г. Москва |
|
28 марта 2023 г. |
Дело N А40-147508/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Л.Г. Яковлевой,
судей: |
В.И. Попова, Г.М. Никифоровой, |
при ведении протокола |
помощником судьи Н.А. Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу АО "ЕПК Москва"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 22.12.2022 по делу N А40-147508/22,
по заявлению АО "ЕПК Москва"
к Департаменту городского имущества г. Москвы
третье лицо: 1) Правительство г. Москвы; 2) АО "МР Групп"
о признании незаконным распоряжение части,
при участии:
от заявителя: |
Алёшкин Д.В. по дов. от 26.07.2021; |
от ответчика: |
Аугулис Р.Р. по дов. от 22.12.2022; |
от третьих лиц: |
1) Аугулис Р.Р. по дов. от 01.12.2022; 2) Гужвий В.А. по дов. от 19.12.2022; |
УСТАНОВИЛ:
АО "ЕПК МОСКВА" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным распоряжение Департамента городского имущества города Москвы (ответчик, Департамент) от 23.03.2022 N 14090 "Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества" в части изъятия земельного участка, подлежащего образованию из земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001018:165, проектной площадью 2 663 кв.м; признании недействующими:
- пункт 2 Перечня объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию для государственных нужд Приложения к распоряжению Департамента городского имущества города Москвы от 23.03.2022 г. N 14090 "Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества";
- Приложение N 2 к Перечню объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию для государственных нужд Приложения к распоряжению Департамента городского имущества города Москвы от 23.03.2022 N14090 "Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества".
Решением от 22.12.2022 Арбитражный суд г.Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представители ответчика и третьих лиц возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Согласно материала дела, общество с 1996 года является арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001018:165, имеющего адресные ориентиры: г.Москва, ул. Шарикоподшипниковская, вл. 13, на основании договора аренды N М-04-006045 от 17.07.1996.
08.04.2022 заявитель получил по почте уведомление от Департамент (исх. N ДГИ-И-21274/22 от 30.03.2022) об изъятии объекта недвижимого имущества с приложением распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 23.03.2022 N 14090 (Распоряжение).
Согласно п. 1 указанного Распоряжения предписывается изъять для государственных нужд - для целей строительства улично-дорожной сети для обслуживания многофункционального жилого комплекса, расположенного по адресу: г.Москва, Волгоградский проспект, вл. 32/5 (вторая очередь), у правообладателей объекты недвижимого имущества (земельные участки).
Согласно п/п 2 перечня объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию для государственных нужд указанного в Приложении к Распоряжению, а также Приложения N 2 к Перечню объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию для государственных нужд, изъятию подлежит земельный участок, подлежащий образованию из земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001018:165 проектной площадью 2 663 кв.м, т.е. часть земельного участка арендуемого заявителем.
Согласно заявлению общества, распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 23.03.2022 г. N 14090 незаконным в части изъятия земельного участка, подлежащего образованию из земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001018:165 проектной площадью 2 663 кв.м., поскольку, цель изъятия земельного участка не соответствует декларируемым государственным нуждам.
Общество указывает, что строительство улично-дорожной сети для обслуживания многофункционального жилого комплекса, расположенного по адресу: г. Москва, Волгоградский проспект, вл.32/5, не является объектом федерального или регионального значения, а, соответственно, не может служить основанием (случаем) изъятия земельного участка Ответчика для обеспечения государственных нужд указанного в Распоряжении.
Заявитель также считает, что изъятие земельного участка общества осуществляется в интересах и за счет коммерческой организации - АО "МР Групп", в целях обеспечения получения ею прибыли от строительства и последующей продажи жилых и нежилых помещений многофункционального жилого комплекса, расположенного по адресу: г. Москва, Волгоградский проспект, вл. 32/5, для обслуживания которого требуется строительство улично-дорожной сети.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения общества в Арбитражный суд г.Москвы с заявленными требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных АО "ЕПК МОСКВА" требований.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из правомерности оспариваемого ненормативного акта Департамента.
В соответствии со ст. 279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления (п. 2).
Согласно ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных, в том числе, с размещением объектов транспорта федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Условия и порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд установлены нормами ст. ст. 55, 63 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающими предварительное и равноценное возмещение стоимости земельного участка.
В силу п.2 ст. 13 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" резервирование земель, изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимости, осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав для размещения на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы и территории Московской области объектов федерального транспорта и объектов транспорта регионального значения, а также транспортнопересадочных узлов осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены положениями Федерального закона от 05.04.2013 года N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Таким образом, изъятие и предоставление компенсации за изымаемые объекты недвижимого имущества происходят в рамках действующего законодательства в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 279 и 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 7-11 и 28 Федерального закона от 05.04.2013 года N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 43-ФЗ).
Ст. 8 Закона N 43-ФЗ в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого распоряжения, установлен порядок выявления лиц, земельные участки и (или) иные объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных нужд.
Следующим этапом является принятие решения об изъятии недвижимого имущества, порядок которого установлен ст. 9 Закона N 43-ФЗ,
Согласно п. 1 положения о Департаменте, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" Департамент городского имущества города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляет полномочия собственника в отношении имущества города Москвы, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы.
В силу п. 4.1.12 положения Департамент в установленном порядке принимает решения об изъятии земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд.
В рассматриваемом случае, Департаментом городского имущества города Москвы принято оспариваемое распоряжение от 23.03.2022 N 14090 "Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества" для целей, Строительство улично-дорожной сети для обслуживания многофункционального жилого комплекса, расположенного по адресу: г. Москва, Волгоградский проспект, вл. 32/5 (вторая очередь) предусмотрено проектом планировки территории, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 09 июня 2016 N 322-ПП "Об утверждении проекта планировки территории, расположенной на пересечении Новоостаповской улицы, Волгоградского проспекта, 2-й улицы Машиностроения", согласно плану реализации которого строительство УДС планируется осуществить за счет средств инвестора.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод общества о том, что Департамент не наделен полномочиями по принятию подобных распорядительных актов, ввиду следующего.
Оспариваемым распоряжением утвержден перечень объектов недвижимости, подлежащих изъятию для государственных нужд, в соответствии с п. 2 которого подлежит изъятию земельный участок площадью 2 663 кв. м с кадастровым номером: подлежащего образованию из земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001018:165, площадью 283 289 кв.м, принадлежащего АО "ЕПК Москва" на праве аренды на основании договора аренды от 17.07.1996 N М-04-006045.
Данное распоряжение в соответствии с Законом N 63 от 28.11.2012 "О внесении изменений в статью 21 Закона города Москвы от 14.12.2001 N 70 "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы" и статью 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы" опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы 05.04.2022 (https://www.mos.ru/authority/documents/doc/48610220/).
Таким образом, Распоряжение Департамента от 23.03.2022 N 14090 "Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества" принято в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением процедуры принятия, является законным и обоснованным.
Изъятие и предоставление компенсации за изымаемые объекты недвижимого имущества происходят в рамках действующего законодательства в соответствии со статьями 49, 55, 63 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 279 и 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 7-11 и 28 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 43-ФЗ).
В силу ч. 2 ст. 1 Закона N 43-ФЗ положения настоящего Федерального закона применяются к отношениям, возникающим при подготовке и утверждении документации по планировке территории, резервировании земель, изъятии земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, предоставлении земельных участков, установлении сервитутов для размещения на присоединенных территориях объектов федерального значения и объектов регионального значения, обеспечивающих реализацию государственных задач в области развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, иных государственных задач и включенных в перечни, указанные в статье 2 настоящего Федерального закона.
В главе 2 "Особенности резервирования и изъятия земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества" указанного Закона детально регламентирован порядок изъятия земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд.
В соответствии с положениями ч. 1 ст.7 Закона N 43-ФЗ наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд может осуществляться в целях размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона.
В ст.8 Закона N 43-ФЗ установлен порядок выявление лиц, земельные участки и (или) иные объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных нужд.
Орган исполнительной власти, уполномоченный на принятие решения об изъятии недвижимого имущества, не менее чем за два месяца до принятия такого решения обязан обеспечить опубликование сообщения о планируемом изъятии земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд. Опубликование осуществляется в печатных СМИ, предназначенных для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти г. Москвы, органами местного самоуправления муниципального образования, на территории которого предусмотрено размещение данных объектов. Названное сообщение также размещается на официальных сайтах высшего исполнительного органа государственной власти г. Москвы и указанного муниципального образования.
В сообщении, должны быть указаны:
1) цели изъятия земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд;
2) границы зоны планируемого размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях которого предполагается изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества;
3) адрес, по которому заинтересованные лица могут получить информацию о предполагаемом изъятии земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд и подать заявление об учете прав на объекты недвижимого имущества, а также время подачи указанных заявлений.
Изъятие осуществляется для размещения объектов регионального значения, а именно для целей, указанных проектом планировки территории, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 09 июня 2016 г. 322-ПП
Об утверждении проекта планировки территории, расположенной на пересечении Новоостаповской улицы, Волгоградского проспекта, 2-й улицы Машиностроения
.
Как верно указал суд первой инстанции, указанный проект планировки территории не оспорен и является действующими.
В отношении доводов заявителя о противоречии цели изъятия декларируемым государственным нуждам, которые выражаются в том, что улично-дорожная сеть, строительство которой планируется на изымаемом участке, не является объектом федерального или регионального значения, суд первой инстанции обоснованно указал следующее..
