г. Хабаровск |
|
27 марта 2023 г. |
А73-15112/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 марта 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И.В.
судей Брагиной Т.Г., Волковой М.О.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кляузер М.А.
при участии в заседании:
от Министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края: Карловская Татьяна Викторовна, представитель по доверенности от 09.01.2023 N 09/06
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края
на решение от 01.12.2022
по делу N А73-15112/2022
Арбитражного суда Хабаровского края,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Осиан" (ОГРН 1212700016990 ИНН 2724247084;адрес: 680009, г. Хабаровск, ул. Хабаровская, д. 15В, оф. 410А)
к Министерству лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края (ОГРН 1072721021020, ИНН 2721153053; адрес: 680000, г. Хабаровск, ул. Запарина, д. 5)
об уменьшении арендной платы
встречному иску Министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края (ОГРН 1072721021020, ИНН 2721153053)
к обществу с ограниченной ответственностью "Осиан" (ОГРН 1212700016990 ИНН 2724247084)
о взыскании 306 138, 30 руб.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Осиан" (далее - ООО "Осиан", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края (далее - Министерство) об уменьшении арендной платы по договору аренды лесного участка N 1619/2013 от 29.04.2013 за 2021 год на 306 138, 30 руб., в том числе в федеральный бюджет на 42 966, 66 руб., в краевой бюджет на 263 171, 64 руб. причитающуюся к уплате за июль, август 2021 года.
Министерство предъявило встречное исковое заявление о взыскании с общества задолженности по договору аренды лесного участка N 1619/2013 от 29.04.2013 в размере 306 138, 30 руб. за июль, август 2021 года.
Встречное исковое заявление принято к рассмотрению совместно с первоначальным иском.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 01.12.2022 первоначальный иск удовлетворен, в удовлетворении встречного иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом Министерство обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, приняв по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении первоначального иска, по мотиву нарушения норм материального права.
В соответствии с доводами жалобы, суд первой инстанции неправильно применил положения пункт 4 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, не применил положения статьи 73.1 лесного кодекса Российской Федерации в связи с заключением договора на аукционе. Специальное регулирование по использованию лесных участков исключает применение общих положений гражданского законодательства.
Суд не учел, что уменьшение арендной платы было возможно только при ухудшении именно количественных и качественных характеристик непосредственно лесных насаждений, а не состояние самого арендуемого участка, связанного с временным отсутствием доступа к нему в виду сложной паводковой ситуацией.
Представленные обществом распоряжения Правительства Хабаровского края о введении режима чрезвычайной ситуации в том числе в границах Хабаровского муниципального района, справки Дальневосточного УНМС об осадках носят общий характер, не указывают напрямую о невозможности использования лесного участка и не подтверждают факта прямого влияния неблагоприятных погодных условий на ухудшение состояния конкретного лесного участка.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2023 апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 15.02.2023 на 09 час. 20 мин., информация об этом размещена публично на официальном сайте суда в сети интернет.
ООО "Осиан" письменный отзыв не представлен.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Министерства поддержала доводы апелляционной жалобы, дав по ней пояснения.
Представитель ООО "Осиан" в судебном выступлении возражала против доводов жалобы, просил оставить решение суда без изменения как законное и обоснованное.
Определением апелляционного суда от 15.02.2023 рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось до 23.03.2023 в 09 часов 00 минут для предоставления письменного отзыва на жалобу.
Общество отзыв на жалобу не представило, явку представителя в заседание апелляционного суда не обеспечило.
Представитель Министерства в судебном выступлении поддержала доводы апелляционной жалобы, дав пояснения по существу спора.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено в отсутствие представителя общества.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, по результатам аукциона по продаже права на заключение договора аренды оформленного протоколом N 4 от 10.04.2013 между Правительством Хабаровского края (арендодатель) и ООО "Научно-производственное объединение биоинженерная физико-химическая и фармацевтическая корпорация "РОД" (арендатор), заключен договор аренды лесного участка N 1619/2013 от 29.04.2013.
Предметом договора является лесной участок площадью 6 719,0 га местоположением: Хабаровский край, Хабаровский муниципальный район, Кур-Урмийское лесничество, кварталы: 4,5,8-11,16-21,33-38,49-51 Инского участкового лесничества. Указанный участок является частью лесного участка общей площадью 10 635 730 000 га, расположенного по адресу: Хабаровский край, Хабаровский муниципальный район, Кур-Урмийское лесничество, Талаканское лесничество кварталы: 1-803; Урмийское кварталы: 1-450; Куканское, кварталы: 1-417; Инское, кварталы: 1-226, кадастровый (или условный) номер: 27:17:0101501:238.
Срок действия договора определён сторонами на 49 лет с момента государственной регистрации (пункт 24).
Передача лесного участка арендатору оформлена актом приема-передачи от 20.05.2013.
Государственная регистрация договора аренды проведена Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии про Хабаровскому краю 16.07.2013 номер регистрации 27-27-01/231/2013-731.
В результате реорганизации в форме выделения ООО "Научно-производственное объединение биоинженерная физико-химическая и фармацевтическая корпорация "РОД" права и обязанности по договору аренды перешли к ООО "Кибеле", о чем арендатор сообщил Управлению лесами Правительства Хабаровского края письмом от 02.11.2017.
02.04.2021 ООО "Кибеле" прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме слияния, правопреемником которого являлось ООО "Спектор".
01.11.2021 ООО "Спектор" прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме слияния, правопреемником которого является в настоящее время ООО "Осиан".
В соответствии с условиями договора арендатору передается лесной участок для видов и в объемах по приложению N 3 для целей заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений в следующих объемах:
- заготовка ореха кедрового 597 00 кг;
- заготовка побегов папоротника орляка обыкновенного 7 000 кг;
- заготовка ягод лимонника китайского 1500 кг;
- заготовка ягод голубики 3 000 кг;
- заготовка корня элеутерококка колючего 5 200 кг.
Годовая арендная плата по договору подлежит внесению согласно пунктам 5-6 договора в порядке, предусмотренном приложением N 4 к договору и составляет общую сумму 883 595 руб., в том числе 124 012,98 руб. в федеральный бюджет и 759 582,02 руб. в бюджет субъекта.
На основании пункта 7 договора размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2017 N 1363 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - постановление Правительства РФ от 11.11.2017 N 1363), ставки платы, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - постановление Правительства РФ от 22.05.2017 N 310), предусмотренные таблицами 1-2 за единицу объема лесных ресурсов, в 2021 году применялись с коэффициентом 2,35 (на момент заключения договора коэффициент составлял 1,13).
В связи с этим в 2021 году изменилась годовая арендная плата по договору и составляла 1 837 564,82 руб.
Арендатор не исполнил обязательство по внесению арендной платы за июль и август 2021 года в размерах и сроки, установленные договором, в связи с чем за арендатором сложилась задолженность за указанные периоды в размере 42 966,66 руб. в федеральный бюджет и 263 171,64 руб. в краевой бюджет.
В адрес арендатора направлена о претензия от 02.09.2021 N 817 с требованием оплатить задолженность, которая оставлен без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности.
В свою очередь, ООО "Осиан" ссылаясь на невозможность осуществлять заготовку лесных ресурсов в период 2021 года по причине неблагоприятных гидрометеорологических условий на территории Хабаровского муниципального района, в котором расположен арендуемый лесной участок, заявило иск об уменьшении размера арендной платы на сумму задолженности.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, заслушав представителя Министерства, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс, ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно части 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс, ЛК РФ) к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом и Земельным кодексом, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 72 Лесного кодекса предусмотрено, что по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса.
Статьей 94 Лесного кодекса предусмотрено, что использование лесов в Российской Федерации является платным (часть 1); за использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений (часть 2); размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со статьями 73 и 76 данного Кодекса (часть 3).
В силу части 1 статьи 78 Лесного кодекса договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, договоры купли-продажи лесных насаждений заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).
Организаторами аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, являются продавцы права на заключение договора аренды лесного участка, которыми выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса (части 1, 2 статьи 79 ЛК РФ).
