г. Москва |
|
23 марта 2023 г. |
Дело N А40-217837/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Г.М. Никифоровой,
судей С.М. Мухина, В.И. Попова,
при ведении протокола помощником судьи Н.А. Третяком, Правдивцева И.О. на решение Арбитражного суда города Москвы от 16.12.2022 по делу N А40-217837/22,
по заявлению Правдивцева И.О.
к Управлению федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве
третье лицо: ГБУ г. Москвы "Жилищник района Гольяново"
о признании незаконным и отмене решения,
при участии от заявителя: не явился, извещен; от заинтересованного лица: не явился, извещен; от третьего лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Правдивцев И.О., далее, заявитель, обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве о признании незаконным и отмене решение N 52 от 13.09.2022 и постановление от 26.07.2022 о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ в отношении ГБУ "Жилищник района Гольяново".
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 16.12.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель Общества поддержал апелляционную жалобу по доводам, изложенным в ней.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает их необоснованными.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
В судебное заседание представители сторон, извещенные надлежащим образом о времени и месте, не явились.
С учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в их отсутствие.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматриваются правовые основания для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно материалам административного дела 03.08.2021 в адрес Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в Восточном административном округе г. Москвы (далее - Территориальный отдел) от Заявителя поступило заявление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.4 ст. 14.8 КоАП РФ в отношении ГБУ "Жилищник района Гольяново" (вх.N 62279/Ж2021).
На основании указанного заявления Территориальным отделом в отношении ГБУ "Жилищник района Гольяново" определением от 31.08.2021 возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.4 ст. 14.8 КоАП РФ.
30.09.2021 в отношении ГБУ "Жилищник района Гольяново" составлен протокол об административном правонарушении по ч.4 ст. 14.8 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, выразившегося в не исполнении обязанности по обеспечению возможности оплаты жилищно-коммунальных услуг и платы за содержание и ремонт жилого помещения путем наличных расчетов, что является нарушением п.2 ст. 16, п.1 ст. 16.1 Закона Российской Федерации от 07.12.1992 N 2300- 1 "О защите прав потребителей".
19.10.2021 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении ГБУ "Жилищник района Гольяново" но ч.4 ст. 14.8 КоАП РФ начальником Территориального отдела вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Не согласившись с указанным постановлением Заявитель обратился в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве (далее - Управление) с жалобой на постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 19.10.2021.
Решением заместителя руководителя Управления по жалобе на постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении N 3 от 13.01.2022 постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ГБУ "Жилищник района Гольяново" от 19.10.2021 отменено, дело направлено на новое рассмотрение. По результатам нового рассмотрения дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении ГБУ "Жилищник района Гольяново" по ч.4 ст. 14.8 КоАП РФ начальником Территориального отдела вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение от 29.03.2022.
Не согласившись с указанным постановлением, Заявитель обратился в Управление с жалобой на постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 26.07.2022, в которой просил признать постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 26.07.2022 незаконным и отменить, в удовлетворении которой решением Управления от 13.09.22 отказано.
Не согласившись с указанным постановлением, Заявитель обратился в Управление с жалобой на постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение от 29.03.2022. Решением заместителя руководителя Управления по жалобе на постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении N 48 от 07.07.2022 постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ГБУ "Жилищник района Гольяново" от 29.03.2022 отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении ГБУ "Жилищник района Гольяново" по ч.4 ст. 14.8 КоАП РФ начальником Территориального отдела 26.07.2022 вынесено обжалуемое постановление. Решением Управления Роспотребнадзора N 52 от 13.09.2022 оставлено без изменений.
Не согласившись с данным постановлением и решением, заявитель обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд города Москвы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 207 АПК РФ, дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях (далее в параграфе 2 главы 25, пункте 4 части 1 статьи 227 настоящего Кодекса - административные органы), о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно п. 1 ст. 16.1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель, владелец агрегатора в случае использования в своей деятельности наличных расчетов с потребителем) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя. В соответствии со ст.37 Закона о защите прав потребителей оплата оказанных услуг (выполненных работ) производится посредством наличных или безналичных расчетов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При использовании наличной формы расчетов оплата товаров (работ, услуг) потребителем производится в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в размере внесенных денежных средств с момента внесения наличных денежных средств соответственно продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
При этом, в соответствии с п.1 ст.1 Закона о защите прав потребителей отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 861 ГК РФ расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке.
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее -Правила).
Согласно п.63 Правил плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
В силу п. 65 Правил потребитель вправе по своему выбору: а) оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с 5 использованием счетов, открытых, в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты; б) поручать другим лицам внесение платы за коммунальные услуги вместо них любыми способами, не противоречащими требованиям законодательства Российской Федерации и договору, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг; в) вносить плату за коммунальные услуги за последний расчетный период частями, не нарушая срок внесения платы за коммунальные услуги, установленный настоящими Правилами; г) осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих расчетных периодов.
Также согласно ч.15 ст. 155 ЖК РФ наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с ЖК РФ вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
Таким образом, действующим законодательством за названными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями закреплено право на осуществление расчетов с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимание платы за жилое помещение и коммунальные услуги с участием платежных агентов и банковских платежных агентов.
Как верно указал суд первой инстанции из приведенных выше норм не следует, что на поставщика коммунальных ресурсов (исполнителя) возложена обязанность по оборудованию собственной кассы в целях приема наличных денежных средств у населения для оплаты ими коммунальных услуг.
Потребителям предоставлена возможность оплаты жилищно-коммунальных услуг путем внесения наличных денежных средств в кассе любого из банков по выбору потребителя.
Направленные в адрес потребителя ЕПД на оплату коммунальных услуг указаний на ограничение возможности последнего в части выбора способов оплаты услуг также не содержат.
В разделе "Сведения о видах экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности" ГБУ "Жилищник района Гольяново" в ЕГРЮЛ отсутствует деятельность по приему наличных денежных средств.
Уставом организации такая деятельность также не предусмотрена. Учреждение не имеет открытых счетов в коммерческих банках. Учреждение имеет лицевые счета в казначействе -Департаменте финансов города Москвы. Расчеты с использованием лицевых счетов осуществляется только с лицами, им
Соответствующие договорные отношения с учреждением с использованием банковских счетов контрагентов (в частности, с ПАО "ВТБ"). Наличные расчеты при использовании лицевых счетов в казначействе для учреждения не предусмотрены.
Согласно статье 28.9 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 КоАП РФ, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьей 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административное правонарушении. Каких-либо процессуальных нарушений при рассмотрении административного дела Ответчиком не допущено, что свидетельствует об отсутствии оснований для отмены принятого постановления.
Арбитражный суд г.Москвы полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда первой инстанции и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 16.12.2022 по делу N А40-217837/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-217837/2022
Истец: Правдивцев Илья Олегович
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ГОРОДУ МОСКВЕ