г. Москва |
|
24 марта 2023 г. |
Дело N А41-39735/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 24 марта 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Стрелковой Е.А., судей Иевлева П.А., Немчиновой М.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Юлгушевым Р.Р.,
при участии в судебном заседании:
от Владивостокской таможни - Николюк А.П. представитель по доверенности от 29.08.2022 года, диплом о высшем юридическом образовании (представитель участвует в судебном заседании посредством веб-конференции),
от ООО "Тевекс" - Кулемеева Ю.А. представитель по доверенности от 13.09.2022 года, диплом о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в отрытом судебном заседании апелляционную жалобу Владивостокской таможни на решение Арбитражного суда Московской области от 16 декабря 2022 года по делу N А41-39735/22 по заявлению Владивостокской таможни (ОГРН 1042503715836, ИНН 2540015767)
к ООО "Тевекс" (ОГРН 1135003004773, ИНН 5003106847)
о взыскании суммы неуплаченного утилизационного сбора по ДТ N N 10702020/040619/0001502, 10702020/121119/0003431 в размере 3 795 000 руб., пени за неуплату утилизационного сбора,
УСТАНОВИЛ:
Владивостокская таможня (далее - заявитель, Таможня) обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к ООО "Тевекс" (далее - заинтересованное лицо, Общество) о взыскании суммы неуплаченного утилизационного сбора по ДТ N N 10702020/040619/0001502, 10702020/121119/0003431 в размере 3 795 000 руб., пени за неуплату утилизационного сбора в размере 820 928 руб. 27 коп. (с учетом принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ уточнений исковых требований).
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 декабря 2022 года по делу N А41-39735/22 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом Владивостокская таможня обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по мотивам, изложенным в жалобе, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы таможня ссылается на неверный вывод суда первой инстанции об истечении трёхлетнего срока для взыскания таможенных платежей.
Общество представило возражения на апелляционную жалобу, в которых просит решение суда по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Участвующий в судебном заседании арбитражного апелляционного суда посредством системы веб-конференции представитель Таможни поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Общества в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции и подтверждается материалами дела, Общество ввезло на таможенную территорию ЕДЭС и задекларировало по ДТN N 10702020/040619/0001502, 10702020/121119/0003431 следующие товары:
Товар N 1, сведения о котором заявлены в ДТ N 10702020/040619/0001502 автопогрузчик вилочный самоходный электрический складской, марка: XCMG, модель: CDP50-50, серийный номер: 128110227, оснащенный подъемным оборудованием, высота подъема 5 м (в комплекте с зарядным устройством, ящиком для инструментов), дата выпуска: 20.03.2019, производитель: XCMG CONSTRUCTIONMACHINERYCO., LTD, товарный знак: XCMG, квт (движения/подъёма): 16,6/25,4; батарея вольт/ампер*час: 80/650, цвет: желтый, габаритные размеры: 4085*1380*2310 мм, грузоподъемность 5000 кг, не предназначен для дорог общего пользования, поставляется в частично разобранном виде для удобства транспортировки, в количестве 1 штуки, код ТН ВЭД ЕАЭС 8427101000;