Согласно пункту 4 части 4 статьи 79 Лесного кодекса начальный размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, но не ниже минимального размера арендной платы.
Частью 1 статьи 73 Лесного кодекса закреплено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 ЛК РФ).
Ставки за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства РФ от 22.05.2017 N 310.
В соответствии со статьей 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации к неналоговым доходам федерального бюджета отнесена плата за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений, а также платы за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в федеральной собственности, - по нормативу 100 процентов. Плата в части, превышающей минимальный размер, статьей 57 БК РФ отнесена к неналоговым доходам бюджетов субъектов Российской Федерации.
Размер арендной платы включал в себя минимальный размер арендной платы, определенный в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, а также сумму, превышающую минимальный размер, подлежащую уплате в краевой бюджет.
По результатам торгов сформирована годовая арендная плата. При этом пунктом 7 договора аренды лесного участка предусмотрено, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса.
На момент заключения договора размер годовой арендной платы составлял 883 595 руб., из которых подлежало зачислению в федеральный бюджет сумма 124 012,98 руб., в бюджет субъекта сумма 759 582,02 руб. Ежемесячный размер составлял 73 632, 92 руб. (10 334, 42 руб. - в федеральный, 63 298, 50 руб. - в краевой бюджет).
В последующем, постановлением Правительства РФ от 11.11.2017 N 1363 установлено, что ставки платы, предусмотренные таблицами 1 и 2 ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 в 2021 году применяются с коэффициентом 2,25.
В этой связи годовая арендная плата по договору в 2021 году изменилась и составляла 1 837 564,82 руб., соответственно, ежемесячный платеж - 153 069, 15 руб., из них в федеральный бюджет - 21 483, 33 руб., в краевой бюджет - 131 585, 82 руб.
В нарушение условий договора арендатор оплату аренды произвел не в полном размере, в связи с чем, за ним сложилась задолженность за июль и август 2021 года в размере 306 138, 30 руб., из которых: 42 966, 66 руб. в доход федерального бюджета, 263 171, 64 руб. в доход бюджета Хабаровского края.
Арендатор признал размер задолженности, однако, со ссылкой на положения пункта 4 статьи 614 Гражданского кодекса просил снизить размер платы на сумму задолженности, которая причиталась за июль и август 2021 года.
В качестве оснований для уменьшения размера арендной платы арендатором указаны неблагоприятные гидрометеорологические условия, которые в 2021 году сложились на территории Хабаровского муниципального района, в котором расположен арендуемый лесной участок.
В обоснование доводов обществом представлена справка ФГБУ "Дальневосточное УГМС" от 27.09.2021 N 13.1-7/2138 согласно которой в период январь - сентябрь 2021 года зафиксировано отклонение от нормы по осадкам от 102 % до 400 %. По данным гидрологических постов с мая по сентябрь 2021 года на реках Кур, Урми при интенсивных осадках наблюдались подъемы уровня воды и затопление поймы рек на глубину 0,5- 0,8 метров.
Так же общество указало, что по причине выпадения обильных осадков весной и летом 2021 года и формирования опасного агрометеорологического явления - переувлажнения почвы, подъема уровней воды на реках распоряжениями Правительства Хабаровского края от 28.06.2021 N 532-рп, от 07.08.2021 N 707-рп в Хабаровском муниципальном районе края дважды вводился режим чрезвычайной ситуации.
Суд первой инстанции, удовлетворил исковые требования общества, отказав Министерству во встречных требованиях и указал, что в условиях сложившихся неблагоприятных погодных условий, опасного агрометеорологического явления в виде переувлажнения почвы в установленные сроки отсутствовала объективная возможность доступа на арендуемый лесной участок, что исключало осуществление арендатором сбора растений, ягод, заготовка которых предусмотрена договором аренды.
Вывод суда первой инстанции является ошибочным по следующим основаниям.
Видами использования лесов в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 25 Лесного кодекса являются заготовка пищевых ресурсов и сбор лекарственных растений.
