г. Киров |
|
27 марта 2023 г. |
Дело N А29-12433/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 марта 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой С.С.,
судей Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Подлевских А.Г.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 14.12.2022 по делу N А29-12433/2021,
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" (ОГРН 1047855175785; ИНН 7802312751)
к администрации муниципального образования городского округа "Ухта" (ОГРН 1021100735810; ИНН 1102024570),
при участии в деле в качестве заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Вологодские земельные ресурсы" (ИНН 3525135765, ОГРН 1043500045710),
и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ИНН 1101160027, ОГРН 1171101008297),
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Северо-Запад" (далее - заявитель, ПАО "Россети Северо-Запад") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации муниципального образования городского округа "Ухта" (далее - ответчик, Администрация) о признании недействительным отказа в установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков, выраженного в письме от 26.08.2021 N 10-11-1481, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью "Вологодские земельные ресурсы" (далее - ООО "Вологодские земельные ресурсы"), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 14.12.2022 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "Россети Северо-Запад" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что наличие в составе земельных участков, испрашиваемых для установления публичного сервитута в обозначенных целях, земель лесного фонда влияет лишь на особенности последующего использования лесов в случае установления публичного сервитута, но не имеет правового значения для определения органа, уполномоченного на принятие соответствующего решения в форме правового акта, поскольку такой компетентный орган публичной власти определяется исключительно положениями статьи 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), имеющей в силу части 3 статьи 9, частей 2, 3 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), части 18 статьи 23 ЗК РФ специальный характер по отношению к пункту 4 части 1 статьи 83 ЛК РФ. Судом не дана правовая оценка обжалуемого ненормативного акта на соблюдение статьи 39.44 ЗК РФ, которая не содержит такое основание для отказа в установлении публичных сервитутов, как возможность получения разрешения на использование земель без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 (далее - Перечень N 1300). Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 13.02.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 14.02.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной статьи участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу опровергла доводы заявителя, указала на законность и обоснованность решения суда.
ООО "Вологодские земельные ресурсы" и Министерство отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Участвующие в деле лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 06.08.2021 ПАО "Россети Северо-Запад" обратилось в Администрацию с ходатайствами об установлении публичного сервитута на земельные участки с целью эксплуатации объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих обществу на праве собственности.
Результаты рассмотрения поданных ходатайств Администрация отразила в письме N 10-11-1481 от 26.08.2021, в котором отказала ПАО "Россети Северо-Запад" в установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков.
Считая изложенный в письме ответчика N 10-11-1481 от 26.08.2021 отказ незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Суд первой инстанции принял решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Согласно статье 274 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
В силу пункта 1 статьи 23 ЗК РФ сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.
Согласно статье 39.23 ЗК РФ соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, и, в частности, в следующих случаях:
1) размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка;
2) проведение изыскательских работ;
3) ведение работ, связанных с пользованием недрами.
Статьей 39.37 ЗК РФ установлено, что в порядке, предусмотренном настоящей главой, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в целях строительства, реконструкции, эксплуатации, капитального ремонта объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения) (пункт 1).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.39 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 ЗК РФ, на основании ходатайства об установлении публичного сервитута.
Установление публичного сервитута осуществляется независимо от формы собственности на земельный участок (пункт 4 статьи 39.39 ЗК РФ).
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что часть испрашиваемых сервитутов проходит в границах земельных участков с кадастровыми номерами 11:20:0501001:331, 11:20:0501001:336, 11:20:0501001:343, 11:20:0501001:356, 11:20:0201001:3433, 11:20:0201001:3558, 11:20:0201001:3431, 11:20:0401001:2324, 11:20:0401001:2325, 11:20:0501001:328, 11:20:0501001:330, 11:20:0501001:349, 11:20:0501001:337, 11:20:,0201001:3481, 11:20:0201001:3819, 11:20:0201001:3569, 11:20:0201001:3570; 11:20:0201001:3411, 11:20:0201001:3413, которые относятся к землям лесного фонда, собственником которого является Российская Федерация.
Согласно статье 3 ЗК РФ к отношениям по использованию и охране лесов применяется соответственно лесное законодательство, специальные федеральные законы.
К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.
Категории земель в Российской Федерации по целевому назначению определены в пункте 1 статьи 7 ЗК РФ и включают в себя, в числе прочего земли лесного фонда.
Земли лесного фонда входят в состав земель Российской Федерации и находятся в федеральной собственности (подпункт 5 пункта 1 статьи 7 ЗК РФ и часть 1 статьи 8 ЛК РФ).
Земли, указанные в пункте 1 статьи 7 ЗК РФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).
В силу статьи 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством. Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется ЗК РФ и лесным законодательством.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 21 ЛК РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются при использовании лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов.
На основании части 3 статьи 45 ЛК РФ лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 ЛК РФ, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
В соответствии с частью 3 статьи 9 ЛК РФ установление и прекращение публичного сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЗК РФ.
