г. Санкт-Петербург |
|
28 марта 2023 г. |
Дело N А42-2345/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Г.В. Лебедева,
судей Л.В. Зотеевой, А.Б. Семеновой,
при ведении протокола судебного заседания: Т.А. Семакиной,
при участии:
от истца (заявителя): Ю.В. Белякова, доверенность от 21.07.2022;
от ответчика (заинтересованного лица): А.А. Проценко, доверенность от 23.05.2022;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-34696/2022, 13АП-34694/2022) Мурманской таможни, общества с ограниченной ответственностью "ВАН ООРД РАША ДРЕДЖИНГ ЭНД МЭРИН КОНТРЭКТЕЗ" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.09.2022 по делу N А42-2345/2021, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВАН ООРД РАША ДРЕДЖИНГ ЭНД МЭРИН КОНТРЭКТЕЗ" об оспаривании решения,
заинтересованное лицо - Мурманская таможня,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ВАН ООРД РАША ДРЕДЖИНГ ЭНД МЭРИН КОНТРЭКТЕЗ" (ООО "ВАН ООРД РДМК") (далее также - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ) о признании недействительным решения Мурманской таможни (далее также - заинтересованное лицо, таможенный орган) по результатам таможенного контроля N 10207000/210/241220/Т000019/001 от 24.12.2020, Общество также просило в рамках устранения допущенных нарушений прав и законных интересов обязать Мурманскую таможню возвратить из бюджета излишне взысканные таможенные платежи и пени в общем размере 53 483 542,96 руб., взыскать с Мурманской таможни в пользу Общества проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 1 660 218,31 руб., с дальнейшим начислением по день фактического возврата таких платежей.
Решением арбитражного суда от 20.09.2021, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, заявленные Обществом требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.05.2022 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменены, дело направлено в Арбитражный суд Мурманской области на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела Общество представило письменные дополнения к заявлению.
Таможня представила дополнения, в которых указала, что на основании решения 10200000/290321/028-р/2021 в порядке ведомственного контроля расчет таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (далее - РТП) 10200000/291220/0000059 от 29.12.2020 на сумму 53 483 542,96 руб. был частично отменен и 13.04.2021 произведен зачет в счет будущих платежей на лицевой счет Общества открытый в "Лицевые счета - ЕЛС" на сумму 666 123,72 руб.
Так же, 12.01.2021 Таможней произведен зачет излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, пени в размере 52 817 419,24 руб. в счет авансовых платежей на лицевой счет ООО "ВАН ООРД РДМК" и исчислены проценты на суммы излишне взысканных сумм таможенных платежей в размере 3 014 737,66 руб.
Заинтересованным лицом также представлено решение от 09.08.2022 о внесении изменений (дополнений) в решение по результатам таможенного контроля N 10207000/210/241220/Т000019/001 в части определения таможенной стоимости составившей 24 000 000 ЕВРО вместо 40 000 000 ЕВРО с начислением соответствующих таможенных пошлин и налогов.
Санкт-Петербургской таможней в адрес Общества выставлено уведомление от 17.08.2022 N 10210000/УУ2022/0000058 (новое) о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, исчисленных в РТП N 102070000/090822/0000014 от 09.08.2022.
Заявителем представлены письменные уточнения в части способа устранения допущенных таможенным органом нарушений прав и законных интересов Общества, в которых, подтверждено осуществление возврата 13.04.2021 суммы 666 123,72 руб. и 12.01.2022 суммы 52 817 419,24 руб., произведен расчет сумм денежных средств, подлежащих возврату таможенными органами, из которых: 35 923 907,77 руб. - сумма денежных средств, которые будут в ближайшее время списаны таможенными органами, в связи с направление нового уведомления, 3 014 737,61 руб. проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов пеней за период с 02.02.2021 по 12.01.2022, а также проценты на сумму 35 923 907,77 руб. в размере 1/360 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день, начиная со дня, следующего за датой списания таможенными органами денежных средств по дату фактического возврата.
Заявитель также полагает подлежащими возврату таможенными органами в любом случае излишне начисленные пени согласно новому уведомлению от 17.08.2022 в размере 5 481 505,93 руб., а также проценты на сумму 4 270 153,07 руб. в размере 1/360 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день, начиная со дня, следующего за датой списания таможенными органами денежных средств по дату фактического возврата.
Решением арбитражного суда от 09.09.2022 заявление удовлетворено частично, решение Мурманской таможни от 24.12.2020 по результатам таможенного контроля N 10207000/210/241220/Т000019/001 в части установления подлежащей уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость исходя из определения таможенной стоимости судна превышающей 1 994 474 400 руб. признано незаконным и отменено.
Вынесенное решение обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке.
Испрашивая отмену обжалуемого решения в части, в которой решение Мурманской таможни признано незаконным, и отказ в удовлетворении требований, заинтересованное лицо ссылается на возврат взысканных в соответствии с оспариваемым решением сумм Обществу на момент вынесения решения судом первой инстанции, внесение изменений в решение N 10207000/210/241220/Т000019/001 в части основы таможенной стоимости.
Испрашивая отмену обжалуемого судебного акта в части отказа в удовлетворении остальной части заявления, заявитель ссылается на допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права, несоответствие решения фактически обстоятельствам дела.
Податель жалобы, в том числе обращает внимание на то, что он не является субъектом обязанности, нарушение которой вменено таможенным органом, юридическая квалификация начала и завершения перевозки произведена судом неверно, из материалов дела следует только одна перевозка из порта Мурдейк (Нидерланды) в Обскую губу, даже если допустить фактическое указание в счете и ДТ DAP Сабетта вместо DAP Мурманск, данное обстоятельство никаким образом не оказало бы влияния на обстоятельства спорной перевозки, если бы перевозка завершалась в порту Мурманск, судно в качестве ТСМП оформлено бы не было, заинтересованное лицо, как принявшее незаконный акт, несет обязанность по возврату взысканных на его основании денежных средств и процентов.
Присутствовавший в судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы Общества, представитель заинтересованного лица поддержал доводы, изложенные в жалобе таможенного органа.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом, между ООО "ВАН ООРД РДМК" (далее также - арендатор) и иностранной компанией "VAN OORD SHIP MANAGEMENT B.V." (Нидерланды) (далее также - арендодатель) 14.07.2020 заключен договор N 223144-ERAVORDMC-VOSM-015 (далее также - Договор аренды) на аренду оборудования для проведения работ по проекту.
Условиями договора предусмотрено, что оборудование будет задействовано в акватории терминала Утренний, порт Сабетта, Гыданский полуостров, Россия.
Приложением N 1 к Договору установлено, что стоимость оборудования на условиях поставки DAP составляет 3 020 540 Евро.
Согласно выставленному арендодателем счету-проформе от 17.07.2020 N 223144-VOR-VOO-001 общая стоимость передаваемого оборудования составляет 3 020 540 Евро, вес передаваемого оборудования - 982 873 кг брутто, условия поставки - DAP Мурманск.
14.07.2020 между ООО "ВАН ООРД РДМК" (покупатель) и иностранной организацией "VAN OORD SHIP MANAGEMENT B.V." (поставщик) был заключен Договор N 223144-SLA-VORDMC-VOSM-016 (далее - Договор поставки) на поставку нового и бывшего в употреблении оборудования, механизмов, запасных частей и расходных материалов, необходимых для выполнения дноуглубительных работ по тому же проекту.
Условиями данного договора предусмотрено, что поставка товара осуществляется партиями.
Содержание каждой партии указывается в соответствующем отгрузочном документе (инвойсе и пр.), являющимся неотъемлемой частью контракта, и отражающим, в частности, перечень поставляемых товаров, страну их производства, стоимость, условия расчетов и условия поставки в соответствии с INCOTERMS 2010.
Поставщиком выставлен счет-проформа от 17.07.2020 N 223144-VOR-TOWPI, согласно которому стоимость товаров составляет 29 372,20 Евро, вес поставляемого оборудования - 8217,20 кг брутто, условия поставки - DAP Мурманск.
18.07.2020 на перевозку товаров, поставляемых в рамках указанных Договоров, составлен коносамент N 01 (регистрационный номер RD20.1254), в соответствии с которым 18.07.2020 на борт судна т/х "Rolldock Sea" (ИМО 9404704) в порту MOERDIJK (Нидерланды) принят груз согласно вышеперечисленным счетам общим весом 991 123,9 кг брутто; отправителем груза является иностранная компания "VAN OORD SHIP MANAGEMENT B.V.", грузополучателем - ООО "ВАН ООРД РДМК"; порт выгрузки - Обская губа, Россия (OB BAY, RUSSIA).
24.07.2020 иностранное судно "Rolldock Sea" прибыло в порт Мурманск.
На его борту, на таможенную территорию ЕАЭС были ввезены товары, указанные в коносаменте от 18.07.2020 N 01.
Судно в таможенном отношении было задекларировано в качестве временно ввезенного транспортного средства, осуществляющего международную перевозку товаров с полным освобождением от уплаты таможенных платежей (судовое дело N 10207050/240720/0001346).
Генеральная декларация на судно и другие необходимые подтверждающие документы поданы на таможенный пост Морской порт Мурманск в электронном виде посредством КПС "Портал Морской порт". Выпуск судна (при прибытии) осуществлен документально (без направления должностных лиц на борт судна) 24.07.2020.
С целью помещения указанных в счете от 17.07.2020 N 223144-VOR-VOO001 товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) таможенным представителем АО "Агентство ВТН", действующим на основании договора таможенного представителя с декларантом от 07.10.2019 N 223141-VORDMCVTN-014, от имени и по поручению ООО "ВАН ООРД РДМК" на Балтийский таможенный пост (центр электронного декларирования) была подана декларация на товары (ДТ) N 10216170/240720/0189272, в которой заявлено, что товары поставляются на условиях поставки DAP Мурманск, таможенная стоимость ввозимых товаров составила 248 256 068,23 руб. В целях подтверждения заявленных сведений представлен Договор аренды и счет на оплату.
ДТ N 10216170/240720/0189272 была выпущена 28.07.2020 года с частичной уплатой таможенных платежей.
Должностными лицами таможенного поста Морской порт Мурманск 27.07.2020 был проведен таможенный осмотр товаров, задекларированных по указанной ДТ, с составлением акта таможенного осмотра N 10207050/280720/00039.
С целью помещения указанных в счете от 17.07.2020 N 223144-VOR-TOW-PI товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления таможенным представителем АО "Агентство ВТН", действующим на основании договора таможенного представителя с декларантом от 07.10.2019 года N 223141- VORDMC-VTN-014, от имени и по поручению ООО "ВАН ООРД РДМК" на Балтийский таможенный пост (центр электронного декларирования) была подана ДТ N 10216170/240720/0189281, в которой заявлено, что товары поставляются на условиях поставки DAP Мурманск, таможенная стоимость ввозимых товаров составила 2 414 080,55 руб. В целях подтверждения заявленных сведений представлен Договор поставки и соответствующий счет на оплату.
ДТ N 10216170/240720/0189281 выпущена 04.08.2020 с полной уплатой таможенных платежей. Должностными лицами таможенного поста Морской порт Мурманск 26.07.2020 проведен таможенный осмотр товаров, задекларированных указанной ДТ, с составлением акта таможенного осмотра N10207050/260720/000391. Также должностными лицами таможенного поста Морской порт Мурманск 29.07.2020 был проведен таможенный досмотр названных товаров с составлением акта таможенного досмотра N 10207050/300720/000398.
Товары, выпущенные по декларации на товары N 10216170/240720/0189281, 04.08.2020 года приобрели статус товаров Союза.
05.08.2020 с целью доставки оборудования для выполнения дноуглубительных работ в Обскую губу судно "Rolldock Sea" вышло из порта Мурманск (судовое дело N 10207050/040820/0001430).
В графе 12 "Краткие сведения о рейсе" генеральной декларации указано MOERDIJK - MURMANSK - OB BAY (Обская губа) - MURMANSK. Таможенное оформление судна произведено посредством КПС "Портал Морской порт". Согласно генеральной декларации, представленной в электронном виде в КПС "Портал Морской порт", на борту судна находилось оборудование для выполнения дноуглубительных работ в соответствии с инвойсом N 223144-VOR-VOO-001 весом 982873 кг и инвойсом N 223144-VOR-TOW-PI весом 8250,9 кг.
Письмом судового агента GAC Shipping & Logistics Ltd/ООО "Джи Эй Си Шиппинг энд Лоджистикс" от 06.08.2020 N 0608-7 капитан Морского порта Мурманск был информирован, что 05.08.2020 по завершении оформления груза в таможенном отношении судно "Rolldock Sea" покинуло порт Мурманск и направилось в Обскую губу в район выгрузки. После выгрузки судно планирует вернуться в порт Мурманск для прохождения формальностей на убытие с территории РФ.
13.08.2020 грузовое судно "Rolldock Sea" возвратилось в порт Мурманск. При этом в таможенном отношении судно не заявлялось и таможенные операции с судном не совершались.