В статье 34 Лесного кодекса закреплено, что заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений представляют собой предпринимательскую деятельность, связанную с изъятием, хранением и вывозом таких лесных ресурсов из леса (часть 1). Граждане, юридические лица осуществляют заготовку пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений на основании договоров аренды лесных участков (часть 3).
По правилам пункта 4 статьи 614 Гражданского кодекса, если законом не предусмотрено иное, арендатор вправе потребовать соответственного уменьшения арендной платы, если в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, условия пользования, предусмотренные договором аренды, или состояние имущества существенно ухудшились.
С учетом предмета аренды и способа заключения договора к отношениям применимы специальные нормы регулирования порядка изменения размера платы.
Наличие специального регулирования отношений по использованию лесных участков исключает применение общих положений гражданского законодательства в силу части 2 статьи 3 Лесного кодекса.
Верховным Судом Российской Федерации сформирована практика применения положений Лесного кодекса, которой установлен судебный порядок изменения арендной платы по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов.
Размер арендной платы по такому договору может быть изменен только по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка (часть 3 статьи 74.1 Лесного кодекса)
Общество в порядке статьи 65 АПК РФ не доказало наличие существенных изменений количественных и качественных характеристик лесного участка, который оно получило в аренду.
Доказательство того, что указанные в иске гидрометеорологические условия изменили количественные и качественные характеристики лесного участка обществом не представлено.
В данном случае Министерство исполнило встречные обязательства по предоставлению лесного участка, арендатор не утратил возможность использовать лесной участок по назначению. В дело не представлено допустимых доказательств того, что арендатор не имел возможности пользоваться участком с учетом того, что общество занимается предпринимательской деятельностью на свой риск.
Представленные обществом справки ФГБУ "Дальневосточное УГМС" об осадках, распоряжения Правительства Хабаровского края от 28.06.2021 N 532-рп, от 07.08.2021 N 707-рп о введении в границах городских округов, в том числе в границах Хабаровского муниципального района чрезвычайной ситуации носят общий характер, напрямую не указывают о невозможности пользоваться участком и его ухудшения.
При этом, согласно постановлению администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 24.08.2021 N 1019 "Об определении границ зон чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского муниципального района Хабаровского края" в границы зоны подтопления вошли жилые дома, приусадебные участки и земельные участки сельских поселений, в границы которых арендуемый участок не входит. Проезд к арендованному обществом участку по автомобильной дороге с. Догордон - с. Кукан в зону подтопления не вошел.
С учетом принципа платности использования лесов, заключения договора аренды на торгах на длительный срок (49 лет), способа определения платы, оснований для уменьшения размера платы по указанным обществом основаниям не имелось.
Напротив, подлежали удовлетворению требования Министерства о взыскании долга по арендной плате в размере 306 138, 30 руб., из них, в доход федерального бюджета - 42 966, 66 руб., в доход бюджета Хабаровского края - 263 171, 64 руб.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит отмене, как принятый с неправильным применением норм материального права.
Госпошлина по первоначальному иску не оплачивалась, поэтому подлежит взысканию с общества в доход федерального бюджета. По встречному иску общество как ответчик так же обязано оплатить госпошлину в бюджет по правилам статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 01.12.2022 по делу N А73-15112/2022 Арбитражного суда Хабаровского края отменить.
В удовлетворении первоначального иска общества с ограниченной ответственностью "Осиан" отказать.
По встречному иску Министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Осиан" (ОГРН 1212700016990 ИНН 2724247084) основной долг по договору аренды лесного участка N 1619/2013 от 29.04.2013 в размере 306 138, 30 руб., из которых: 42 966, 66 руб. в доход федерального бюджета, 263 171, 64 руб. в доход бюджета Хабаровского края
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Осиан" (ОГРН 1212700016990 ИНН 2724247084) в доход федерального бюджета госпошлину по первоначальному иску 6 000 руб., по встречному иску 9 123 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.В. Иноземцев |
Судьи |
Т.Г. Брагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-15112/2022
Истец: ООО "Осиан"
Ответчик: Министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края