город Воронеж |
|
22 марта 2023 г. |
Дело N А14-2192/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 марта 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Капишниковой Т.И.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шипиловой Д.А.,
при участии:
от Воронежской таможни: Гончарова Д.А. - представитель по доверенности N 07-12/41 от 04.10.2021, сроком действия на 3 года, предъявлено служебное удостоверение; Паленина О.А. - представитель по доверенности N 07-12/12 от 05.03.2021, сроком действия на 3 года, предъявлено служебное удостоверение;
от ООО "Сингента": Ким А.В. - представитель по доверенности от 10.01.2022, сроком действия на 2 года, предъявлен паспорт.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Воронежской таможни на решение Арбитражного суда Воронежской области от 23.08.2022 по делу N А14-2192/2022, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сингента" (ОГРН 1037739325271, ИНН 7705255201) о признании недействительными решений к Воронежской таможни (ОГРН 1023601540830 ИНН 3664021807),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сингента" (далее - заявитель, ООО "Сингента", Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительными решений Воронежской таможни (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган) от 02.11.2021 N N 10104000/021121/000680, 10104000/021121/000681, 10104000/021121/000682, 10104000/021121/000683, 10104000/021121/000684, 10104000/021121/000685, 10104000/021121/000686, 10104000/021121/000687, 10104000/021121/000688, 10104000/021121/000689, 10104000/021121/000690 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров.
Не согласившись с принятым решением Воронежская таможня обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
Ссылается на отсутствие у Общества в соответствии с Сублицензионным договором права на воспроизводство (размножение) родительских форм семян гибридов.
Считает, что в ходе проведения таможенной проверки были правомерно увеличены суммы лицензионных платежей по внешнеэкономическим контрактам и ввозимые на территорию ЕАЭС элитные семена, а репродуцированные из них, в связи с чем уплачиваемые Обществом платежи (роялти) относятся к лицензионным платежам за право на воспроизведение (тиражирование) ввозимых товаров на таможенной территории ЕАЭС и не подлежат добавлению к таможенной стоимости.
Рассмотрение дела откладывалось.
К материалам дела приобщены отзыв на апелляционную жалобу, письменные объяснения ООО "Сингента", дополнения к апелляционной жалобе и письменные объяснения Воронежской таможни.
Представители Воронежской таможни поддержали апелляционную жалобу, просили суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО "Сингента" возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям изложенным в отзыве и объяснениях, просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
17.12.2015 между Синджента Кроп Протекшн АГ (сублицензиар) и ООО "Сингента" (сублицензиат) заключен сублицензионный договор о предоставлении права использования товарных знаков.
В соответствии с сублицензионным договором сублицензиар предоставляет сублицензиату права использования товарных знаков на территории Российской Федерации (неисключительную сублицензию) только в отношении товаров, а сублицензиат соглашается выплачивать сублицензиару сублицензионное вознаграждение.
Под семенами в соответствии с условиями пункта 1.3 договора понимаются отдельные и все коммерческие разновидности семян растений, произведенных в России сублицензиатом и/или го подрядчиками в соответствии со стандартами качества сублицензиара и группы компаний Сингента, в частности: семена, произведенные сублицензиантом на территории РФ и далее упакованные сублицензиатом в промаркированную одним или несколькими товарными знаками упаковки и семена, произведенные сублицензиатом на территории РФ и далее упакованные в промаркированную одним или несколькими товарными знаками упаковку для сублицензиата по его просьбе третьими лицами, семена, произведенные подрядчиками сублицензиата и далее упакованные в промаркированную одним или несколькими товарными знаками упаковку на территории РФ сублицензиатом или третьими лицами для сублицензиата по его просьбе.
Согласно статье 1 сублицензионного договора под "Семенами" понимаются отдельные и все коммерческие разновидности семян растений, произведенные в РФ сублицензиаром и/или ее подрядчиками в соответствии со стандартами качества сублицензиара и группы компаний Сингента.
Чистая выручка в соответствии с пунктом 1.4 договора означает выручку, не включая НДС, полученную сублицензиатом от продажи семян, определенную по правилам бухгалтерского учета, установленным законодательством РФ, за вычетом сумм скидок, штрафов и пр.
Товарные знаки могут использоваться сублицензиатом в связи с производством, экспортом, хранением, продажей и иным распоряжением, продвижением и/или распространением товаров (пункт 2.2 договора).
