г. Москва |
|
27 марта 2023 г. |
Дело N А40-208421/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 марта 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.М. Мухина,
судей: |
В.И. Попова, Л.Г. Яковлевой, |
при ведении протокола |
помощником судьи Н.А. Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 05.12.2022 по делу N А40-208421/2022
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Росреестра по г. Москве
третьи лица: 1) Правительство Москвы; 2) ОАО "РЖД"
о признании незаконным уведомления; об обязании,
при участии:
от заявителя: |
Вейн К.В. по дов. от 02.12.2022; |
от ответчика: |
Панин А.А. по дов. от 24.01.2023; |
от третьих лиц: |
1) Вейн К.В. по дов. от 01.12.2022; 2) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 05.12.2022, принятым по настоящему делу, удовлетворены требования Департамента городского имущества города Москвы (заявитель, Департамент) о признании недействительным уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве (заинтересованное лицо, Управление) от 07.04.2022 N КУВД-001/2022-14441197 об отказе в осуществлении государственной регистрации договора аренды от 01.04.2022 N И-04-002337 земельных участков с кадастровыми номерами 77:04:0002004:2942, 77:04:0002004:2945, расположенных по адресам: г. Москва, пр-т Волгоградский; г. Москва, ул. Люблинская, суд также обязал Управление в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Департамента пуеём осуществления государственной регистрации договора аренды от 01.04.2022 N И-04-002337 земельных участков с кадастровыми номерами 77:04:0002004:2942, 77:04:0002004:2945, расположенных по адресам: г. Москва, пр-т Волгоградский; г. Москва, ул. Люблинская.
В деле участвуют третьи лица - Правительство Москвы и ОАО "РЖД".
Не согласившись с принятым судом решением, Управление обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт.
ОАО "РЖД" своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направило, что согласно статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы жалобы в полном объеме, указал на нарушения судом норм материального права.
Представители от Департамента и Правительства Москвы возражали против удовлетворения жалобы, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Проверив в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, изучив материалы дела и доводы жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как следует из фактических материалов дела и установлено судом, 07.04.2022 в регистрирующий орган с заявлением N КУВД-001/2022-14441197 в рамках единой учетно-регистрационной процедуры обратился Департамент о государственной регистрации Договора долгосрочной аренды нежилого помещения N 01/11/2021 от 01.11.2021.
Уведомлением от 15.04.2022 N КУВД-001/2022-14441197/1 Управление приостановило государственную регистрацию вышеуказанного договора аренды до 15 июля 2022 года.
В связи с не устранением причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации прав, 15.07.2022 на основании статьи 27 Федерального закона N 218-ФЗ от 13.07.2015 "О государственной регистрации недвижимости", Управлением принято решение об отказе в государственной регистрации прав, формализованное в уведомлении N КУВД-001/2022-14441197.
Не согласившись с указанным решением, Департамент обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", суд первой инстанции признал оспариваемое решение Управления недействительным и обязал последнее устранить допущенные нарушения в силу нижеследующего.
Управление осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, предоставленных ему в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
На основании ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
В силу п.п. 1, 3 и 6 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.
Как следует из ч. 6 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ.
В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 218-ФЗ в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
Ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Судом установлено, что 01.04.2022 между Департаментом и ОАО "РЖД" заключен договор аренды N М-04-002337 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 77:04:0002004:2942, 77:04:0002004:2945, расположенных по адресам: г. Москва, пр-т Волгоградский; г. Москва, ул. Люблинская, с разрешенным использованием: улично-дорожная сеть (12.0.1), железнодорожный транспорт (7.1).
Пунктом 1.4. Договора аренды установлено, что участки предоставляются для размещения объектов железнодорожного транспорта в целях выполнения работ по объекту: "Развитие железнодорожной инфраструктуры Московской железной дороги на Курском направлении. III и IV главные пути Москва-Пассажирская-КурскаяЛюблино" Этап 1 - "III и IV главные пути Москва-Пассажирская-Люблино" в соответствии с условиями настоящего договора.
Ранее указанное в Договоре аренды разрешенное использование земельных участков было установлено на основании распоряжений Департамента от 27.10.2021 N N 48493,48492.
В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Вышеуказанным Договором аренды между сторонами достигнуто соглашение в части всех существенных условий.
В соответствии с ч. 1 ст. 29 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Основания для отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним закреплены в статье 26 Закона N 218-ФЗ.
Согласно оспариваемому уведомлению Управления Росреестра по Москве Департаменту отказано в государственной регистрации Договора аренды поскольку органом государственной регистрации не установлена актуальная зона расположения земельного участка.
При этом из анализа ст. 26 Федерального закона N 218-ФЗ не следует, что в государственной регистрации договора аренды может быть отказано в случае, если органом государственной регистрации не установлена актуальная зона расположения земельного участка.
Согласно сведениям Публичной кадастровой карты земельные участки с кадастровыми номерами 77:04:0002004:2942, 77:04:0002004:2945 расположены в границах территориальной зоны N 77:04-7.4425.
Из анализа сведений о расположении земельных участков, отраженных в Публичной кадастровой карте, а также сведений ПЗЗ города Москвы усматривается, что указанная территориальная зона имеет уникальный номер N 77-05-14-000206, границы которой отражены на карте ПЗЗ города Москвы, для зоны установлены виды разрешенного использования со следующими кодовыми обозначениями - 7.1.1 (Размещение железнодорожных путей), 7.1.2, 7.6, 7.2.2, 12.0.1 (Улично-дорожная сеть).
Таким образом, земельные участки расположены в границах актуальной территориальной зоны, при этом для указанной зоны установлены виды разрешенного использования, соответствующие видам разрешенного использования, отраженным в сведениях ЕГРН, а также Договоре аренды.
Как указано в оспариваемом уведомлении вышеприведенные сведения относительно территориальной зоны, в границах которой расположены земельные участки, были получены Управлением Росреестра по Москве от Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы письмом N МКА-02-16729/22-1.
Также необходимо отметить, что согласно п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона N 218-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Законом для государственной регистрации прав. К заявлению о государственной регистрации договора аренды должны быть приложены документы, подтверждающие личность (правовой статус) заявителя; кадастровый паспорт недвижимого имущества (за исключением случаев, когда документ, содержащий описание недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов); документ об уплате государственной пошлины.
Предоставление в регистрационный орган иных документов противоречит закону (пункт 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.07.2009 N 132).
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о незаконности оспариваемого уведомления, поскольку заявителем в Управление Росреестра по Москве были представлены все необходимые документы, для осуществления государственного кадастрового учёта, в связи с чем, оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета не имелось.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из заявленных обществом требований, суд правомерно обязал Управление Росреестра по Москве устранить нарушения прав и законных интересов Департамента в установленном законом порядке и сроки.
Указанные в апелляционной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки суда при принятии обжалуемого акта. Каких-либо новых доводов апелляционная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат отнесению на подателя жалобы, который освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05.12.2022 по делу N А40-208421/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-208421/2022
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ, ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"