г. Хабаровск |
|
28 марта 2023 г. |
А73-19489/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жолондзь Ж.В.
судей Волковой М.О., Иноземцева И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайленко Т.Н.
при участии в заседании:
представителя Министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края Сячиной О.В. по доверенности от 9 января 2023 года N 09/09
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Осиан"
на решение от 12 декабря 2022 года
по делу N А73-19489/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края
к обществу с ограниченной ответственностью "Осиан"
о взыскании 1 610 194,40 рублей
по встречному иску общества с ограниченной ответственностью "Осиан"
к Министерству лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края
об уменьшении арендной платы по договору аренды лесного участка
установил: комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Восточный союз Пилигрим" (далее - ООО "ВСП") о взыскании 1 610 194,40 рублей, из которых долг в размере 511 172,82 рублей в федеральный бюджет по арендной плате по договору аренды лесного участка от 16 марта 2012 года N 1030/2012 за август, сентябрь 2020 года, долг в размере 1 099 021,58 рублей в краевой бюджет.
На основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом произведена замена ответчика ООО "ВСП" на правопреемника - общество с ограниченной ответственностью "Спектр" (далее - ООО "Спектор").
Определениями суда от 2 декабря 2021 года, 22 февраля 2022 года произведена замена ответчика ООО "Спектор" на правопреемника - общество с ограниченной ответственностью "Осиан" (далее - ООО "Осиан"), изменено наименование истца на министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края (далее - министерство).
Определением суда от 22 октября 2021 года к совместному рассмотрению с первоначальным иском принят встречный иск об уменьшении арендной платы по указанному выше договору аренды за 2020 год на 3 220 388,80 рублей, в том числе в федеральный бюджет на 1 022 345,64 рублей, в бюджет Хабаровского края от 2 198 043,16 рублей за март, апрель, август, сентябрь 2020 года.
Решением суда от 12 декабря 2022 года первоначальные исковые требования удовлетворены. В удовлетворении встречного иска отказано.
ООО "Осиан" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении встречного иска и об отказе в первоначальном иске, по мотиву неполного выяснения судом обстоятельств дела. В связи с эпидемией, вызванной новой коронавирусной инфекцией в Российской Федерации в 2020 году, реализовывались меры по противодействию распространения данной инфекции, включая введение режима повышенной готовности в субъектах Российской Федерации, объявление нерабочих дней на всей территории Российской Федерации, ограничение перемещения граждан, приостановление или ограничение деятельности предприятий, органов и организаций, что привело к существенному снижению деловой активности и повлекло финансово-экономические проблемы общества. В лесной отрасли сложилась тяжелая экономическая ситуация, к которой привела совокупность следующих чрезвычайных событий: крупномасштабное и затяжное наводнение 2019 года в Хабаровском крае, пандемия коронавируса 2020-2021 гг. в России и в основном рынке сбыта - Китае в 2020-2022 гг. (ограничения на перемещения в КНР сняты только 8 января 2023 года), усилившееся санкционное давление Запада на Россию и Китай, замедление темпов роста мировой экономики, падение цен и спроса на лесопродукцию.
Судом не учтено, что возможность изъятия невыбранного объема заготовки за три года не является безусловной и ограничена объективными основаниями, не зависящими от арендатора лесного участка, например, при превышении расчетной лесосеки по лесничеству, что не может быть известно заранее, и другими факторами (полным использованием текущего объема заготовки), в то время как комитет лесного хозяйства не представил доказательств того, что он может гарантировать арендатору возможность изъятия неиспользованных в 2019 году объемов заготовки в будущем, в том числе утраченных в 2019 году за прошлые периоды.
В отзыве на апелляционную жалобу министерство заявило о несостоятельности доводов апелляционной жалобы, просило оставить решение суда без изменения как законное и обоснованное.
Представитель в судебном заседании поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Заявитель жалобы извещен, в судебное заседание не явился.
На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие стороны.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителя, суд апелляционной инстанции не установил оснований для удовлетворения жалобы.
По материалам дела судом установлены следующие обстоятельства.
16 марта 2012 года между правительством Хабаровского края (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Лесная корпорация "РОД" (далее - ООО "Лесная корпорация "РОД") (арендатор) по результатам аукциона заключен договор N 1030/2012 аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, площадью 108 096 га, расположенного по адресу: Хабаровский край, Хабаровский район, Кур-Урмийское лесничество, кварталы: 757-759, 770,772-787,790-796,798-803 Талаканского участкового лесничества; кварталы: 80-84,111- 119,132-135,145-147,160-164,190-193,204-207,221,222,238,239,270,271, 273, 283-288, 305- 309,326-329,348-350,375 Урмийского участкового лесничества; кварталы: 61,62,71,72,82- 84,93-95,108-119,123,136, 143-151, 159-169, 174-179, 189-197, 207-212, 224-229 Куканского участкового лесничества. Номер учетной записи в государственном лесном реестре - 08:255:16:1030.
Границы лесного участка определены на схеме расположения лесного участка согласно приложению N 1 к договору.
Характеристика лесного участка приведена в приложении N 2 к договору.
Лесной участок передан для видов использования и в объемах, согласно приложениям N N 3 и 4, по акту приема-передачи от 4 апреля 2012 года N 2.
Срок действия договора составляет 25 лет с момента государственной регистрации договора. Договор в установленном законом порядке зарегистрирован, что подтверждается соответствующим штампом на документе.
В связи с реорганизацией ООО "Лесная корпорация "РОД" в форме слияния права и обязанности в результате универсального правопреемства по договору аренды перешли к обществу с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение биоинженерная физико-химическая и фармацевтическая Корпорация РОД", после реорганизации последнего в форме выделения - к ООО "ВСП", впоследствии в результате реорганизации в форме слияния - к ООО "Спектор", которое прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме слияния с ООО "Осиан".
В соответствии с пунктами 5, 6 договора и приложения N 5 к нему годовая арендная плата составляет 4 795 626,78 рублей, из которых 1 522 421,20 рублей подлежат уплате в федеральный бюджет и 3 273 205,58 рублей в бюджет субъекта.
Арендные платежи вносится арендатором в порядке, предусмотренном приложением N 5 к договору, до 01 числа месяца, следующего за месяцем оплаты.
Размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
Постановлением правительства Российской Федерации от 11 ноября 2017 года N 1363 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" установлено, что ставки платы, утвержденные постановлением правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 года N 310, в 2020 году применяются с коэффициентом 2,62.
В соответствии с указанным положением изменился размер арендных платежей, и в 2020 году арендная плата по договору составила 9 665 032,43 рубля в год.
Обязанность арендатора по внесению арендной платы за август, сентябрь 2020 год ответчиком не исполнена, в результате возник долг по арендной плате в размере 1 610 194,40 рублей.
В досудебном порядке спор урегулирован не был, и передан на рассмотрение суда.
Ответчик, в свою очередь, обратился с встречным иском об уменьшении арендной платы, ссылаясь на форс-мажорные обстоятельства, препятствовавшие исполнению арендного обязательства.
Согласно части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В силу частей 1, 2 статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в Российской Федерации является платным. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений; размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со статьями 73 и 76 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации к неналоговым доходам федерального бюджета отнесена плата за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений, а также платы за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в федеральной собственности, - по нормативу 100 процентов. Плата в части, превышающей минимальный размер, статьей 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации отнесена к неналоговым доходам бюджетов субъектов Российской Федерации.
Нарушение арендатором обязанности по арендной плате и наличие долга в заявленном истцом размере подтверждается материалами дела и ответчиком документально не опровергнуто.
Возражая против удовлетворения первоначальных исковых требований, ответчик заявил встречное исковое требование об уменьшении арендной платы.
Рассмотрев указанные требования, суд первой инстанции правомерно отказал в их удовлетворении исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Изменение или расторжение договора в связи с существенным изменением обстоятельств предусмотрено статьей 451 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения которой применимы к отношениям по аренде лесных участков в силу пункта 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации, установлено, что если законом не предусмотрено иное, арендатор вправе потребовать соответственного уменьшения арендной платы, если в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, условия пользования, предусмотренные договором аренды, или состояние имущества существенно ухудшились.
Из диспозиции данной нормы следует, что арендатор вправе требовать в одностороннем порядке уменьшения арендной платы при наличии двух оснований:
1) условия пользования, предусмотренные договором, или состояние имущества существенно ухудшились,
2) данные изменения возникли в силу обстоятельств, за которые арендатор не отвечает.
Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона от 1 апреля 2020 года N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - Закон N 98-ФЗ) арендатор по договорам аренды недвижимого имущества вправе потребовать уменьшения арендной платы за период 2020 года в связи с невозможностью использования имущества, связанной с принятием органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации.
Арендная плата подлежит уменьшению с момента, когда наступила указанная невозможность использования имущества по изначально согласованному назначению независимо от даты заключения дополнительного соглашения об уменьшении размера арендной платы либо даты вступления в законную силу решения суда о понуждении арендодателя к изменению договора аренды в части уменьшения арендной платы.
Таким образом, из приведенных положений закона и разъяснений усматривается, что арендатор недвижимого имущества, осуществляющий деятельность в отраслях российской экономики, признанных в наибольшей степени пострадавших в условиях распространения новой коронавирусной инфекции и утративший возможность использовать арендованное имущество по назначению, вправе требовать уменьшения размера арендной платы. Арендодатель, отказавший в уменьшении арендной платы в отсутствие на то обоснований, может быть понужден судом к уменьшению размера арендной платы.
Судом установлено, что 13 февраля 2020 года на основании распоряжения правительства Хабаровского края N 120-рп в связи со вспышкой коронавирусной инфекции нового типа 2019-nCoV и наличием угрозы распространения коронавирусной инфекции на территории Хабаровского края, для органов управления и сил Хабаровской территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в границах Хабаровского края введен режим повышенной готовности.
Постановлением правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года N 434 "Об утверждении перечня отраслей экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2020 года N 479, от 18 апреля 2020 года N 540, от 12 мая 2020 года, от 26 мая 2020 года N 745) утвержден перечень пострадавших отраслей экономики.
Основным видом деятельности ООО "Осиан" является лесозаготовка, лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность, сбор и заготовка недревесных лесных ресурсов, дикорастущих грибов, плодов, ягод, предоставление услуг в области лесозаготовок (ОКВЭД 029-2014).
Указанный вид деятельности не включен в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Учитывая, что арендатор осуществляет деятельность в отрасли, не входящей в перечень наиболее пострадавших, суд пришел к обоснованному выводу, что к правоотношениям сторон не применимы положения Закона N 98-ФЗ.
Поскольку договор аренды заключен на торгах, по результатам которых определен итоговый размер арендных платежей, непосредственно зависящий от представленного арендатору объема лесных ресурсов, подлежащих заготовке, суд первой инстанции обоснованно признал не подлежащими применению к настоящему спору положения пункта 4 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, предоставляющие арендатору право потребовать соответственного уменьшения арендной платы, если в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, условия пользования, предусмотренные договором аренды, или состояние имущества существенно ухудшились.
Частью 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации установлены иные последствия наступления обстоятельств, препятствующих арендатору использовать предоставленный ему лесной участок по назначению, а именно необходимость внесения соответствующих изменений в договор аренды в части взаимосвязанных условий по объему подлежащих изъятию лесных ресурсов и размеру арендной платы за такое изъятие.
Доводы апелляционной жалобы о неверном применении судом норм материального права, лишающего арендатора права на судебную защиту, со ссылкой на то, что возможность изъятия невыбранного объема заготовки за три года (пункт 9 Правил заготовки древесины) не является безусловной и ограничена объективными основаниями, не зависящими от арендатора лесного участка, не гарантирование комитетом лесного хозяйства возможности изъятия неиспользованных в 2019 году объемов заготовки в будущем, в том числе утраченных в 2019 году за прошлые периоды, подлежат отклонению по следующими основаниям.
В силу части 2 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
Договор аренды заключен на торгах, по результатам которых определен итоговый размер арендных платежей, непосредственно зависящий от предоставленного арендатору объема лесных ресурсов, подлежащих заготовке.
Лесной участок передан по договору арендатору для осуществления деятельности по заготовке древесины, в договоре согласован допустимый ежегодный объем ее заготовки.
Согласно пункту 9 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 1 декабря 2020 года N 993 (далее - Правила), лица, использующие леса для заготовки древесины на основании договора аренды лесного участка или права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, используют дополнительный объем древесины в текущем году за счет недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному участку за предыдущие три года по видам рубок (рубки спелых и перестойных лесных насаждений, рубки погибших и поврежденных лесных насаждений, рубки ухода за лесами) и хозяйствам (хвойному, мягколиственному, твердолиственному) при условии использования не менее 80 процентов установленного на текущий год объема изъятия древесины по соответствующему виду рубок (рубка спелых и перестойных лесных насаждений, рубка погибших и поврежденных лесных насаждений, рубка ухода за лесами) и хозяйству (хвойному, мягколиственному, твердолиственному) по договору аренды лесного участка или проекту освоения лесов (при предоставлении лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования).
Дополнительный объем древесины предоставляется по тем видам рубок (рубки спелых и перестойных лесных насаждений, рубки погибших и поврежденных лесных насаждений, рубки ухода за лесами), хозяйствам (хвойному, мягколиственному, твердолиственному), по которым он был недоиспользован за предыдущие три года.
Недоиспользованный объем древесины определяется как разница между установленным допустимым объемом изъятия древесины по соответствующему виду рубок и хозяйству по договору аренды лесного участка или по проекту освоения лесов и объемом фактически заготовленной древесины за соответствующий год по соответствующему виду рубок и хозяйству.
При этом суммарный объем заготовки древесины в лесничестве не должен превышать расчетную лесосеку, установленную для соответствующего лесничества.
В соответствии с пунктом 11 Правил рубка лесных насаждений, трелевка (транспортировка), частичная переработка, хранение, вывоз заготовленной древесины осуществляются лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации. В случае заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или контракта, указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса, рубка лесных насаждений, трелевка (транспортировка), частичная переработка, хранение, вывоз осуществляются в течение срока, установленного договором или контрактом соответственно.
Увеличение сроков рубки лесных насаждений, трелевки (транспортировки), частичной переработки, хранения, вывоза древесины, указанных в настоящем пункте, допускается в случае возникновения неблагоприятных погодных условий, исключающих своевременное исполнение данных требований, подтвержденных справкой Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Срок рубки лесных насаждений, трелевки (транспортировки), частичной переработки, хранения, вывоза древесины может быть увеличен не более чем на 12 месяцев уполномоченным органом по письменному заявлению лица, использующего леса.
Разрешение на изменение сроков рубки лесных насаждений, трелевки (транспортировки), частичной переработки, хранения, вывоза древесины выдается в письменном виде с указанием местонахождения лесосеки (участковое лесничество, номер лесного квартала, номер лесотаксационного выдела, номер лесосеки), площади лесосеки, объема древесины и вновь установленного (продленного) срока (даты) рубки лесных насаждений, трелевки (транспортировки), частичной переработки, хранения, вывозки древесины.
Таким образом, законодательством предусмотрена возможность воспользоваться правом увеличения сроков рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины в случае невозможности выполнить это в установленный срок.
Между тем, ответчиком не представлено доказательств того, что на момент рассмотрения спора данное право безвозвратно утрачено.
В этой связи ссылка заявителя жалобы на то, что право арендатора не является безусловным и его реализация зависит от различных факторов, не подтверждает обоснованность встречного иска.
Фактических и правовых оснований для иной оценки обстоятельств дела согласно доводам жалобы суд апелляционной инстанции не усмотрел.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Расходы на государственную пошлину заявителю не возмещаются.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 12 декабря 2022 года по делу N А73-19489/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ж.В. Жолондзь |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-19489/2020
Истец: Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края
Ответчик: ООО "ВОСТОЧНЫЙ СОЮЗ ПИЛИГРИМ", ООО "Осиан"
Третье лицо: Министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края, ООО "Спектор"