Сублицензиат признает, что правообладателем товарных знаков является Синджента Партисипейшнз АГ, компания, зарегистрированная в Швейцарии, место нахождения: Шварцвальдаллее 215, ЦХ-4058 Базель, Швейцария.
Сублицензиат обязуется предоставлять сублицензиару информацию о размере чистой выручки за семестр в течение 30 рабочих дней со дня окончания семестра, за который рассчитывается сублицензионное вознаграждение.
Информация может быть предоставлена в любой форме и любым способом (включая электронную форму посредством передачи по электронной почте), которые стороны посчитают подходящими (пункт 5.1 договора).
В силу пункта 5.2 договора размер подлежащего уплате сублицензиатом сублицинзионного вознаграждения рассчитывается на основе принципа совершения сделки между независимыми сторонами согласно Приложению N 2 к договору, принимая во внимание положения, указанные в статье 6 договора.
Все платежи, которые осуществляет сублицензиат сублицензиару, указываются без налога на добавленную стоимость (НДС) и иных налогов с продаж и сборов, за исключением любого требующего удержания налога на доходы. Если по налоговому законодательству Российской Федерации предоставление сублицензий на право использования товарных знаков подлежит обложению НДС и сублицензиат должен удержать НДС с суммы, подлежащей уплате сублицензиару, размер сублицензионного вознаграждения, рассчитанный в соответствии с пунктами 5.2 и 5.10 настоящего договора увеличивается на соответствующий размер НДС. Такой увеличенный размер сублицензионного вознаграждения будет считаться сублицензинным вознаграждением, включающим НДС. Такая увеличенная сумма указывается в счете сублицензиара. Сумма НДС должна удерживаться из сублицензионного вознаграждения, включающего НДС, и перечисляться в бюджет РФ сублицензиатом (пункт 6.1 договора).
Как указано в Приложении N 2 к сублицензионному договору размер сублицензионного вознаграждения, подлежащего уплате сублицензиатом, рассчитывается на основе принципа совершения сделки между независимыми сторонами.
Размер сублицензионного вознаграждения, подлежащего уплате сублицензиару за семестр, составляет 5% от чистой выручки за этот семестр, а также суммы, которая должна быть добавлена в соответствии с пунктом 6.1 договора (пункт 2 Приложения N 2).
Между ООО "Сингента" (покупатель) и Сингента Франс С.А.С. (покупатель) заключены внешнеэкономические контракты 24.01.2019 N SE-19-001JB, от 24.01.2019 N SE-19-002JB, от 24.01.2019 N SE-19-003JB, от 31.01.2020 N SE-20-001JBP, от 04.02.2020 N SE-20-002JBP.
Во исполнение данных контрактов продавец обязался продавать, а покупатель - покупать родительские семена женских и мужских линий. Цена устанавливается в Российских рублях за 1 единицу измерения на условиях CIP-Краснодар (Инкотермс 2010), склад, арендуемый покупателем, и включает в себя стоимость 1 единицы измерения (включая упаковку), транспортировку по г. Краснодар и стоимость страхования. Общая сумма контракта определяется путем суммирования стоимости товара, поставляемого в соответствии с Инвойсами к контрактам.
Покупатель оплачивает 100% от стоимости поставляемого товара в течение 330 дней с даты выставления счета. Плата производится банковским переводом, в Российских рублях на счет продавца (пункт 2.1 контрактов).
Все банковские расходы, экспортные, налоги, пошлины и другие обложения, связанные с экспортом товара из страны-производителя по данному контракту оплачивает продавец. Все связанные с ввозом в Российскую Федерацию импортные налоги, пошлины и другие обложения, ввезенные в Российской Федерации, оплачивает покупатель. Банковские расходы на территории Российской Федерации оплачивает покупатель (пункт 2.2 контрактов).
ООО "Сингента" в 2019-2020 на основании внешнеэкономических контрактов ввезло на территорию ЕАЭС и продекларированы товары - "семена подсолнечника откалиброванные, необработанные для посева (HELIANTHUS ANNUUS L.) не для производства пищевых продуктов, без ГМО, недробленые, различных сортов, партий, обработанных различными протравителями", изготовитель: SYNGENTA FRANCE S.A.S" для продажи на территории Российской Федерации.