Согласно ч. 2 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям связанным со строительством объектов местного значения, в том числе со строительством, реконструкцией таких объектов как автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Таким образом, изъятие земельного участка допускается не только для строительства объектов федерального и регионального значения, но и объектов местного значения, коим и относится улично-дорожная сеть, планируемая к строительству на изымаемом участке.
Правительством города Москвы 9 июня 2016 г. издано Постановление N 322-ПП "Об утверждении проекта планировки территории, расположенной на пересечении Новоостаповской улицы, Волгоградского проспекта, 2-й улицы Машиностроения" (ППТ).
Как усматривается из пояснительной записки ППТ, данным нормативным актом предусматривается Многофункциональное развитие территории, включающее в себя в том числе развитие общественно-жилой застройки на месте сносимой промышленной застройки бывших производственных предприятий и развитие улично-дорожной сети.
Исходя из обозначенных мероприятий по транспортному обслуживанию территории, ППТ предусматривается строительство улицы местного значения (участок N 31 на плане "Границы зон планируемого размещения объектов") с шириной в красных линиях 15-м, шириной проезжей части 9 м.
Из представленного к ППТ плана "Границы зон планируемого размещения объектов" визуально усматривается, что зона строительства улицы местного значения на участке N 31 пролегает через вновь образованный земельный участок с кадастровым номером 77:04:0001018:17012.
С целью реализации мероприятий по строительству дороги местного значения на участке N 31 ППТ, Департаментом городского имущества г. Москвы издано оспариваемое Распоряжение N 14090, которым изымается часть земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001018:165, которая соответствует границам планируемого строительства улицы местного значения в соответствии с ППТ.
Поскольку в соответствии ППТ улично-дорожная сеть, подлежащая строительству на изымаемом земельном участке, относится к объекту местного значения, декларируемая цель изъятия полностью соответствует целям такого изъятия, отраженным в положениях ст. 49 ЗК РФ.
Доводы общества о недопустимости изъятия земельного участка преимущественно для получения выгоды частными субъектами и отсутствия у АО "МР Групп" государственной и муниципальной нужды в изъятии земельных участков, также правомерно отклонены судом первой инстанции.
В соответствии с п. 1 ст. 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены:
1) утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования);
2) утвержденными проектами планировки территории.
Пункт 4 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусматривает, что строительство осуществляется на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (п. 1 ст. 9 ГрК РФ).
Исходя из чертежей градостроительного плана земельного участка N RU77223000-042142 от 01.02.2019 аналогичным образом усматривается, что изымаемая часть земельного участка кадастровым номером 77:04:0001018:105 пролегает в границах красных линий улично-дорожной сети.
Территория, ограниченная улицами Новоостаповская, 2-1 улицы Машиностроителей и Волгоградским проспектом относится к территории подлежащей реорганизации и комплексному преобразованию из промышленной зоны, в связи с чем на ней организовано строительство нескольких очередей Многофункционального жилого комплекса, для которых требуется обеспечение надлежащей уличной инфраструктуры.
Согласно ст. 4 Закона РФ от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" органы государственной власти города Москвы в том числе участвуют в содержании и развитии систем связи, федеральных автомобильных дорог общего пользования и иных транспортных систем на территории города Москвы.
Во исполнение обязанностей по совершенствованию транспортной системы города Москвы издано Постановление Правительства Москвы от 02.09.2011 N 408-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Развитие транспортной системы".
В качестве одной из целей Государственной программы города Москвы "Развитие транспортной системы" декларируется строительство и реконструкция автомобильных дорог, выполнение ежегодного объема ремонта объектов дорожного хозяйства и инженерно- транспортных сооружений в соответствии с нормативными транспортно-эксплуатационными требованиями.
В том числе развитие улично-дорожной сети на территории, ограниченной улицами Новоостаповская, 2-1 улицы Машиностроителей и Волгоградским проспектом декларируется в качестве одной из задач ППТ в пояснительной записке.
При этом, под государственными или муниципальными нуждами понимаются потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), осуществить которые невозможно без изъятия имущества, находящегося в частной собственности (п. 2 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016).
В силу п. 20 ст. 1 ГрК РФ объекты местного значения - объекты капитального строительства, иные объекты, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов.
Учитывая положения п. 20 ст. 1 ГрК РФ строительство улицы местного значения в силу правового регулирования оказывают существенное влияние на социально- экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов.
При таких обстоятельствах, обеспечение и совершенствование уличной системы города Москвы и ее отдельных районов, а также обеспечение полноценного развития территорий бывших промышленных зон является публичной обязанностью данного субъекта Российской Федерации, в связи с чем изъятие части земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001018:165 для цели строительства улицы местного значения и развития улично-дорожной сети, в большей степени отвечает именно общественным интересам.
