариф на его услуги, оказывать услуги по обращению с ТКО по общему правилу может только он, следовательно, у собственника отходов возникает обязанность оплачивать услуги по обращению с ТКО региональному оператору.
На основании пункта 8.4 Правил об обращении с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 24.7 Закона об отходах собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации, является публичным договором и может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
В силу пункта 2 статьи 24.6 Закона об отходах сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, в частности Правилами N 1156.
В разделе I(1) Правил N 1156 урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Закона об отходах региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
При этом, твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам относятся в числе прочих отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Положения пункта 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, устанавливают обязанность собственников ТКО заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления.
Правоотношения сторон возникли из заключенного между ними контракта на оказание услуг по обращению с ТКО N ТКО/21/35 от 16.11.2020 и подлежат правовому регулированию нормами главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре возмездного оказания услуг.
Согласно пункту 14 типового договора, стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" способом: расчетным путём, исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с которым он заключил соглашение, касающееся организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, сведения об объеме и (или) о массе накопленных твердых коммунальных отходов, а также твердых коммунальных отходов, в отношении которых были осуществлены транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и (или) захоронение, по форме, установленной указанным соглашением, ежемесячно, если иная периодичность представления указанных сведений не предусмотрена данным соглашением.
Согласно положениями Правил N 1156, потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенным договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В соответствии с пунктом 7 контракта под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора.
Департаментом Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов 16.12.2020 издан приказ N 268-т/о "Об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Оренбургской области для ООО "Природа" на 2021 год", согласно пункту 1 которого было принято установить и ввести в действие предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Оренбургской области для ООО "Природа" на 2021 год согласно приложению N 1 к приказу N 268-т/о от 16.12.2020:
- с 01.01.2021 по 30.06.2021 - 2 563 руб. 26 коп./тонна и 507 руб. 53 коп./м3. (без учета НДС);
- с 01.07.2021 по 31.12.2021 - 2 614 руб. 53 коп./тонна и 517 руб. 68 коп./м3. (без учета НДС).
Тарифы, установленные пунктом 1 указанного приказа, действуют с 01.01.2021 по 31.12.2021 (пункт 2 приказа от 16.12.2020 N 268-т/о).
Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО согласно пункту 4 контракта - 01.01.2021.
Согласно уточненному расчету истца размер задолженности за услуги по обращению с ТКО составил в сумме 77 986,97 руб.
Судом апелляционной инстанции повторно проверен уточненный расчет и признан верным. Ответчиком расчет истца не оспорен, контррасчет не представлен.
Принимая во внимание изложенное, отсутствие доказательств оплаты оказанных услуг в заявленный период, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования ООО "Природа" в сумме 77 986,97 руб.
Доводы ответчика относительно некачественного оказания услуг по обращению с ТКО судом отклоняются в связи со следующим.
Пунктами 15-19 контракта на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 16.11.2020 N ТКО/21/34 сторонами согласован порядок фиксации нарушений.
В соответствии с пунктом 15 контракта в случае нарушения Региональным оператором обязательств по договору Потребитель с участием представителя Регионального оператора составляет акт о нарушении Региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю Регионального оператора. При неявке представителя Регионального оператора Потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт Региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем.
Региональный оператор в течение 3 рабочих дней со дня получения акта подписывает его и направляет потребителю. В случае несогласия с содержанием акта Региональный оператор вправе написать возражение на акт с мотивированным указанием причин своего несогласия и направить такое возражение потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения акта.
Данные положения также содержатся в пункте 16 формы типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
Представленные ответчиком акты составлены в одностороннем порядке, доказательств извещения ответчика о необходимости явки для составления совместного акта о нарушения с участием представителя Регионального оператора в материалы дела не представлено.
Доводы ответчика относительно некачественного оказания услуг по обращению с ТКО судом отклоняются в связи со следующим.
Пунктами 15-19 контракта на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 16.11.2020 N ТКО/21/34 сторонами согласован порядок фиксации нарушений.
В соответствии с пунктом 15 контракта в случае нарушения Региональным оператором обязательств по договору Потребитель с участием представителя Регионального оператора составляет акт о нарушении Региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю Регионального оператора. При неявке представителя Регионального оператора Потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото - и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт Региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем.
Региональный оператор в течение 3 рабочих дней со дня получения акта подписывает его и направляет потребителю. В случае несогласия с содержанием акта Региональный оператор вправе написать возражение на акт с мотивированным указанием причин своего несогласия и направить такое возражение потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения акта.