14.08.2020 грузовое судно "Rolldock Sea" убыло с таможенной территории ЕАЭС (судовое дело N 10207050/130820/0001499). Таможенное оформление судна было произведено посредством КПС "Портал Морской порт". Согласно генеральной декларации и грузовой декларации, представленной в электронном виде в КПС "Портал Морской порт", груз на борту судна отсутствовал.
На основании уведомления N 06-40/13262 от 08.10.2020 таможенным органом в соответствии с положениями статьи 332 ТК ЕАЭС и статьи 228 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", проведена камеральная таможенная проверка в отношении ООО "ВАН ООРД РДМК" предметом которой являлось: достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации; соблюдение условий использования товаров в соответствии с таможенными процедурами, предусмотренных ТК ЕАЭС; соблюдение иных требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов (подпункты 2, 6, 7 пункта 6 статьи 331 ТК ЕАЭС).
В рамках проводимой проверки таможенным органом был направлен запрос капитану морского порта Сабетта о предоставлении судовых дел в отношении судна "Rolldock Sea", в ответ на который, и.о. капитана морского порта Сабетта письмом от 19.11.2020 N 27-506 сообщил, что в период с 05.08.2020 по 13.08.2020 заявка на заход в акваторию морского порта Сабетта не подавалась, заход судна "Rolldock Sea" не осуществлялся.
Также таможенным органом направлялся запрос в адрес Тюменской таможенной службы о предоставлении судовых дел в отношении спорного судна.
В соответствии с письмом Тюменской таможни от 19.11.2020 N 26-36/299 таможенные операции в отношении судна "Rolldock Sea" в порту Сабетта не совершались.
По запросу таможенного органа от 27.08.2020 N 24-19/11016 Федеральное государственное бюджетное учреждение "Администрация Северного морского пути" предоставила копию страхового свидетельства на судно "Rolldock Sea" выданного на период с 01.06.2020 по 31.05.2021 с соответствующим договором, а также разрешение N 520/3 на плавание в акватории Северного морского пути вышеуказанного судна, выданного 23.07.2020 на основании заявления компании "Rolldock Shipping BV" по маршруту плавания - западная граница СМП - Обская губа - западная граница СМП, сроком действия с 26.07.2020 по 13.08.2020.
В адрес Общества было направлено требование от 09.10.2020 N 06-40/19303 о представлении документов и (или) сведений при камеральной таможенной проверке, в ответ на которое ООО "ВАН ООРД РДМК" направило письмо от 23.10.2020 б/н, в котором, в числе прочего указало, что в настоящее время часть товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по ДТ N 10216170/240720/0189281, оформлена в соответствии с таможенной процедурой экспорта по ДТ N10216170/191020/0273891, N10216170/191020/0272975. Оставшаяся часть ввезенных товаров используется Обществом для выполнения дноуглубительных работ на объекте в рамках реализации проекта. Район проведения работ расположен в акватории подконтрольной службам капитана Морского порта "Саббета". Оборудование, помещенное под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) по ДТ N 10216170/240720/0189272, было полностью вывезено с таможенной территории ЕАЭС по процедуре реэкспорт по ДТ N10216170/181020/0272708 и N 10511010/141020/0181148.
Информацией о затратах на перевозку товаров арендатор не владеет в виду того, что по условиям Договора аренды мобилизация товаров осуществляется за счет арендодателя. Также перевозка товаров по договору поставки осуществлялась продавцом.
По пояснению таможенного представителя АО "Агентство ВТН" перевозка от порта Мурманск до Обской губы не должна включаться в таможенную стоимость.
Согласно оборотно-сальдовым ведомостям в бухгалтерском учете ООО "ВАН ООРД РДМК" приобретение данных товаров было отражено на счетах: 10 "Материалы" и 01 "Основные средства".
Согласно справкам, представленным вместе с возражениями на акт камеральной таможенной проверки, товары с 08.08.2020 учитывались на специальных забалансовых счетах: 001 "Арендованные основные средства", 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение" и были списаны с данных счетов 19.10.2020.
Сведения о стоимости перевозки и иных обстоятельствах перевозки по маршруту Мурманск - Обская губа ООО "ВАН ООРД РДМК" в таможню не представило.
С учетом вышеуказанных обстоятельств, таможенный орган пришел к выводу, что судно "Rolldock Sea" фактически осуществило внутреннюю перевозку из порта Мурманск в Обскую губу, в связи с чем, данное транспортное средство международной перевозки подлежало помещению под таможенную процедуру временного ввоза с внесением обеспечения уплаты таможенных платежей и уплатой периодических таможенных платежей.
