город Томск |
|
28 марта 2023 г. |
Дело N А27-20907/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.,
судей Кривошеиной С.В.,
Павлюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Легачевой А.М. с использованием технологии онлайн-заседания (web-конференции) информационной системы "Картотека арбитражных дел" рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Сибирь" в лице филиала публичного акционерного общества "Россети Сибирь" - "Кузбассэнерго-региональные энергетические сети" (N 07АП-1503/2023) на решение от 30.01.2023 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-20907/2022 (судья М. А. Сарафанникова) по заявлению публичного акционерного общества "Россети Сибирь", Красноярский край, город Красноярск (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527) в лице филиала публичного акционерного общества "Россети Сибирь" - "Кузбассэнерго-региональные энергетические сети", город Кемерово к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области, г. Кемерово (ОГРН 1034205025799, ИНН 4207012419) о признании незаконным и отмене постановления от 21.10.2022 по делу N 042/04/9.21-1157/2022 об административном правонарушении,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая компания", город Кемерово (ОГРН 1064205113136, ИНН 4205109750).
В онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" в судебном заседании приняли участие представители:
от публичного акционерного общества "Россети Сибирь": Нерсесян А.А. по доверенности от 30.03.2022 (по 28.04.2025),
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области: Неупокоев М.Л. по доверенности от 10.01.2023 (на 1 год),
от третьего лица: Фризен С.Н. по доверенности от 17.01.2022 (по 16.01.2025), Астахова А.Л. по доверенности от 12.12.2022 (по 11.12.2023),
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Сибирь" в лице филиала публичного акционерного общества "Россети Сибирь" - "Кузбассэнерго-региональные энергетические сети" (далее - ПАО "Россети Сибирь", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее - Управление, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 21.10.2022 о назначении административного наказания по делу N 042/04/9.21-1157/2022 об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая компания" (далее - ООО "Кузбасская энергосетевая компания").
Решением от 30.01.2023 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "Россети Сибирь" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Указывает на отсутствие в действиях общества события правонарушения.
В представленных до начала судебного заседания отзывах административный орган и третье лицо просят оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу ПАО "Россети Сибирь" - без удовлетворения.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердили позиции по делу, изложенные в апелляционной жалобе, отзывах к ней.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав представителей, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ) законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 16.05.2022 в филиал ПАО "Россети Сибирь" - "Кузбассэнерго-РЭС" от ООО "КЭнК" поступила заявка на технологическое присоединение КЛ-6кВ от Ф-6-22, Ф-6-23 до РУ 6кВ ТП-КИ 505; ТП-КИ 505, расположенных по адресу: район "Зелёная казанка".
20.05.2022 заявка зарегистрирована (N 11000602976), однако после её проверки на соответствие действующему законодательству установлено, что подана с нарушением абзаца 4 пункта 13 (1) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, далее - Правила технологического присоединения), заявителю необходимо было уточнить сведения, указанные в пункте 3 направленной заявки, а именно наименование фидеров РЭС, к которым планируется осуществить технологическое присоединение.
Данное замечание было направлено в адрес ООО "КЭнК" письмом от 26.05.2022 N 1.4/03/2162.
16.06.2022 в адрес ООО "КЭнК" было направлено письмо (исх. N 1.4/03/2527) о том, что замечания устранены не в полном объёме.
Заявителю, в соответствии с пунктом 4 Правил технологического присоединения, необходимо предоставить документы, подтверждающие факт существования ЛЭП.
В установленные сроки замечания не были устранены, в связи с чем на основании пункта 15 Правил технологического присоединения заявка аннулирована.
Управлением по результатам рассмотрения обращения ООО "КЭнК" исх. N 01-03-15566 от 26.07.2022 (вх. N 4345э от 27.07.2022), а также аналогичного обращения ООО "КЭнК" исх. N 01-03-1566 от 26.07.2022 (вх. N 2440 от 03.08.2022), установлены признаки нарушения заявителем по делу Правил технологического присоединения, выразившиеся в отказе (уклонении) от заключения договора о технологическом присоединении к электрическим сетям ПАО "Россети Сибирь" энергопринимающих устройств ООО "КЭнК": КЛ-6 кВ от Ф-6-22, Ф-6-23 до РУ 6 кВ ТП-КИ 505, расположенных по адресу: район Зеленая Казанка, г. Киселевск (далее - объект ООО "КЭнК").
