г. Москва |
|
27 марта 2023 г. |
Дело N А40-223300/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 марта 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи А.И. Проценко,
рассмотрев апелляционную жалобу ОАО "РЖД" на решение Арбитражного суда г.Москвы от 20.12.2022 по делу N А40-223300/22 принятое в порядке упрощенного производства по иску Забайкальское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1047550021936) к ОАО "РЖД" (ОГРН 1037739877295) о взыскании вреда, причиненного водным объектам,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Забайкальское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ОАО "РЖД" о взыскании размера вреда, причиненного водным объектам - р. Алеур и ручью без названия (левый приток р. Алеур) в результате их загрязнения нефтепродуктами от места произошедшей 04.08.2021 железнодорожной аварии в 6,5 км юго-западнее ст. Бушулей Чернышевского района Забайкальского края.
Дело рассмотрено судом в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением от 20 декабря 2022 года Арбитражного суда г. Москвы исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, указывая на то, что суд неполно выяснил обстоятельства по делу, кроме того не применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, выводы суда не соответствуют материалам дела.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст. 266, 268 и 272.1 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должны осуществляться на основе принципов, в т.ч. принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Согласно ч. 1 ст. 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
В силу ст. 5 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предъявлять иски о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, полномочны органы государственной власти РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 4 Положения о Росприроднадзоре Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с п. 1 Положения о Забайкальском межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (утв. Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 31.01.2022 N 59) Забайкальское межрегиональное управление Росприроднадзора является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования регионального уровня, осуществляющим отдельные функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на территории Забайкальского края и Республики Бурятия.
В соответствии с п. 4.66 Положения о Забайкальском межрегиональном управление Росприроднадзора, Управление предъявляет в установленном законодательством РФ порядке иски, в том числе о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Основанием для предъявления настоящего иска явился факт причинения вреда водным объектам - р. Алеур и ручью без названия (левый приток р. Алеур), вследствие нарушения ОАО "Российский железные дороги" водного законодательства, выявленного Забайкальским межрегиональным управлением Росприроднадзора при проведении административного расследования в отношении ОАО "РЖД" по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, а также отказ ОАО "РЖД" от возмещения вреда в добровольном порядке.
В Забайкальское межрегиональное управление Росприроднадзора 04.08.2021 поступили донесения Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю "О столкновении грузовых поездов N 2430 и N 2700 в Чернышевском районе Забайкальского края (вх. от 04.08.2021 N 8739) и письма ОАО "РЖД" о столкновении поездов (вх. от 04.08.2021 N 8740 и вх. от 05.08.2021 N 8764).
Участок акватории и водоохраной зоны р. Алеур и земельные участки на перегоне железной дороги Алеур - Бушулей Чернышевского района, Забайкальского края, расположены на расстоянии около 6,5 км. юго-западнее от с. Бушулей в Чернышевском районе Забайкальского края. Река Алеур - левый приток р. Куэнга. Река Куэнга является правим притоком р. Шилка (водохозяйственный участок 20.03.01.004).
В соответствии с материалами "Гидрологическая изученность" том 18 Дальний Восток Гидрометеоиздат 1966 г. длина водотока р. Алеур составляет 96 км.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Водного кодекса РФ ширина водоохранной зоны реки Алеур составляет 200 м. Ручей без названия N 2 - левый приток р. Алеур протекает по пади Известковая в 6,5 км. на Юго-Запад от с. Бушулей. Длина водотока ручья без названия N 2 составляет 1,8 км.
В отношении ОАО "РЖД" было возбуждено административное расследование по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.
В ходе осмотра территорий и акваторий водных объектов, проведенного 07.08.2021 в рамках административного расследования по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ в присутствии начальника Центра охраны окружающей среды - структурного подразделения Забайкальской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" Окладникова Р.А. установлено:
В результате столкновения грузовых поездов на перегоне "Алеур-Бушулей" на 6 614 км. Забайкальской железной дороги произошла утечка нефтепродуктов из сошедших с путей 5 цистерн на рельеф местности, имеющий уклоны в сторону водных объектов и в водные объекты: ручей без названия N 1 и в р. Алеур.
На восток от восточного откоса вдоль железной дороги размещены три цистерны на участке площадью 2410 кв.м.
Визуально цистерны имеют вмятины, колесные пары цистерн лежат отдельно вдоль откоса железной дороги.
В одной из цистерн имеется сквозная пробоина размером 0,5 x 0,4 м.
Площадка ниже места размещения цистерн покрыта слоем песчано-гравийных пород, нанесенных на место размещения 04.08.2021 цистерн после аварии.
В нижней части спланированного участка на поверхности земель имеются россыпи сорбента в местах загрязнения земель нефтепродуктами.
Ручей без названия N 1 на протяжении 50 м отведен по новому участку водоотводной канавы шириной по дну 4,5 м вдоль спланированной площадки.
Водоток ручья без названия N 1 впадает в ручей без названия N 2 в 10 м выше мостового сооружения ОАО "РЖД".
Ручей без названия N 2, протекающий по пади Известковая ниже мостового сооружения протекает по уклону заболоченной местности заросшей естественными травами.
В 10 м ниже мостового сооружения данный ручей перекрыт боновым заграждением N 1, после которого водоток ручья расширяется до 10 м, а в устье ручья до 38 м.
Акватория ручья и его берега покрыты россыпями сорбента белого цвета.
Вдоль береговой линии р. Алеур проложено боновое заграждение N 2 с сорбентом на протяжении около 70 м.
Боновое заграждение N 1 по р. Алеур размещено вдоль борта временного пешеходного моста через р. Алеур.
Боновое заграждение N 2 размещено поперек водотока р. Алеур в 160 м ниже от места слияния ручья без названия N 2 с р. Алеур.
По пояснению Окладникова Р.А. провисание части бонового заграждения на 1/3 часть его длины объясняется падением уровня воды в р. Алеур.
На территории участка р. Алеур и ручья без названия N 2 и их берегам в месте загрязнения территорий нефтепродуктами работают работники АО "Экоспас".
Площадь участка обводненного потоком ручья без названия N 2 составила около 2 544 кв.м.
На акватории ручья без названия N 2 на площади 2 544 кв.м. визуально наблюдаются пятна и пленка с яркими цветными полосами, наблюдаемыми при слабом волнении воды водотоке ручья.
На акватории р. Алеур от устья ручья без названия N 2 и до места отбора пробы N ШВ 11 (в 160 м от устья ручья без названия N 2 наблюдаются отдельные пятна и серые пленки серебристого цвета (налета) на поверхности воды, появление первых признаков цветности.
После бонового заграждения N 2 пятна и пленка на поверхности воды отсутствует. Имеются отдельные радужные полоски на поверхности акватории р. Алеур.
В месте отбора пробы ШВ13 в 2240 м ниже места слияния ручья без названия N 2 наблюдается отдельные единичные радужные полоски на поверхности акватории р. 4 Алеур.
Далее, ниже по течению по р. Алеур визуально следов нефтепродуктов на поверхности воды не наблюдается.
В ходе осмотра территорий и акваторий водных объектов проведены измерения протяженности водных объектов, их ширины и глубины отбора проб воды.
Полученные результаты измерений отражены в протоколе осмотра территорий N 1 от 07.08.2021.
В период осмотра, проведенного 07.08.2021 в присутствии начальника Центра охраны окружающей среды - структурного подразделения Забайкальской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" Окладникова Р.А. и специалистов Читинского отдела лабораторного анализа и технических измерений ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону были отобраны пробы природной воды в следующих местах:
1.Проба N 4924/ШВ1 из ручья без названия N 1 в 200 м. выше места жд мостового сооружения и в 80 м от места загрязнения аварии (фоновый створ).
2.Проба N 4925/ШВ2 из ручья без названия N 2 в 10 м выше места слияния с ручьем без названия N 1.
3.Проба N 4926/ШВЗ из ручья без названия N 2 в 16 м ниже места слияния с ручьем без названия N 1.
4.Проба N 4927/ШВ4 из ручья без названия N 2 в 17 м от мостового сооружения после бонового заграждения.
5.Проба N 4928/ШВ5 из ручья без названия N 2 в 36 м от мостового сооружения после бонового заграждения.
6.Проба N 4929/ШВ6 из ручья без названия N 2 в 106 м. западнее мостового в 2 м выше места слияния его с р. Алеур.
7.Проба N 4930/ШВ7 из из ручья без названия N 2 в 106 м западнее мостового в 2 м выше места слияния его с р. Алеур.
8.Проба N 4931/ШВ8 из р. Алеур в 350 м выше места слияния с ручьем без названия N 2.
9.Проба N 4932/ШВ9 р. Алеур в 13 м ниже слияния водотока ручья без названия N 2, в 7 м выше бонового заграждения.
10.Проба N 4933/ШВ10, в 3 м. ниже бонового заграждения N 1 по р. Алеур.