Данные положения также содержатся в пункте 16 формы типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
Акты оказанных услуг (л. д. 54, 58, 64, 68, 72, 76, 79), представленные ответчиком, подписаны обеими сторонами без замечаний. При этом в актах оказанных услуг имеются отметки, сделанные ответчиком после граф с подписями по принятию данных услуг о наличии разногласий по объемам.
В то же время принятый объем, отраженный ответчиком в актах оказанных услуг, документально не подтвержден, пояснений о том, как этот объем определен, каким документом зафиксированы нарушения, ответчиком не представлено.
Поскольку ответчиком не соблюдены требования порядка фиксации нарушений, ссылки апеллянта о том, что спутниковый мониторинг не свидетельствует о качестве и объеме оказанных услуг апелляционным судом также отклоняется.
Более того суд апелляционной инстанции отмечает, что спутниковый мониторинг фиксирует акт прибытия транспортного средства в определенную точку, данный ресурс не предусматривает детальной фиксации вывезенного объема.
При наличии у потребителя тех или иных замечаний к качеству оказанных услуг у него имеется возможность представить мотивированные возражения, что предусмотрено договором.
Истцом также представлены маршрутный лист и справки о фактически оказанных услугах.
С учетом изложенного судом правомерно взыскана задолженность.
Ввиду ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по оплате оказанных услуг истец просил взыскать неустойку в размере 3 839, 36 руб. за период с 11.01.2022 по 31.03.2022.
Согласно пункту 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки его исполнения.
Согласно пункту 21 типового договора, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Учитывая, что ответчиком допущена просрочка исполнения денежного обязательства, принимая во внимание характер сложившихся между сторонами правоотношений, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что требование о взыскании пени заявлено обоснованно.
Уточненный расчет неустойки судом проверен, признан арифметически верным, произведенный исходя из 1/300 ставки 8 %, которая действовала на дату предъявления требования об оплате в претензии.
При расчете неустойки истцом учтен мораторий, действующий с 01.04.2022 до 01.10.2022.
Обоснования несоразмерности начисленной неустойки последствиям нарушения обязательства ответчиком не приведено, доказательств явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, не представлено (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 2 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Заключая договор, ответчик был знаком с его условиями, в том числе с условиями, предусматривающими сроки оплаты поставленного товара, а также размером неустойки, подлежащей начислению в случае нарушения условий договора, и с указанными условиями ответчик согласился. Следовательно, нарушая сроки оплаты поставленного товара, ответчик должен был предполагать необходимость уплаты данной неустойки.
В свою очередь, при подписании договора и принятии на себя взаимных обязательств у сторон не возникало споров по поводу чрезмерности согласованного размера неустойки. Доказательств обратного, в том числе наличия преддоговорных споров в отношении данного условия, в материалах дела не имеется.
Суд полагает, что предъявленная сумма неустойки, компенсирует потери истца в связи с несвоевременным исполнением ответчиком обязательств по договору с учетом длительности просрочки, значительности размера задолженности, является справедливой, достаточной и соразмерной, принимая во внимание, что неустойка служит средством, обеспечивающим исполнение обязательства, а не средством обогащения за счет должника.
Таким образом, апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о взыскании неустойки за период 11.01.2022 по 31.03.2022 в размере 3 839, 36 руб., поскольку данная сумма неустойки компенсирует потери истца в связи с несвоевременным исполнением ответчиком обязательств по договору с учетом длительности просрочки, значительности размера задолженности, является справедливой, достаточной и соразмерной, принимая во внимание, что неустойка служит средством, обеспечивающим исполнение обязательства, а не средством обогащения за счет должника.
В силу правовой позиции, изложенной в пункте 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", по смыслу статьи 330 ГК РФ истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
С учетом изложенного у суда имелись основания для удовлетворения требования о начислении на сумму задолженности неустойки до фактического исполнения обязательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, не подтверждены отвечающими требованиям главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных при правильном применении норм материального права, и не могут быть признаны основанием к отмене или изменению решения. Иная оценка подателем жалобы обстоятельств спора не свидетельствует об ошибочности выводов суда. Каких-либо новых обстоятельств, опровергающих выводы суда, апеллянтом не приведено.
С учетом изложенного решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с подачей апелляционной жалобы лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскание государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции не производится.
Руководствуясь статьями 176, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.12.2022 по делу N А47-14443/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Е. Напольская |
Судьи |
Е.В. Бабина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-14443/2022
Истец: ООО "Природа"
Ответчик: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд