г. Москва |
|
27 марта 2023 г. |
Дело N А40-245706/22 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А. Титовой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
АО "КОМПОЗИТ" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.01.2023, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А40-245706/22,
по иску истец: ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ ПО КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "РОСКОСМОС" (129110, ГОРОД МОСКВА, ЩЕПКИНА УЛИЦА, ДОМ 42, СТРОЕНИЕ 1, 2, ОГРН: 1157700012502, Дата присвоения ОГРН: 06.08.2015, ИНН: 7702388027, КПП: 770201001) ответчик: АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "КОМПОЗИТ" (141070, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, КОРОЛЁВ ГОРОД, ПИОНЕРСКАЯ УЛИЦА, 4, ОГРН: 1025002043813, Дата присвоения ОГРН: 11.12.2002, ИНН: 5018078448, КПП: 501801001) о взыскании денежной суммы в размере 100 000 руб. 00 коп,
УСТАНОВИЛ:
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ ПО КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "РОСКОСМОС" (далее - истец) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "КОМПОЗИТ" (далее - ответчик) о взыскании штрафа в размере 100 000 рублей по государственному контракту от 25.01.2021 N 836-К404/21/5.
Определением от 16 ноября 2022 года исковое заявление ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ ПО КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "РОСКОСМОС" принято к производству суда для рассмотрения в порядке упрощенного производства, по правилам главы 29 АПК РФ.
Резолютивная часть решения в порядке п. 1 ст. 229 АПК РФ по делу N А40-245706/22-27-1694 изготовлена 10 января 2023 года и размещена на сайте суда.
По телекоммуникационным каналам связям от истца поступило заявление о составлении мотивированного решения.
В порядке ч. 2 ст. 229 АПК РФ судом первой инстанции 20.01.2023 составлено мотивированное решение, которым с АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "КОМПОЗИТ" (141070, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, КОРОЛЁВ ГОРОД, ПИОНЕРСКАЯ УЛИЦА, 4, ОГРН: 1025002043813, Дата присвоения ОГРН: 11.12.2002, ИНН: 5018078448, КПП: 501801001) в пользу ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ ПО КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "РОСКОСМОС" (129110, ГОРОД МОСКВА, ЩЕПКИНА УЛИЦА, ДОМ 42, СТРОЕНИЕ 1, 2, ОГРН: 1157700012502, Дата присвоения ОГРН: 06.08.2015, ИНН: 7702388027, КПП: 770201001) взыскана штраф в размере 100 000 руб.
Взыскано с АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "КОМПОЗИТ" (141070, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, КОРОЛЁВ ГОРОД, ПИОНЕРСКАЯ УЛИЦА, 4, ОГРН: 1025002043813, Дата присвоения ОГРН: 11.12.2002, ИНН: 5018078448, КПП: 501801001) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 4 000 руб.
Не согласившись с вынесенным решением АО "КОМПОЗИТ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, между Госкорпорацией "Роскосмос" (далее - Истец, Заказчик) и АО "Композит" (далее - Ответчик, Головной исполнитель) был заключен государственный контракт от 25.01.2021 N 836-К404/21/5 (далее -государственный контракт), согласно которому Головной исполнитель по заданию Заказчика обязуется выполнить опытно-конструкторскую и передать полученные при выполнении работ результаты (в том числе опытные образцы новых изделий и документацию на них) в порядке и на условиях, предусмотренных государственным контрактом (пункт 1.1 государственного контракта).
В соответствии с пунктом 2.1 государственного контракта ОКР выполняется Головным исполнителем в полном соответствии с требованиями технического задания и дополнений N 1 - 2 к техническому заданию на ОКР (приложение N 1 к государственному контракту).
Согласно пункту 6.2.23 государственного контракта Головной исполнитель ежемесячно (до 10 числа месяца, следующего за отчетным) предоставляет Заказчику сведения о ходе исполнения государственного контракта, в том числе работ, выполняемых исполнителями.
В нарушение условий пункта 6.2.23 государственного контракта сведения о ходе исполнения государственного контракта к установленному сроку (до 10.02.2021) не представлены.
В связи с просрочкой исполнения Ответчиком обязательства по государственному контракту Истец в адрес Ответчика направил требование исх. от 30.05.2022 N ФО-5475 об уплате штрафа.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с положениями ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 ГК РФ).
В соответствии со ст. 702 Гражданского кодекса РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии со ст. 330 ГК РФ, неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки его исполнения. Неустойка является одним из способов обеспечения исполнения обязательств, средством возмещения потерь кредитора, вызванных нарушением должником своих обязательств, но не должна служить средством дополнительного обогащения кредитора за счет должника.
В соответствии с частью 6 статьи 34 от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств,
предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
На основании части 8 статьи 34 Закона N 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер штрафа определяется государственным контрактом в соответствии с Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042.
В соответствии с пунктом 8.3.5 государственного контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Головным исполнителем обязательства, предусмотренного государственным контрактом, которое не имеет стоимостного выражения устанавливается штраф в размере 100 000 (Сто тысяч) рублей 00 копеек.
Действующее гражданско-правовое регулирование института ответственности по общему правилу исходит из того, что лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство, несет ответственность при наличии вины (пункт 1 статьи 401 ГК РФ).
В абзаце 4 пункта 5 Постановления ВС РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" указано, что вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Соответствующих доказательств, свидетельствующих об отсутствии вины в просрочке исполнения обязательства, Ответчиком в материалы дела не представлено.
Поскольку в ходе рассмотрения настоящего спора просрочка исполнения ответчиком обязательств подтверждена материалами дела, суд пришел к выводу о том, что правовые основания для взыскания с ответчика неустойки имеются.
Размер штрафа на основании п. 8.3.5 государственного контракта составляет 100 000 руб.
Доводы ответчика отклоняются на основании следующего.
30 ноября 2020 года в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте ппр://2акирк1§оу.ги было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение опытно-конструкторской работы.
По результатам открытого конкурса в электронной форме победителем признано АО "Композит", как участник предложивший лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке которого был присвоен первый номер (протокол подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 13.01.2021 N 0995000000220000078-П2).
Государственный контракт сторонами подписывается в ЕИС электронными подписями.
АО "Композит", заключая государственный контракт, имело возможность заблаговременно ознакомиться с его условиями, а также в соответствии с частью 5 статьи 42 Закона N 44-ФЗ при наличии вопросов направить запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении открытого конкурса в электронной форме, на основании чего оценить возможность исполнения государственного контракта в соответствии с указанными в нем условиями.
Запросов от АО "Композит" о даче разъяснений относительно условий государственного контракта, о порядке и сроках исполнения обязательств, в том числе по предоставлению Заказчику сведений в соответствии с пунктом 6.2.23 государственного контракта, не поступало.
Согласно части 8 статьи 83.2 Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) (в редакции на дату проведения закупки) с момента размещения в единой информационной системе подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.
19.01.2021 государственный контракт подписан представителем АО "Композит".
При подписании государственного контракта Ответчик принял и признал подлежащими исполнению определенные в нем условия.
25.01.2021 государственный контракт подписан представителем Госкорпорации "Роскосмос" и в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте размещена запись о заключенном государственном контракте.
Сведения, размещаемые в ЕИС, находятся у сторон государственного контракта в электронном виде в беспрепятственном доступе.
Ответчик, являясь участником закупки и профессиональным участником закупочной деятельности, заинтересованным в надлежащем исполнении заключенного государственного контракта, обладал всей необходимой информацией по состоянию 25.01.2021 и знал, что государственный контракт заключен 25.01.2021.
Проявляя должную осмотрительность, Заказчик письмом исх. от 27.01.2021 N 80-1813 принял меры к дополнительному информированию Головного исполнителя о размещенных в ЕИС сведениях о заключенном на электронной площадке государственном контракте.
Учитывая изложенное, довод Ответчика, что он узнал о заключении государственного контракта на выполнение опытно-конструкторской работы только 28.01.2022, не соответствует фактическим обстоятельствам и не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора, поскольку письмо Заказчика дублирует сведения, размещаемые в ЕИС, находящиеся в электронном беспрепятственном доступе у сторон государственного контракта.
В соответствии с пунктом 1.5 государственного контракта срок начала выполнения работ по государственному контракту устанавливается с даты заключения государственного контракта, то есть с 25.01.2021.
В соответствии с пунктом 3.2 государственного контракта цена государственного контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения. Согласно Обоснованию начальной (максимальной) цены государственного контракта расчеты по государственному контракту (этапу 1) производятся с даты заключения государственного контракта (страница 2 Обоснования).
Соответственно оплате подлежат работы с момента их начала выполнения (даты заключения государственного контракта) - 25.01.2021.
Срок окончания исполнения государственного контракта - 15.11.2024, государственный контракт действует до полного исполнения сторонами обязательств по государственному контракту (пункты 1.5 и 11.6).
В соответствии с законодательством Российской Федерации Государственный заказчик осуществляет контроль исполнения государственного контракта и применение мер ответственности к головному исполнителю за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств (подпункт 3 части 1 статьи 94, часть 1 статьи 101 Закона N 44-ФЗ, пункт 13 статьи 7 Закона N 275-ФЗ).
Согласно пункту 5.1.5 государственного контракта заказчик осуществляет контроль за ходом выполняемых работ, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность Головного исполнителя.
Осуществление указанного контроля позволяют обеспечить представляемые Головными исполнителями по условиям государственных контрактов сведения о ходе исполнения государственного контракта.
В прямой связи с вышеуказанными положениями состоят требования пункта 6.2.23 государственного контракта, предусматривающие обязанность Головного исполнителя предоставлять сведения о ходе исполнения государственного контракта ежемесячно (до 10 числа месяца, следующего за отчетным).
Статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.
Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если означенные правила не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон.
Согласно вышеуказанной норме при толковании условий договора должно приниматься во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.
Если буквальное значение условия договора оказывается неясным, то его значение устанавливается путем сопоставления этого условия с другими условиями договора и смыслом договора в целом - логическое толкование договора.
Из буквального толкования условий государственного контракта (пункты 1.5, 3.1 и 6.2.23) следует, что сведения о ходе исполнения государственного контракта должны предоставляться Головным исполнителем за весь период выполнения работ по государственному контакту с момента начала их выполнения, то есть с 25.01.2021.
Ежемесячное предоставление сведений должно приниматься как периодичность их предоставления, то есть 1 раз месяц к установленному сроку.
Таким образом, за "истекший" месяц январь 2021 года сведения в соответствии с пунктом 6.2.23 о ходе выполнения работ начиная с 25.01.2021 по 31.01.2021 Головной исполнитель обязан предоставить в срок до 10.02.2021.
В установленный срок обязательства, определенные пунктом 6.2.23 государственного контракта, Головным исполнителем не выполнены, сведения о ходе исполнения государственного контракта к установленному сроку (до 10.02.2021) не предоставлены.
Исполнение государственного контракта предполагает своевременное выполнение его сторонами взятых на себя обязательств, являющееся одной из ключевых обязанностей сторон.
На основании пункта 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного контракта стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и государственным контрактом (пункт 8.1).
Таким образом, штраф за ненадлежащее исполнение пункта 6.2.23 государственного контракта составляет 100 000 рублей.
Исходя из принципа осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе (статья 1 ГК РФ) неустойка может быть снижена судом на основании статьи 333 Кодекса только при наличии соответствующего заявления со стороны ответчика.
Заявление о применении ст. 333 ГК РФ и снижении размера неустойки ответчиком в рамках рассмотрения дела не сделано.
Доказательства того, что нарушение срока оплаты исполненных истцом обязательств по договору произошло вследствие непреодолимой силы или по вине истца, в материалы дела не представлены.
В рассматриваемом случае суд считает, что установленный предусмотренный договором размер неустойки соразмерен последствиям нарушенных обязательств, принимая во внимание размер задолженности и период просрочки.
Оснований для установления иного размера неустойки не усматривается.
В связи с изложенными обстоятельствами, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводам заявителя апелляционной жалобы судом первой инстанции дана соответствующая правовая оценка, оснований для переоценки которой у апелляционной коллегии не имеется.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам, и вопреки доводам жалобы, основаны на правильном применении судом норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, для отмены либо изменения принятого по делу решения.
Руководствуясь статьями 229, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271, статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.01.2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А.Титова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-245706/2022
Истец: ГК ПО КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "РОСКОСМОС"
Ответчик: АО "КОМПОЗИТ"