г. Красноярск |
|
28 марта 2023 г. |
Дело N А33-28211/2022 |
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Иванцова О.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "17" января 2023 года по делу N А33-28211/2022, рассмотренному в порядке упрощённого производства,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Пеноплэкс СПб" (ИНН 7825133660, ОГРН 1037843048870, далее - заявитель, общество, ООО "Пеноплэкс СПб") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к государственному учреждению - Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 2466039624, ОГРН 1022402652469, далее - Фонд) о признании недействительным решения от 06.10.2022 N 3303ш.
Решением Арбитражного суда Красноярского края (резолютивная часть подписана 27.12.2022, мотивированное решение изготовлено по заявлению Фонда 17.01.2023) заявление удовлетворено. Признано недействительным принятое Фондом решение от 06.10.2022 N 3303ш, как не соответствующее Федеральному закону от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". На Фонд возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя. С Фонда в пользу общества взыскано 3000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с данным судебным актом, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. В апелляционной жалобе Фонд ссылается на то, что при сдаче расчета 26.07.2021 общество допустило ошибку, а именно указало неверный регистрационный номер. Сдача отчета за 2 квартал 2021 года 27.08.2021 свидетельствует о его сдаче с пропуском срока, установленного частью 1 статьи 24 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), соответственно, Фонд правомерно привлек общество к ответственности. Кроме того, заявитель жалобы обращает внимание на то, что общество не отрицает тот факт, что допустило нарушение, а также признает свою вину в этом нарушении.
ООО "Пеноплэкс СПб" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество не согласилось с изложенными в жалобе доводами, просит оставить обжалуемое решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Сведения о принятии апелляционной жалобы к производству размещены 04.02.2023 07:22:12 МСК в Картотеке арбитражных дел на общедоступном сайте в сети Интернет: http://kad.arbitr.ru.
В апелляционной жалобе Фонда содержится информация о процессуальном правопреемстве, которое расценено судом апелляционной инстанции в качестве заявления о процессуальном правопреемстве ответчика по делу - государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на правопреемника - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю.
В силу части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
Судом апелляционной инстанции установлено, что на основании Федерального закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" путем реорганизации государственного учреждения - Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации создан Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (часть 1 статьи 18 Федерального закона N 236-ФЗ).
Датой создания Фонда считается 1 января 2023 года. При этом за Фондом сохраняются основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет, код по общероссийскому классификатору предприятий и организаций, код по общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления, присвоенные Пенсионному фонду Российской Федерации до дня создания Фонда (часть 1 статьи 18 Федерального закона N 236-ФЗ).
Частью 16 статьи 18 Федерального закона N 236-ФЗ предусмотрено, что за Фондом, территориальными органами Фонда и подведомственными Фонду учреждениями сохраняются права и обязанности Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, их территориальных органов и подведомственных учреждений, в том числе в административном, гражданском, арбитражном и уголовном судопроизводстве, в производстве по делам об административных правонарушениях, исполнительном производстве.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ в отношении государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 2466039624, ОГРН 1022402652469) данное юридическое лицо прекратило свою деятельность 01.01.2023 путем реорганизации в форме присоединения.
01.01.2023 в ЕГРЮЛ внесены сведения в отношении Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю (ИНН 2466001885, ОГРН 1022402648718) также указано на завершение 01.01.2023 реорганизации юридического лица в форме присоединения; в качестве правопредшественника указано государственное учреждение - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 2466039624, ОГРН 1022402652469).
Учитывая изложенное, государственное учреждение - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации выбыло из материальных правоотношений, все права и обязанности заявителя в силу прямого указания закона перешли к правопреемнику - Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления о процессуальном правопреемстве и замены ответчика по делу N А33-28211/2022 - государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Общество состоит на учете в филиале N 3 Фонда по месту нахождения филиала ООО "Пеноплэкс СПб" в г. Сосновоборске.
Регистрационный номер страхователя по месту нахождения головной организации - 7804009458, регистрационный номер страхователя по месту нахождения филиала - 2403040882.
