г. Хабаровск |
|
27 марта 2023 г. |
А16-2344/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 марта 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Тищенко А.П., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от Мэрии города муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области: Вищикус М.М. представителя по доверенности от 23.01.2023, сроком по 31.12.2023 (представлены паспорт, диплом о высшем юридическом образовании);
от Министерства финансов Российской Федерации: представитель не явился;
от Правительства Еврейской автономной области: представитель не явился;
от Министерства просвещения Российской Федерации: представитель не явился;
от Департамента образования Правительства Еврейской автономной области: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Мэрии города муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области
на решение от 29.12.2022
по делу N А16-2344/2020
Арбитражного суда Еврейской автономной области
по заявлению Мэрии города муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области (ОГРН 1057900040912, ИНН 7901525782)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации,
Еврейской автономной области в лице Правительства Еврейской автономной области (ОГРН 1027900512606, ИНН 7900001056)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Российская Федерация в лице Министерства просвещения Российской Федерации, Департамент образования Правительства Еврейской автономной области
о взыскании 13573912,36 руб. (с учетом уточнения)
УСТАНОВИЛ:
Мэрия города муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области (далее - Мэрия) обратилась в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 13573912,36 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, привлечено Правительство Еврейской автономной области.
Решением суда от 24.02.2021, оставленным без изменения Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2021, иск удовлетворен в полном объеме.
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.07.2021 вышеуказанные судебные акты отменены дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Еврейской автономной области.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечен Департамент образования Правительства Еврейской автономной области.
Определением от 15.02.2022 суд: заменил ответчика Министерство финансов Российской Федерации на Министерство просвещения Российской Федерации (далее - Министерство просвещения); привлек к участию в деле в качестве соответчика Правительство Еврейской автономной области; привлек в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчиков Министерство финансов Российской Федерации.
Определением от 12.10.2022 суд изменил статус: ответчика Министерства просвещения Российской Федерации на третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора; третьего лица Министерство финансов Российской Федерации на ответчика.
Решением суда от 29.12.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Мэрия обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования Мэрии города муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области в полном объеме.
Заявитель жалобы, в том числе утверждает следующее: сумма 13573912,36 руб. составляет размер убытков, которые истец понес при исполнении требований статьи 79 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ, Закон об образовании); для обучения детей с ограниченными способностями здоровья, создаются специальные условия для получения ими образования; во время подачи иска действовала редакция закона, согласно которой обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем, иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием; в законе не указан источник финансирования бесплатного двухразового питания, однако все равны и обучающиеся дети с ОВЗ, не проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не должны страдать из-за того, что ни государством, ни субъектом, не определен порядок и источник финансирования; Министерство просвещения Российской Федерации в своем письме "О направлении информации" от 09.09.2020 N ГД - 1425/09 разъясняет что, согласно законодательству учредитель должен обеспечить (снабдить в нужном количестве) обучающихся по образовательным программам начального общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях бесплатным горячим питанием не менее одного раза в день, предусматривающим наличие горячего блюда, не считая горячего напитка, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, предусмотренных законодательством Российской Федерации (статья 37 пункт 2.1. Закона об образовании), и организовать для обучающихся образовательных учреждений двухразовое горячее питание; дети с ОВЗ - это специальная категория лиц, питание которых не совпадает с питанием большинства обучающихся, это одна из мер социальной поддержки и стимулирования данной категории обучающихся; государство позаботилось о детях с ОВЗ определив социальные гарантии, но не определило источник финансирования, в связи с чем, муниципальное образование в лице мэрии города, исполняя закон, без надлежащего финансирования, не нарушило права и социальные гарантии детей с ОВЗ, понесся при этом финансовые расходы и убытки.
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, Министерство финансов Российской Федерации отклоняет доводы такой жалобы, просит оставить ее без удовлетворения, решение суда - без изменения.
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, Министерство просвещения отклоняет доводы такой жалобы, просит оставить ее без удовлетворения, решение суда - без изменения, также просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Представители Министерства финансов Российской Федерации, Правительства Еврейской автономной области, Министерства просвещения Российской Федерации, Департамента образования Правительства Еврейской автономной области, извещенных надлежащим образом о времени месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие указанных выше лиц в силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представитель заявителя жалобы в судебном заседании поддерживает ее доводы в полном объеме, просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
Заслушав представителя лица, участвующего в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, в общеобразовательных школах города Биробиджана в период с 01.04.2019 по 31.05.2020 обучалось от 356 до 370 детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
При этом, из бюджета муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области Мэрией на питание таких детей затрачено 13711022,59 руб.
Посчитав указанную сумму своими убытками, Мэрия обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно пунктам "е", "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", действующего в рассматриваемый период (далее - Закон N 184-ФЗ) установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).
Как указано в пункте 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) организация предоставления названного в подпункте 13 пункта 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ образования (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Согласно части 1 и 2 статьи 63.1 Закона N 131-ФЗ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются субсидии местным бюджетам, а также могут предоставляться в случаях и порядке, установленных нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации, иные межбюджетные трансферты из бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Специальным законом, регулирующим общественные отношения, возникающие в сфере образования и устанавливающим правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяющим правовое положение участников отношений в сфере образования, является Федеральный закон N 273-ФЗ в силу части 1 статьи 8 которого определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, содержание которой аналогично положениям подпункта 13 пункта 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ.
Кроме того в соответствии с частью 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право на дополнительное финансовое обеспечение мероприятий в том числе по организации питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам.
Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования установлены частью 1 статьи 9 Федерального закона N 273-ФЗ к ним относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (п. 1); создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций (п. 4).
При этом специальные нормы, регулирующие вопросы организации питания и обеспечения питанием лиц, обучающихся в образовательных организациях, и определяющие полномочия соответствующих органов по данным вопросам, содержатся в статье 37 Федерального закона N 273-ФЗ, согласно частям 1 и 4 которой организация питания обучающихся, возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность; обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.
Также согласно пункту 2 части 2 статьи 34 Федерального закона N 273-ФЗ обучающиеся питанием обеспечиваются в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В пункте 7 этой же части закреплено право предоставления иных мер социальной поддержки, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами.
На основании части 7 статьи 79 Федерального закона N 273-ФЗ обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем; иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
Вместе с тем, источник финансирования обеспечения питания указанных иных обучающихся с ограниченными возможностями здоровья не определен.
Положениями статьи 37 Федерального закона N 273-ФЗ полномочия по организации питания возложены на образовательные учреждения, следовательно, вопросы организации питания в муниципальных образовательных учреждениях, учредителями которых являются органы местного самоуправления, относятся к вопросам местного значения.
Таким образом, суд правомерно пришел к выводу о том, что вопросы организации питания в муниципальных образовательных учреждениях, учредителями которых являются органы местного самоуправления, относятся к вопросам местного значения, решение которых возложено на Мэрию.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы выводы суда не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Судебный акт принят судом первой инстанции при правильном применении норм материального и процессуального права, с выяснением всех обстоятельств дела и оценкой доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены обжалуемого судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 29 декабря 2022 года по делу N А16-2344/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-2344/2020
Истец: Мэрия города Муниципального Образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации
Третье лицо: Еврейская автономная область в лице правительства Еврейской автономной области, Комитет образования Еврейской автономной области, Управление федерального казначейства по Еврейской автономной области
Хронология рассмотрения дела:
27.03.2023 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-693/2023
29.12.2022 Решение Арбитражного суда Еврейской автономной области N А16-2344/20
29.07.2021 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3459/2021
29.04.2021 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1644/2021
24.02.2021 Решение Арбитражного суда Еврейской автономной области N А16-2344/20