Товар N 2, сведения о котором заявлены в ДТ N 10702020/040619/0001502 автопогрузчик вилочный самоходный электрический складской, марка: XCMG, модель: CDP50-50, серийный номер: 128120093, оснащенный подъемным оборудованием, высота подъема 5 м (в комплекте с зарядным устройством, ящиком для инструментов), дата выпуска: 20.03.2019, производитель: XCMG CONSTRUCTIONMACHINERYCO., LTD, товарный знак: XCMG, квт (движения/подъёма): 16,6/25,4; батарея вольт/ампер*час: 80/650, цвет: желтый, габаритные размеры: 4085*1380*2310 мм, грузоподъемность 5,000 кг, не предназначен для дорог общего пользования, поставляется в частично разобранном виде для удобства транспортировки, в количестве 1 штуки, код ТН ВЭД ЕАЭС 8427101000;
Товар N 3, сведения о котором заявлены в ДТ N 10702020/040619/0001502 автопогрузчик вилочный самоходный электрический складской, марка: XCMG, модель: CDP50-50, серийный номер: 128120043, оснащенный подъемным оборудованием, высота подъема 5 м (в комплекте с зарядным устройством, ящиком для инструментов), дата выпуска: 20.03.2019, производитель: XCMG CONSTRUCTIONMACHINERYCO., LTD, товарный знак: XCMG, квт (движения/подъёма): 16,6/25,4; батарея вольт/ампер*час: 80/650, цвет: желтый, габаритные размеры: 4085*1380*2310 мм, грузоподъемность 5000 кг, не предназначен для дорог общего пользования, поставляется в частично разобранном виде для удобства транспортировки, в количестве 1 штуки, код ТН ВЭД ЕАЭС 8427101000;
Товар N 4, сведения о котором заявлены в ДТ N 10702020/040619/0001502 автопогрузчик вилочный самоходный электрический складской, марка: XCMG, модель: CDP50-50, серийный номер: 128120094, оснащенный подъемным оборудованием, высота подъема 5 м (в комплекте с зарядным устройством, ящиком для инструментов), дата выпуска: 20.03.2019, производитель: XCMG CONSTRUCTIONMACHINERYCO., LTD, товарный знак: XCMG, квт (движения/подъёма): 16,6/25,4; батарея вольт/ампер*час: 80/650, цвет: желтый, габаритные размеры: 4085*1380*2310 мм, грузоподъемность 5000 кг, не предназначен для дорог общего пользования, поставляется в частично разобранном виде для удобства транспортировки, в количестве 1 штуки, код ТН ВЭД ЕАЭС 8427101000;
Товар N 5, сведения о котором заявлены в ДТ N 10702020/040619/0001502 автопогрузчик штабелер (ричтрак) вилочный самоходный электрический складской, марка: XCMG, модель: CQD20E-45, серийный номер: 9281100019, оснащенный подъемным оборудованием, высота подъема 4,5 м (в комплекте с зарядным устройством, ящиком для инструментов), дата выпуска: 20.03.2019, производитель: XCMG CONSTRUCTIONMACHINERYCO., LTD, товарный знак: XCMG, квт (движения/подъёма): 6,4/11; батарея вольт/ампер*час: 48/420, цвет: желтый, габаритные размеры: 2500*1270*2210 мм, грузоподъемность 1600 кг, не предназначен для дорог общего пользования, поставляется в частично разобранном виде для удобства транспортировки, в количестве 1 штуки, код ТН ВЭД ЕАЭС 8427101000;
Товар N 6, сведения о котором заявлены в ДТ N 10702020/040619/0001502 автопогрузчик штабелер (ричтрак) вилочный самоходный электрический складской, марка: XCMG, модель: CQD20E-45, серийный номер: 9281100020, оснащенный подъемным оборудованием, высота подъема 4,5 м (в комплекте с зарядным устройством, ящиком для инструментов), дата выпуска: 20.03.2019, производитель: XCMG CONSTRUCTIONMACHINERYCO., LTD, товарный знак: XCMG, квт (движения/подъёма): 6,4/11; батарея вольт/ампер*час: 48/420, цвет: желтый, габаритные размеры: 2500*1270*2210 мм, грузоподъемность 1600 кг, не предназначен для дорог общего пользования, поставляется в частично разобранном виде для удобства транспортировки, в количестве 1 штуки, код ТН ВЭД ЕАЭС 8427101000;
Товар N 7, сведения о котором заявлены в ДТ N 10702020/040619/0001502 автопогрузчик штабелер (ричтрак) вилочный самоходный электрический складской, марка: XCMG, модель: CQD20E-45, серийный номер: 9281100021, оснащенный подъемным оборудованием, высота подъема 4,5 м (в комплекте с зарядным устройством, ящиком для инструментов), дата выпуска: 20.03.2019, производитель: XCMG CONSTRUCTIONMACHINERYCO., LTD, товарный знак: XCMG, квт (движения/подъёма): 6,4/11; батарея вольт/ампер*час: 48/420, цвет: желтый, габаритные размеры: 2500*1270*2210 мм, грузоподъемность 1600 кг, не предназначен для дорог общего пользования, поставляется в частично разобранном виде для удобства транспортировки, в количестве 1 штуки, код ТН ВЭД ЕАЭС 8427101000;
Товар N 8, сведения о котором заявлены в ДТ N 10702020/040619/0001502 автопогрузчик штабелер (ричтрак) вилочный самоходный электрический складской, марка: XCMG, модель: CQD20E-45, серийный номер: 9281100022, оснащенный подъемным оборудованием, высота подъема 4,5 м (в * комплекте с зарядным устройством, ящиком для инструментов), дата выпуска: 20.03.2019, производитель: XCMG CONSTRUCTIONMACHINERYCO., LTD, товарный знак: XCMG, квт (движения/подъёма): 6,4/11; батарея вольт/ампер*час: 48/420, цвет: желтый, габаритные размеры: 2500*1270*2210 мм, грузоподъемность 1600 кг, не предназначен для дорог общего пользования, поставляется в частично разобранном виде для удобства транспортировки, в количестве 1 штуки, код ТН ВЭД ЕАЭС 8427101000;
Товар N 9, сведения о котором заявлены в ДТ N 10702020/040619/0001502 автопогрузчик штабелер (ричтрак) вилочный самоходный электрический складской, марка: XCMG, модель: CQD20E-45, серийный номер: 9281100023, оснащенный подъемным оборудованием, высота подъема 4,5 м (в комплекте с зарядным устройством, ящиком для инструментов), дата выпуска: 20.03.2019, производитель: XCMG CONSTRUCTIONMACHINERYCO., LTD, товарный знак: XCMG, квт (движения/подъёма): 6,4/11; батарея вольт/ампер*час: 48/420, цвет: желтый, габаритные размеры: 2500*1270*2210 мм, грузоподъемность 1600 кг, не предназначен для дорог общего пользования, поставляется в частично разобранном виде для удобства транспортировки, в количестве 1 штуки, код ТН ВЭД ЕАЭС 8427101000;
Товар N 10, сведения о котором заявлены в ДТ N 10702020/040619/0001502 автопогрузчик штабелер (ричтрак) вилочный самоходный Электрический складской, марка: XCMG, модель: CQD20E-45, серийный номер: 9281100024, оснащенный подъемным оборудованием, высота подъема 4,5 м (в комплекте с зарядным устройством, ящиком для инструментов), дата выпуска: 20.03.2019, производитель: XCMG CONSTRUCTIONMACHINERYCO., LTD, товарный знак: XCMG, квт (движения/подъёма): 6,4/11; батарея вольт/ампер*час: 48/420, цвет: желтый, габаритные размеры: 2500*1270*2210 мм, грузоподъемность 1600 кг, не предназначен для дорог общего пользования, поставляется в частично разобранном виде для удобства транспортировки, в количестве 1 штуки, код ТН ВЭД ЕАЭС 8427101000;
Товар N 11, сведения о котором заявлены в ДТ N 10702020/040619/0001502 автопогрузчик штабелер (ричтрак) вилочный самоходный электрический складской, марка: XCMG, модель: CQD20E-45, серийный номер: 9281100025, оснащенный подъемным оборудованием, высота подъема 4,5 м (в комплекте с зарядным устройством, ящиком для инструментов), дата выпуска: 20.03.2019, производитель: XCMG CONSTRUCTIONMACHINERYCO., LTD, товарный знак: XCMG, квт (движения/подъёма): 6,4/11; батарея вольт/ампер*час: 48/420, цвет: желтый, габаритные размеры: 2500*1270*2210 мм, грузоподъемность 1600 кг, не предназначен для дорог общего пользования, поставляется в частично разобранном виде для удобства транспортировки, в количестве 1 штуки, код ТН ВЭД ЕАЭС 8427101000;
Товар N 12, сведения о котором заявлены в ДТ N 10702020/040619/0001502 автопогрузчик вилочный самоходный электрический складской, марка: XCMG, модель: CDP15-47, серийный номер: 19021449, оснащенный подъемным оборудованием, высота подъема 5 м (в комплекте с зарядным устройством, ящиком для инструментов), дата выпуска: 27.03.2019, производитель: XCMG CONSTRUCTIONMACHINERYCO., LTD, товарный знак: XCMG, квт (движения/подъёма): 7,5/10; батарея вольт/ампер*час: 48/450, цвет: желтый, габаритные размеры: 2855*1110*3037 мм, грузоподъемность 1500 кг, не предназначен для дорог общего пользования, поставляется в частично разобранном виде для удобства транспортировки, в количестве 1 штуки, код ТН ВЭД ЕАЭС 8427101000;
Товар N 13, сведения о котором заявлены в ДТ N 10702020/040619/0001502 автопогрузчик вилочный самоходный электрический складской, марка: XCMG, модель: CDP15-47, серийный номер: 19021294, оснащенный подъемным оборудованием, высота подъема 5 м (в комплекте с зарядным устройством, ящиком для инструментов), дата выпуска: 27.03.2019, производитель: XCMG CONSTRUCTIONMACHINERYCO., LTD, товарный знак: XCMG, квт (движения/подъёма): 7,5/10; батарея вольт/ампер*час: 48/450, цвет: желтый, габаритные размеры: 2855*1110*3037 мм, грузоподъемность 1500 кг, не предназначен для дорог общего пользования, поставляется в частично разобранном виде для удобства транспортировки, в количестве 1 штуки, код ТН ВЭД ЕАЭС 8427101000;
Товар N 14, сведения о котором заявлены в ДТ N 10702020/040619/0001502 автопогрузчик вилочный самоходный электрический складской, марка: XCMG, модель: CDP15-47, серийный номер: 19021173, оснащенный подъемным оборудованием, высота подъема 5 м (в комплекте с зарядным устройством, ящиком для инструментов), дата выпуска: 27.03.2019, производитель: XCMG CONSTRUCTIONMACHINERYCO., LTD, товарный знак: XCMG, квт (движения/подъёма): 7,5/10; батарея вольт/ампер*час: 48/450, цвет: желтый, габаритные размеры: 2855*1110*3037 мм, грузоподъемность 1500 кг, не предназначен для дорог общего пользования, поставляется в частично разобранном виде для удобства транспортировки, в количестве 1 штуки, код ТН ВЭД ЕАЭС 8427101000;
Товар N 15, сведения о котором заявлены в ДТ N 10702020/040619/0001502 автопогрузчик вилочный самоходный электрический складской, марка: XCMG, модель: CDP15-47, серийный номер: 19021111, оснащенный подъемным оборудованием, высота подъема 5 м (в комплекте с зарядным устройством, ящиком для инструментов), дата выпуска: 27.03.2019, производитель: XCMG CONSTRUCTIONMACHINERYCO., LTD, товарный знак: XCMG, квт (движения/подъёма): 7,5/10; батарея вольт/ампер* час: 48/450, цвет: желтый, габаритные размеры: 2855*1110*3037 мм, грузоподъемность 1500 кг, не предназначен для дорог общего пользования, поставляется в частично разобранном виде для удобства транспортировки, в количестве 1 штуки, код ТН ВЭД ЕАЭС 8427101000;
Товар N 16, сведения о котором заявлены в ДТ N 10702020/040619/0001502 автопогрузчик вилочный самоходный электрический складской, марка: XCMG, модель: CDP30-50, серийный номер: 19021293, оснащенный подъемным оборудованием, высота подъема 5 м (в комплекте с зарядным устройством, ящиком для инструментов), дата выпуска: 27.03.2019, производитель: XCMG CONSTRUCTIONMACHINERYCO., LTD, товарный знак: XCMG, квт (движения/подъёма): 12/12; батарея вольт/ампер*час: 80/480, цвет: желтый, габаритные размеры: 3590*1235*3127 мм, грузоподъемность 3000 кг, не предназначен для дорог общего пользования, поставляется в частично разобранном виде для удобства транспортировки, в количестве 1 штуки, код ТН ВЭД ЕАЭС 8427101000;
Товар N 17, сведения о котором заявлены в ДТ N 10702020/040619/0001502 автопогрузчик вилочный самоходный электрический складской, марка: XCMG, модель: CDP30-50, серийный номер: 18021040, оснащенный подъемным оборудованием, высота подъема 5 м (в комплекте с зарядным устройством, ящиком для инструментов), дата выпуска: 27.03.2019, производитель: XCMG CONSTRUCTIONMACHINERYCO., LTD, товарный * знак: XCMG, ! квт (движения/подъёма): 12/12; батарея вольт/ампер*час: 80/480, цвет: желтый, габаритные размеры: 3590*1235*3127 мм, грузоподъемность 3000 кг, не предназначен для дорог общего пользования, поставляется в частично разобранном виде для удобства транспортировки, в количестве 1 штуки, код ТН ВЭД ЕАЭС 8427101000;
Товар N 18, сведения о котором заявлены в ДТ N 10702020/040619/0001502 автопогрузчик вилочный самоходный электрический складской, марка: XCMG, модель: CDP30-50, серийный номер: 19021170, оснащенный подъемным оборудованием, высота подъема 5 м (в комплекте с зарядным устройством, ящиком для инструментов), дата выпуска: 27.03.2019, производитель: XCMG CONSTRUCTIONMACHINERYCO., LTD, товарный знак: XCMG, квт (движения/подъёма): 12/12; батарея вольт/ампер*час: 80/480, цвет: желтый, габаритные размеры: 3590*1235*3127 мм, грузоподъемность 3000 кг, не предназначен для дорог общего пользования, поставляется в частично разобранном виде для удобства транспортировки, в количестве 1 штуки, код ТН ВЭД ЕАЭС 8427101000;
Товар N 19, сведения о котором заявлены в ДТ N 10702020/040619/0001502 транспорт производственный напольный безрельсовый, электрический - паллетные транспортеры с откидной площадкой для оператора, в комплекте с зарядным устройством, марка: XCMG, модель: CBD20, батарея вольт/ампер*час 24/240, грузоподъемность 2000 кг, производитель: XCMG CONSTRUCTIONMACHINERYC О., LTD, товарный знак: XCMG, максимальная скорость 10 км/ч, габаритные размеры: 1930*720*1470 мм, всего 6 штук, в количестве 1 штуки, код ТН ВЭД ЕАЭС 8427101000;
Товар N 1, сведения о котором заявлены в ДТ N 10702020/121119/0003431 автопогрузчик вилочный самоходный электрический складской, марка: XCMG, модель: CDP80-90, серийный номер: Н5А100197, оснащенный подъемным оборудованием, высота подъема 3.3 м (в комплекте с зарядным устройством, ящиком для инструментов), дата выпуска: 01.08.2019, производитель: XCMG CONSTRUCTIONMACHINERYCO., LTD, товарный знак: XCMG, квт (движения/подъёма): 35/52; батарея вольт/ампер* час: 96/960, цвет: желтый, габаритные размеры: 4085*1950*2700 мм, грузоподъемность 8000 кг, не предназначен для дорог общего пользования, поставляется в частично разобранном виде для удобства транспортировки, в количестве 1 штуки, код ТН ВЭД ЕАЭС 8427101000;
Товар N 2, сведения о котором заявлены в ДТ N 10702020/121119/0003431 автопогрузчик вилочный самоходный электрический складской, марка: XCMG, модель: CDP15, серийный номер: 19020901, оснащенный подъемным оборудованием, высота подъема 3.5 м (в комплекте с зарядным устройством, ящиком для инструментов), дата выпуска: 23.03.2019, производитель: XCMG CONSTRUCTIONMACfflNERYCO., LTD, товарный знак: XCMG, квт (движения/подъёма): 7,5/10; батарея вольт/ампер*час: 48/450, цвет: желтый, габаритные размеры: 2070*1050*2400 мм, грузоподъемность 1500 кг, не предназначен для дорог |общего пользования, поставляется в частично разобранном виде для удобства транспортировки, в количестве 1 штуки, код ТН ВЭД ЕАЭС 8427101000;
Товар N 3, сведения о котором заявлены в ДТ N 10702020/121119/0003431 автопогрузчик вилочный самоходный электрический складской, марка: XCMG, модель: XCMG, серийнМ номер: FD35T, оснащенный подъемным оборудованием, высота подъема 3.5 м, дата выпуска: 23.03.2019, двигатель: 4D30G31, N ДВС: 19019261, дизель, объем ДВС V: 3168 смЗ, 50.3 л.с./36.8 квт,3 производитель: XCMG CONSTRUCTIONMACHINERYCO., LTD, товарный знак: XCMG, цвет: желтый, габаритные размеры: 2800*1300*2200 мм, грузоподъемность 3500 кг, не предназначен для дорог общего пользования, поставляется в частично разобранном виде для удобства транспортировки, в количестве 1 штуки, код ТН ВЭД ЕАЭС 8427101000.
