г. Санкт-Петербург |
|
25 марта 2023 г. |
Дело N А56-45431/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего судьи Титовой М.Г.,
судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Хариной И.С.,
при участии в судебном заседании представителя истца Андабекова Б.Т. (по доверенности от 28.11.2021), представителя ответчика Тимофеевой И.М. (по доверенности от 04.07.2022), представителей третьих лиц: Кондратова А.С. (по доверенности от 01.01.2023), Черниковой В.В. (по доверенности от 23.01.2023), Саенко Г.А. (по доверенности от 10.01.2023), Новиковой И.А. (по доверенности от 31.12.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2264/2023) ООО "Онкологический научный центр" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.12.2022 по делу N А56-45431/2022, принятое по иску ООО "Онкологический научный центр" к ГУ "Территориальный Фонд ОМС",
3-и лица: АО "Городская страховая медицинская компания", ООО Страховая компания "Капитал-полис Медицина", АО "Медицинская акционерная страховая компания", ООО "Страховая медицинская компания РЕСО-Мед", ООО "Капитал Медицинское Страхование", АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед"
об обязании предоставить техническую возможность выставления счетов в программе, заключить договор на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Онкологический научный центр" (далее - истец, Обществом) обратился в суд с исковым заявлением к ГУ "Территориальный Фонд ОМС" (далее - ответчик, Учреждение, Фонд) с иском об обязании предоставить техническую возможность выставления счетов в программе ЕИС.ОМС за оказанную медицинскую помощь, заключить договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию с 01.01.2022, просил взыскать расходы по оплате государственной пошлины.
Определением от 02.08.2022 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: АО "Городская страховая медицинская компания", ООО Страховая компания "Капитал-полис Медицина", АО "Медицинская акционерная страховая компания", ООО "Страховая медицинская компания РЕСО-Мед", ООО "Капитал Медицинское Страхование", АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед".
Решением арбитражного суда от 08.12.2022 в иске отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Онкологический научный центр", ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит указанное решение суда отменить. Податель жалобы указал, что решением Комиссии N 21 от 29.12.2021 обществу установлен объём финансирования в размере 159 636 014 руб., при этом внеплановый акт проверки Федерального фонда ОМС обществом обжалован не был, поскольку оно не являлось субъектом проверки. По мнению апеллянта, для ответчика заключение договора с истцом является обязательным в силу положений законодательства об ОМС.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик и третьи лица по делу просили оставить обжалуемое решение без изменения.
Третьему лицу по делу ООО "Капитал МС" в приобщении отзыва на апелляционную жалобу апелляционным судом отказано, поскольку не представлено доказательств его направления в адрес лиц, участвующих в деле.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на Интернет-сайте "Картотека арбитражных дел".
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, а представители ответчика и третьих лиц возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания иные лица, участвующие в деле, своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Комитетом по здравоохранению Санкт-Петербурга Обществу выдана бессрочная лицензия N ЛО-78-01-010141 от 01.09.2019 на ведение медицинской деятельности.
Общество включено в 2022 году в Реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории г. Санкт-Петербурга, за реестровым номером 78202203100.
На территории Санкт-Петербурга, информационный обмен в электронном виде реализован через программу ЕИС.ОМС, доступ к которому предоставляется ответчиком организациям, осуществляющим деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории Санкт-Петербурга.
Поскольку Обществу такой доступ предоставлен не был и, по его мнению, Учреждение необоснованно уклоняется от заключения договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, Общество обратилось в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, придя к выводу об отсутствии у Фонда обязанностей по заключению договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, а также предоставлению доступа к информационной системе ЕИС.ОМС.
Апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании" (далее - Закон об ОМС) регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования.
Пунктом 1 статьи 3 Закона об ОМС установлено, что обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Согласно статье 9 Закона об ОМС участниками ОМС являются: территориальные фонды, страховые медицинские организации, медицинские организации.
В соответствии с частью 7 статьи 14 Закона об ОМС деятельность в сфере обязательного медицинского страхования осуществляется на основании договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, заключаемого между территориальным фондом обязательного медицинского страхования и страховой медицинской организацией, а также договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключаемого между страховой медицинской организацией и медицинской организацией в интересах застрахованных лиц (физических лиц, перечень которых установлен статьей 10 Закона об ОМС).
В силу части 1 статьи 39 Закона об ОМС договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, территориальным фондом и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Следовательно, обязательным для заключения такого договора условием является наделение медицинской организации комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования объемов предоставления медицинской помощи, подлежащих оплате за счет средств обязательного медицинского страхования на соответствующий период.
Пунктом 8 статьи 3, статьей 35 Закона об ОМС установлено, что базовая программа обязательного медицинского страхования является составной частью программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Согласно части 9 статьи 35, части 1 статьи 36 Закона об ОМС территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в рамках реализации базовой программы в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 9 статьи 36 Закона об ОМС для разработки проекта территориальной программы обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации создается комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, в состав которой входят представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориального фонда, страховых медицинских организаций и медицинских организаций, представители медицинских профессиональных некоммерческих организаций или их ассоциаций (союзов) и профессиональных союзов медицинских работников или их объединений (ассоциаций), осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, на паритетных началах. Комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования формируется и осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, являющимся приложением к правилам обязательного медицинского страхования.
В силу части 10 статьи 36 Закона об ОМС объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования, распределяются решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями исходя из количества, пола и возраста застрахованных лиц, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь, а также потребности застрахованных лиц в медицинской помощи.
В Санкт-Петербурге Комиссия создана постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.12.2011 N 1775. В состав Комиссии на паритетных началах входят представители Комитета по здравоохранению, Фонда, страховых медицинских организаций, профсоюзов медицинских работников и медицинских организаций. Возглавляет Комиссию председатель Комитета по здравоохранению. В полномочия Комиссии, которые определены Положением о деятельности Комиссии (утв. приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н), являющегося приложением к Правилам ОМС, входит распределение на отчетный год и перераспределение в течение года Объемов между медицинскими организациями, в пределах и на основе установленных территориальной программой объемов предоставления медицинской помощи.
Истец указал на то, что решением Комиссии N 21 от 29.12.2021 "О распределении объемов предоставления медицинской помощи и финансовых средств на 2022 год для медицинских организаций, осуществляющих деятельность в системе обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга", для Общества установлены объёмы медицинской помощи. В пункте 310 Приложения N 9 к Решению Комиссии указано: итого объем финансирования медицинской помощи на 2022 год - 159 636 014 руб.
Указанный довод отклоняется как несостоятельный, поскольку внеплановой проверкой Федерального фонда ОМС, проведенной в отношении Фонда, установлено, что ответчиком в 2021 году в нарушение пункта 1 статьи 39 Закона об ОМС без выделения объемов предоставления медицинской помощи были заключены договоры с четырьмя медицинскими организациями, в том числе с Обществом.
Таким образом, вышестоящей организацией, наделенной контрольными полномочиями в отношении Учреждения, а именно, Федеральным фондом ОМС, заключение договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС с Обществом без установления объемов предоставления медицинской помощи, подлежащих оплате за счет средств ОМС, определено как нарушение, которое требует недопущения вновь.
Довод Общества о том, что формой типового договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС допускается его заключения без выделения объемов медицинской помощи, рассмотрен судом первой инстанций и правомерно отклонен как ошибочный, поскольку форма типового договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС утверждена приказом Минздрава России от 30.12.2020 N 1417н, приложением N 1 к которому установлена обязательная к заполнению таблица Объемов медицинской помощи по территориальной программе ОМС для медицинской организации, установленной для застрахованных в страховой медицинской организации лиц.
С учетом изложенного и принимая во внимание отсутствие объемов оказания медицинской помощи, установленных Комиссией, суд первой инстанций пришел к обоснованному выводу об отсутствии у Фонда обязанности по заключению с Обществом договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС.
В части требования об обязании Фонда предоставить Обществу техническую возможность выставления счетов в программе ЕИС.ОМС за оказанную медицинскую помощь суд правомерно исходил из того, что у Фонда отсутствует обязанность по заключению договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, в связи с чем признал, что Фонд правомерно отказал в предоставлении допуска для осуществления электронного документооборота в информационной системе ЕИС ОМС.ЭП.
Несогласие подателя жалобы с произведенной судом оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемого судебного акта.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда в обжалуемой части является законным и обоснованным и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.12.2022 по делу N А56-45431/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Титова |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-45431/2022
Истец: ООО "ОНКОЛОГИЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР"
Ответчик: ГУ "ТЕРРИТРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ"
Третье лицо: АО "ГОРОДСКАЯ СТРАХОВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ КОМПАНИЯ", АО "МЕДИЦИНСКАЯ АКЦИОНЕРНАЯ СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ", ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА", ОАО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед", ООО "КАПИТАЛ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ", ООО "СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ "ИНГОССТРАХ-М", ООО СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ "КАПИТАЛ-ПОЛИС МЕДИЦИНА", ООО "страховая медицинская компания РЕСО-МЕД"