город Омск |
|
28 марта 2023 г. |
Дело N А70-23158/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1347/2023) общества с ограниченной ответственностью "АККОРД" на решение Арбитражного суда Тюменской области от21.12.2022 по делу N А70-23158/2022 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АККОРД" (ОГРН 1107232039375, ИНН 7203253296, адрес: 625000, город Тюмень, улица Широтная, дом 29, кв.8) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N3 (ОГРН 1047200671880, ИНН 7203000979625009, адрес: город Тюмень, улица Товарное шоссе, дом 15) о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 25.07.2022 N 4821,
при участии в судебном заседании представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 3 - Дюндюковой Ирины Леонидовны по доверенности от 08.02.2023 N 30,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АККОРД" (далее - заявитель, общество, ООО "АККОРД", налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по городу Тюмени N 3 (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 4821 от 25.07.2022.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 21.12.2022 по делу N А70-23158/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано. Обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Тюменской области от 02.11.2022, отменены.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на реальность взаимоотношений заявителя с его контрагентами - ООО "ФАИР" и ООО "СТРОИТЕЛЬНОЕ МНЕНИЕ". Так, ООО "ФАИР" поставляло, а налогоплательщик принимал в свою собственность гипсовую и цементную штукатурку за период с 26.04.2021 по 11.05.2022, на основании чего между сторонами составлены счета-фактуры: от 26.04.2021: N 155, N 157, N 158; от 29.04.2021 N 163; от 11.05.2021: N 171, N 172, N 173, N 174. В свою очередь оплата налогоплательщиком производилась путем перечисления денежных в пользу третьих лиц - индивидуального предпринимателя Кукшина Николая Александровича, индивидуального предпринимателя Софронова Сергея Александровича на основании указания ООО "ФАИР", изложенного в письмах от 26.04.2021 N 1-4, от 29.04.2021 N 1, от 11.05.2021, б/д N 34. Перечисляя денежные средства по поручению ООО "ФАИР" третьим лицам, налогоплательщик приобрел соответствующее право требования к ООО "ФАИР", в результате чего взаимные требования прекращены зачетом. Таким образом, ООО "ФАИР" передало строительный материал, а налогоплательщик его принял и оплатил;
По контрагенту ООО "СТРОИТЕЛЬНОЕ МНЕНИЕ" подателем жалобы указано, что указанная организация выполняла в пользу налогоплательщика работы по черновой и чистовой отделке секций 1-4, работы по черновой отделке и чистовой отделке квартир и МОП секций 8,9 на объекте "Многоквартирные жилые дома ГП-8, ГП-9" расположенные по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, западнее д. Ожогина. Жилой дом ГП-8" по договору подряда от 02.06.2021 N 2. По результатам выполнения работ на объекте 23.06.20121 между сторонами подписаны акт о приемке выполненных работ N 1 по унифицированной форме КС-2 и справка о стоимости выполненных работ и затрат N 1. 23.06.2021, также сторонами составлена счет-фактура N 7 на выполненные работы. Стоимость выполненных работ составляет 1 219 314, 06 руб. Налогоплательщик не знал и не мог знать о хозяйственной и организационной деятельности ООО "ФАИР", ООО "СТРОИТЕЛЬНОЕ МНЕНИЕ", по окончанию исполнения договоров (поставки и подряда) в новые правоотношения с ними не вступал, и не отвечает за действие или бездействие руководителей контрагентов.
В апелляционной жалобе отмечено, что налогоплательщик, действуя добросовестно, принимая исполнение по договорам поставки и подряда от ООО "ФАИР", ООО "СТРОИТЕЛЬНОЕ МНЕНИЕ", имеет право на уменьшение НДС с учетом первичных документов, представленных в налоговой декларации за 2 квартал 2021 года; у налогоплательщика не было цели умышленно снизить размер уплачиваемого налога при совершении сделок с ООО "ФАИР", ООО "СТРОИТЕЛЬНОЕ МНЕНИЕ".
Кроме того, податель жалобы указал на то, что камеральная налоговая проверка проведена с превышением установленного статьей 88 НК РФ срока, что является основанием для отмены оспариваемого решения налогового органа согласно пункту 14 статьи 101 НК РФ.
Инспекцией представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором налоговый орган не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы.
ООО "АККОРД", надлежащим образом извещенный в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося участника арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителя налогового органа, установил следующие обстоятельства.
ООО "АККОРД" в ИФНС России по г. Тюмени N 3 представлена налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2 квартал 2021 года.
По результатам камеральной налоговой проверки указанной налоговой декларации инспекцией в отношении ООО "АККОРД" вынесено решение от 25.07.2022 N 4821 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым сумма доначислений составила 728 207,23 руб., в том числе НДС в размере 575 313 руб., штрафные санкции по пункту 3 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере 57 531,3 руб. и пени по статьей 75 НК РФ в размере 95 362,93 руб.
Не согласившись с решением инспекции 25.07.2022 N 4821, обществом в порядке статьи 138 НК РФ обратилось в вышестоящий налоговый орган с апелляционной жалобой.
Решением Управления ФНС России по Тюменской области от 06.10.2022 N 1079 решение инспекции от 25.07.2022 N 4821 оставлено без изменения, апелляционная жалоба общества - без удовлетворения.