Согласно сведениям, указанным Таможней в апелляционной жалобе, по ДТN 10702020/040619/0001502 товары NN 1-18 выпущены 05.06.2019 г.; по ДТ N 10702020/121119/0003431 товары NN 1-3 выпущены 26.01.2020.
Письмом от 04.04.2022 N 25-30/12921 таможенный орган уведомил декларанта о необходимости уплатить утилизационный сбор по спорным товарам в сумме 3 795 000 руб.
Задолженность по уплате утилизационного сбора и пени, в отношении вилочного автопогрузчика, транспорта производственного напольного безрельсового, электрического - паллетные транспортеры с откидной площадкой, задекларированных по ДТN N 10702020/040619/0001502, 10702020/121119/0003431, необходимо было оплатить до 31.03.2022.
Уведомление об уплате утилизационного сбора в установленный срок не оплачено, в связи с чем Таможня обратилась в арбитражный суд с рассматриваемы заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в отношении всех ввезенных обществом товаров срок взыскания таможенных платежей истек на дату судебного разбирательства.
Данный вывод суда первой инстанции суд апелляционной инстанции признаёт ошибочным, поскольку судом первой инстанции неправильно применены нормы законодательства об исчислении сроков.
В соответствии со статьей 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Статьей 191 ГК РФ предусмотрено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно статье 193 ГК РФ если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока (часть 1 статьи 194 ГК РФ).
Следовательно, применительно к рассматриваемой ситуации соблюдение срока для взыскания утилизационного сбора должно проверяться судом на дату обращения Таможни в арбитражный суд соответствующим заявлением, а не на дату рассмотрения дела арбитражным судом, как ошибочно указал суд первой инстанции.
При исчислении срока для обращения в суд с заявлением о взыскании утилизационного сбора суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, поскольку не учёл следующее.
Утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации Федеральным законом от 28.07.2012 N 128-ФЗ, включившим в Федеральный закон от 24.06.1988 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) статью 24.1. Основной целью утилизационного сбора является обеспечение экологической безопасности. Утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство, как в процессе своей эксплуатации, так и при утилизации полностью либо в части (запчасти).
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета, излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81.
Порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты изложен в разделе II Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета, излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 81 (пункты 11-14) (далее - Правила N 81).
Таким образом, суд первой инстанции неправильно определил характер спорных правоотношений как правоотношения по уплате таможенных платежей и применил к ним нормы ТК ЕАЭС, не подлежащие применению.
В рассматриваемом случае к спорным правоотношениям подлежат применению общие нормы Налогового кодекса Российской Федерации и специальные нормы Закона N 89-ФЗ и Правил N 81.
Из совокупности положений статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ и пунктов 3,4 Правил N 81 (здесь и далее - нормативные акты в редакции, действующей на дату ввоза товара) обязанность по уплате утилизационного сбора возникает с момента ввоза транспортного средства, самоходной машины в Российскую Федерацию.
В соответствии со статьей 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов и распространяются на их плательщиков.
В соответствии со статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора.
В пункте 50 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков - следующий день после ее представления.
Несмотря на то, что установленный статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации срок для направления требования не является пресекательным, его пропуск не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней. Данная правовая позиция изложена в пункте 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Исходя из пункта 3 статьи 46, пункта 2 статьи 48 и пункта 1 статьи 115 Кодекса заявление о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога, сбора, пеней и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно пункту 60 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 1 статьи 115 НК РФ, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд.
При этом не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.
Принимая во внимание указанные нормы законодательства, с учётом правовых позиций Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, исчисленный по правилам НК РФ срок для обращения таможни в суд истёк по ДТ 10702020/040619/0001502 - 25.03.2020, по ДТ 10702020/121119/0003431 - 16.11.2020 (с учётом пробега почты и сроков на добровольное исполнение требования).
Таможня обратилась в арбитражный суд 31.05.2022, то есть с пропуском установленного законом срока. Ходатайство о его восстановлении с указанием уважительности причин пропуска не заявила, в связи с чем во взыскании утилизационного сбора отказано правомерно.
Следовательно, несмотря на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, это не привело к принятию им неправильного решения.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает обоснованными и заслуживающими внимания доводы ответчика об отсутствии у него обязанности по уплате утилизационного сбора.
Как указано в части 4 статьи 215 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в своем определении от 24.11.2020 года N 305-ЭС20-6768, на отношения по взиманию утилизационного сбора распространяется общий для всех обязательных платежей принцип формальной определенности, нашедший свое закрепление, в частности, в пункте 6 статьи 3 Налогового кодекса, и состоящий в том, что правила их взимания должны быть сформулированы ясным образом, чтобы обязанность по уплате могла быть исполнена правильно каждым плательщиком, не зависела от усмотрения контролирующих органов, а правовое регулирование - носило предсказуемый характер.
Это означает, что все существенные элементы юридического состава утилизационного сбора должны быть установлены законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Определение данных элементов и соответствующих им обязанностей плательщиков сбора в рамках правоприменительной деятельности таможенных органов не может быть признано правомерным /определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2017 N 305-КГ17-12383/.
В данном случае согласно пункту 2 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления к полномочиям Правительства Российской Федерации отнесено определение такого элемента юридического состава утилизационного сбора как его объект обложения, а именно, установление видов и категорий транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор.
Исходя из буквального толкования Перечня, утилизационный сбор подлежит уплате в отношении конкретного вида транспортных средств (самоходных машин), классифицируемых по кодам 8427 10, 8427 20, 8429 51 ТН ВЭД, а именно, фронтальных погрузчиков.
Раздел IV Постановления Правительства РФ "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" от 06.02.2016 года N 81 содержал обязанность по оплате утилизационного сбора в отношении только фронтальных погрузчиков.
Обязанность по оплате утилизационного сбора в отношении вилочных погрузчиков была введена в действие на основании Постановления Правительства РФ от 11.07.2019 года N 884 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", начала действия новой редакции раздела VI -23.07.2019 года, то есть после того, как ООО "Тевекс" ввезло товар на территорию РФ, и он был выпущен таможенным органом - 5.06.2019 г.
Само по себе отнесение ввозимого товара к тому или иному коду ТН ВЭД не является основанием для взимания утилизационного сбора, поскольку данный сбор не является таможенным платежом. Основания его взимания не определяются таможенным законодательством, таможенные органы лишь администрируют уплату утилизационного сбора при ввозе транспортных средств (самоходных машин).
Из представленных в материалы дела документов не следует, что ввезенные Обществом по ДТ N 10702020/040619/0001502 товары являются фронтальными погрузчиками. Доказательств обратного таможней не представлено. При этом доводы таможенного органа о том, что все вилочные погрузчики являются фронтальными, документально не подтверждены и основаны только на предположениях, в связи с чем не могут быть приняты судом апелляционной инстанции.
Кроме того, Верховный Суд Российской Федерации в определении от 13.05.2019 N 301-ЭС19-157, указал, что в преамбуле Закона об отходах производства и потребления данный Закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно пункту 1 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления утилизационный сбор за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
При установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств (пункт 5 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления).
Из содержания данных законоположений, определяющих цель взимания утилизационного сбора, его объект обложения и правила стоимостной оценки объекта, вытекает, что при решении вопроса о возникновении обязанности по уплате данного сбора во внимание должен приниматься тот факт, предназначен ли ввозимый (изготовленный) товар для эксплуатации в качестве транспортного средства (самоходной машины), утилизация или иное обращение с отходами которого после окончания эксплуатации будет необходимо для исключения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, то есть потребует несения соответствующих затрат.
Принимая во внимание, что утилизационный сбор не является таможенным платежом, отнесение ввозимого товара к тому или иному коду ТН ВЭД, само по себе не является основанием для взимания данного сбора, если в отношении ввозимого товара не выполняется совокупность условий, предусмотренных пунктами 1 и 5 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления.
При этом согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 15.05.1995 N 460 (ред. от 22.06.2009) "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации" обязательным условием для регистрации допуска к эксплуатации тракторов, прицепов и полуприцепов, самоходных дорожно-строительных и иных машин является наличие соответствующих паспортов (пункт 1), в том числе, выдаваемых таможенными органами в случае ввоза техники на территорию Российской Федерации (пункт 2).
В силу пункта 7 статьи 24.1 Закона об отходах производства и пункта 13 Правил взимания утилизационного сбора таможенный орган проставляет отметку об уплате утилизационного сбора на бланках паспортов самоходных машин.
Таким образом, по общему правилу утилизационный сбор уплачивается при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, представляющих собой самоходные транспортные средства, в отношении которых таможенным органом оформляются соответствующие паспорта.
Как следует из материалов дела, ввезенные Обществом транспортные средства не были предназначены для эксплуатации на территории Российской Федерации, фактически не эксплуатировались на территории Российской Федерации, на них не были получены ПТС, они были вывезены за пределы Российской Федерации в установленном законом порядке.
Так, из материалов дела следует10.12.2018 года между ООО "ТЕВЕКС" и АО "Институт Оргэнергострой" /АО ОЭС/ был заключен договор N 578-18/СП1 поставки товаров.
В п. 1.2. договора предусмотрено, что поставка товара осуществляется в рамках исполнения контракта на поставку оборудования, заключенного между АО ОЭС и АО АСЭ /генеральный заказчик/.
В п. 1.3. договора указано, что наименование, количество и технические характеристики товара определены в технической спецификации N 1.
В силу п. 1.6. договора поставка осуществляется в порт города Астрахань.
Для исполнения своих обязательств по договору, ООО "ТЕВЕКС" заключило контракт N 12/2019 от 24.01.2019 года с XCMG E-Commerce Inc." /производитель/ на поставку товара с территории Китая. Наименование и количество товара определены в Технической спецификации.
Товар, предусмотренный договором от 10.12.2018 года N 578-18/СП1, с территории Китая был ввезен ООО "ТЕВЕКС" по ДТ N 10702020/040619/0001502.
21.06.2019 года ООО "ТЕВЕКС" по товарной накладной N Т2678 был передан товар АО "Институт Оргэнергострой".
16.10.2019 года все ввезенные ООО "Тевекс" товары согласно ДТ N N 10702020/040619/0001502 на морском судне в городе Астрахань были вывезены с территории РФ согласно декларации на товары ДТ N 10311010/161019/0044304 АО
"АтомСтройЭкспорт" /генеральным заказчиком/ в Иран /Исламская республика/ без эксплуатации в России.
11.01.2019 года между ООО "Тевекс" и АО "Институт Оргэнергострой" /АО ОЭС/ был заключен договор N 588-19/СП1 поставки товаров.
В п. 1.2. договора предусмотрено, что поставка товара осуществляется в рамках исполнения договора на поставку транспортного оборудования N 588-19/7764/181136, заключенного между АО ОЭС и АО АСЭ /генеральный заказчик/.
В п. 1.3. договора указано, что наименование, количество и технические характеристики товара определены в технической спецификации N 1.
В силу п. 1.6. договора поставка осуществляется в ОАО "Большой порт Санкт - Петербург", РФ.
Товары были ввезены ООО "Тевекс" по ДТ N 10702020/121119/0003431.
19.03.2020 года все ввезенные по ДТ N 10702020/121119/0003431 были вывезены АО "АтомСтройЭкспорт" /генеральный заказчик/ по ДТ N 10013160/190320/0144297в Бангладеш без эксплуатации вышеназванного товара в России.
Данные факты Таможней не опровергнуты.
Доводы Таможни том, что товары выпущены для использования в Российской Федерации, сами по себе не могут служить основанием для безусловного взыскания утилизационного сбора.
С учётом положений части 6 статьи 215 АПК РФ на суд при рассмотрении дела возлагается обязанность установить наличие оснований для взыскания задолженности по обязательным платежам.
Принимая во внимание, что ввезенные ООО "Тевекс" товары в 2019 году были вывезены через непродолжительное время с территории Российской Федерации, то есть не предполагается последующая утилизация самоходных машин на территории Российской Федерации и в будущем не возникнут затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты товарами своих потребительских свойств, основания для уплаты утилизационного сбора в данном случае отсутствуют.
С учётом изложенного в части вывода об отсутствии оснований для удовлетворения требований Таможни решение суда первой инстанции является правильным.
Как указано в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12, в случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения или определения, арбитражный суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16 декабря 2022 года по делу N А41-39735/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объёме в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Е.А. Стрелкова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-39735/2022
Истец: ВЛАДИВОСТОКСКАЯ ТАМОЖНЯ
Ответчик: ООО "ТЕВЕКС"
Третье лицо: ООО "ТЕВЕКС"