Согласно п.4 ст.56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 данного кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 данного кодекса.
В п.1 ст.56.4. ЗК РФ перечислены критерии организаций, которые в праве обратиться с ходатайством об изъятии земельного участка для государственных нужд, к числу которых относятся уполномоченные в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, заключенными с органами государственной власти или органами местного самоуправления договорами или соглашениями либо имеющие разрешения (лицензии) осуществлять деятельность, для обеспечения которой в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В подп. 2 ст. 49 ЗК РФ в перечне нужд, для обеспечения которых, может быть изъят земельный участок упоминается строительство автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
При этом АО "МР Групп", как член саморегулируемой организации Ассоциация "Объединение генеральный подрядчиков в строительстве" имеет допуск на осуществление работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, что подтверждается выпиской из реестра от 04 августа 2022 г. N 3422/03 КА.
Согласно пункту 3.37 СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 1034/пр, улично-дорожная сеть - это система объектов капитального строительства, включая улицы и дороги различных категорий и входящие в их состав объекты дорожно-мостового строительства (путепроводы, мосты, туннели, эстакады и другие подобные сооружения), предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов, проектируемые с учетом перспективного роста интенсивности движения и обеспечения возможности прокладки инженерных коммуникаций, границы улично-дорожной сети закрепляются красными линиями. Территория, занимаемая улично-дорожной сетью, относится к землям общего пользования транспортного назначения.
В Письме Минстроя России от 11.07.2018 N 30418-АС/08 "Об объектах капитального строительства" также содержится позиция, с ссылкой на п. 10.1. ст. 1 ГРК РФ и п. 23 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", в соответствии с которой "с учетом комплексного толкования норм законодательства Российской Федерации к объектам капитального строительства относятся, в том числе линейные объекты".
АО "МР Групп" получено планировочное задание N 8 от 26.04.2021 на разработку проектной документации по объекту: "Улично-дорожная сеть для обслуживания многофункционального жилого комплекса, расположенного по адресу: г. Москва, Волгоградский проспект, вл. 32/5", в соответствии с которым АО "МР Групп" поручено осуществить проектирование объекта улично-дорожной сети, которая проходит на изымаемом земельном участке.
Согласно ППТ, изымаемая часть земельного участка предназначена именно для строительства улицы местного значения, задание на проектирование которой было получено АО "МР Групп".
Исходя из графических материалов плана реализации проекта планировки территории, пространство в границах изымаемого земельного участка относится к II этапу реализации (3 и 4 очереди строительства) и предусматривает в качестве источника финансирования средства инвестора. Именно поэтому Изъятие земельного участка осуществляется на основании ходатайства частного субъекта.
Учитывая цели изъятия земельного участка, а также наличие у АО МР "Групп" задания на проектирование улицы местного значения, а также допуск СРО, АО "МР Групп" относится к субъектам, обладающим правом на подачу ходатайства об изъятии земельного участка.
Ссылки заявителя на положения ч. 12.6. ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) правомерно отклонены судом первой инстанции.
В силу положения п. 1 ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
При этом, порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд урегулирован положениями одноименно главы VII. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ).
Таким образом, порядок и основания изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, вопреки позиции заявителя, урегулирован земельным законодательством, но не градостроительным.
Кроме того, исходя из положений ст. 4 ГрК РФ, законодательство о градостроительной деятельности имеет иной предмет регулирования, отличный с земельными правоотношениями. Напротив, исходя из положений п. 3 данной статьи, к градостроительным отношениям применяется земельное законодательство, а не наоборот.
Поскольку градостроительное законодательство не содержит специальных положений, о действии такого законодательства во времени, необходимо руководствоваться общеправовым принципом, о действии закона на момент возникновения соответствующих правоотношений.
Само решение об изъятии спорного земельного участка было принято уполномоченным органом власти 23 марта 2022 года, поэтому необходимо руководствоваться положениями земельного законодательства, действующего на дату принятия такого решения.
При этом, на дату принятия указанного решения, положениями ч.12.6. ст. 45 ГрК РФ изложено в редакции Федеральный закон от 02.08.2019 N 283-ФЭ, установлен шестилетний срок изъятия земельного участка.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемое распоряжение Департамента принято уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, в пределах компетенции, в строгом соответствии с федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами, без нарушения прав и интересов заявителя.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, правомерно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы заявителя при рассмотрении дела судом первой инстанции, который дал им правомерную оценку, и с которой суд апелляционной инстанции соглашается. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ. Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22.12.2022 по делу N А40-147508/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-147508/2022
Истец: АО "ЕПК МОСКВА"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: АО "МР ГРУПП"