Статья 39.38 ЗК РФ определяет круг федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных на установление публичного сервитута, в зависимости от категорий объектов: федерального, регионального или местного значения, для размещения которых необходим публичный сервитут. При этом нормы названной статьи ЗК РФ не устанавливают категории земель, к которым относятся земельные участки, обременяемые публичным сервитутом, в целях размещения на них тех или иных объектов федерального, регионального или местного значения. Между тем по смыслу положений главы V.7 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается в отношении земельных участков и (или) земель, а не в отношении размещаемых на них объектов. В этой связи при решении вопроса о наличии у тех или иных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления полномочий по установлению публичного сервитута необходимо учитывать наличие у них полномочий по управлению земельными участками, отнесенными к определенным категориям земель, в отношении которых испрашивается публичный сервитут.
В силу части 1 статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Следовательно, вопросы управления лесными участками и распоряжения ими находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
По смыслу нормы пункта 4 части 1 статьи 83 ЛК РФ полномочия Российской Федерации по установлению публичных сервитутов в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Соответственно, органами, уполномоченными на установление публичных сервитутов в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда в пределах территории определенного субъекта Российской Федерации, являются компетентные органы исполнительной власти соответствующего субъекта.
В соответствии с частью 1 статьи 84 ЗК РФ органы местного самоуправления наделены поименованными в данной статье полномочиями в области лесных отношений в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Закон Республики Коми от 27.12.2006 N 136-РЗ "О регулировании лесных отношений на территории Республики Коми" (далее - Закон N136-РЗ) определяет полномочия органов государственной власти Республики Коми в области лесных отношений на территории Республики Коми.
Частью 2 статьи 4 Закона N 136-РЗ предусмотрено, что полномочия Правительства Республики Коми в области лесных отношений на территории Республики Коми осуществляются Правительством Республики Коми самостоятельно или уполномоченным им органом исполнительной власти Республики Коми.
Подпунктом 19 пункта 10.15 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 24.08.2017 N 452, закреплены полномочия Министерства в области лесных отношений по заключению соглашений об установлении сервитутов, публичных сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда.
Исходя из приведенных выше нормативных положений, в отношении земельных участков, относящихся к землям лесного фонда, уполномоченным органом по решению вопроса об установлении публичного сервитута является Министерство. Следовательно, отказ Администрации в установлении публичного сервитута не противоречит закону.
Доводы заявителя об обратном подлежат отклонению, поскольку, учитывая вышеизложенное, основаны на ошибочном толковании положений ЗК РФ и ЛК РФ применительно к фактическим обстоятельствам настоящего дела.
В отношении остальных земельных участков судом первой инстанции правомерно учтено следующее.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ в случаях размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В Перечень N 1300 включены линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 5).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 N 1816 "Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" получение разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ включительно, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов.
В рассматриваемом случае заявителю земельные участки необходимы для эксплуатации объектов, указанных в пункте 5 Перечня N 1300, что подпадает под случаи использования земель без предоставления земельных участков, установления сервитута, публичного сервитута, указанные в подпункте 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ.
Федеральный законодатель, принимая во внимание многообразие видов сооружений, их функциональные и технические характеристики, предусмотрел возможность эксплуатации ряда сооружений без предоставления находящихся в публичной собственности земельных участков и установления сервитутов, то есть без оформления прав собственников (владельцев) таких сооружений на эти участки.
Указанные нормы направлены на обеспечение баланса частных и публичных интересов, а также - на защиту прав лица, не являющегося собственником земельного участка и нуждающегося в ограниченном использовании этого участка.
Такой правовой подход следует из определений Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2016 N 1874-О, от 26.03.2019 N 722-О, от 25.06.2019 N 1630-О.
Поскольку условием установления сервитута является невозможность обеспечения нужд собственника, связанных с использованием принадлежащего ему имущества, без установления сервитута, а в рассматриваемом случае такая возможность имеется (глава V.6 ЗК РФ), то суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый заявителем отказ в установлении публичных сервитутов является законным и прав заявителя не нарушает.
Самостоятельное избрание заявителем вида права на земельные участка не означает возникновение у Администрации обязанности по установлению публичного сервитута (определения Верховного Суда Российской Федерации от 19.04.2021 N 301-ЭС21-4123 и от 11.01.2022 N 304-ЭС21-26094).
Отсутствие в письме Администрации N 10-11-1481 от 26.08.2021 такого основания для отказа в установлении публичных сервитутов, как возможность получения разрешения на использование земель без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании Перечня N 1300, не свидетельствует о незаконности такого отказа.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении требований.
Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, обжалуемое решение Арбитражного суда Республики Коми следует оставить без изменения, жалобу заявителя - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 14.12.2022 по делу N А29-12433/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
С.С. Волкова |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-12433/2021
Истец: ПАО "Россети Северо-Запад"
Ответчик: Администрация Муниципального Образования Городского Округа "Ухта"
Третье лицо: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, ООО Вологодские земельные ресурсы, ФГБУ Филиал "ФКП Росреестра" по Республике Коми