26.07.2021 филиал общества в установленный действующим законодательством срок направил в Фонд расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в отношении филиала за 2 квартал 2021 года через автоматизированную систему (файл 7804009458_2021_06.ef4), указав на 2-ой странице расчёта в графе "регистрационный номер страхователя" 7804009458 и код подчиненности - 24032. Страхователю пришло подтверждение специализированного оператора связи о передаче отчета на сервер. Согласно квитанции о получении расчёта N 3065-7077-9609-01-7804009458 (7804009458_2021_06.ef4) от 26.07.2021 ошибки не выявлены (получение файла, расшифровка файла и проверка ЭЦП, форматный и логический контроль, формирование квитанции осуществлены успешно).
27.08.2021 общество, самостоятельно выявив ошибку в регистрационном номере, повторно направило в электронном виде расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме 4-ФСС за 2 квартал 2021 года с регистрационным номером страхователя 2403040882. Получение файла, расшифровка файла и проверка ЭЦП, форматный и логический контроль, формирование квитанции осуществлены успешно.
Фондом проведена камеральная проверка, по результатам которой составлен акт от 26.08.2022 N 3303ш, к котором отражено, что обществом нарушен срок представления расчета, установленный статьей 24 Закона N 125-ФЗ (расчет за 2 квартал 2021 года представлен 27.08.2021).
Уведомлением от 26.08.2022 N 3303ш Фонд предложил страхователю явиться для рассмотрения материалов проверки в указанные Фондом дату и время.
06.10.2022 Фондом вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 26.30 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ), в виде штрафа в размере 7381 руб. 93 коп.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось с вышеуказанным заявлением в арбитражный суд.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона N 125-ФЗ страхователи ежеквартально представляют в установленном порядке территориальному органу страховщика по месту их регистрации расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам на бумажном носителе не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчётным периодом, в форме электронного документа - не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчётным периодом.
В силу части 1 статьи 19 Федерального закона N 125-ФЗ страхователь несёт ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него Федеральным законом N 125-ФЗ обязанностей по своевременному представлению страховщику установленной отчётности.
В соответствии с частью 1 статьи 26.30 Федерального закона N 125-ФЗ непредставление страхователем предусмотренного расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам в территориальный орган страховщика по месту своего учёта в срок, установленный Федеральным законом N 125-ФЗ, влечёт взыскание штрафа в размере 5 % суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчётного (расчётного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб.
Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 12.02.2010 N 19 "О внедрении защищенного обмена документами в электронном виде с применением электронной цифровой подписи для целей обязательного социального страхования" утверждена Технология приема расчетов страхователей по начисленным и уплаченным страховым взносам в системе Фонда социального страхования Российской Федерации в электронном виде с применением электронной цифровой подписи (далее - Технология).
В соответствии с пунктом 3.4 Технологии (в редакции, действовавшей в период сдачи расчета) формирование расчета в электронном виде с применением ЭП осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона N 125-ФЗ, формой расчета (утверждается соответствующим нормативным правовым актом Фонда по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации) и данной Технологией.
Страхователь или уполномоченный представитель может представить подготовленный расчет в Фонд в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи на шлюз приема расчетов или на внешнем носителе в территориальный орган Фонда (пункт 4.1 Технологии).
При получении шлюзом приема расчетов файла расчета каждому файлу расчета присваивается уникальный идентификатор файла расчета (пункт 4.4 Технологии).
В силу пункта 4.5 Технологии после поступления файла расчета на шлюз приема расчетов проводятся следующие этапы контроля:
- проверка формата наименования и размера файла расчета в электронном виде;
- расшифровка файла расчета и проверка ЭП страхователя;
- проверка соответствия структуры файла расчета утвержденному формату;
- проверка соответствия контрольных соотношений показателей логического контроля.
В результате обработки файла расчета формируется соответствующий протокол проверки, квитанция о получении расчета или квитанция о получении расчета с ошибками. Протокол проверки доступен на странице "Проверка и контроль" шлюза приема расчетов.
Датой и временем получения расчета фондом считаются соответственно дата и время, зафиксированное шлюзом приема расчетов после прохождения стадии получения файла расчета, и указанное в квитанции о приеме расчета или квитанции о приеме расчета с ошибками (пункт 4.6 Технологии).
Согласно пункту 4.7 Технологии расчет считается представленным своевременно, если отправленный файл расчета не получил отрицательных результатов при проверке на соответствие требованиям, предъявляемым к расчету в электронном виде, и срок его получения Фондом будет не позднее срока, установленного законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 4.8 Технологии при повторной отправке файла расчета одного и того же страхователя за один и тот же отчетный период последующие расчеты страхователя будут считаться корректирующим. Датой и временем получения расчета Фондом в данном случае будет считаться дата и время, указанное в первой квитанции о приеме расчета или квитанции о приеме расчета с ошибками, в рамках сроков предоставления расчетов в соответствии с Федеральным законом N 125-ФЗ.
В соответствии с пунктом 4.10 Технологии файл расчета, переданный страхователем или уполномоченным представителем по телекоммуникационным каналам связи или через должностное лицо, не проходит этапы контроля на шлюзе приема расчетов и не принимается Фондом в следующих случаях:
- файл расчета не соответствует формату наименования и размеру в электронном виде;
- отсутствует или не соответствует требованиям по совместимости к процедурам формирования ЭП, встраивания ЭП в документ и шифрования;
- на момент проверки ЭП сертификат ключа проверки электронной подписи страхователя (Уполномоченного представителя) утратил силу (не действует, находится в списке аннулированных сертификатов, выдан УЦ, не прошедшим аккредитацию);
- файл расчета подписан ЭП лица, не имеющего право на подписание данного расчета;
- файл расчета не соответствует структуре утвержденного формата.
Перечень случаев, в которых файл расчета не проходит этапы контроля на шлюзе приема расчетов, является исчерпывающим.
В рассматриваемом случае, представленный обществом 26.07.2021 расчет не получил отрицательных результатов и успешно прошел все этапы контроля.
Само по себе указание страхователем неверного регистрационного номера в первоначально направленном расчете не является основанием считать, что расчет не был представлен в установленный законом срок.
При этом, как верно отмечено судом первой инстанции, все остальные идентифицирующие сведения (ИНН, ОГРН, наименование страхователя, код подчиненности), за исключением регистрационного номера страхователя, были указаны верно и позволяли однозначно идентифицировать плательщика взносов, подавшего данный расчет. Таким образом, Фонд имел возможность определить, что расчет представлен филиалом ООО "Пеноплэкс СПб" в г. Сосновоборске, поскольку в расчете имелось прямое указание на данного страхователя.
Затем общество, самостоятельно выявив ошибку, повторно направило в электронном виде расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме 4-ФСС за 2 квартал 2021 года, указав верный регистрационный номер страхователя.
Таким образом, допущенная обществом ошибка не свидетельствует о непредставлении расчета в установленный срок и совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 26.30 Закона N 125-ФЗ, поскольку расчет был принят системой и прошел все стадии контроля. Представление расчета в установленный срок с неверно указанным регистрационным номером не может быть признано непредставлением расчета в срок, закрепленный в действующем законодательстве.
Кроме того, диспозиция статьи 26.30 Закона N 125-ФЗ не предусматривает наличие такого основания для привлечения к ответственности, как наличие ошибок в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам. При этом своевременное направление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам с ошибками не образует состава правонарушения, вмененного обществу.
В апелляционной жалобе Фонд также указывает на то, что расчет должен быть сдан не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, а фактически первоначально с неверным идентификационным номером общество представило расчет 26-го числа. Таким образом, Фонд полагает, что первоначально расчет не был сдан в срок.
Апелляционный суд отклоняет данный довод и отмечает, что 25.07.2021 выпадало на выходной день (воскресенье), соответственно, расчет правомерно представлен страхователем 26.07.2021 (следующий рабочий день), нарушения срока не допущено.
При изложенных обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно и правомерно признал решение Фонда недействительным, поскольку оснований для привлечения общества к ответственности у Фонда не имелось.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными, следовательно, не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 48, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Заявление Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю о процессуальном правопреемстве удовлетворить.
Произвести замену ответчика по делу N А33-28211/2022 - государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 2466039624, ОГРН 1022402652469) на его правопреемника - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю (ИНН 2466001885, ОГРН 1022402648718).
Решение Арбитражного суда Красноярского края от "17" января 2023 года по делу N А33-28211/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-28211/2022
Истец: ООО "ПЕНОПЛЭКС СПБ"
Ответчик: ГУ КРАСНОЯРСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