г. Санкт-Петербург |
|
04 марта 2024 г. |
Дело N А21-8568/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 марта 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Новиковой Е.М., судей Мельниковой Н.А., Орловой Н.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Капустиным А.Е.,
при участии:
от истца - Ломанова Г.В. по доверенности 29.01.2024, Мишнев В.В. (генеральный директор),
от ответчика - Гусева А.А. по доверенности от 25.12.2023, Степанова И.Е. по доверенности от 06.10.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20477/2023) общества с ограниченной ответственностью "Профстайл" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.05.2023 по делу N А21-8568/2022, принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Профстайл" к государственному предприятию Калининградской области "Единая система обращения с отходами" об урегулировании,
по встречному иску государственного предприятия Калининградской области "Единая система обращения с отходами" к обществу с ограниченной ответственностью "Профстайл" об урегулировании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Профстайл" (далее - истец, общество) обратилось в арбитражный суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к государственному предприятию Калининградской области "Единая система обращения с отходами" (далее - ответчик, предприятие) об урегулировании разногласий по договору от 01.11.2021 N 231216940, изложив пункту 16 договора в редакции истца:
"Стороны договорились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с пунктом 5, подпункта, а) второй абзац Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", а именно расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления.
Для накопления твердых коммунальных отходов Потребителем установлен 1 (один) пластиковый контейнер объемом 0,12 кубических метров для сбора твердых коммунальных отходов на месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующем Правилам обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039 и включенном в реестр площадок накопления ТКО на территории муниципального образования "Гусевский городской округ" (Уведомление Администрации муниципального образования "Гусевский городской округ" Калининградской области исх.N 3243ЖКХ от 14.09.2021 г.) номер в реестре мест накопления твердых коммунальных отходов на территории МО "Гусевский городской округ" 457 (ссылка на Реестр мест накопления твердых коммунальных отходов на территории МО "Гусевский городской округ" reestr tko.pdf (admgusev.ru). с учетом внесенных изменений от 19.01.2023 г., расположенном по адресу: РФ, Калининградская область, Гусевский район, город Гусев, улица Достоевского.
Ежемесячный объем образуемых у Потребителя (ООО "ПрофСтайл") твердых коммунальных отходов составляет 0,48 кубических метра".
К совместному рассмотрению принят встречный иск, в котором ответчик просил:
изложить пункт 16 договора в следующей редакции:
"Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов, с даты вступления судебного акта в законную силу.
На месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов Потребителем устанавливается необходимое количество контейнеров с вместимостью, определенной исходя из действующих нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Калининградской области.
Объем твердых коммунальных отходов определяется как произведение количества и объема контейнеров с вместимостью, определенной исходя из действующих нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Калининградской области, установленных Потребителем на месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов, согласно приложению N 1 к договору.";
приложение 1 к договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (объем и место накопления твердых коммунальных отходов) утвердить в следующей редакции:
Наименование объекта |
Адрес объекта |
ФККО |
Наименование отхода |
Объем принимаемых твердых коммунальных отходов м |
Место накопления |
Периодичность вывоза |
Промтовар- ный магазин |
Калининградская обл, р-н Гусевский, г. Гусев, ул. Школьная, д. 11, литер А |
73510002725 |
Отходы (мусор) от уборки территории помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами |
22,975000 согласно п. 5 постановления Правительства Калининградской области от 16.05.2019 N 343 |
Калининградская обл, р-н Гусевский, г. Гусев, ул.Достоевского, |
Согласно СанПиН 2.1.3684-21, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021 N 3 |
Промтоварный магазин |
Калининградская обл, р-н Гусевский, г. Гусев, ул. Достоевского, |
73510002725 |
Отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами |
8,415000 согласно п. 5 постановления Правительства Калининградской области от 16.05.2019 N 343 |
Калининградская обл, р-н Гусевский, г. Гусев, ул.Достоевского, |
Согласно СанПиН 2.1.3684-21, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021 N 3 |
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 10.05.2023 отказано в удовлетворении первоначально заявленных требований, встречные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении первоначальных требований и об отказе в удовлетворении встречных требований.
Оспаривая судебный акт, апеллянт указал, что истец имеет право выбрать способ коммерческого учета ТКО, осуществляющийся расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления; для возможности вести учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов обществом установлен один пластиковый контейнер объемом 0,12 кубических метров для сбора твердых коммунальных отходов на месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов.
По мнению апеллянта, пункт 5 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 16.05.2019 N 343 "Об утверждении порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Калининградской области и признании утратившим силу постановления Правительства Калининградской области от 28 сентября 2017 года N 519", подменяет собой абзацы подпункта "а" пункта 5 Правил N505.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2024 ввиду нахождения судьи Пономаревой О.С. и судьи Савиной Е.В. в отпуске произведена замена в составе суда: судья Пономарева О.С. заменена на судью Мельникову Н.А., судья Савина Е.В. заменена на судью Орлову Н.Ф.
В судебном заседании истец доводы жалобы поддержал, ответчик против удовлетворения жалобы возражал по доводам отзыва, приобщенного коллегией к материалам дела.
Дело рассмотрено в порядке главы 34 АПК РФ, предусматривающей пределы и полномочия суда апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела, предприятие является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Калининградской области.
На основании заявки общества (от 13.08.2021 N 65Ю) между истцом и ответчиком 01.11.2021 заключен договор N 2231216940 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - договор), в соответствии с условиями которого региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора (пункт 2 договора). Дата начала оказания услуг с 01.01.2019.
Объем твердых коммунальных отходов, места накопления и периодичность вывоза определены в приложении N 1 к договору.
Расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определен исходя из норматива накопления ТКО (пункт 16 договора).
