г. Москва |
|
23 марта 2023 г. |
Дело N А40-283989/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Мухина С.М.,
при ведении протокола |
помощником судьи Третяком Н.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "АТС"
на определение Арбитражного суда города Москвы от 27.12.2022 об отказе в принятии обеспечительных мер по делу N А40-283989/2022
по заявлению ООО "АэроТехникСервис"
к Федеральной антимонопольной службе
третье лицо: 1) Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, 2) ООО "Казанский агрегатный завод"
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Зотова Ю.А. по дов. от 16.12.2022; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
от третьих лиц: |
1) не явился, извещен; 2) Старостина Т.А. по дов. от 09.04.2022; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "АэроТехникСервис" (заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Федеральной антимонопольной службы (антимонопольный орган, ФАС России) от 22.11.2022 по делу N 22/44/104/444.
Одновременно с заявлением ООО "АэроТехникСервис" заявлено ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемого решения антимонопольного органа о включении информации о ООО "АэроТехникСервис" (ООО "АТС") в реестр недобросовестных поставщиков.
В деле участвуют третьи лица - Росгвардия, ООО "КАЗ".
Определением Арбитражного суда города Москвы от 27.12.2022 в удовлетворении заявленного ходатайства отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило об его отмене.
В обоснование апелляционной жалобы общество указывает на то, что оспариваемое определение вынесено с нарушением ст. 90 АПК РФ, в связи с чем, подлежит отмене.
ФАС России и Росгвардия, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения дела, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы жалобы, просил принять испрашиваемые меры. Представитель третьего лица - ООО "КАЗ" поддержал позицию заявителя, представил отзыв.
Проверив законность и обоснованность определения в соответствии со ст. ст. 266, 268 и 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, полагает судебный акт не подлежащим отмене, исходя из следующего.
Согласно ч. 3 ст. 199 АПК РФ арбитражный суд по ходатайству заявителя может приостановить исполнение оспариваемого решения, акта. Такое ходатайство рассматривается по правилам обеспечения иска.
В соответствии с п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 года N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого ненормативного правового акта, решения государственного органа, органа местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в соответствии с частью 3 статьи 199 АПК РФ.
В силу части 1 статьи 197 АПК РФ приостановление действия оспариваемого акта или решения осуществляется в порядке, определенном главой 8 АПК РФ, с учетом особенностей производства по делам, возникающим из административных правоотношений.
Соответственно, приостановление действия оспариваемого акта или решения допустимо только при наличии оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 АПК РФ.
В соответствии со ст. ст. 90, 92 АПК РФ арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле может принять временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры), в случае если непринятие таких мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта.
Доказывание наличия обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 90 АПК РФ возложено на заявителя, который должен обосновать причины обращения с заявлением об обеспечении требования конкретными обстоятельствами, подтверждающими необходимость принятия обеспечительных мер, и представить доказательства, подтверждающие его доводы.
В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 55 от 12 октября 2006 года "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" при применении обеспечительных мер арбитражный суд исходит из того, что в соответствии с ч. 2 ст. 90 АПК РФ обеспечительные меры допускаются на любой стадии процесса в случае наличия одного из следующих оснований: 1) если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе, если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации; 2) в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Таким образом, обеспечительные меры принимаются при условии их обоснованности, и наличия доказательств, подтверждающих наличие хотя бы одного из оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 90 АПК РФ.
При этом из смысла абзацев 4, 5 пункта 10 указанного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 55 от 12 октября 2006 года следует, что при оценке доводов заявителя в соответствии с ч. 2 ст. 90 АПК РФ арбитражным судам следует, в частности, иметь в виду: разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон; предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц. Как указано в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 октября 2006 года N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" обязательным условием для принятия судом обеспечительных мер является представление заявителем доказательств наличия оспоренного или нарушенного права, а также его нарушения. Кроме того, суд оценивает, насколько истребуемая заявителем конкретная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными ч. 2 ст. 90 АПК РФ.
Доказательства, подтверждающие наступление последствий, предусмотренных ч. 2 ст. 90 АПК РФ, в случае непринятия судом испрашиваемой меры, заявителем не представлены.
В апелляционной жалобе Заявитель указывает, что ООО "АТС" получает доход от деятельности, связанной с исполнением государственных контрактов и тем самым лишается прямой возможности подавать заявления и соответствующий пакет документов на участие в закупках, а также несет риски по действующим контрактам, находящимся в стадии исполнения.
Между тем, апелляционной суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Заявитель, подав заявку на участие в закрытом аукционе, осуществляет такими действиями свою предпринимательскую деятельность.
Применительно к Закону о контрактной системе лицо, принимая решение об участии в процедуре определения поставщика, подавая соответствующую заявку и подписывая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к одностороннему отказу заказчика от исполнения контракта и. как следствие, включение сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков Сподрядчиков. исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
Таким образом, установление данного требования является правом, а не обязанностью заказчиков при проведении процедур определения поставщиков.
Следовательно, Заявитель имеет возможность осуществления предпринимательской деятельности, не связанной с участием в закупочных процедурах.
Включение общества в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу общества, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и в данном случае не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности общества.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда города Москвы от 27.12.2022 об отказе в принятии обеспечительных мер по делу N А40-283989/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
С.М. МУХИН |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-283989/2022
Истец: ООО "АЭРОТЕХНИКСЕРВИС"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Третье лицо: ООО "КАЗАНСКИЙ АГРЕГАТНЫЙ ЗАВОД", ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Хронология рассмотрения дела:
15.02.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-1614/2024
06.12.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-66144/2023
09.08.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-283989/2022
23.03.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-5167/2023