11.Проба N 4934/ШВ11 из р. Алеур, 10 м ниже бонового заграждения N 2 в 160 м от источника загрязнения (ручей без названия N 2)
12.Проба N 4935/ШВ12 из р. Алеур, 730 м ниже места слияния ручья без названия N 2 с р. Алеур.
13.Проба N 4936/ШВ13 из р. Алеур, 2 240 м ниже источника загрязнения (ручья без названия N 2).
14.Проба N 4937/ШВ14 из р. Алеур, 3 910 м ниже места загрязнения (ручья без названия N 2).
15.Проба N 4938/ШВ15 из ручья без названия N 3 в 200 м выше места его слияния с р. Алеур, в 330 м выше места отбора пробы ШВ14.
16.Проба N 4939/ШВ16 из р. Алеур 1 000 м выше станции Алеур, 22 060 м ниже места отбора пробы ШВ9.
По факту нарушения требований природоохранного законодательства Постановлением о назначении административного наказания N 02-175/2021 от 17.09.2021.
ОАО "РЖД" было привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.
Указанное Постановление обжаловано в Центральном районном суде г. Читы, решением которого постановление оставлено без изменения. Решением Забайкальского краевого суда от 22.01.2022 постановление N 02-175/2021 от 17.09.2021 и решение от 25.11.2021 оставлены без изменения.
Таким образом, обстоятельства совершения административного правонарушения, а именно, факты нарушений требований к охране водных объектов подтверждены Постановлением N 02-175/2021 о назначении административного наказания от 17.09.2021.
Лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ст. 69 Водного кодекса РФ).
Статья 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" устанавливает обязанность лица, причинившего вред окружающей среде в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Правительство Российской Федерации, реализуя представленные ему федеральным законом полномочия постановлением от 04.11.2006 N 639 установило, что методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, разрабатывается и утверждается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.04.2009 N 87 была утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства.
Исчисление размера вреда, причиненного водному объекту р. Алеур и ручью без названия (левый приток р. Алеур) загрязнением нефтепродуктами произведен истцом в соответствии с Методикой.
По результатам произведенного расчета, размер вреда, причиненный водным объектам - р. Алеур и ручью без названия (левый приток р. Алеур), в результате их загрязнения нефтепродуктами от места произошедшей 04.08.2021 железнодорожной аварии в 6,5 км юго-западнее ст. Бушулей Чернышевского района Забайкальского края составил 22 273, 10 руб.
В соответствии с ч.1 ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ОАО "РЖД" было предложено в добровольном порядке, в течение 30 дней с момента получения Мотивированного представления о возмещении вреда исх. N 02-13/343 от 19.01.2022, произвести оплату причиненного ущерба в сумме 22 273, 10 руб.
Мотивированное представление N 02-13/8265 от 25.11.2021 ОАО "РЖД" было получено по почте России 03.02.2022 года, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80098666378331 о вручении заказного письма ОАО "РЖД" от 08.08.2022.
В настоящий момент в добровольном порядке вред, причиненный окружающей среде, водным объектам р. Алеур и ручью без названия (левый приток р. Алеур) не возмещен, что послужило основанием для предъявления настоящих исковых требований.
В соответствии со ст. 78 ФЗ N 7 "Об охране окружающей среды" определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Рассмотрев заявленные исковые требования, суд первой инстанции указал, что на момент составления расчета размера вреда и после получения ОАО "РЖД" мотивированного представления о возмещении установленного размера вреда N 02- 13/8265 от 25.11.2021 по почте России 03.02.2022, информация от ОАО "РЖД" о фактических затратах на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ у Управления отсутствовали, а также информации об устранении загрязнения водных объектов от ОАО "РЖД" не поступало.
Размер вреда, причиненный водным объектам р. Алеур и ручью без названия N 2 составлен в соответствии с методикой.
Кроме того, согласно п. 10 Методики исчисление размера вреда, причиненного водному объекту, осуществляется независимо от того, проводятся мероприятия по устранению нарушения и его последствий непосредственно вслед за фактом нарушения или будут проводиться в дальнейшем в соответствии с программами по использованию, восстановлению и охране водных объектов, а также программами социально-экономического развития регионов.
По факту загрязнения земельного участка нефтепродуктами в результате аварийного сброса нефтепродуктов Управлением составлен другой расчет размера вреда, причиненного почвам, который в настоящее время находится на согласовании в Центральном аппарате Росприроднадзора.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявленные требования о взыскании размера вреда, причиненного водным объектам - р. Алеур и ручью без названия (левый приток р. 9 Алеур) в результате их загрязнения нефтепродуктами от места произошедшей 04.08.2021 железнодорожной аварии в 6,5 км юго-западнее ст. Бушулей Чернышевского района Забайкальского края являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело повторно, проверив правильность выводов суда первой инстанции и обоснованность доводов апелляционной жалобы, полагает, что она не подлежит удовлетворению, а решение арбитражного суда отмене, по следующим основаниям.
По доводу о неправильном применении судом норм материального права в части применения "коэффициента вредного воздействия" в расчете размера вреда, причиненного водным объектам-р. Алеур и ручью без названия (левый приток р. Алеур) в результате их загрязнения нефтепродуктами от места произошедшей 04.08.2021 железнодорожной аварии в 6,5 км. юго-западнее ст. Бушулей Чернышевского района Забайкальского края.
Согласно методике в расчете размера вреда Управлением применен Кдл-коэффициент, учитывающий длительность негативного воздействия вредных (загрязняющих) веществ на водный объект при непринятии мер по его ликвидации.
В соответствии с Донесением о столкновении грузовых поездов N 2430 и N 2700 на перегоне "Алеур-Бушулей" на 6 614 км Чернышевского района Забайкальского края на 16:00 час. (мск), представленного Главным управлением МЧС России по Забайкальскому краю (вх. N 8765 от 05.08.2021):
-в 05:40 час (мск) на место аварии прибыл аварийно-восстановительный поезд со ст. Зилово Чернышевского района Забайкальского края (в 11:40 час. местного читинского времени);
-в 05:55 час (мск) (в 11:55 час. местного (читинского) времени) на место прибыла группа ОАО "ЦАСЭО "Читинский центр "Экосспас".
Согласно информации, поступившей в Управление от начальника центра охраны окружающей среды филиала ОАО "РЖД" Забайкальская железная дорога Окладникова Р.А. 03.08.2021 в 22 час. 45 мин. московского времени (04.08.2021 в 04 час. 45 мин. - по местному (читинскому) времени) допущено столкновение поезда N 2430.
Таким образом, с момента возникновения железнодорожной аварии с опрокидыванием цистерн и утечки нефтепродуктов из них на рельеф местности и в водные объекты до прибытия аварийно-восстановительного поезда прошло 6 час. 55 мин. и до момента прибытия на место аварии группы ОАО "ЦАСЭО "Читинский центр "Экосспас" прошло 7 час. 10 мин.
После прибытия аварийно-восстановительного поезда и группы ОАО "ЦАСЭО "Читинский центр "Экосспас" начата работа по восстановлению путей и работа по ликвидации последствий разлива нефтепродуктов (авиационного топлива для турбинных двигателей).
В вышеуказанном донесении в 3 абзаце указано: "В результате столкновения произошел сход 10-ти вагонов (5 вагонов поезда N 2430, 5-и вагонов поезда N 2700 из них 5 цистерн с топливом (авиационное топливо для турбинных двигателей) лежат на боку, из 2 цистерн произошла утечка топлива, повреждены 2 опоры контактной сети, железнодорожные пути повреждены, габарит нарушен".
Также в данном донесении указано: "По состоянию на 10:30 (мск) (16:30 местного читинского времени) с целью ликвидации последствий розлива авиационного топлива для турбинных двигателей работает группа ОАО "ЦАСЭО" "Читинский центр "Экоспас" в количестве 2 чел., 1 ед. техники. Инженерной техникой ОАО РЖД произведена обваловка места розлива топлива на площади 300 кв.м.
Силами ОАО "ЦАСЭО" "Читинский центр "Экоспас" произведена просыпка сорбентом места розлива, установлены соответствующие боновые заграждения...".
Факты о столкновении поездов и утечки топлива из сошедших в результате аварии 4 цистерн, о том, что рядом находится водный объект указаны в письме от 04.08.2021 исх.-408/ЗабНЦОП (вх. N 8740 от 04.08.2021) начальника центра охраны окружающей среды филиала ОАО "РЖД" Забайкальская железная дорога Окладникова Р. А.
В результате осмотра места аварии 04.08.2021 и 07.08.2021 было установлено, что сошедшие с рельсов и опрокинутые цистерны имеют вмятины, колесные пары цистерн лежат отдельно вдоль откоса железной дороги. В одной из цистерн имеется сквозная пробоина размером 0,5 x 0,4 м. Площадка ниже места размещения цистерн порыта слоем песчано-гравийных пород, нанесенных на место размещения 04.08.2021 цистерн после аварии. В нижней части спланированного участка на поверхности земель имеются россыпи сорбента в местах загрязнения земель нефтепродуктами.
Таким образом, в расчете размера вреда, коэффициент, учитывающий длительность негативного воздействия вредных (загрязняющих) веществ на водный объект при непринятии мер по его ликвидации применен правомерно.
По доводу о письме из филиала ОАО "РЖД", поступившего в Управление 22.12.2021 о добровольном осуществлении Забайкальской железной дорогой мероприятий по восстановлению нарушенной окружающей среды.
В Управление поступило по электронной почте 22.12.2021 письмо от главного инженера филиала ОАО "РЖД" "Забайкальская железная дорога" Гордиенко И.А. с исх. N ИСХ-16469/Заб (вх. N 13561 от 22.12.2021) о несогласии с расчетом размера вреда.
При этом, документов, подтверждающих полномочия лица, направившего вышеуказанное письмо, как представителя ОАО "РЖД", не было представлено.
Следует отметить, что в письме главного инженера филиала ОАО "РЖД" "Забайкальская железная дорога" Гордиенко И.А. указывается п. 7 Методики, согласно которому исчисление размера вреда может осуществляться исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния водного объекта, а также в соответствии с проектами восстановительных работ.
В то же время данные о стоимости основных видов работ и (или) фактически произведенных расходах по следующим основным мероприятиям и работам, предусмотренным п. 8 Методики от ОАО "РЖД" в Управление не поступали:
-по проведению анализов качества вод и донных отложений водного объекта;
-по расчету затрат или разработка проектно-сметной документации по устранению последствий нарушения водного законодательства;
-по мероприятиям по оценке распространения вредных (загрязняющих) веществ в водном объекте и последующего их влияния на использование водного объекта для водоснабжения, рекреации и иных целей водопользования;
-по мероприятиям по предупреждению распространения загрязнения на другие участки водного объекта или на другие водные объекты;
-по сбору, удалению, утилизации вредных (загрязняющих) веществ, нефти, нефтесодержащих веществ, отходов производства и потребления, фильтрующего материала и иных материалов, использованных при ликвидации последствий нарушения водного законодательства;
-по мероприятиям по предотвращению попадания в водный объект вредных (загрязняющих) веществ и отходов с водосборной площади; очистка донных отложений водного объекта от вредных (загрязняющих) веществ;
-по мероприятиям по очистке и восстановлению водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов.
Мотивированное представление о возмещении установленного размера вреда N 02-13/8265 от 25.11.2021 согласно полученному отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80098666378331 было получено ОАО "РЖД" не 03.02.2022, а 01.12.2021 на шестой день после отправки письма (в тексте искового заявления допущена опечатка по дате получения письма).
Как было указано выше, на момент составления расчета размера вреда и после получения ОАО "РЖД" мотивированного представления о возмещении установленного размера вреда N 02-13/8265 от 25.11.2021 по почте России 01.12.2021 года, информации от ОАО "РЖД" о фактических затратах на восстановление нарушенного состояния водного объекта, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ у Управления отсутствовали, а также информации об устранении загрязнения водных объектов от ОАО "РЖД" не поступало.
Размер вреда, причиненный водным объектам р. Алеур и ручью без названия N 2 составлен в соответствии с методикой.
Согласно п. 10 Методики исчисление размера вреда, причиненного водному объекту, осуществляется независимо от того, проводятся мероприятия по устранению нарушения и его последствий непосредственно вслед за фактом нарушения или будут проводиться в дальнейшем в соответствии с программами по использованию, восстановлению и охране водных объектов, а также программами социально-экономического развития регионов.
По факту загрязнения земельного участка нефтепродуктами в результате аварийного сброса нефтепродуктов Управлением составлен другой расчет размера вреда, причиненного почвам, который в настоящее время находится на согласовании в Центральном аппарате Росприроднадзора.
В данном случае размер вреда, причиненного водным объектам, рассчитан 07.08.2022 - на день когда по результатам проб природной воды, в период отбора проб воды зафиксированы факты загрязнения поверхностных вод участков реки Алеур и ручья без названия N 2 в районе железнодорожной аварии в 6,5 км юго-западнее ст. Бушулей Чернышевского района Забайкальского края.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы, сводятся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с оценкой судом доказательств.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, апелляционная жалоба по изложенным в ней основаниям удовлетворению не подлежит.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи, с чем отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 20 декабря 2022 года по делу N А40-223300/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.И. Проценко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-223300/2022
Истец: ЗАБАЙКАЛЬСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"