г. Санкт-Петербург |
|
27 марта 2023 г. |
Дело N А56-94092/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 марта 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания Семакиной Т.А.,
при участии:
от заявителя: Каракаев К.Н. по доверенности;
от ответчика: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-41745/2022) ПАО "Россети Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.11.2022 по делу N А56-94092/2022, принятое
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго" (далее - заявитель, Общество, ПАО "Россети Ленэнерго") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Управление, административный орган) от 30.08.2022 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-2373/2022, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Решением суда от 17.11.2022 оспариваемое постановление изменено в части назначенного наказания, административный штраф снижен до 300 000 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой. Общество в жалобе ссылается на отсутствие вины, а также полагает, что имеются основания для признания правонарушения малозначительным.
В судебном заседании представитель Общества жалобу поддержал.
Ответчик извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направил, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу ответчиком не представлен.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в Управление поступило заявление Пановой А.А. (вх. N 5735 от 06.05.2022) с информацией о нарушении Обществом положений Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
В ходе административного расследования Управлением установлено, что 08.10.2021 между ПАО "Россети Ленэнерго" и Пановой А.А. заключен договор N ОД-ВЭС-033719-21/057694-Э-21 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающего устройства объекта "жилой дом", расположенного по адресу: Ленинградская область, Приозерский район, д. Четверяково, кад. N 47:03:0902002:477, присоединяемая мощность - 15 кВт.
Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению по Договору составляет 6 месяцев с даты его заключения (пункт 13 Технических условий).
По результатам проверки Управление пришло к выводу о нарушении ПАО "Россети Ленэнерго" требований Правил N 861, в связи с чем определением от 08.08.2022 в отношении ПАО "Россети Ленэнерго" возбуждено дело об административном правонарушении N 047/04/9.21-2373/2022 по статье 9.21 КоАП РФ.
Уполномоченным должностным лицом Управления 24.08.2022 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 047/04/9.21-2373/2022.
Постановлением Управления 30.08.2022 N 047/04/9.21-2373/2022 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Не согласившись с законностью вышеуказанного постановления, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также оснований для признания правонарушения малозначительным, вместе с тем посчитал возможным изменить оспариваемое постановление в части назначенного наказания, снизив размер административного штрафа до 300 000 руб.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции в силу следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Порядок заключения и исполнения договоров между сетевой организацией и потребителями урегулирован Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Указанные Правила N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор).
На основании пункта 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Мероприятия по технологическому присоединению перечислены в пункте 18 Правил N 861.
В соответствии с пунктом 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Судом первой инстанции установлено, что договор N ОД-ВЭС-033719-21/057694-Э-21 заключен 08.10.2021, срок выполнения мероприятий по Договору составляет 6 месяцев, то есть до 08.04.2022.
Между тем технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя в сроки, установленные Правилами N 861 и условиями Договора, не осуществлено.
Таким образом, факт нарушения сетевой организацией срока осуществления технологического присоединения по Договору подтверждается материалами административного дела и установлен судом первой инстанции.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Поскольку Общество ранее привлекалось к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ, совершенное правонарушение правомерно квалифицировано по части 2 указанной статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В апелляционной жалобе Общество настаивает на отсутствии его вины в совершении административного правонарушения, поскольку задержка сроков выполнения технологического присоединения связана с существенным объемом работ по проектированию и строительству объектов электросетевого хозяйства, а также необходимостью согласования прохождения трассы ЛЭП с третьими лицами.
Между тем, как следует из материалов дела, договор с подрядной организацией (ООО "Бер") N 21-20586 на выполнение комплекса работ заключен заявителем 08.11.2021, тогда как согласование прохождения трассы ЛЭП с третьим лицом инициировано спустя три месяца - 08.02.2022, а строительно-монтажные работы выполнены уже за пределами сроков, предусмотренных Правилами N 861 и Договором. Более того, исходя из представленных документов и пояснений, сетевая компания процедуру согласования прохождения трассы ЛЭП с третьим лицом (владельцем земельного участка) возложило на подрядчика, самостоятельно не предпринимая никаких действий в целях своевременного исполнения контракта.
Будучи субъектом естественной монополии и профессиональным участником правоотношений по производству и сбыту электрической энергии, Общество было обязано учесть сроки согласования прохождения ЛЭП с третьими лицами, а также сроки осуществления технологического присоединения, установленные Правилами N 861.
Доказательства уважительности причин нарушения столь длительного срока технологического присоединения объекта заявителя (около 6 месяцев) Обществом не представлены.
Таким образом, вина Общества установлена судом и подтверждается материалами дела.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, апелляционным судом не установлено.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушений, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
Вместе с тем суд первой инстанции, оценив обстоятельства дела, принимая во внимание характер правонарушения, конституционный принцип соразмерности административного наказания, а также приведенные Обществом доводы, посчитал возможным изменить оспариваемое постановление в части назначения наказания, снизив размер назначенного Обществу административного штрафа до 300 000 руб. (1/2 минимального штрафа, установленного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
По мнению апелляционного суда, наказание в указанном размере является справедливым и соразмерным характеру и тяжести совершенного Обществом правонарушения, отвечает принципам разумности и неотвратимости юридической ответственности и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17 ноября 2022 года по делу N А56-94092/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россетти Ленэнерго" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-94092/2022
Истец: ОАО энергетики и электрификации "Ленэнерго", ПАО "РОССЕТИ ЛЕНЭНЕРГО"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области