В том числе в рамках вышеуказанных контрактов ООО "Сингента" ввезены на территорию ЕАЭС и продекларированы по ДТ N N 10309200/190219/0002344, 10309200/140319/0003840, 10309200/020320/0003385, 10309200/220219/0002618, 10309200/140319/0003839, 10309200/020320/0003477, 10309200/030320/0003500, 10309200/100320/0004049, 10309200/130420/0006126, 10309200/260219/0002757, 10309200/110319/0003532, товары - "родительские формы" семян подсолнечника (код ТН ВЭД ЕАЭС 1206 00 100 0), семян кукурузы (код ТН ВЭД ЕАЭС 1005 10 900 0, 1005 10 150 0), семян гороха (код ТН ВЭД ЕАЭС 0713 10 100 0), изготовитель: SYNGENTA FRANCE S.A.S, Франция (далее - "Родительские формы") для целей дальнейшего производства гибридных семян и их последующей продажи на территории Российской Федерации.
Таможенное декларирование Родительских семян по Спорным ДТ производилось на Прикубанском таможенном посту Краснодарской таможни в электронной форме от имени ООО "Сингента" таможенным представителем - ООО "РСТК".
В период с 02.03.2021 по 14.09.2021 Воронежской таможней в отношении ООО "Сингента" была проведена камеральная таможенная проверка достоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ N N 10309200/190219/0002344, 10309200/220219/0002618, 10309200/260219/0002757, 10309200/020320/0003385, 10309200/020320/0003477, 10309200/030320/0003500, 10309200/110319/0003532, 10309200/140319/0003839, 10309200/140319/0003840, 10309200/100320/0004049, 10309200/130420/0006126.
По итогам Воронежской таможне 14.09.2021 составлен Акт камеральной таможенной проверки N 10104000/210/140921/А000017 и установлен факт заявления ООО "Сингента" недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров, в части не включения в ее структуру лицензионных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности - товарных знаков "СИНГЕНТА", "Syngenta", уплаченных в адрес Синджента Кроп Протекшн АГ по сублицензионному договору о предоставлении права использования товарных знаков от 17.12.2015 в размере - 39 245 645,81 руб.
Кроме того, в акте камеральной таможенной проверки N 10104000/210/140921/А000017 от 14.09.2021 таможенным органом указано, что в соответствии со статьей 161 НК РФ ООО "Сингента" признается налоговым агентом по уплате НДС в связи с оказанием компанией АО "СИНГЕНТА КРОП ПРОТЕКШИ АГ" (Швецария) услуг по предоставлению права пользования объектами интеллектуальной собственности, в связи с чем, обязано исчислить за компанию АО "СИНГЕНТА КРОП ПРОТЕКШИ АГ" (Швецария), удержать и уплатить в бюджет Российской Федерации соответствующую сумму НДС.
На основании разъяснений технического комитета по таможенной оценке Всемирной таможенной организации Воронежская таможня пришла к выводу о том, что суммы НДС, исчисленные ООО "Сингента" за лицензионные платежи в рамках сублицензионного договора, подлежащие удержанию и уплате ООО "Сингента" в качестве налогового агента компании АО "СИНГЕНТА КРОП ПРОТЕКШИ АГ", подлежат включению в таможенную стоимость товаров в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС как дополнительные начисления к ЦФУ.
По мнению Воронежской таможни, сумма таможенных платежей, подлежащих дополнительному исчислению и уплате (взысканию) ООО "Сингента", составила 8 007 592 руб. 84 коп., с учетом пеней.
02.11.2021 Воронежской таможней приняты решения N N : 10104000/021121/000680, 10104000/021121/000681, 10104000/021121/000682, 10104000/021121/000683, 10104000/021121/000684, 10104000/021121/000685, 10104000/021121/000686, 10104000/021121/000687, 10104000/021121/000688, 10104000/021121/000689, 10104000/021121/000690 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в спорных ДТ, после выпуска товаров.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в Арбитражный суд Воронежской области с иском.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) в Евразийском экономическом союзе (далее - Союз) осуществляется единое таможенное регулирование, включающее в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их убытием с таможенной территории Союза, временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском, иных таможенных операций, порядка уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и проведения таможенного контроля, а также регламентацию властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Союза или за ее пределами.
Таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, включая настоящий Кодекс, и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (пункт 2 статьи 1ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 1 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 настоящего Кодекса.
Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом (пункт 2 статьи 104ТК ЕАЭС).
Согласно пунктам 9, 10, 13, 14 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров определяется декларантом.