17.05.2022 в адрес регионального оператора поступил протокол разногласий N 1 к договору. Общество просило производить учет объема и (или) массы ТКО расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
09.06.2022 предприятие направило в адрес общества ответ на протокол разногласий.
Поскольку преддоговорный спор сторонами не урегулирован, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями, ответчик заявил встречный иск.
Судебная коллегия, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора; понуждение к заключению договора допускается только в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон.
В силу статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (статья 446 ГК РФ).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с частью 4 той же статьи собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (часть 5 той же статьи).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 1156), которыми установлен порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункты 8(1) - 8(20) названных Правил) и утвержден типовой договор.
Согласно пункту 8(4) Правил N 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу пункта 8(10) Правил N 1156 типовой договор может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.
Из положений пунктов 8(11)-8(17) следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации; региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных в пункте 8(11) Правил мотивированного отказа и предложений рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий; в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
Абзацем четверым пункта 8 (17) Правил N 1156 предусмотрено, что в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в срок, указанный в абзаце 3 того же пункта, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 3 утверждены и введены в действие с 1 марта 2021 г. санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - Санитарные правила).
Согласно пункту 3 Санитарных правил на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее также - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее также - специальные площадки) (абзац первый).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки (абзац второй).
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра (абзац третий).
Абзац первый пункта 6 Санитарных правил предусматривает, что количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления твердых коммунальных отходов.
Месячный объем накопления отходов на объектах потребителя по категории "магазины продовольственные, магазины строительных материалов, магазины хозяйственных товаров" согласно нормативам накопления ТКО на территории Калининградской области, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14.05.2018 N 218, составляет 31, 39 м куб./мес.
Транспортировка такого объема отходов при накоплении в контейнер 0,24 куб. м требует не менее 130, 79 рейсов в календарный месяц (объем накопления ТКО в месяц : объем контейнера = количество рейсов в месяц) ( 31, 39 : 0,24 = 130,79). Следовательно, объем контейнера 0,24 куб. м не соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации с учетом объема накопления ТКО, рассчитанного в соответствии с требованиями СанПин.
С учетом изложенного, доводы апеллянта о необходимости определения объема ТКО в размере 5,2 м3/в месяц и объем контейнера в размере 0,24 м3 являются несостоятельными.
Согласно пункту 11 Санитарных правил срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток:
плюс 5 °С и выше - не более 1 суток;
плюс 4 °С и ниже - не более 3 суток.
Данные требования не содержат четкого указания на количество вывозов 1 раз в 3 суток.
Календарные месяцы, в которых температура воздуха стабильно держится плюс 4 °С и ниже не установлена нормами действующего законодательства. Кроме того, не определено, каким образом и какой уполномоченный орган определяет среднюю годовую (месячную) температуру и климатические параметры теплого и холодного периода. Кроме того, в Калининградской области в силу климатических особенностей температура воздуха даже в зимние месяцы может держаться от плюс 5 °С и выше.
На официальном сайте Муниципального образования "Гусевский городской округ" во вкладке "ЖКХ" далее во вкладке "Обращение с твердыми коммунальными отходами" размещен "реестр контейнерных площадок" (//www.admgusev.ru/city/gkh/operator/index.php).
За номером 455 балансодержателем контейнерной площадки, расположенной по адресу: Калининградская область, г. Гусев, ул. Достоевского, д. 1 является общество. По данному адресу на контейнерной площадке общества имеется четыре контейнера с назначением типа контейнеров:
"сортированные ТКО", емкость контейнера 0,24 куб. м;
"ТКО", емкость контейнера 1,1 куб. м;
"бумага", емкость контейнера 1, 1 куб. м;
"пластик", емкость контейнера 1, 1 куб.м.
Для ТКО у истца организован контейнер 1,1 куб.м; истец самостоятельно применяет для расчета объема и массы ТКО контейнер с минимальным объемом 0,24 куб. м, предусмотренного для иных видов отходов, не относящихся к ТКО.
Раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО и наличия утвержденного органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО.
Вопреки выводам заявителя жалобы доказательств фактического выполнения истцом требований о разделении ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирования сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО не представлено, что свидетельствует о невозможности применения в рассматриваемой ситуации способа учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
Постановлением Правительства Калининградской области от 16.05.2019 N 343 утвержден порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Калининградской области. Согласно пункту 5 данного порядка на месте (площадке) накопления ТКО устанавливается необходимое количество контейнеров и бункеров с вместимостью, определенной исходя из нормативов накопления ТКО на территории Калининградской области.
Таким образом, количество и объем контейнеров в любом случае должны быть рассчитаны исходя из действующих нормативов накопления ТКО.
При этом допускается уменьшение количества и емкости контейнеров и бункеров по сравнению с количеством и емкостью, определенных исходя из нормативов накопления ТКО, в случае осуществления раздельного накопления ТКО.
Доказательств исполнения истцом указанных требований в материалы дела не представлено.
В целом доводы заявителя апелляционной жалобы отражают субъективную оценку обстоятельств настоящего дела, входящих в предмет доказывания, и не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм процессуального и материального права либо о наличии выводов, не соответствующих обстоятельствам дела. Несогласие заявителя с результатами оценки исследованных судом первой инстанции доказательств и установленных обстоятельств не является основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованном судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. при подаче апелляционной жалобы в связи с отказом в ее удовлетворении суд апелляционной инстанции по правилам статьи 110 АПК РФ относит на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.05.2023 по делу N А21-8568/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.М. Новикова |
Судьи |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-8568/2022
Истец: ООО "ПРОФСТАЙЛ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "ЕДИНАЯ СИСТЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ"