27 марта 2023 г. |
Дело N А85-195/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 марта 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: | |||
председательствующего судьи |
|
Ольшанской Н.А., |
|
судей |
|
Кравченко В.Е., |
|
|
|
Кузняковой С.Ю., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каримовым А.А.,
при участии в судебном заседании представителя:
от Общества с ограниченной ответственностью "Логистика Сервис" - Сапронов Александр Евгеньевич по доверенности от 17.03.2023 б/н,
в отсутствие надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания представителя Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики на решение Арбитражного суда Донецкой Народной Республики от 28.12.2022 по делу N А85-195/2022 (N5а/200/195/2022) по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Логистика Сервис" к Министерству доходов и сборов Донецкой Народной Республики об отмене решений,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Логистика Сервис" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Донецкой Народной Республики к Министерству доходов и сборов Донецкой Народной Республики (далее - Министерство) с заявлением об отмене решений Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики: об определении суммы денежного обязательства N 1088/599/14-03/50023014 от 05.07.2021 по налогу на прибыль с юридических лиц в размере 203 226 руб. в части определения денежного обязательства в размере 189 931 руб.; о применении штрафных (финансовых) санкций (штрафа) N 1089/599/14-03/50023014 от 05.07.2021 по налогу на прибыль с юридических лиц в размере 49 881,25 руб. в части применения штрафной (финансовой) санкции (штрафа) в размере 47 482,25 руб.; об определении суммы денежного обязательства N 1090/599/14-03/50023014 от 05.07.2021 относительно части прибыли (дохода) государственных унитарных предприятий и их объединений, изымаемой в Республиканский бюджет Донецкой Народной Республики в соответствии с действующим законодательством в размере 4 515 631 руб.; об определении суммы денежного обязательства N 1093/599/14-03/50023014 от 05.07.2021 по подоходному налогу с выплат по контрактам (договорам) в размере 85 434,99 руб.; о применении штрафных (финансовых) санкций (штрафа) N 1096/599/14-03/50023014 от 05.07.2021 по подоходному налогу в размере 9800,13 руб. в части применения штрафной (финансовой) санкции (штрафа) в размере 6687,98 руб.
Постановлением Верховного Суда Донецкой Народной Республики от 15.09.2022 по кассационной жалобе Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики были отменены, решение Арбитражного суда Донецкой Народной Республики от 19.04.2022 и постановление Апелляционной палаты Верховного Суда Донецкой Народной Республики от 21.06.2022, дело направлено в Арбитражный суд Донецкой Народной Республики на новое рассмотрение в ином составе суда.
Решением Арбитражного суда Донецкой Народной Республики от 28.12.2022 заявленные Обществом требования удовлетворены частично. Решение Министерства доходов и сборов Донецкой народной Республики N 1090/599/14-03-50023014 от 05.07.2021 об определении суммы денежного обязательства относительно части чистой прибыли (дохода) государственных унитарных предприятий и их объединений, изымаемой в Республиканский бюджет Донецкой Народной Республики в соответствии с действующим законодательством в размере 4 515 631 руб. признано недействительным. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, Министерство обратилось с апелляционной жалобой на него, в которой просит отменить состоявшийся судебный акт и отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что суд необоснованно оставил без внимания доводы о том, что Государственное предприятие "Логистический центр", которому принадлежит 25 % уставного капитала ООО "Логистика Сервис", является унитарным предприятием, учредителем которого является Министерство доходов и сборов Донецкой Народной Республики. Таким образом, Общество "Логистика Сервис" должно исчислять и уплачивать дивиденды ежемесячно в доход государства. Апеллянт полагает, что в ходе проведенной проверки Министерством доказан факты нарушения Обществом "Логика Сервис":
- подпунктов 124.4.3 пункта 124.4 статьи 124 Закона Донецкой Народной Республики "О налоговой системе" в части неисчисления и неуплаты дивидендов в доход государства за период с 01.01.2018 по 31.08.2018 в сумме 2 001 282 руб.;
- подпункта 77.9 статьи 77 Закона Донецкой Народной Республики "О налоговой системе" в части распределения чистой прибыли, чаще одного раза в квартал, не перечисления оставшихся 50 % прибыли в Республиканский бюджет Донецкой Народной Республики за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 в общей сумме 2 514 349 руб.
Таким образом, Министерство оспаривает решение суда в части удовлетворения требований Общества.
В представленном отзыве Общество изложило свои возражения по доводам апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание Министерство доходов и сборов Донецкой Народной Республики представителя не направил, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт отмене либо изменению не подлежит.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, Министерство в отношении Общества "Логистика Сервис" провело выездную проверку по вопросам правильности начисления и уплаты налогов, сборов, взносов и других обязательных платежей, соблюдения требований налогового и другого законодательства, контроль за соблюдением которого отнесен к компетенции органов доходов и сборов, а также иных действий, противоречащих интересам Республики, за период с 01.01.2018 по 31.12.2020. По результатам проверки составлен акт N 289/599/14-03-12/50023014 от 18.06.2021 (т. 1 л. д. 149-208).
В ходе проверки Министерством установлены ряд нарушений налогового законодательства, в том числе нарушение подпункта 124.4.3 пункта 124.4 статьи 124, подпункта 77.9 статьи 77 Закона "О налоговой системе" от N 99-1НС в части не исчисления и не уплаты дивидендов в доход государства, распределение чистой прибыли, чаще одного раза в квартал, оставшиеся 50% чистой прибыли после распределения не перечислено в Республиканский бюджет Донецкой Народной Республики в общей сумме 4 515 631 руб.:
- не исчислены и не уплачены дивиденды в доход государства в общей сумме 2 001 282 руб. за периоды: февраль 2018 года - в сумме 162 649 руб.; за март 2018 года в сумме 413 159 руб.; за апрель 2018 года в сумме 243 759 руб.; за май 2018 года в сумме 291 142 руб.; за июнь 2018 года в сумме 296 853 руб.; за июль 2018 года в сумме 356 312 руб.; за август 2018 года в сумме 237 408 руб.;
- не распределена чистая прибыль, чаше одного раза в квартал, оставшиеся 50% чистой прибыли после распределения не перечислена в Республиканский бюджет Донецкой Народной Республики всего 2 514 349 руб., в том числе за октябрь в сумме 803 177 руб.
На основании акта проверки Министерство приняло решения, в том числе оспариваемое решение об определении суммы денежного обязательства N 1090/599/14-03/50023014 от 05.07.2021 по части чистой прибыли (дохода) государственных унитарных предприятий и их объединений, изымаемой в Республиканский бюджет Донецкой Народной Республики в соответствии с действующим законодательством на сумму 4 515 631 руб.
Общество обжаловало вынесенные решения в Министерство, по итогам рассмотрения жалобы Министерство приняло решение N 18937/6/06-03-01-12 от 29.09.2021 об оставлении решений от 05 07 2021 N 1088/599/14-03/50023014, N 1089/599/14-03/50023014, N 1090/599/14-03/50023014, N 1093/599/14-07/50023014 без изменений; решение N 1096/599/14- 07/50023014 от 05.07.2021 в части 3112,15 руб. отменено.
Полагая решения Министерства незаконными, нарушающими право и законные интересы Общества, последнее обратилось в арбитражный суд за судебной защитой.
Применительно к предмету апелляционного обжалования суд первой инстанции, удовлетворив требования Общества в части, пришел к выводу о недоказанности налоговым органом вывода о том, что Общество "Логистика Сервис" обязано исчислять и уплачивать дивиденды и чистую прибыль в порядке, предусмотренном налоговым законодательством.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда республики в обжалуемой Министерством части, исходит из следующего.
Согласно пункта 77.9 статьи 77 Закона Донецкой Народной Республики "О налоговой системе" (далее - Закон "О налоговой системе") задекларированная чистая прибыль, полученная после выплаты налога на прибыль, остается в полном распоряжении субъекта хозяйствования и может распределяться по направлениям использования согласно решениям, принятым учредителями такого субъекта хозяйствования, кроме случаев, указанных в настоящем пункте. Такие субъекты хозяйствования имеют право распределять указанные суммы задекларированной чистой прибыли с помощью как наличной, так и безналичной формы расчетов в порядке, установленном Правительством Донецкой Народной Республики или Главой Донецкой Народной Республики, при условии уплаты подоходного налога по ставкам и в порядке, предусмотренном статьей 122 настоящего Закона.
Суммы чистой прибыли, которая распределяется субъектом хозяйствования, отражаются плательщиком налога в налоговой декларации по налогу на прибыль.
При этом в случае выявления уклонения от уплаты налогов, занижения чистой прибыли таким субъектом хозяйствования ответственность, в том числе финансовую, за такие нарушения несет как сам субъект хозяйствования принадлежащим ему имуществом, так и учредители и (или) должностные лица такого субъекта хозяйствования, виновные в совершении таких нарушений, - своим личным имуществом.
Государственные предприятия, а также субъекты хозяйствования, предприятия, объединения, в которых доля государственной собственности составляет менее 100 процентов (в части, относящейся к государственной собственности), 50 процентов задекларированной чистой прибыли, полученной после уплаты налога на прибыль, оставляют в своем полном распоряжении и могут самостоятельно ее распределять для целей, связанных с основной хозяйственной деятельностью и развитием предприятия.
Государственные предприятия, а также субъекты хозяйствования, предприятия, объединения, в которых доля государственной собственности составляет менее 100 процентов (в части, относящейся к государственной собственности), имеют право распределять чистую прибыль, указанную в настоящем пункте, не чаще одного раза в квартал.
Оставшиеся 50 процентов чистой прибыли государственные предприятия, а также субъекты хозяйствования, предприятия, объединения, в которых доля государственной собственности составляет менее 100 процентов (в части, относящейся к государственной собственности), перечисляют в Республиканский бюджет Донецкой Народной Республики.
Дивидендами в силу пункта 124.1 статьи 124, пункта 18 части 1 статьи Закона "О налоговой системе" признаются любой доход, полученный акционером (учредителем, участником) от субъекта хозяйствования при распределении прибыли, остающейся после налогообложения, по принадлежащим акционеру (учредителю, участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (учредителей, участников) в уставном капитале такого субъекта хозяйствования. К дивидендам также относятся любые доходы, получаемые из источников за пределами Донецкой Народной Республики, относящиеся к дивидендам в соответствии с законодательством иностранных государств.
Источником выплаты дивидендов является чистая прибыль акционерного общества, которая остается у него после начисления и уплаты налога на прибыль (подпункт 124.4.1 пункта 124.4 статьи 124 Закона "О налоговой системе").
Согласно подпункту 124.4.2 пункта 124.4 статьи 124 Закона "О налоговой системе" предприятия, созданные в форме акционерных обществ, в которых доля государственной собственности составляет 100 % (в том числе находящиеся в сфере ведения министерств и ведомств Донецкой Народной Республики), не являются плательщиками дивидендов.
Предприятия, в которых доля государственной собственности равна или превышает 25 %, исчисляют и уплачивают дивиденды ежемесячно в доход государства, в размере, пропорциональном доле государства в уставном фонде субъекта хозяйствования после начисления и уплаты налога на прибыль и до выплаты дивидендов другим акционерам (учредителям, участникам) (подпункт 124.4.3 пункта 124.4 статьи 124 Закона "О налоговой системе").
На основании вышеизложенного, дивиденды в доход государства обязаны уплачивать акционерные общества, в которых доля государственной собственности равна или превышает 25 %.
Как следует из материалов дела, участниками Общества "Логистика Сервис" являются: физическое лицо З. - 37% уставного капитала, Государственное предприятие "Логистический центр" 25% уставного капитала, ООО "Б." - 38% уставного капитала.
Как верно установил суд первой инстанции, участие Государственного предприятия "Логистический центр" доля которого в уставном капитале Общества составляет 25%, учредителем которого является Министерство доходов и сборов Донецкой Народной Республики, неравнозначно нахождению доли в государственной собственности. Такое толкование Министерством является ошибочным.
Согласно письму Фонда государственного имущества Донецкой Народной Республики от 01.12.2022 N 10-052/9464 по состоянию на 01.12.2022 в Едином реестре корпоративных прав государства информация в отношении Общества "Логистика сервис" и ГУП ДНР "Логистический центр" о корпоративных правах отсутствует.
Таким образом, вывод Министерства о том, что доля государственной собственности в ООО "Логистика сервис" равна 25%, является ошибочным.
С учетом изложенного, судом первой инстанции обоснованно признано недействительным решение об определении суммы денежного обязательства N 1090/599/14-03/50023014 от 05.07.2021 в части суммы 4 515 631 руб.
По результатам повторного рассмотрения дела в порядке апелляционного производства апелляционная коллегия приходит к выводу, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результат рассмотрения апелляционной жалобы, расходы по уплате государственной пошлины, понесенные апеллянтом при обращении в суд апелляционной инстанции, подлежат отнесению на него (статья 110 АПК РФ).
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Донецкой Народной Республики от 28.12.2022 по делу N А85-195/2022 (N5а/200/195/2022) оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Ольшанская |
Судьи |
В.Е. Кравченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А85-195/2022
Истец: Министерство доходов и сборов ДНР
Ответчик: ООО "Логистика сервис"
Хронология рассмотрения дела:
27.03.2023 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-759/2023