Основой для определения таможенной стоимости судна "Rolldock Sea" с применением резервного метода (Метод 6) таможенный орган, использовал стоимость страхового покрытия судна по страховому полису компании "Аоn" от 22.05.2020 N 158/2020, согласно которому "Rolldock Sea" (ИМО 9404704) на период с 01.06.2020 по 31.05.2021 застраховано на сумму 40 000 000 Евро.
Таким образом, таможенная стоимость судна, с учетом применения курса Евро на 25.07.2020, составила 3 324 124 000 руб.
Установив факт совершения судном "Rolldock Sea" (транспортным средством международной перевозки, имеющим статус иностранного товара) внутренней перевозки груза по маршруту порт Мурманск - Обская губа без помещения судна под таможенную процедуру временного ввоза, таможенным органом начислены таможенные платежи в размере 51 856 334, 40 руб., в числе которых: ввозная таможенная пошлина - 9 972 372 руб., налог на добавленную стоимость - 41 883 962,40 руб.
С учетом условий Договоров поставки и аренды, а также в виду того, что морское судно "Rolldock Sea" использовалось на территории ЕАЭС исключительно в интересах ООО "ВАН ООРД РДМК", таможенный орган пришел к выводу, что Общество должно являться декларантом и на него возложена обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов при помещении судна под таможенную процедуру временного ввоза. На судовладельце судна "Rolldock Sea" компании "RollDock NB 2 B.V." также лежит обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, как на ином лице.
Результаты камеральной таможенной проверки отражены в соответствующем акте N 10207000/210/231120/А000019 от 23.11.2020, копия которого была направлена в адрес Общества.
ООО "ВАН ООРД РДМК" представило в таможню письменные возражения от 16.12.2020 исх. N 034/12 на акт камеральной таможенной проверки, по результатам рассмотрения которых Таможней в адрес ООО "ВАН ООРД РДМК" направлено заключение от 23.12.2020 по возражениям проверяемого лица на акт камеральной таможенной проверки N 10207000/210/231120/А000019.
24.12.2020 таможенным органом принято решение по результатам таможенного контроля N 10207000/210/241220/Т000019/001 об уплате и взыскании с заявителя ввозной таможенной пошлины в размере 9 972 372 руб., налога на добавленную стоимость в размере 41 883 962,40 руб., всего 51 856 334,40 руб., а также пени за просрочку уплаты данных таможенных платежей.
30.12.2020 Санкт-Петербургской таможней Обществу выставлено уведомление N 10210000/У2020/0007517 о необходимости уплаты таможенных платежей и пени в общей сумме 52 756 257,87 руб. исчисленных в РПТ N10207000/291220/0000059 от 29.12.2020. Аналогичное уведомление N10210000/У2020/0007518 выставлено в адрес иностранной организацией "VAN OORD SHIP MANAGEMENT B.V."
В связи с неисполнением в установленный срок Обществом вышеуказанного уведомления Санкт-Петербургской таможней 01.02.2021 принято решение о взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней за счет авансовых платежей N 10210000/2021/РА/0000084.
Согласно отчету о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей ООО "ВАН ООРД РДМК", 01.02.2021 произведено списание денежных средств в размере 53 483 542,96 руб.
Считая принятое Мурманской таможней решение по результатам таможенного контроля N 10207000/210/241220/Т000019/001 от 24.12.2020 незаконным и нарушающим права Общества в сфере предпринимательской и экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с требованиями настоящего заявления.
Арбитражный суд первой инстанции по результатам оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов сторон пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований.
Арбитражный суд апелляционной инстанции по результатам оценки доводов подателей жалоб и имеющихся материалов оснований для иных по существу выводов не находит, принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Подпункт 7 пункта 6 статьи 331 ТК ЕАЭС предусматривает, что при проведении таможенной проверки таможенными органами может проверяться соблюдение иных требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов.
В соответствии с уведомлением о проведении камеральной таможенной проверки от 08.10.2020 N 06-40/13262, одним из предметов таможенной проверки указано: соблюдение иных требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов.
Таможенным законодательством предусмотрен особый порядок перемещения товаров, которые не являются сами по себе предметом внешнеэкономической сделки, а используются для перевозки других товаров и в ТК ЕАЭС именуются транспортным средством международной перевозки.
Согласно подпункту 49 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС транспортные средства - это категория товаров, включающая в себя водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство (железнодорожный подвижной состав, единицу железнодорожного подвижного состава), контейнер с предусмотренными для них техническими паспортами или техническими формулярами запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами.
Согласно подпункту 51 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС транспортные средства международной перевозки - транспортные средства, которые используются для международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования.
Особенности порядка и условий перемещения транспортных средств международной перевозки через таможенную границу ЕАЭС предусмотрены главой 38 ТК ЕАЭС.
Согласно пункту 1 статьи 272 ТК ЕАЭС транспортные средства международной перевозки перемещаются через таможенную границу ЕАЭС и используются на таможенной территории ЕАЭС или за ее пределами в порядке, установленном главой 38 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, а в части, не урегулированной данной главой, - в порядке, установленном иными главами названного Кодекса.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 272 ТК ЕАЭС, положения главы 38 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза применяются в отношении временно ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС для завершения и (или) начала международной перевозки на такой территории и (или) за ее пределами транспортных средств международной перевозки (включая порожние), зарегистрированных в государствах, не являющихся членами ЕАЭС, за иностранными лицами.
В силу пункта 3 статьи 272 ТК ЕАЭС упомянутые в подпункте 1 пункта 2 статьи 272 ТК ЕАЭС транспортные средства международной перевозки являются временно ввозимыми (временно ввезенными) на территорию ЕАЭС
Пунктом 1 статьи 273 ТК ЕАЭС предусмотрено, что временно ввозимые транспортные средства международной перевозки ввозятся на таможенную территорию Союза без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
Согласно подпункту 1 пункта 4 статьи 275 ТК ЕАЭС на таможенной территории Союза не допускается использование временно ввезенных транспортных средств международной перевозки для внутренней перевозки, за исключением такой перевозки в случаях, указанных в пунктах 5, 7 и 8 настоящей статьи.
Исходя из пункта 2 статьи 274 ТК ЕАЭС следует, что внутренней перевозкой является перевозка грузов, пассажиров и (или) багажа, начинающаяся и завершающаяся на таможенной территории Союза.
В рассматриваемом случае, в инвойсах на спорный товар содержатся условия в соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов "Инкотермс 2010", - DAP Мурманск.
Термин DAP означает поставку в месте назначения, которым в данном случае согласно инвойсам является Мурманск, путем предоставления товара в распоряжение покупателя готовым для разгрузки.
Исходя из условий DAP продавец обязан за свой счет заключить договор перевозки товара до поименованного места назначения и несет все риски утраты или повреждения товара до момента его поставки в место назначения на прибывшем транспортном средстве, готовым к разгрузке.
Определение сторонами при поставке товара на условиях DAP места назначения - Мурманск, свидетельствует о завершении такой поставки именно в порту Мурманск, а, соответственно, и о завершении международной перевозки оборудования в указанном месте назначения.
Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, ссылка на то, что разгрузка товаров в порту Мурманск не состоялась, на положения статьи 117 КТМ РФ, а также условия коносамента, правового значения для целей определения момента завершения международной перевозки временно ввезенным транспортным средством международной перевозки не имеют.
Исходя из определенных в инвойсах условий поставки DAP Мурманск не имеется оснований полагать, что дальнейшая доставка груза, принятого Обществом, прошедшего таможенное оформление и приобретшего статус товаров Союза, из порта Мурманск в Обскую губу выполнялась в рамках международной перевозки.
Ссылка заявителя на ошибочное указание условий поставки DAP Мурманск мотивированно отклонена судом за отсутствием доказательств, соответствующих изменений в инвойсы и таможенные декларации.
Согласно положениям пункта 2 статьи 278 ТК ЕАЭС декларантом транспортных средств международной перевозки выступает перевозчик.
В соответствии со статьей 50 ТК ЕАЭС плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
Приведенные требования закона, как следует из пункта 9 статьи 279 ТК ЕАЭС, не исключают исполнение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин лицом, совершившим действия, указанные в пункте 4 статьи 275 ТК ЕАЭС, то есть лицом, допустившим использование временно ввезенных транспортных средств международной перевозки для внутренней перевозки.
Исходя из оценки имеющихся материалов и фактических обстоятельств рассматриваемой ситуации арбитражный суд первой инстанции обоснованно согласился с доводом таможенного органа о том, что морское судно "Rolldock Sea" использовалось на территории ЕАЭС исключительно в интересах Общества.
При этом судом также учтены условия договора аренды, предусматривающие, что все (временные) формальности и расходы, связанные с импортом и экспортом или другие налоги на территории России, оплачиваются арендатором (Обществом).
Условиями договора поставки также предусмотрено, что таможенное оформление поставляемого товара, оплата таможенных пошлин, НДС, сборов, услуг таможенного брокера и иных платежей на территории России осуществляется ООО "ВАН ООРД РДМК" как покупателем, который в свою очередь удерживает от сумм подлежащих выплате поставщику, налоги и другие обязательные платежи в соответствии с законодательством РФ, и осуществляет оплату данных налогов соответствующим государственным органам.
При таких обстоятельствах оплата всех обязательных платежей при осуществлении перевозки оборудования возложена на заявителя, который должен являться декларантом при помещении судна под таможенную процедуру временного ввоза, на него возложена обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов.
Основой для исчисления размера подлежащих уплате таможенных платежей является таможенная стоимость временного ввозимого товара.
В ходе проведения камеральной таможенной проверки, а также рассмотрения дела в суде первой инстанции сведения о стоимости судна "Rolldock Sea" представлены не были.
Согласно пункту 15 статьи 38 ТК ЕАЭС основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 настоящего Кодекса.
В случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними таможенная стоимость товаров определяется в соответствии со статьями 41 и 42 настоящего Кодекса, применяемыми последовательно.
При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьями 41 и 42 настоящего Кодекса в качестве основы для определения таможенной стоимости товаров может использоваться либо цена, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары были проданы на таможенной территории Союза, в соответствии со статьей 43 настоящего Кодекса, либо расчетная стоимость товаров в соответствии со статьей 44 настоящего Кодекса.
В случае если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно применить статьи 39, 41 - 44 настоящего Кодекса, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии со статьей 45 настоящего Кодекса.
Исходя из того, что судно "Rolldock Sea" не является предметом купли-продажи, метод по цене сделки (метод 1) определения таможенной стоимости (статья 39 ТК ЕАЭС) применению не подлежал.
Методы определения таможенной стоимости 2 - 5 (статьи 41 - 44 ТК ЕАЭС) также применению не подлежали, в связи с отсутствием информации о стоимости сделки с идентичными/однородными товарами, проданными для вывоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и ввезенными на таможенную территорию Союза в тот же или в соответствующий ему период времени, что и оцениваемые (ввозимые) товары, но не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза оцениваемых товаров; отсутствием информации о продаже оцениваемых (ввозимых) товаров либо идентичных или однородных им товаров на таможенной территории Евразийского экономического союза в том же состоянии, в котором они были ввезены на таможенную территорию Союза; отсутствием информации о расходах по изготовлению или приобретению материалов и расходов на производство, а также на иные операции, связанные с производством оцениваемых (ввозимых) товаров; о суммах прибыли и общих расходов (коммерческих и управленческих расходов), эквивалентных той величине, которая обычно учитывается при продажах товаров того же класса или вида, что и оцениваемые (ввозимые) товары, которые производятся в стране экспорта для вывоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза.
Соответственно, таможенная стоимость товара - судна "Rolldock Sea", могла быть определена резервным методом (Метод 6) в соответствии со статьей 45 ТК ЕАЭС.
В ходе проведения камеральной таможенной проверки таможенным органом получен страховой полис от 22.05.2020 N 158/2020, оформленный иностранной компанией "Aon" согласно которому судно "Rolldock Sea" (ИМО 9404704) на период с 01.06.2020 по 31.05.2021 застраховано:
- морское страхование на сумму 24 000 000 Евро по корпусу и технике и на сумму 16 000 000 Евро по выплатам (дисбурсменты);
- страхование от военных рисков на сумму 24 000 000 Евро по корпусу и технике и на сумму 16 000 000 Евро по выплатам (дисбурсменты).
Для определения таможенной стоимости судна по методу 6 таможенным органом использована стоимость страхового покрытия судна по вышеуказанному страховому полису в размере 40 000 000 Евро.
Так как дисбурсменты представляют собой расходы судна, произведенные во время его пребывания в порту, включающие в себя затраты на оплату всех видов портовых сборов, стивидорных работ, услуг буксиров и швартовщиков, бункера, продовольствия и судового снаряжения, а также агентских, тальманских и прочих услуг, сумма страхового покрытия возможных расходов в размере 16 000 000 Евро не имеет отношения к действительной стоимости судна, в связи с чем необоснованно учтена таможенным органом при определении таможенной стоимости судна, на что обоснованно указано судом первой инстанции.
При этом, неверное определение размера таможенной стоимости спорного судна, не является основанием для признания оспариваемого решения недействительным в полном объеме.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие доказательств наличия оснований для включения в расчет таможенной стоимости судна страхового покрытия возможных расходов в размере 16 000 000 Евро, суд сделал обоснованный вывод о неправомерности вынесения таможенным органом решения в части исчисления подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов исходя из таможенной стоимости судна, превышающей 24 000 000 Евро, что с учетом применения курса Евро на 25.07.2020, составляет 1 994 474 400 руб.
С учетом изложенного заявленные требования обоснованно удовлетворены в приведенной части.
В остальной части оспариваемое решение таможенного органа является законными и обоснованными, права и законные интересы заявителя не нарушает.
Как следует из представленных в материалы дела документов и заявителем не оспаривается, взысканные суммы начисленных спорным решением таможенных платежей в размере 51 856 334, 40 руб. (ввозная таможенная пошлина 9 972 372 руб. и налог на добавленную стоимость 41 883 962,40 руб.) возвращены Обществу 12.01.2022.
В рассматриваемом случае на основании РТП N 10207000/291220/0000059 уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени выставлялось Обществу Санкт-Петербургской таможней, которой также исчислялись суммы подлежащих к уплате пени, а не ответчиком по настоящему делу.
В связи с неисполнением в установленный срок Обществом вышеуказанного уведомления именно Санкт-Петербургской таможней, а не Мурманской, принималось решение от 01.02.2021 N 10210000/2021/РА/0000084 о взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени в соответствующих размерах.
Вышеуказанное решение Санкт-Петербургской таможни, в порядке ведомственного контроля частично отменено решением от 29.03.2021 N 10200000/290321/028-р/2021 Федеральной таможенной службой Северо-Западного таможенного управления, в части взыскания НДС в размере 41 883 962,40 руб. и пени по НДС в размере 1 314 283,83 руб., доначисления пени по НДС на дату принятия решения в размере 587 422,57 руб., взыскания ввозной таможенной пошлины в размере 5 611 490,31 руб., взыскания пеней в размере 78 701,15 руб. и доначисления пеней на дату принятия решения в размере 78 701,15 руб.
09.08.2022 Мурманской таможней принято решение о внесении изменений (дополнений) в решение по результатам таможенного контроля N 10207000/210/241220/Т000019/001 в части определения таможенной стоимости составившей 24 000 000 ЕВРО вместо 40 000 000 ЕВРО с начислением соответствующих таможенных пошлин и налогов.
Санкт-Петербургской таможней в адрес Общества выставлено уведомление от 17.08.2022 N 10210000/УУ2022/0000058 (новое) о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, исчисленных в РТП N 102070000/090822/0000014 от 09.08.2022.
Принятые Санкт-Петербургской таможней уведомления и решения не являются предметом рассматриваемого судом дела, указанное лицо не является в рамках настоящего дела заинтересованным лицом (ответчиком).
С учетом изложенного, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что на Мурманскую таможню, в целях восстановления нарушенных оспариваемым решением прав Общества, не может быть возложена обязанность по осуществлению возврата денежных средств, взысканных на основании актов, принятых иным таможенным органом, а также по взысканию процентов.
Учитывая фактическое осуществление возврата взысканных на основании спорного решения таможенного органа денежных средств Обществу, принимая во внимание решение Мурманской таможни от 09.08.2022, суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что на момент принятия судом решения допущенные заинтересованным лицом (в виду принятия спорного решения), нарушения прав и законных интересов заявителя, устранены, в связи с чем возможно не указывать в резолютивной части решения на обязание ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя (пункт 3 части 4 статьи 201 АПК РФ).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности обжалуемого решения, отсутствии оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Доводы участвующих в деле лиц были оценены и отклонены судом апелляционной инстанции за необоснованностью, как основанные на иных, отличных от судебных, оценке доказательств и фактических обстоятельств дела, толковании норм права, что само по себе основанием для отмены, изменения решения не является.
Основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае, предусмотренные частью 4 статьи 270 АПК РФ, не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.09.2022 по делу N А42-2345/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Лебедев |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-2345/2021
Истец: ООО "ВАН ООРД РАША ДРЕДЖИНГ ЭНД МЭРИН КОНТРЭКТЕЗ"
Ответчик: Мурманская таможня
Третье лицо: Санкт-Петербургское "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры"
Хронология рассмотрения дела:
07.08.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9001/2023
07.08.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-34696/2022
28.03.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-34696/2022
09.09.2022 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-2345/2021
27.05.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3882/2022
28.12.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-36668/2021
20.09.2021 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-2345/2021