г. Санкт-Петербург |
|
27 марта 2023 г. |
Дело N А21-10601/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 марта 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Згурской М.Л., Титовой М.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Кроликовой Д.С.
при участии:
от истца (заявителя): Титов В.Н. по доверенности от 09.01.2023
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2566/2023) ГУ - Калининградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.12.2022 по делу N А21-10601/2022 (судья Юшкарёв И.Ю.), принятое
по заявлению Министерства здравоохранения Калининградской области
к ГУ - Калининградскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Министерство здравоохранения Калининградской области, адрес: 236035, г. Калининград, ул. Д. Донского, дом 7А, а/я 5210, ОГРН 1053900190387 (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, адрес: 236022, г. Калининград, ул. Чайковского, дом 11, ОГРН 1023900586423 (далее - Фонд) о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения от 04.07.2022 N 39002280001835.
Решением суда от 12.12.2022 заявление Министерства удовлетворено.
В апелляционной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, установленный Горбуновой Е.А. режим работы, предусматривающий сокращение рабочего времени на 1 час., с выплатой заработной платы пропорционально отработанному времени, не позволяет рассматривать получаемое ею ежемесячное пособие по уходу за ребенком, как компенсацию утраченного заработка.
В судебном заседании представитель Министерства доводы, приведенные в апелляционной жалобе Фонда, отклонил и просит оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Фонд, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, представителя в судебное заседание не направил, что не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствии.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Фондом в отношении Министерства была проведена выездная проверка полноты и достоверности, представляемых страхователем или застрахованным лицом сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения страхователя за период с 01.01.2019 по 31.03.2022, по результатам которой, составлен Акт от 30.05.2022 N 39002280001833.
Рассмотрев материалы проверки, Фондом 04.07.2022 было вынесено решение N 39002280001835, в соответствии с которым, Министерству предложено возместить расходы, излишне понесенные региональным отделением в связи с предоставлением страхователем недостоверных сведений и (или) документов, влияющих на получение застрахованным лицом страхового обеспечения, на начисление размера страхового обеспечения в сумме 72 653,56 руб.
Как установлено Фондом в ходе проверки, застрахованное лицо Горбунова Е.А. принята 18.04.2017 в Министерство на основное место работы на должность ведущего консультанта юридического отдела департамента финансово-экономической и юридической работы (служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Калининградской области и замещении должности государственной гражданской службы от 18.04.2017 б/н, приказ о назначении от 18.04.2017 N 112-л/с).
На основании личного заявления и согласно приказу организации от 04.10.2019 N 1331-л/с застрахованному лицу Горбуновой Е.А. предоставлен отпуск по уходу за ребенком (Горбуновой СМ., 19.06.2019 г.р.) с 09.10.2019 по 19.12.2020.
На основании личного заявления и согласно приказу организации от 27.05.2020 N 603-л/с Горбунова Е.А. в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком приступила к работе на условиях неполного рабочего времени (0,875 ставки / 7 ч.), с 01.06.2020 ей установлен режим работы: пятидневная рабочая неделя с понедельника по пятницу с 9.00 до 17.00 ч., перерыв на обед с 13.00 ч. до 14.00 ч., выходные дни суббота и воскресенье, продолжительность ежедневной работы 7 ч., 35 ч. в неделю.
Кроме того, на основании личного заявления и в соответствии со ст. 258 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) Горбуновой Е.А. предоставлены перерывы для кормления ребенка (до достижения им возраста полутора лет), продолжительность которых, составляет 1 ч. Установленные ч. 1 ст. 258 ТК РФ перерывы для кормления детей предоставляются работающим женщинам в обязательном порядке, включаются в рабочее время и подлежат оплате в размере среднего заработка.
Осуществление Горбуновой Е.А. трудовой деятельности в соответствии с установленным режимом работы подтверждается табелями учета рабочего времени.
На основании приказа организации от 02.10.2020 N 1178-л/с Горбунова Е.А. приступила к исполнению должностных обязанностей в режиме полного рабочего дня с 07.10.2020. При этом, по мнению Фонда, установленный Горбуновой Е.А. режим работы, предусматривающий сокращение рабочего времени на 1 ч., с выплатой заработной платы пропорционально отработанному времени, не позволяет рассматривать получаемое ею ежемесячное пособие по уходу за ребенком как компенсацию утраченного заработка, т.к. размер пособия 17 325,08 руб. в месяц не соизмерим с утратой заработка за 1 ч. сокращенного рабочего времени. В данном случае значительная часть рабочего времени работника посвящена трудовой деятельности, а не осуществлению ухода за ребенком, при котором происходит утрата заработка в сравнении с обычными условиями труда.
Считая данное решение Фонда недействительным, Министерство обжаловало его в судебном порядке.
Суд первой инстанции заявление Министерства удовлетворил.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела и оценив доводы жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства.
В соответствии с частью 2 указанной статьи, лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с указанным Законом, являются застрахованными лицами.
Подпунктом 8 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) определено, что одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (пункт 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ).
С 2011 года на территории Российской Федерации реализуется пилотный проект, направленный на осуществление страховых выплат по обязательному социальному страхованию застрахованным лицам непосредственно территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах застрахованным лицам пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, а также оплаты отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (далее - Положение).
Выплата пособия застрахованному лицу осуществляется территориальным органом ФСС РФ путем перечисления суммы пособия на банковский счет, указанный в заявлении, или через организацию федеральной почтовой связи, иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя). По страховым случаям, по которым страхователь не произвел назначения и выплату пособия до перехода на назначение и выплату пособий территориальными органами ФСС РФ в соответствии с этим положением, назначение и выплата пособий осуществляется территориальными органами Фонда в соответствии с данным положением (пункты 9 и 10 Положения).
В силу пункта 9.1 Положения суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, излишне выплаченные застрахованному лицу, могут быть с него взысканы в случаях и порядке, которые предусмотрены частью 4 статьи 15 Закона N 255-ФЗ, в случае счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи).
За непредставление (за несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера, страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 16 Положения).
Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом, в случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ).
В данном случае, установив, что рабочий день Горбуновой Е.А. был сокращен на 1 час в день, Фонд пришел к выводу, что данное сокращение рабочего времени не может расцениваться как мера, необходимая для продолжения осуществления ухода за ребенком, повлекшая утрату заработка.
Из общих положений Закона N 165-ФЗ следует, что страховое обеспечение в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется в связи с таким социальным страховым риском, как утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода при наступлении страхового случая, а именно при осуществлении ухода за ребенком в возрасте до полутора лет.
Условия, размеры и порядок обеспечения этим пособием определяются Законом N 255-ФЗ, закрепляющими право на получение матерью ребенка либо его отцом, другим родственником, опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, предоставленном на основании статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
То есть ежемесячное пособие выплачивается именно тому родителю, который фактически осуществляет уход за ребенком и не может заниматься трудовой деятельностью.
По заявлению женщины или лиц, указанных в части второй статьи 256 ТК РФ, во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию.
Максимальная продолжительность рабочего времени для работника, желающего выйти на работу и продолжающего находиться в отпуске по уходу за ребенком, законодательством об обязательном социальном страховании не регламентирована. Такое время в соответствии со статьей 93 ТК РФ устанавливается по соглашению сторон трудового договора в каждом конкретном случае.
При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ.
Между тем указанная гарантия, установленная статьей 256 ТК РФ, предусмотрена для родителей, которые реально могут работать и одновременно осуществлять уход за ребенком.
В связи с чем, что право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют лица, фактически осуществляющие уход за ним, сохранение за работником права на пособие по уходу за ребенком в случае его работы на условиях неполного рабочего времени предполагает, что у него остается достаточно свободного от работы времени для осуществления такого ухода.
Именно в целях защиты интересов лиц, совмещающих уход за ребенком с работой в режиме неполного рабочего времени, частью 2 статьи 11.1 Закона N 255-ФЗ предусмотрена возможность сохранения за ними права на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком при условии, что они находятся в отпуске по уходу за ребенком, работают на условиях неполного рабочего времени и продолжают осуществлять уход за ребенком.
Выплачиваемое в этом случае пособие по уходу за ребенком имеет своей целью компенсацию заработка, утраченного из-за неполного рабочего времени, сокращение которого вызвано необходимостью в оставшееся рабочее время продолжать уход за ребенком.
В Определении от 28.02.2017 N 329-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что названная норма является исключением из общего правила, согласно которому право застрахованного лица на получение ежемесячного пособия связано с наступлением такого страхового случая, как уход за ребенком в возрасте до полутора лет, который подтверждается предоставлением указанному лицу соответствующего отпуска. Поэтому при решении вопроса о наличии оснований для продолжения выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком, следует исходить из оценки страхователем и страховщиком обстоятельств страхового случая, характеризующих объем реализации социального страхового риска.
В рассматриваемом случае судом установлено сокращение рабочего времени Горбуновой Е.А на 1 час в день.
В силу положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания того обстоятельства, что сокращение рабочего времени на определенный период являлся лишь формальным основанием для выплаты пособия и необоснованного его возмещения за счет страховщика, возложено на Фонд.
Законодателем не установлен минимальный предел сокращения продолжительности рабочего времени с целью социальных выплат по условиям страхового случая либо ограничения в выплатах пособия по уходу за ребенком или возможность перерасчета страховщиком размера указанного пособия в зависимости от продолжительности рабочего времени застрахованного лица.
Действительно, размер ежемесячного пособия, предусмотренный частью 1 статьи 11.2 Закона N 255-ФЗ, для лиц, указанных в части 2 статьи 11.1 названного Закона, подлежит полной выплате и не может быть уменьшен в зависимости от сокращения продолжительности рабочего времени застрахованного лица, а также не может быть изменен пропорционально утраченному им заработку в связи с уходом за ребенком.
В рассматриваемом случае, Фондом не представлено доказательств того, что Горбунова Е.А. при наличии правовых оснований на получение пособия фактически не осуществляла в спорный период уход за своим малолетним ребенком, а также, что в ее семье не были созданы условия для гармоничного сочетания профессиональных и семейных обязанностей с тем, чтобы родители ребенка с учетом графика работы и характера трудовых отношений с работодателем в достаточной мере посвящали большую часть свободного времени при сокращенном рабочем дне уходу за малолетним ребенком.
Ссылки Фонда на то, что сокращение работникам рабочего времени на 1 час в день не может расцениваться как мера, позволяющая продолжать уход за ребенком, повлекшая утрату заработка, и на то, что в данном случае пособие не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного стимулирования, носят исключительно предположительный характер и надлежащим образом не доказаны.
Сам по себе факт сокращения рабочего времени застрахованному лицу не может свидетельствовать о злоупотреблении правом на получение пособия по уходу за ребенком.
Суд апелляционной инстанции считает недоказанным Фондом того, что утрата Горбуновой Е.А. части заработка в связи с сокращением рабочего времени для ухода за ребенком была минимальна в такой степени, что выплата спорного пособия перестала для нее являться компенсацией утраченного заработка, а приобрела характер дополнительного материального стимулирования, возмещаемого за счет средств ФСС России.
Учитывая, что дело рассмотрено судом полно и всесторонне, нарушений норм материального права и норм процессуального права не допущено, суд апелляционной инстанции считает жалобу Фонда не подлежащей удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.12.2022 по делу N А21-10601/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-10601/2022
Истец: Министерство здравоохранения Калининградской области
Ответчик: ГУ Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации