г. Пермь |
|
27 марта 2023 г. |
Дело N А50-22983/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 марта 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Муравьевой Е.Ю., Трефиловой Е.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Веста" - генеральный директор Степанова В.М., паспорт, Бабарыкина О.Ю., удостоверение адвоката, по устному заявлению;
от Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Пермскому муниципальному району и Добрянскому городскому округу - Сазонова О.А., удостоверение адвоката, доверенность, от 02.02.2023, Шарапова А.В., паспорт, доверенность от 09.01.2023,
от Министерства социального развития Пермского края - Ларюшкина И.В., паспорт, доверенность от 04.04.2022, диплом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Пермскому муниципальному району и Добрянскому городскому округу и Министерства социального развития Пермского края
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 19 января 2023 года
по делу N А50-22983/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Веста" (ОГРН 1205900001823, ИНН 5904380186)
к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Пермскому муниципальному району и Добрянскому городскому округу (ОГРН 1055902883948, ИНН 5905237936)
и Министерству социального развития Пермского края (ОГРН 1025900520689, ИНН 5902290642)
о признании недействительными требования о возврате средств субсидии от 22.07.2022 N 33-14-01-15/1752, решения от 01.09.2022 N 26 об исключении из реестра поставщиков социальных услуг,
незаконным отказа в предоставлении компенсации на возмещение расходов поставщика социальных услуг за май-июль 2022 года, выраженного в письмах от 09.08.2022 N 33-14-01-15/1932, от 15.08.2022 N33-14-01-15/1963;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Веста" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительными (незаконными):
требования Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Пермскому муниципальному району и Добрянскому городскому округу (далее - Территориальное управление) от 22.07.2022 N 33-14-01-15/1752 о возврате субсидии в сумме 665 563,19 руб.,
отказа Территориального управления в предоставлении компенсации на возмещение расходов поставщика социальных услуг за май-июль 2022 года в сумме 397 824 руб. 07 коп., выраженного в письмах от 09.08.2022 N 33-14-01-15/1932, от 15.08.2022 N 3-14-01-15/1963,
решения Министерства социального развития Пермского края (далее - Министерство) от 01.09.2022 N 26 об исключении ООО "Веста" из реестра поставщиков социальных услуг.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 19 января 2023 года требования общества удовлетворены полностью.
Не согласившись с принятым решением, Территориальное управление и Министерство обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы Территориальное управление настаивает на том, что при наличии в материалах дела существенных противоречий по фактам оказания обществом социальных услуг конкретным физическим лицам в спорный период, принимая во внимание выявление таких фактов неоказания обществом услуг в период 2021 г. по апрель 2022 г. физическим лицам, включенным обществом в отчеты, не только сотрудниками Территориального управления, но и Прокуратурой Пермского района Пермского края, учитывая непринятие Территориальным управлением отчетов общества в спорный период и необжалование обществом уведомлений об отказе в принятии отчетов в спорный период, вывод суда о подтверждении факта оказания обществом услуг в полом объеме является незаконным и необоснованным. Решение об исключении общества из реестра поставщиков социальных услуг принято на основании служебной записки Территориального управления от 31.08.2022, таким образом, суд безосновательно исчисляет срок для принятия решения об исключении общества из реестра поставщиков социальных услуг не с даты выявления Министерством оснований для исключения, предусмотренных пунктом 23 Порядка формирования реестра, а с даты вступления в законную силу постановления о привлечении ООО "Веста" к административной ответственности по статье 19.7 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Территориального управления на доводах жалобы настаивал; заявил о приобщении дополнительных доказательств (протоколов допроса свидетелей от 19.01.2023 и 03.03.2023), представленных в электронном виде. Также представитель Территориального управления заявил о фальсификации представленных обществом копий актов сдачи-приемки оказанных услуг клиента Пучкиной Л.Н. и дневников учета оказанных услуг, копии доверенности клиента Пучкиной Л.Н., копии заявления клиентки Пучкиной Л.Н., копий актов сдачи-приемки оказанных услуг клиента Дербенева М.Ю. и дневников учета оказанных услуг, копии доверенности клиента Дербенева М.Ю., копии заявления клиента Дербенева М.Ю. и исключении их из доказательств по делу N А50-22983/2022.
Министерство социального развития Пермского края, также выразив несогласие с вынесенным решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что суд не учел тот факт, что согласно пункту 3.1 Порядка формирования и ведения реестра поставщиков социальных услуг, утвержденного приказом Министерства от 25 июня 2021 г. N 33-01-03-444, оператором реестра является Министерство, и согласно пункту 12 Порядка в целях организации работы по формированию и ведению реестра Министерством создается комиссия по формированию реестра поставщиков социальных услуг в Пермском крае, которая принимает решение об исключении из реестра. Таким образом, в абзаце третьем пункта 24 Порядка речь идет о выявлении Министерством в лице комиссии оснований, указанных в подпунктах 2-9 пункта 23 Порядка. Таким образом, срок, указанный в пункте 24 Порядка не нарушен. Принятие решения об исключении из реестра не влечет нарушение прав истца в сфере экономической деятельности, поскольку не препятствует оказанию услуг получателям социальных услуг без предоставления компенсации поставщику. Считает, что отсутствие информации о персональном составе работников (с указанием с их согласия уровня образования, квалификации и опыта работы), о материально-техническом обеспечении предоставления социальных услуг, о количестве свободных мест для приема получателей социальных услуг и другая информация для потенциального получателя социальных услуг затрудняет выбор поставщика, нарушает его право на выбор и получение достоверной информации. Суд при вынесении решения не принял во внимание опросные листы граждан-получателей социальных услуг, предоставленные территориальным управлением, которые были изготовлены в апреле 2022 г. Министерство считает, что суд пришел к ошибочному выводу, что факт целевого использования средств обществом подтвержден, поскольку судом не приняты во внимание документы, представленные территориальном управлением, такие как: письмо ГБУЗ ПК "Пермская центральная районная больница" от 28.07.2022 N 1846, заключение по результатам проверки поставщика от 15.06.2022. Суд не принял во внимание представленные территориальным управлением заключение по проверке поставщика, документы из ГБУЗ ГЖ "Пермская центральная районная больница", личные дела получателей услуг, документы прокуратуры Пермского края.
В судебном заседании представить Министерства на доводах жалобы настаивал.
Заявитель с доводами апелляционных жалоб не согласен по мотивам, указанным в письменных возражениях, просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 2 статьи 268 АПК РФ, учитывая, что полученные Территориальным управлением доказательства не могли быть представлены им в суд первой инстанции, определил приобщить к материалам дела копий протоколов допроса свидетелей от 19.01.2023 и 03.03.2023.
Рассмотрев ходатайство о фальсификации доказательств, суд апелляционной инстанции оснований для его принятия к рассмотрению не находит.
В соответствии с частью 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
В соответствии с пунктом 29 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" отсутствуют основания для рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции заявлений о фальсификации доказательств, представленных в суд первой инстанции, так как это нарушает требования части 3 статьи 65 Кодекса о раскрытии доказательств до начала рассмотрения спора, за исключением случая, когда в силу объективных причин лицу, подавшему такое заявление, ранее не были известны определенные факты.
При этом к заявлению о фальсификации должны быть приложены доказательства, обосновывающие невозможность подачи такого заявления в суд первой инстанции.
Территориальным управлением о фальсификации доказательств в суде первой инстанции не заявлялось. Уважительных причин этому не приведено.
Копии доказательств, о фальсификации которых заявлено Территориальным управлением, представлены в материалы дела обществом, об их представлении Территориальным управлением было известно.
Поскольку в суде первой инстанции ходатайство о фальсификации доказательств ответчиком не заявлено в отсутствие объективных причин, суд апелляционной инстанции на основании части 2 статьи 268 АПК РФ в принятии заявления о фальсификации доказательств отказал.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в спорный период общество состояло в реестре поставщиков социальных услуг Пермского края и обращалось в Территориальное управление за возмещением затрат, связанных с оказанием социальных услуг получателям социальных услуг.
В период с 11.04.2022 по 31.05.2022 на основании приказа от 30.12.2021 N СЭД-33.14-01-08-424 Территориальным управлением проведена проверка соблюдения обществом основных требований при предоставлении услуг гражданам получателям социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой, в ходе которой установлено, что средства субсидий выплачивались обществу в январе-декабре 2021 года, январе-марте 2022 года на основании соглашений о предоставлении из краевого бюджета субсидии как поставщику социальных услуг, не являющемуся некоммерческой организацией, не участвующему в выполнении государственного задания.
На основании представленных обществом первичных документов Территориальным управлением проверена обоснованность затрат, предъявленных заявителем к возмещению согласно отчетам о фактических затратах.
По результатам проверки органом контроля установлено, что в фактическое количество оказанных услуг не соответствует предоставленным обществом ежемесячным отчетным документам по 12 клиентам: Чеснокова Л.В., Оборина В.П., Ваганова А.Н., Шайхислямова Т.К., Савина Г.В., Савина Ю.Л., Мансурова Ю.Г., Кареева Г.Ш., Пешкова М.П., Бусов В.В., Пучкина Л.Н., Дербенев М.Ю. Подпись в актах сдачи-приемки оказанных услуг не тождественны у 8 клиентов (Савина Г.В., Пучкина Л.Н., Ваганов А.Н., Дербенев М.Ю., Пешкова М.П., Мансуров Ю.Г., Бусов В.В., Ваганов А.Н., Оборина В.П.). Клиентов, находящихся на надомном обслуживании в Обществе, обслуживают близкие родственники (родные дети) - Ваганов А.Н.
Указанные обстоятельства нашли отражение в заключении от 15.06.2022 и послужили основанием для направления в адрес общества требования от 22.07.2022 N 33.14-01-15/1752 о возврате субсидии в сумме 695 563 руб. 19 коп. (л.д.19 том 1).
Для получения субсидии на возмещение затрат, связанных с предоставлением социальных услуг получателям социальных услуг, за май 2022 года общество направило в Территориальное управление заявку с комплектом документов, подтверждающих несение расходов на оказание социальных услуг.
По результатам проверки заявка общества Территориальным управлением отклонена, о чем заявитель уведомлен письмом от 23.06.2022 N 33-14-01-14/1442.
12.07.2022, 26.07.2022 общество повторно направило в Территориальное управление заявки на возмещение затрат, связанных с предоставлением социальных услуг получателям социальных услуг, за май 2021 года.
19.07.2022, 27.07.2022 заявки общества повторно отклонены.
05.08.2022 общество вновь направило в Территориальное управление заявки на возмещение затрат, связанных с предоставлением социальных услуг получателям социальных услуг, за май, а также за июнь 2021 года.
По результатам проверки заявка общества Территориальным управлением отклонена, о чем заявитель уведомлен письмом от 09.08.2022 N 33-14-01-15/1932.
Обществу отказано в возмещении затрат на оказание социальных услуг гражданам, произведенных в июле 2022 года, о чем заявитель уведомлен письмом от 15.08.2022 N 33-14-01-15/1963.
Основанием для отказа в возмещении затрат послужили выводы Территориального управления о наличии в предоставленных заявителем отчетах по оказанию услуг ошибок, препятствующих положительному принятию решения о предоставлении субсидии.
Решением комиссии по формированию и ведению реестра поставщиков социальных услуг в Пермском крае Министерства от 01.09.2022 N 26, Общество исключено из реестра поставщиков социальных услуг по причине - неисполнение требований, установленных законодательством о социальном обслуживании граждан, выявленное в результате проверок, проведенных в рамках регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, о чем Общество уведомлено письмом от 02.09.2022 N 33-05-59-3664.
Не согласившись с требованием о возврате субсидии, исключением из реестра поставщиков социальных услуг, ссылаясь на незаконность отказа в предоставлении компенсации затрат, заявитель обратился в Арбитражный суд Пермского края с рассматриваемыми требованиями.
Судом принято приведенное выше решение.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционных жалоб и отзыва на них, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 442-ФЗ) установлено, что гражданам, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании, предоставлены меры социальной поддержки в виде бесплатного или льготного предоставления социальных услуг.
В соответствии с пунктом 8 статьи 8 Закона N 442-ФЗ разработка, финансовое обеспечение и реализация региональных программ социального обслуживания относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания (статьи 31-32 Закона N 442-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 30 Закона N 442-ФЗ финансовое обеспечение деятельности организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.
В части 4 статьи 30 Закона N 442-ФЗ определено, что финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по социальному обслуживанию, и предоставляющими социальные услуги социально ориентированными некоммерческими организациями осуществляется путем предоставления субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, проведения закупок социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.
Если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), поставщику или поставщикам социальных услуг выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 8 статьи 30 Закона N 442-ФЗ).
Правительством Пермского края принято постановление от 25.10.2017 N 872-п, которым утвержден в том числе Порядок определения размера и предоставления компенсации поставщикам социальных услуг, не являющимся некоммерческими организациями, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Пермского края, не участвующим в выполнении государственного задания (заказа), за предоставленные гражданину социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой предоставления социальных услуг (далее - Порядок).
Предоставление компенсации поставщику социальных услуг осуществляется в форме субсидии в целях возмещения затрат поставщика социальных услуг в связи с предоставлением социальных услуг получателям социальных услуг (пункт 1.2 Порядка).
Пунктом 1.3 Порядка установлено, что субсидия предоставляется за счет средств бюджета Пермского края в соответствии со сводной бюджетной росписью в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на текущий финансовый год Министерству социального развития Пермского края.
Исчерпывающий перечень документов, которые необходимо представить поставщику для получения субсидии, указан в пункте 2.1 Порядка, и включает в себя заявление на получение субсидии из бюджета Пермского края в целях возмещения затрат в связи с оказанием социальных услуг гражданину в рамках индивидуальной программы по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку; договоры о предоставлении социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой, заключенные поставщиком социальных услуг с получателями социальных услуг; акты сдачи-приемки оказанных социальных услуг, подписанные получателями социальных услуг; документы, подтверждающие оплату социальных услуг получателем, имеющим право на получение социальных услуг согласно действующему законодательству за частичную плату; документ, подтверждающий отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, срок исполнения которой наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение Соглашения о предоставлении субсидии.
Данные документы представляются в Территориальное управление до 10-го числа месяца, следующего за месяцем оказания социальных услуг.
Пунктом 2.4 Порядка предусмотрены следующие основания для отказа в предоставлении субсидии:
непредставление (представление не в полном объеме) документов, указанных в пунктах 2.1.1-2.1.4, 2.1.6-2.1.8 настоящего Порядка;
несоответствие представленных документов требованиям, установленным пунктом 2.2 настоящего Порядка;
несоответствие поставщика социальных услуг критериям отбора поставщиков социальных услуг и требованиям, установленным пунктами 1.4, 1.5 настоящего Порядка;
недостоверность представленной поставщиком социальной услуги информации.
Материалами дела подтверждается и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что обществом представлены все указанные в пункте 2.1 Порядка документы за январь-декабрь 2021 года, январь-июль 2022 года.
Подписанные акты о предоставлении услуг за январь-декабрь 2021 года, январь-июль 2022 года свидетельствуют о том, что социальные услуги в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг обществом оказаны. К актам приложены кассовые чеки об оплате продуктов питания, моющих средств, подтверждающие несение обществом расходов для оказания социальных услуг (тома 3-4).
Доводы Территориального управления о том, что судом не исследованы опросные листы граждан-получателей социальных услуг, изготовленные в апреле 2022 года, подлежат отклонению.
Исходя из статьи 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами. Письменные доказательства имеют приоритетное значение в арбитражном процессе по сравнению с иными видами доказательств (пункт 2 статьи 64, статья 75 АПК РФ).
Сделка, для которой законом предусмотрена письменная форма, не может быть подтверждена свидетельскими показаниями (пункт 1 статьи 162 ГК РФ).
Поэтому подписанные физическими лицами акты не могут опровергаться одними лишь пояснениями этих или иных физических лиц о том, что на самом деле они эти акты не подписывали или ошибочно включили в них ряд услуг.
Как верно указано судом, объяснения физических лиц в значительной степени характеризуются элементом субъективности. Опрашиваемые в силу тех или иных причин могут сообщить неполные или неточные сведения и т.п., поэтому их показания должны подтверждаться иными доказательствами. Результаты опросов не могут быть восприняты как однозначное свидетельство об обстоятельствах отсутствия хозяйственной деятельности общества.
Судом установлено, что содержащиеся в представленных Территориальным управлением опросных листах сведения носят общий характер и не свидетельствуют о неоказании конкретной услуги в конкретный временной промежуток. От подписания актов оказанных услуг граждане-получатели социальных услуг не отказывались, соответствующие доказательства в материалах дела отсутствуют и суду не представлены.
О фальсификации представленных заявителем документов в суде первой инстанции контролирующим органом не заявлено.
Сопоставление представленных в материалы дела первичных документов, а также реестров документов, подтверждающих несение обществом расходов, не выявило задвоения предъявленных к возмещению фактически понесенных затрат.
Первичные документы, представленные заявителем в подтверждение фактического несения затрат, исследованы судом в ходе судебного разбирательства и признаны надлежащими (тома 3-4).
При таких обстоятельствах, оснований для направления в адрес заявителя требования от 22.07.2022 N 33-14-01-15/1752 о возврате средств субсидии в сумме 665 563,19 руб., а также отказа в предоставлении компенсации на возмещение расходов поставщика социальных услуг за май-июль 2022 года в сумме 397 824,07 руб., у Территориального управления не имелось.
Ссылка Министерства на письмо ГБУЗ ПК "Пермская центральная районная больница" от 28.07.2022 N 1846 отклоняется, поскольку ООО "ВЕСТА" получало документы на обслуживание клиентов, уже признанных нуждающимися в социальном обслуживании на дому Министерством. Указанное письмо не характеризует работу ООО "ВЕСТА" и ссылка на него, как на довод нерассмотренного судом документа, неуместна.
В личных делах получателей услуг, представленных суду Территориальным управлением, содержались документы, подтверждающие получение услуг клиентами. Также истцом в подтверждение получения услуг клиентами представлены письменные документы.
Представленные в суд апелляционной инстанции протоколы допросов Долгих Г.Н. и Дербеневой М.С. в качестве свидетелей отклоняются, поскольку они получены за рамками рассматриваемой проверки. Кроме того, отрицание подписания актов и оказания обществом услуг лишь двумя лицами из 12 свидетельствует в большей степени о достоверности представляемых обществом документов.
Доводы апелляционной жалобы Министерства также подлежат отклонению.
В соответствии с Положением о Министерстве, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 24.07.2006 N 7-п, оно является исполнительным органом государственной власти Пермского края, уполномоченным в сфере социального обслуживания граждан и реализации региональной семейной политики.
Правовое регулирование социального обслуживания граждан осуществляется на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 2 Закона N 442-ФЗ).
В соответствии со статьей 8 Закона N 442-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания относятся: правовое регулирование и организация социального обслуживания в субъектах Российской Федерации в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом (п. 1); формирование и ведение реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг (п. 7).
В силу пункта 3 части 1 статьи 11 Закона N 442-ФЗ поставщики социальных услуг имеют право быть включенными в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 25 Закона N 442-ФЗ реестр поставщиков социальных услуг формируется в субъекте Российской Федерации.
Включение организаций социального обслуживания в реестр поставщиков социальных услуг осуществляется на добровольной основе (часть 2 статьи 25 Закона N 442-ФЗ).
В части 1 статьи 24 Закона N 442-ФЗ предусмотрено, что реестр поставщиков социальных услуг является информационной системой в сфере социального обслуживания, которой осуществляется сбор, хранение, обработка и предоставление информации о поставщиках социальных услуг.
В целях реализации Закона N 442-ФЗ Министерством социального развития Пермского края приказом от 21.05.2018 N СЭД-33-01-03-340 утвержден Порядок формирования и ведения реестра поставщиков социальных услуг (далее - Порядок формирования реестра, Порядок).
Основная цель создания реестра - формирование единого официального источника полной и достоверной информации о поставщиках социальных услуг, осуществляющих деятельность по оказанию социальных услуг в Пермском крае (пункт 2 Порядка формирования реестра).
Согласно пункту 12 Порядка в целях организации работы по формированию и ведению реестра министерством создается комиссия по формированию и ведению Реестра поставщиков социальных услуг в Пермском крае, которая принимает, в том числе решение об исключении поставщика социальных услуг из Реестра.
Решение об исключении поставщика социальных услуг из реестра принимается комиссией и оформляется протоколом заседания комиссии (пункт 13 Порядка).
Основания для исключения поставщика социальных услуг из Реестра закреплены в пункте 23 Порядка формирования реестра.
Согласно подпункту 6 пункта 22 Порядка основанием для исключения поставщика социальных услуг из реестра является неисполнение требований, установленных законодательством о социальном обслуживании граждан, выявленное в результате проверок, проведенных в рамках регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания.
Решение об исключении поставщика социальных услуг из реестра принимается комиссией в течение семи дней со дня выявления Министерством оснований, указанных в подпунктах 2-9 пункта 23 указанного Порядка (пункт 24 Порядка).
Решение об исключении поставщика социальных услуг из Реестра оформляется в форме письма на официальном бланке Министерства, которое в течение трех рабочих дней со дня принятия указанного решения направляется поставщику социальных услуг по адресу электронной почты, указанному в заявлении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в заявлении.
Судом установлено, что 01.09.2022 протоколом N 26 заседания комиссии по формированию и ведению реестра поставщиков социальных услуг в Пермском крае оформлено решение об исключении общества из реестра поставщиков в Пермском крае на основании подпункта 6 пункта 22 Порядка формирования реестра - в связи с неисполнением выданного по результатам проверки предписания от 06.12.2021 N 33-14-09-7-5п (об отсутствии на сайте общества информации, обязательной для размещения поставщиками социальных услуг), за неисполнение которого общество привлечено к административной ответственности по статье 19.7 КоАП РФ в виде предупреждения постановлением от 18.02.2022 N 5-117/8-2022.
Поскольку постановление о привлечении заявителя к ответственности вступило в силу 15.03.2022, а решение об исключении общества из реестра поставщиков принято 01.09.2022, суд первой инстанции пришел к выводу, что срок, предусмотренный пунктом 24 Порядка (7 дней со дня выявления наличия обстоятельств для исключения), Министерством нарушен.
Апелляционный суд отмечает, что данный 7-дневный срок не является пресекательным, в связи с чем его истечение само по себе не является основанием для признания решения об исключении из реестра поставщиков недействительным.
Вместе с тем в спорном случае срок нарушен Министерством существенно, к моменту вынесения оспариваемого решения об исключении из реестра поставщиков общество исполнило ранее выданное предписание. Поэтому исключение его из данного реестра фактически произошло безотносительно к тому нарушению, на которое указано в оспариваемом решении.
Поскольку в рамках рассматриваемом дела факт целевого использования средств субсидии подтвержден, цели и задачи государственной программы в целом достигнуты, то применение такой санкции, как исключение из реестра поставщиков социальных услуг, не отвечает требованиям соразмерности, справедливости ответственности за нарушение обязательства.
Доводы апелляционных жалоб основаны на ином ошибочном толковании вышеприведенных нормативных положений во взаимосвязи с установленными по делу фактическими обстоятельствами и не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции, в связи с чем оснований для их удовлетворения у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 19 января 2023 года по делу N А50-22983/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.