г. Москва |
|
04 марта 2024 г. |
Дело N А40-210328/23 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда И.В. Бекетова,
рассмотрев апелляционную жалобу ЗАО "Специальная транспортная служба" /СТС/
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.11.2023 по делу N А40-210328/23,
в порядке упрощенного производства,
по заявлению ЗАО "Специальная транспортная служба"/СТС/ (ИНН 7706129200)
к Центральной акцизной таможне
о признании незаконным и отмене постановления от 05.09.2023 по делу по делу об административном правонарушении N 10009000-1778/2023,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Специальная транспортная служба"/СТС/ (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Центральной акцизной таможни (далее - административный орган, ЦАТ) от 05.09.2023 по делу об административном правонарушении N 10009000-1778/2023, которым общество привлечено к ответственности по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Решением суда от 17.11.2023 в удовлетворении требований общества отказано полностью. Суд установил, что "разница в фактическом весе брутто товара превышает заявленный вес брутто на 5,1 кг, что составляет 19,6 % от веса брутто товарной партии, заявленного по документам.
С таким решением суда не согласилось общество и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой. Полагает, что разница в весе являлась существенной не соответствует действительности.
Дело рассмотрено судом в порядке ч.1 ст.272.1 АПК РФ без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266, 268 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
В соответствии с ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Согласно примечанию 2 ст. 16.1 КоАП России под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения (в данном случае массе брутто), документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Как следует из материалов дела, в отношении общества ЦАТ 05.09.2023 вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 10009000-1778/2023.
Данным постановлением ЗАО "Специальная транспортная служба"/СТС/ вменяется совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст. 16.1 КоАП РФ, а именно, незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки в части сообщения в таможенный орган недостоверных сведений о весе брутто при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения.
Полагая указанное постановление и решение не законными, заявитель обратился в суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 88 ТК ЕАЭС перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию Союза путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 89 Кодекса, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, либо путем представления документа, содержащего сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного документа, в следующие сроки: в отношении товаров, перевозимых автомобильным транспортом, - в течение 1 часа с момента доставки товаров в место прибытия, а в случае доставки товаров в место прибытия вне времени работы таможенного органа - в течение 1 часа с момента наступления времени начала работы таможенного органа.
В соответствии с п. п. 1 п. 1 ст. 89 ТК ЕАЭС при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза перевозчик представляет следующие документы и сведения: 1) при международной перевозке автомобильным транспортом: документы на транспортное средство международной перевозки; транспортные (перевозочные) документы; документы, сопровождающие международные почтовые отправления при их перевозке, определенные актами Всемирного почтового союза; имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары; сведения о: государственной регистрации транспортного средства международной перевозки; перевозчике товаров (наименование и адрес); стране отправления и стране назначения товаров (наименования); отправителе и получателе товаров (наименования и адреса); продавце и покупателе товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами; количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров; товарах (наименования и коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков); весе брутто товаров (в килограммах) либо объеме товаров (в кубических метрах); наличии (отсутствии) товаров, ввоз которых на таможенную территорию Союза запрещен или ограничен; месте и дате составления международной товаротранспортной накладной; идентификационных номерах контейнеров.
В соответствии с ст. 104 ТК ЕАЭС под таможенную процедуру таможенного транзита таможенному органу отправления представляется транзитная декларация. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно ст. 107 ТК ЕАЭС в транзитной декларации подлежат указанию сведения:
1) об отправителе и получателе товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами, декларанте, перевозчике;
2) о стране отправления и стране назначения товаров;
3) о транспортном средстве, которым перевозятся товары;
4) о наименовании, количестве и стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами;
5) о коде товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков. В отношении товаров (компонентов товаров), перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, в течение определенного периода одним или несколькими транспортными средствами, могут указываться сведения о коде товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне 10 знаков в соответствии с принятым в отношении таких товаров предварительным решением о классификации товаров либо решением о классификации товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде;
6) о весе товаров брутто или объеме, а также количестве товаров в дополнительных единицах измерения, если Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза в отношении декларируемого товара установлена дополнительная единица измерения, по каждому коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;
7) о количестве грузовых мест;
8) о пункте назначения товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами;
9) о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса;
Согласно п. 1 ст. 142 ТК ЕАЭС Таможенная процедура таможенного транзита -таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.
Форма транзитной декларации и Инструкция о порядке ее заполнения утверждены решением Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 N 289 "О форме и порядке заполнения транзитной декларации".
На основании п. 8 ст. 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
В соответствии с п. 2 раздела II Порядка совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита, утвержденного решением Комиссии таможенного союза от 17.08.2010 N 438 (далее по тексту - Порядок) в качестве транзитной декларации могут представляться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, в том числе определенные международными договорами, содержащие сведения, о наименовании, количестве, стоимости товаров, весе товаров брутто, количестве грузовых мест. Согласно названному Порядку при использовании в качестве транзитной декларации транспортных (перевозочных) и коммерческих документов основу транзитной декларации составляет транспортный (перевозочный) документ, а остальные документы являются ее неотъемлемой частью.
В соответствие с положениями п. 1 ст. 8 Конвенции о договоре международной перевозки грузов от 19 мая 1956 года (далее - КДПГ) при принятии груза перевозчик обязан проверить:
а) точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров;
б) внешнее состояние груза и его упаковки.
При этом если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность записей относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки. Он должен также обосновать все сделанные им оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки (п. 2 ст. 8 КДПГ). Однако, в CMRN 0830 от 19.07.2023 обоснованные оговорки не внесены.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, оспариваемым постановлением Центральной акцизной таможни от 05.09.2023 по делу N 10009000-1778/2023, общество привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, за нарушение, выразившееся в том, что при подаче документов и сведений при прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС таможенному органу были заявлены недостоверные сведения о количестве грузовых мест по а/н N 868-00241231, 868-00241242, 868-00241253, 868-00241264, 868-00241275 от 05.08.2021 с назначением административного штрафа в размере 55 000 руб.
19.07.2023 в зону таможенного контроля склада временного хранения ФГУП "ГЦСС" из таможенного поста Аэропорт Внуково Внуковской таможни, прибыло грузовое транспортное средство гос. номер А954ХО799, с иностранным товаром: товар N 1 - ювелирные изделия из серебра 925 пробы, покрытие позолотой и родием: браслет, брошь, серьги, кулон-брошь, кольцо - 2865 пар код ТН ВЭД ЕАЭС 7113110000, фактурная стоимость - 75112,00 долларов США, в количестве 2 (двух) грузовых мест, вес брутто товарной партии - 26,0 кг, страна отправления - Таиланд.
Отправителем товара является компания "GLOBEXCO., LTD", согласно транзитной декларации N 10001020/190723/5000924, получателем - ИП Лавринович Михаил Кронидович.
Перевозчиком товара является - ЗАО "Специальная транспортная служба".
19.07.2023 вышеуказанный товар был помещен на временное хранение на СВХ ФГУП ГЦСС в соответствии с документом отчета по форме ДО-1 000146 от 19.07.2023. В графе "перевозчик" в качестве перевозчика указан ЗАО "Специальная транспортная служба".
19.07.2023 сотрудниками склада временного хранения ФГУП "ГЦСС" при приеме у представителя перевозчика указанного выше груза, был произведен осмотр упаковки 2 (двух) гр. мест и их взвешивание, вес брутто которого фактически составил -31,1 кг, по документам - 26,0 кг.
Специализированным таможенным постом ЦАТ выявлена разница в весе - 5,1 кг.
19.07.2023 у водителя ЗАО "СПЕЦИАЛЬНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СЛУЖБА" Крюкова Г.В., принявшего груз для перевозки получено объяснение по факту расхождения веса брутто товара, указанного в транспортных и таможенных документах и его фактического значения.
Из объяснения следует, что водитель ЗАО "Специальная транспортная служба" получил груз в аэропорту Внуково в количестве 2 (двух) мест, прибывший в адрес ИП Лавриновича М.К. по транспортным документам: авианакладная N 235-28771050, CMR N 0830 от 19.07.2023, ТД N 10001020/190723/5000924, перемещаемый через таможенную границу ЕАЭС. На складе в аэропорту Внуково груз принимался по количеству мест, без взвешивания, при сдаче груза на СВХ ФГУП "ГЦСС" в присутствии таможенного инспектора производилось взвешивание.
Вес брутто составил 31,1 кг, а в товарной-транспортной накладной вес 26,0 кг. Разницу в весе Крюков Г.В. объяснить не может.
21.07.2023 в ходе таможенного досмотра (акт таможенного досмотра N 10009130/210723/100054), были выявлены расхождения в заявленных сведениях, а именно:
Вес брутто товарной партии по документам (ТД N 10001020/190723/5000924) 26,0 кг, по факту 31,1 кг.
Разница в фактическом весе брутто товара превышает заявленный вес брутто на 5,1 кг, что составляет 19,6 % от веса брутто товарной партии, заявленного по документам.
02.08.2023 декларантом ИП Лавриновичем Михаилом Кронидовичем подана ДТ N 10009131/020823/3003823, в которой задекларирован 1 товар, а именно: товар N 1 "ювелирные изделия из серебра 925 пробы, с покрытием родием, золотом и без, со вст. итого 2865 изд.", вес брутто - 31,1 кг. Вес брутто товарной партии по ДТ N 10009131/020823/3003823 - 31,1 кг.
В адрес ЗАО "Специальная транспортная служба" Специализированным таможенным постом ЦАТ направлено письмо-вызов N 38-12/0277 от 14.08.2023 с перечнем вопросов по обстоятельствам перевозки товара от отправителя "GLOBEXCO., LTD" до получателя ИП Лавриновича М. К., по каким причинам перевозчиком были заявлены недостоверные сведения о весе брутто товара при их помещении на склад временного хранения и на основании каких документов осуществлялась перевозка товара.
Из письма генерального директора ЗАО "Специальная транспортная служба" А.Г. Деева (исх. N 0428-02/08 от 17.08.2023) следует, что генеральный директор А.Г. Деев ввиду большой занятости и невозможности прибыть лично 17.08.2023 на Специализированный таможенный пост Центральной акцизной таможни для участия в составлении протокола об административном правонарушении по ч. 3 ст.16.1 КоАП России в отношении Общества, просит совершить процессуальные действия в его отсутствие.
Также по запросу от 17.08.2023 N 38-12/0282 генеральный директор заявитель сообщил, что вес, указанный в ДТ N 10001020/190723/5000924 и CMR N 0830 от 19.07.2023 был взят из Авианакладной N 235-2877 1050 на данную партию товара, который обычно соответствует реальному весу брутто, т.к. перевозка авиатранспортом учитывает точное указание при помещении на борт воздушного судна веса и габаритов для размещения в грузовом отсеке. Перевозка осуществлялась на основании Договора N 0018-02/04 от 03.04.2012. Документы для организации перевозки товара были представлены представителем ИП Лавриновича М.К. Тулбой А.В. на основании Доверенности N 1 от 09.02.2023 г. Водитель присутствовал при загрузке товара в транспортное средство, т.к. обязан контролировать загрузку в машину.
При принятии товара к перевозке в распоряжении перевозчика имелись следующие документы: Авианакладная N 235-2877 1050, Инвойс N 0702 от 12.07.2023 Представленные документы перевозчиком изучались для составления транзитной декларации и CMR. Товар был получен в исправной упаковке от сотрудников терминала Внуково-Карго. Взвешивания товара до перевозки не производилось.
Сообщение таможенному органу недостоверных сведений о весе брутто товаров при помещении товаров на склад временного хранения путем предоставления недействительных документов (CMR N 0830 от 19.07.2023, ТД N 10001020/190723/5000924), образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.
При этом материалами дела подтверждается, что ЗАО "Специальная транспортная служба" осуществляло перевозку на основании Договора N 0018-02/04 (далее - Договор).
Согласно п. 3.7 Договора представитель заявителя принимает ценности в месте получения, в специально отведенном изолированном помещении по заявке клиента или другому документу (инвойсу, спецификации, описи, препроводительной ведомости и т.п.), содержащему необходимую в соответствии с действующими инструкциями и нормативными актами информацию о принимаемых ценностях. Прием ценностей оформляется актом приёма-передачи.
В соответствии с п. 3.10 Договора после проверки целостности упаковки и пломб, чёткости оттисков на пломбах, соответствия информации, содержащейся в заявке клиента или другом документе (инвойсе, описи, препроводительной ведомости и т.п.) данным ценностей, уполномоченный представитель Заявителя расписывается в акте приема-передачи, заполненном в соответствии с пунктом 3.8 Договора, и принимает груз ценностей.
При этом согласно п. 3.11 Договором при несоответствии упаковки условиям пункта 3.6. Договора, неясности оттисков на пломбах Общество не принимает груз ценностей. В случае обнаружения при проверке расхождения данных (расхождение по массе брутто, количеству грузовых мест, виду упаковки и т.п.) с данными в заявке клиента или другом документе (инвойсе, спецификации, описи, препроводительной ведомости и т.п.), обнаруженные факты расхождения отражаются в акте приема-передачи.
Пунктом 3.14 Договора установлено, что в случае обнаружения при проверке расхождения данных с данными в заявке клиента или другом документе (инвойсе, спецификации, описи, препроводительной ведомости и т.п.), обнаруженные факты расхождения отражаются в акте приема-передачи.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает, что сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о весе брутто при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции признает обоснованной квалификацию правонарушения по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.
Факт совершения ЗАО "Специальная транспортная служба"/СТС/ административного правонарушения подтверждается: ТД N 10001020/190723/5000924, CMR N 0830 от 19.07.2023, актом таможенного досмотра N 10009130/210723/100054, объяснением водителя ЗАО "Специальная транспортная служба"/СТС/ от 19.07.2023, письмом генерального директора ЗАО "Специальная транспортная служба"/СТС/ (исх. N 0428-02/08 от 17.08.2023; вх. Специализированного т/п N 04465 от 17.08.2023), а также другими документами, находящимися в материалах дела об административном правонарушении.
Место совершения административного правонарушения - СВХ ФГУП ГЦСС (129626, г. Москва, ул. 1-я Мытищинская, д. 17), расположенный в регионе деятельности Специализированного т/п ЦАТ (г. Москва, ул. Смольная, д.12, пом. 4).
Дата совершения административного правонарушения - 19.07.2023 г. (дата помещения товара на временное хранение).
Перевозчик мог и должен был принять к перевозке товар только после фактического пересчета грузовых мест, установления наименования груза и его маркировки, весовых характеристик товара, а также сверив его с указанным в транспортных и коммерческих документах, а в случае невозможности установления точного веса перемещаемого товара внести обоснованные оговорки в CMR.
Доказательства наличия объективных обстоятельств, препятствовавших соблюдению обществом норм действующего законодательства, а также свидетельствующие о том, что общество предприняло все зависящие от него меры по недопущению нарушения, в материалах дела отсутствуют.
Вина общества в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, с учетом положения ч.2 ст.2.1. КоАП РФ заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения требований, за нарушение которых ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Апелляционный суд соглашается с судом первой инстанции, что применительно к ч.4 ст.210 АПК РФ административным органом доказано совершение обществом вмененных административных правонарушений.
Обстоятельств, смягчающих и/или отягчающих административную ответственность, в соответствии со ст.ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ не установлено.
Порядок привлечения общества к административной ответственности не нарушен.
Оспариваемое постановление вынесено административным органом в пределах срока давности, предусмотренного ч.1 ст.4.5. КоАП РФ.
Согласно ч.1 ст.71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ч.2 ст.71 АПК РФ).
Правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в порядке ч.1 ст.268 АПК РФ апелляционный суд не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные обществом в суде первой инстанции.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ч. 4 ст. 229, ст.ст. 266, 268, 269, 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17.11.2023 по делу N А40-210328/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-210328/2023
Истец: ЗАО "СПЕЦИАЛЬНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СЛУЖБА"/СТС/
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