Исследовав указанные обстоятельства, Управление пришло к выводу о нарушении обществом требований пункта 11 и пункта 15 Правил технологического присоединения, выразившемся в направлении в адрес ООО "КЭнК" письма (от 26.05.2022 и от 16.06.2022) требования уточнить наименования фидеров ПАО "Россети Сибирь", к которым ООО "КЭнК" планируется осуществить технологическое присоединение, а также представить документы, позволяющие установить факт возведения в эксплуатацию электросетевых объектов, указанных в направленной ООО "КЭнК" заявке от 20.05.2022 N 11000602976
По результатам рассмотрения поступивших материалов антимонопольным органом в отношении ПАО "Россети Сибирь" составлен протокол по делу об административном правонарушении от 23.09.2022 N 042/04/9.21-1157/2022.
Ранее ПАО "Россети Сибирь" было привлечено к административной ответственности за нарушение Правил технологического присоединения (Постановление Алтайского республиканского УФАС России по делу N 003/04/9.21- 383/2021 об административном правонарушении от 11.11.2021, вступило в силу 18.05.2022, дело N2-2068/2021, оплачен штраф 13.07.2022).
Постановлением от 21.10.2022 о назначении административного наказания по делу N 042/04/9.21-1157/2022 ПАО "Россети Сибирь" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 700 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что наличие в действиях общества события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, подтверждается материалами дела, отсутствуют процессуальные нарушения при производстве по делу об административном правонарушении.
Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими действующему законодательству исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объектом правонарушения по статье 9.21 КоАП РФ являются общественные отношения, возникающие в процессе предоставления доступа к услугам субъектов естественных монополий.
Предметом противоправного посягательства в числе прочих выступают правила технологического присоединения или подключения к электрическим сетям. Нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям образует состав административного правонарушения вне зависимости от последствий.
Субъектами административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.21 КоАП, являются субъекты естественной монополии, осуществляющие свою деятельность в том числе, в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии.
Объективную сторону административного правонарушения составляет нарушение указанными субъектами правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
В силу части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом; указанный договор является публичным.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью последующей передачи электроэнергии для потребителей. В связи с чем, технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электроэнергии.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям установлены Правилами технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
16.05.2022 ООО "КЭнК" обратилось в ПАО "Россети Сибирь" с заявкой на технологическое присоединение объекта ООО "КЭнК", направленной с сопроводительным письмом исх. N 01-03-941 от 16.05.2022.
В соответствие с пунктом 3 заявки сведения об объектах электросетевого хозяйства ПАО "Россети Сибирь", к которым осуществляется присоединение и (или) на которых необходимо проведение мероприятий по технологическому присоединению: КЛ 6 кВ от Ф-6-22, Ф-6-23 ПС 110/35/6 кВ "Киселевская-заводская" до РУ 6 кВ ТП-КИ 505. Согласно пункту 4 указанной заявки запрашиваемая максимальная мощность: 700 кВт; количество и мощность присоединяемых к сети трансформаторов: 2* 1000 кВА; количество точек присоединения: две точки.
Заявка зарегистрирована ПАО "Россети Сибирь" 20.05.2022 N вх. 1.4/1/3224.
В ответ на указанную заявку от ПАО "Россети Сибирь" в адрес ООО "КЭнК" по почте поступило письмо от 26.05.2022 N 1.4/03/2162 "О технологическом присоединении" (вх. N 199 от 08.06.2022) с просьбой уточнить сведения, указанные в пункте 3 заявки, а именно, уточнить наименование фидеров ПАО "Россети Сибирь", к которым ООО "КЭнК" планируется осуществить технологическое присоединение. Согласно штампу на конверте дата отправления письма 01.06.2022, что составляет 10 рабочих дней со дня поступления в ПАО "Россети Сибирь" заявки ООО "КЭнК".
08.06.2022 ООО "КЭнК" направило в адрес ПАО "Россети Сибирь" письмо исх.
N 01-03-1171, в котором уточнялось, что выполнить мероприятия по технологическому присоединению необходимо на Ф-6-21, Ф-6-22 ПС 110/35/6 кВ "Киселевская-заводская". Ответ был доставлен сотрудником ООО "КЭнК" нарочно в офис ПАО "Россети Сибирь" по адресу: 650091, Кемеровская область - Кузбасс, г. Кемерово, ул. Н. Островского, д. 11 и зарегистрирован под вх. N 1.4/1/3734 от 08.06.2022.
30.06.2022 в адрес ООО "КЭнК" поступило письмо ПАО "Россети Сибирь" (вх.
N 242) от 16.06.2022 исх. N 1.4/03/2527, в котором было указано, что замечания, направленные в адрес ООО "КЭнК" письмом от 26.05.2022 N 1.4/03/2162, устранены не в полном объеме. Также в письме содержалась новая просьба представить документы, позволяющие установить факт возведения в эксплуатацию электросетевых объектов, указанных в направленной ООО "КЭнК" Заявке от 20.05.2022 N 11000602976. Также указанным письмом ПАО "Россети Сибирь" сообщило, что договор об осуществлении технологического присоединения будет направлен в адрес ООО "КЭнК" в сроки, предусмотренные законодательством.
На указанное письмо ПАО "Россети Сибирь" от 16.06.2022 N 1.4/03/2527 ООО "КЭнК" ответ не направлялся.
Для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям N 4 - 7 любым способом ее подачи (очно, почтой, с использованием официального сайта сетевой организации или в случае обеспечения сетевой организацией, в которую подается заявка, возможности реализации прав и обязанностей заявителей, возникающих в ходе осуществления процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Согласно подпункту "д" пункта 10 Правил технологического присоединения к Заявке прилагаются для юридических лиц - выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, для индивидуальных предпринимателей - выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, а также доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя, подающего и получающего документы, в случае если заявка подастся в сетевую организацию представителем заявителя, копия паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность, если заявителем выступает индивидуальный предприниматель или гражданин.
Сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами (пункт 11).
Как предусмотрено пунктом 15 Правил, сетевая организация в течение 3-х рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3-х рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3-х рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2-х экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.
В случаях, когда сетевая организация направляет в смежную сетевую организацию заявку на технологическое присоединение объектов электросетевого хозяйства в интересах третьих лиц, то порядок и особенности такого присоединения установлены пунктами 41-43 Правил. Перечень сведений для указания в такой заявке и документов для приложения к ней определены пунктом 13(1) Правил.
В соответствии с пунктом 13(1) Правил к заявке, направляемой сетевой организацией в смежную сетевую организацию, прилагаются документы, указанные в подпункте "д" пункта 10 Правил, а также копии технических условий, выданных заявителям, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт, подтверждающих наличие оснований для подачи заявки в соответствии с абзацем вторым пункта 41 Правил. Копии технических условий, выданных заявителям, мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, подтверждающих наличие оснований для подачи заявки, предоставляются по запросу смежной сетевой организации, в которую подана заявка, в течение 5 дней со дня поступления такого запроса.
Пункты 13(1), 41, 42 и 43 Правил не содержат требований предоставления заявителем - сетевой организацией документов, позволяющих установить факт возведения в эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства, указанных в заявке.
Запретов на присоединение планируемых к строительству объектов линий электропередач не содержится в разъяснениях ФАС в письме от 16.11.2020, на которое также ссылается заявитель.
Названное письмо указывает на право сетевой организации сначала построить объекты электросетевого хозяйства, а затем обратиться за технологическим присоединением этих объектов в смежную сетевую организацию, но не устанавливает такой обязанности. При этом, для сетевой организации в данном случае основанием для выполнения строительства объектов электросетевого хозяйства в рамках реализации технологического присоединения является заключенный договор.
Пункт 4 Правил, на который ссылается заявитель в своем заявлении, не накладывает ограничения на возможность технологического присоединения планируемых к строительству объектов электросетевого хозяйства, в том числе трансформаторных подстанций, и не содержит каких-либо требований к предоставлению заявителем документов, позволяющих установить факт возведения их в эксплуатацию.
Требование ПАО "Россети Сибирь" представить ООО "КЭнК" документов, не предусмотренных Правилами, является нарушением пункта 11 Правил, что, как следствие, повлекло за собой нарушение абзаца 3 пункта 15 Правил, выразившееся в не направлении в адрес общества договора об осуществлении технологического присоединения объектов в установленный срок.
Правилами не предусмотрено направление сетевой организацией заявителю уведомления, содержащего указания на предоставление иных сведений и документов, кроме тех, что указаны в пунктах 9, 10 и 12 - 14 Правил.
Судом первой инстанции отклонены доводы заявителя о том, что указанные в заявках на ТП относятся к объектам электросетевого хозяйства, а не энергопринимающим устройствам, и предназначены для передачи электроэнергии посредством электрического тока, поскольку не опровергают установленный антимонопольным органом состав административного правонарушения.
Объектами недвижимости могут признаваться кабельные линии электропередачи в едином целом с иными приспособлениями и устройствами, в том числе трансформаторными подстанциями, опорами (туннелями) кабельных линий и т.п., образующими в своей целостности единый функциональный комплекс.
Указанные в заявке ООО "КЭнК" от 16.05.2022 N 11000602976 на присоединение энергопринимающих устройств кабельные линии (КЛ-6 кВ) располагаются под землей.
ЛЭП представляют единый линейный объект и выступает как единый объект вещных прав, ее раздел в натуре невозможен без изменения ее назначения, в связи с чем такая линия представляет собой неделимую вещь, отдельные составные части которой (в частности, опоры) не являются самостоятельными объектами недвижимости.
Исходя из буквального толкования подпункта "г" пункта 10 Правил технологического присоединения в отношении подземных ЛЭП ПАО "Россети Сибирь" не освобождено от необходимости выполнять указанные требования.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения положений Правил технологического присоединения в материалы дела не представлено. При этом доказательств невозможности соблюдения обществом приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющихся в материалах дела доказательств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии вины общества в совершении вмененного ему административного правонарушения, в связи с чем считает, что действия заявителя образуют состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Согласно Картотеке арбитражных дел общество, помимо указанного антимонопольным органом постановления УФАС, заявленного в качестве квалифицирующего признака, ранее неоднократно привлекалось к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ (постановление от 11.12.2020 о назначении административного наказания по делу N 042/04/9.21-1049/2020, вступившее в законную силу 24.11.2021, дело N А27-57/2021; постановление от 01.02.2021 о назначении административного наказания по делу N 042/04/9.21-779/2020, вступившее в законную силу 17.08.2021, дело N А27- 3034/2021; постановление от 12.02.2021 о назначении административного наказания по делу N 042/04/9.21-1420/2020, вступившее в законную силу 06.08.2021, дело N А27-4253/2021; постановление от 10.09.2021 о назначении административного наказания по делу N 042/04/9.21-1426/2021, вступившее в законную силу 11.05.2022, дело N А27-19743/2021 и т. д.).
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, образует состав правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях ПАО "Россети Сибирь" признаков совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Незаконный отказ ПАО "Россети Сибирь" от выдачи ООО "КЭнК" договора поставил под угрозу интересы ООО "КЭнК" и МП "Кристалл" как лица, заключившего с ООО "КЭнК" договор N 01- 357/21 об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств социально-значимого объекта КНС-5 в установленный Правилами срок - не позднее 20.05.2023.
Оспариваемое постановление соответствует требованиям статьи 29.10 КоАП РФ, поскольку в нем приведены описание события и основания привлечения к ответственности.
Предусмотренный статьей 4.5 КоАП срок давности привлечения к административной ответственности общества на момент вынесения постановления о назначении административного наказания не пропущен.
Оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным на основании статьи 2.9 КоАП РФ апелляционным судом не установлено.
Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание характеризуется как мера ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ определено, что административное наказание назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушения в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При решении вопроса о снижении размера административного штрафа в соответствии с положениями части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ должны иметь место исключительные обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица.
Неоднократное совершение ПАО "Россети Сибири" однородных правонарушений в отсутствие исключительности обстоятельств, повлекших правонарушение, свидетельствует о пренебрежительном отношении последнего к исполнению возложенных на него законом обязанностей и создает существенную угрозу охраняемым общественным и личным интересам третьего лица.
В данном случае из материалов дела не усматривается очевидность избыточного ограничения прав общества, обстоятельства, имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности, апелляционным судом не установлены, назначенное обществу административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности, а потому оснований для снижения назначенного административного штрафа у суда первой инстанции не имелось.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено.
Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, следовательно, по данной категории дел не облагаются государственной пошлиной также апелляционные и кассационные жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 30.01.2023 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-20907/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Сибирь" в лице филиала публичного акционерного общества "Россети Сибирь" - "Кузбассэнерго-региональные энергетические сети" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-20907/2022
Истец: ПАО "Россети Сибирь"
Ответчик: УФАС по Кемеровской области
Третье лицо: ООО "Кузбасская энергосетевая компания"