Пунктом 3 статьи 105 ТК ЕАЭС установлено, что декларация на товары используется при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - при таможенном декларировании припасов.
Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов (пункт 4 статьи 105 ТК ЕАЭС).
В силу пунктом 3 статьи 112 ТК ЕАЭС после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, производится в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и (или) определяемых Комиссией, по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа.
Пунктом 1 статьи 39 ТК ЕАЭС установлено, что таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, при выполнении следующих условий: 1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые: ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; существенно не влияют на стоимость товаров; установлены актами органов Союза или законодательством государств-членов; 2) продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено; 3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса могут быть произведены дополнительные начисления; 4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
При этом факт взаимосвязи между продавцом и покупателем сам по себе не должен являться основанием для признания стоимости сделки неприемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров. В этом случае должны быть проанализированы сопутствующие продаже обстоятельства. Если указанная взаимосвязь не повлияла на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, стоимость сделки признается приемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров (пункт 4 статьи 39 ТК ЕАЭС).
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств-членов (пункт 3 статьи 39 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 3.1 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.12.2012 N 283 "О применении метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1)" (далее - Решение N 283) при определении таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами в значении, установленном пунктом 1 статьи 4 Соглашения, необходимо исходить из того, что под сделкой понимается совокупность различных сделок, осуществляемых в соответствии с такими видами договоров (соглашений), как внешнеэкономический договор (контракт), в соответствии с которым товары продаются для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза, договор международной перевозки (транспортировки) товаров, лицензионный договор и другие. Таким образом, в стоимость сделки должны включаться соответствующие стоимостные показатели по каждому из договоров, на основании которых осуществлялся ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза, то есть как непосредственно по сделке купли-продажи (цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимые товары), так и по иным договорам, расходы по которым включаются в таможенную стоимость товаров согласно статье 5 Соглашения (например, расходы по перевозке (транспортировке) товаров, расходы на страхование, лицензионные платежи и пр.).
В соответствии со статьей 1233 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор).
По лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах (пункт 1 статьи 1235 ГК РФ).
В силу пункт 5 статьи 1235 ГК РФ по лицензионному договору лицензиат обязуется уплатить лицензиару обусловленное договором вознаграждение, если договором не предусмотрено иное. Выплата вознаграждения по лицензионному договору может быть предусмотрена в форме фиксированных разовых или периодических платежей, процентных отчислений от дохода (выручки) либо в иной форме.
Из разъяснения данных в пункте 32 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10, соответствии с положениями части четвертой ГК РФ термином "интеллектуальная собственность" охватываются только сами результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, но не права на них (статья 1225 ГК РФ).
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС предусмотрено, что при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, включая роялти, платежи за патенты, товарные знаки, авторские права, которые относятся к ввозимым товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи ввозимых товаров для вывоза на таможенную территорию Союза, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за эти товары. При определении таможенной стоимости ввозимых товаров не должны добавляться к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате: а) платежи за право на воспроизведение (тиражирование) ввозимых товаров на таможенной территории Союза; б) платежи за право распределения или перепродажи ввозимых товаров, если такие платежи не являются условием продажи ввозимых товаров для вывоза на таможенную территорию Союза.
Согласно пункту 7 Рекомендаций Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15.11.2016 N 20 "О Положении о добавлении лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары" (далее - Рекомендации) целях проверки выполнения условий, предусмотренных абзацем первым подпункта 7 пункта 1 статьи 40 Кодекса, и решения вопроса о том, подлежат ли лицензионные платежи добавлению к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, должны быть проанализированы условия лицензионного договора и внешнеэкономического договора (контракта), в соответствии с которым осуществляется продажа товаров для вывоза на таможенную территорию Союза, а также иные документы, имеющие отношение к продаже товаров и уплате лицензионных платежей.
В случае, когда лицензионные платежи не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары, и уплачиваются отдельно от счета на оплату оцениваемых (ввозимых) товаров, при решении вопроса о необходимости включения лицензионных платежей в таможенную стоимость этих товаров следует принимать во внимание следующие ключевые факторы: относятся ли лицензионные платежи к оцениваемым (ввозимым) товарам; является ли уплата лицензионных платежей условием продажи оцениваемых (ввозимых) товаров.
При анализе указанных факторов необходимо учитывать, что под продажей оцениваемых (ввозимых) товаров понимается их продажа для вывоза на таможенную территорию Союза.
В соответствии с пунктом 8 Рекомендаций при определении того, относятся ли лицензионные платежи к оцениваемым (ввозимым) товарам, ключевым вопросом является не то, как рассчитывается сумма лицензионных платежей, а то, почему они уплачиваются и что именно покупатель (лицензиат) получает в обмен на их уплату. Наиболее распространенной ситуацией, когда лицензионные платежи могут рассматриваться как относящиеся к оцениваемым (ввозимым) товарам, является ситуация, при которой оцениваемые (ввозимые) товары содержат объект интеллектуальной собственности и (или) произведены с использованием объекта интеллектуальной собственности, в отношении которого предоставлены права по лицензионному договору.
В подобной и иных ситуациях решение о том, относятся ли лицензионные платежи к оцениваемым (ввозимым) товарам, принимается на основе изучения и анализа вопроса, какие права на использование рассматриваемого объекта интеллектуальной собственности предоставлены лицензиату в соответствии с лицензионным договором и каким образом предоставленные права используются лицензиатом.
Пунктом 12 Рекомендаций предусмотрено, что при определении таможенной стоимости ввозимых товаров не должны добавляться к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате: платежи за право на воспроизведение (тиражирование) ввозимых товаров на таможенной территории Союза; платежи за право распределения или перепродажи ввозимых товаров, если такие платежи не являются условием продажи ввозимых товаров для вывоза на таможенную территорию Союза.
Следуя пункту 15 Рекомендаций, в целях решения вопроса о том, являются ли уплачиваемые платежи платежами за право на воспроизведение (тиражирование) ввозимых товаров на таможенной территории Союза, следует проанализировать следующее: содержат ли ввозимые товары какую-либо идею или оригинальную работу, являющуюся объектом интеллектуальных прав (например, объектом авторского права, изобретением, ноу-хау, селекционным достижением); является ли воспроизведение (тиражирование) идеи или оригинальной работы охраняемым правом в соответствии с законодательством государства-члена; предусмотрено ли условиями внешнеэкономического договора (контракта) или другого договора предоставление покупателю права на воспроизведение (тиражирование) ввозимых товаров; требует ли обладатель охраняемого права (лицензиар) уплаты вознаграждения за передачу покупателю права на воспроизведение (тиражирование).
Положительные ответы на все перечисленные вопросы указывают на возможность того, что уплачиваемые платежи относятся к лицензионным платежам за право на воспроизведение (тиражирование) ввозимых товаров на таможенной территории Союза.
Кроме того, как разъяснено в пункте 17 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу ТК ЕАЭС", платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (далее - роялти), не включенные в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары, учитываются в качестве одного из дополнительных начислений к цене в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС при выполнении в совокупности двух требований: эти платежи относятся к ввозимым товарам и уплата роялти является условием продажи оцениваемых товаров (прямо или косвенно) для их вывоза на таможенную территорию Союза. При выполнении данных требований само по себе заключение договора с иным, чем продавец товара, правообладателем не препятствует включению уплачиваемых на основании такого договора роялти в соответствующем размере в таможенную стоимость оцениваемых товаров.
Из условий лицензионного договора от 17.12.2015 усматривается предоставление Синжента Кроп Протекшн АГ (сублицензиаром) ООО "Сингента" (сублицензиару) прав на использование товарных знаков на территории РФ (неисключительную сублицензию) только в отношении товаров перечисленных в Приложении N 1, т.е. в отношении только стандартных семян, только семян, только семян для посадки.
Исходя из договора под "Семенами" понимаются отдельные и все коммерческие разновидности семян растений, произведенные в РФ сублицензиаром и/или ее подрядчиками в соответствии со стандартами качества сублицензиара и группы компаний Сингента.
Из материалов дела установлено, что ООО "Сингента" ввезло на территорию РФ семена подсолнечника (HELIANTHUS ANNUUS L.) родительской формы.
Ввезенные семена не произведены покупателем.
ООО "Сингента" заключила договор N RU01SF1915 от 29.03.2019 с АО "Труновское" в соответствии, с которым ООО "Сингента" поручает, а АО "Труновское" принимает на себя обязательства с использованием семен родительских форм гибридного подсолнечника, принадлежащих Обществу, выполнить комплекс работ (посев, уход за посевами, уборка, транспортировка полученных семян, оформление необходимых документов).
В статье 1 Федерального закона от 17.12.1997 N 149-ФЗ "О семеноводстве" (далее - Закон о семеноводстве) указано, что семенами являются части растений (клубни, луковицы, плоды, саженцы, собственно семена, соплодия, части сложных плодов и другие), применяемые для воспроизводства сортов сельскохозяйственных растений или для воспроизводства видов лесных растений.
В соответствии со статьей 5 Закона о семеноводстве в зависимости от этапа воспроизводства сортов сельскохозяйственных растений определяются следующие категории семян сельскохозяйственных растений: оригинальные, элитные (семена элиты), репродукционные (семена первой и последующих репродукций, а также гибридные семена первого поколения).
В силу статьи 6 Закона о семеноводстве оригинальными семенами являются семена сельскохозяйственных растений, произведенные оригинатором сорта сельскохозяйственного растения или уполномоченным им лицом.
В силу статьи 7 Закона о семеноводстве элитными семенами (семенами элиты) являются семена сельскохозяйственного растения, которые получены от оригинальных семян и соответствуют требованиям нормативных документов в области семеноводства, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Число поколений элитных семян (семян элиты) определяет оригинатор сорта сельскохозяйственного растения. Элитные семена (семена элиты) используются для производства репродукционных семян.
Как указано в статье 8 Закона о семеноводстве Репродукционными семенами являются семена сельскохозяйственных растений последующих после элитных семян (семян элиты) поколений. Гибридные семена первого поколения являются репродукционными семенами.
В соответствии с пунктом 3.1.4 "ГОСТ Р 52325-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Семена сельскохозяйственных растений. Сортовые и посевные качества. Общие технические условия" семена, предназначенные для использования в качестве родительских форм, относят к категории "элитные семена"
Таким образом, установлено, что Сингента Франс С.А.С. продавало ООО "Сингента" именно родительские формы семян с целью перепродажи или производства готовой продукции (репродуцированных семян).
Из представленных в материалы дела договоров не следует, что лицензиат осуществляет плату лицензионных платежей лицензиару-продавцу, в обмен на их уплату получая право ввоза товара на территорию Союза и использования семян на территории РФ. (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21.12.2022 N Ф10-5053/2022 по делу N А14-8740/2021).
Лицензионные платежи, подлежащие уплате Сингента Франс С.А.С. не подлежат включению в таможенную стоимость в связи с тем, что обязанность по их уплате возникает у покупателя только при введении в оборот семян произведенных покупателем из ввезенных родительских семян.
Фактов реализации ввезенных родительских семян не установлено.
Таким образом, в данном случае обязанность по уплате лицензионных платежей на основании представленного договора нельзя отнести к ввезенному товару.
Договоры поставки, заключенные Обществом для приобретения и ввоза родительских семян (элита), не содержат каких-либо условий, обязательств и ограничений сторон, кроме тех, которые непосредственно связаны с поставкой и оплатой ввезенного товара, а также не устанавливают зависимость продажи товаров от выплаты лицензионных платежей.
Ввозимые родительские семена в процессе производства полностью утрачиваются, и из них появляется готовая продукция (репродукционные семена), которая и является предметом последующей реализации. Исходя из положений сублицензионного договора, Общество обязано уплатить лицензионные платежи именно при реализации готовой продукции, то есть семян, произведенных исключительно на территории Российской Федерации, следовательно, уплачиваемые лицензионные платежи не связаны с ввозимыми родительскими семенами.
Кроме того, в связи с длительным циклом воспроизводства семян лицензионные отчисления за право воспроизводства фактически стали производиться ООО "Сингента" за период ноябрь-декабрь 2017 года, 2018 год, январь-ноябрь 2019 года согласно инвойсу от 28.07.2020 N 1178027084 лишь 23.07.2021.
Таким образом, в стоимость готовой продукции включается как стоимость самих родительских семян, так и стоимость иных материалов (протравители, упаковочные мешки, паллеты) и работ (высевание, проращивание, сбор урожая, протравливание, упаковка, транспортировка).
Таможенным органам заявлен довод о том, что в ходе камеральной проверки выявлено, что сумма уплаченного НДС в связи с выплатой лицензионных платежей сублицензиару подлежит включению в структуру таможенной стоимости ввезенных родительских семян на основании того, что налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у иностранного лица, не состоящего в качестве налогоплательщика на учете в налоговых органах РФ, и уплатить в бюджет соответствующие суммы НДС; фактически выплаченные правообладателю товарного знака лицензионные платежи включают в себя НДС, а следовательно, подлежат включению в структуру таможенной стоимости ввозимых товаров на основании совокупных положений пп. (с) п. 1 ст. 8 Соглашения и пп. (d) п. 1 ст. 8 Соглашения по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (далее - "Соглашение по ГАТТ"); согласно Рекомендуемому мнению 4.16 Технического комитета по таможенной оценке ВТО (далее - "Рекомендуемоемнение 4.16"), "в таможенную стоимость товаров должна включаться полная сумма, начисленная в пользу лица, оказывавшего услуги декларанту либо предоставляющему декларанту имущественные права". Следовательно, уплаченного НДС в связи с выплатой лицензионных платежей подлежит включению в структуру таможенной стоимости Родительских семян на основании подпунта 7 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС как дополнительное начисление к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары.
Из указанной нормы следует, что к таможенной стоимости подлежат платежи, уплаченные или подлежащие уплате за использование объектов интеллектуальной собственности (далее - ОИС).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 148 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) у иностранного лица, предоставившего права использования ОИС, местом реализации признается территория РФ на основании критерия "покупатель осуществляет деятельность на территории Российской Федерации".
В связи с определением территории РФ в качестве места реализации, у иностранного лица возникает объект налогообложения НДС согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ. В подобных случаях российские лица - лицензиаты должны выступать в качестве налоговых агентов, обязанных исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС в соответствии с пунктом 2 статьи 161 НК РФ.
Согласно пункту 4 статьи 40 ТК ЕАЭС, пункту пункте 16 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 перечень дополнительных начислений, установленный статьей 40 ТК ЕАЭС, является закрытым: иные расходы покупателя, не указанные в статье 40 ТК ЕАЭС, в том числе связанные с оплатой отдельных услуг продавца, не включаются в таможенную стоимость ввозимых товаров; расширительное толкование указанных положений законодательства недопустимо.
Таким образом, в отсутствие прямого указания в статье 40 ТК ЕАЭС на обязательность включения в таможенную стоимость ввозимых товаров сумм НДС, уплаченных с лицензионных платежей в стране ввоза, осуществление подобных доначислений противоречит таможенному законодательству.
В силу возмещаемого характера (статьи 171, 172 НК РФ) НДС на лицензионное вознаграждение не относится к расходам ООО "Сингента" по смыслу НК РФ, не формирует дополнительные начисления к цене ввезенных товаров в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС и, как следствие, не подлежит включению в структуру таможенной стоимости ввезенных товаров.
Условиями сублицензионного договора предусмотрено, что полученную сублицензиатом от продажи произведенных семян, определенную по правилам бухгалтерского учета, установленным законодательством РФ, за вычетом сумм скидок, штрафов и пр. Кроме того, все платежи, которые осуществляет сублицензиат сублицензиару, указываются без налога на добавленную стоимость (НДС) и иных налогов с продаж и сборов, за исключением любого требующего удержания налога на доходы. В случае если предоставление сублицензий на право использования товарных знаков подлежит обложению НДС и сублицензиат должен удержать НДС с суммы, подлежащей уплате сублицензиару, размер сублицензионного вознаграждения увеличивается на соответствующий размер НДС. Такая увеличенная сумма указывается в счете сублицензиара.
Кроме того, общество в суде первой инстанции представило инвойс" N 1178027084 от 28.07.2020, инвойс N 6000713 от 24.12.2020, платежные поручения от 23.07.2021 N 10500, от 19.11.2021 N 16115, от 22.07.2021 N 90, от 18.11.2021 N 866, выписки из книги продаж и покупок по сублицензионному договору, ведомость банковского контроля по сублицензионному договору, что подтверждает факт уплаты ООО "Сингента" суммы НДС с лицензионных платежей по сублицензионному договору в бюджет РФ за свой счет, а затем принято к вычету (возместило из бюджета).
Таким образом, судом первой инстанции правомерно установлено, что доначисление к таможенной стоимости НДС ввезенных по спорным ДТ товаров не отвечает требованиям статей 39 и 40 ТК ЕАЭС.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы заявителя, приведенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и имеющихся в деле доказательств.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение суда первой инстанции является верным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.
Учитывая, что в соответствии с п. п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о распределении судебных расходов при рассмотрении апелляционной жалобы судом не разрешается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 23.08.2022 по делу N А14- 2192/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Т.И. Капишникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-2192/2022
Истец: ООО "СИНГЕНТА"
Ответчик: Воронежская таможня