Полагая, что решение инспекции от 25.07.2022 N 4821 является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, ООО "АККОРД" обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя суд первой инстанции исходил из отсутствия в материалах дела надлежащих доказательств, подтверждающих право налогоплательщика на применение во 2 квартале 2021 года налоговых вычетов по НДС по счетам - фактурам, оформленных ООО "ФАИР" и ООО "СТРОИТЕЛЬНОЕ МНЕНИЕ", по причине отсутствия реальности сделок по поставке товаров ООО "ФАИР" и выполнению подрядных работ ООО "СТРОИТЕЛЬНОЕ МНЕНИЕ" для налогоплательщика.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, усматривает основания для его частичной отмены, исходя из следующего.
Из положений главы 21 НК РФ следует, что НДС представляет собой изъятие в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства, и определяется как разница между суммами налога, полученного исходя из стоимости реализованных товаров (услуг), и суммами налога, уплаченного поставщику за данные товары (услуги).
В соответствии с пунктом 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В силу положений пункта 1 статьи 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено названной статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно, как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз (пункт 1 статьи 166 НК РФ).
В силу пункта 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей вычеты.
Условия предъявления НДС к вычету определены пунктом 1 статьи 172 НК РФ, согласно которому налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов. Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету.
При этом пункты 5 и 6 статьи 169 НК РФ устанавливают обязательные для оформления счетов-фактур требования, несоблюдение которых является основанием для отказа в предоставлении вычета по НДС.
В силу статей 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", вступившего в силу с 01.01.2013 (далее - Закон о бухгалтерском учете или Закон N 129-ФЗ, Закон N 402-ФЗ), все хозяйственные операции, проводимые организациями должны оформляться оправдательными документами, которые служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Бухгалтерский учет формируется организациями на основании полной и достоверной информации (статья 1 указанных законов).
Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок (пункт 1 статьи 9 Закона N 402-ФЗ).
Из правового анализа норм главы 21 НК РФ следует, что уменьшение налогооблагаемой базы по НДС на налоговые вычеты является правом налогоплательщика, его реализация поставлена в зависимость от представления лицом, воспользовавшимся таким правом, надлежащим образом оформленных первичных документов, отражающих полноту и достоверность указанных в них хозяйственных операций.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" (далее - постановление Пленума ВАС РФ N 53), представление налогоплательщиком всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах Российской Федерации, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Под налоговой выгодой для целей постановления Пленума ВАС РФ N 53 понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.
Основанием получения налоговой выгоды является представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, если налоговым органом не доказано, что содержащиеся в них сведения неполны, недостоверны и (или) противоречивы. То есть предоставляемые налогоплательщиком документы в качестве обоснования правомерности своих действий при исчислении НДС должны отвечать требованиям достоверности, быть взаимоувязанными и непротиворечивыми, отражать реальные хозяйственные операции и соответствовать фактическим обстоятельствам дела.
Обязанность налогоплательщика по предоставлению достоверных сведений о выполненной хозяйственной (финансовой) операции (приобретение товаров, выполнение работ, предоставление услуг и пр.) обусловлена необходимостью создания реального рынка товаров, работ, услуг.
По смыслу положений пункта 7 статьи 3 НК РФ в сфере налоговых правоотношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков.
Пунктом 1 постановления Пленума ВАС РФ N 53 также предусмотрена презумпция того, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданы, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны.
Вместе с тем пунктом 1 постановления Пленума ВАС РФ N 53 также установлено и то, что налоговый орган вправе отказать налогоплательщику в применении налогового вычета, если установит факт неполноты, недостоверности и (или) противоречивости сведений, содержащихся в документах, представленных налогоплательщиком для целей получения налоговой выгоды.
Согласно пункту 4 постановления Пленума ВАС РФ N 53 налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Требование о достоверности первичных учетных документов содержится в статье 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", что означает необходимость проверки достоверности сведений, содержащихся в счете-фактуре и иных документах.
Пунктом 5 постановления Пленума ВАС РФ N 53 установлено, что о необоснованности налоговой выгоды могут также свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии следующих обстоятельств:
- невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
- отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;
- учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций;
- совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.
Согласно пункту 1 статьи 54.1 НК РФ не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.
Нормами пункта 2 статьи 54.1 НК РФ определены условия, при одновременном соблюдении которых, в случае отсутствия обстоятельств, установленных пунктом 1 статьи 54.1 НК РФ, налогоплательщик вправе по имевшим место сделкам (операциям) уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога с правилами соответствующей главы части второй НК РФ.
К таким условиям относятся следующие обстоятельства:
- основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога (подпункт 1 пункта 2 статьи 54.1 НК РФ);
- обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону (подпункт 2 пункта 2 статьи 54.1 НК РФ).
Введение статьи 54.1 в НК РФ направлено на установление запрета совершения налогоплательщиком формально правомерных действий с основной целью неисполнения (неполного исполнения) обязанности по уплате налогов или получения права на возмещение (возврат, зачет) (запрет на злоупотребление правом).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2005 N 93-О, в силу пункта 2 статьи 169 НК РФ в случае, если выставленный налогоплательщику счет-фактура не содержит четкие и однозначные сведения, предусмотренные в пунктах 5 и 6 той же статьи, в частности, данные о налогоплательщике, его поставщике и приобретенных товарах (выполненных работах, оказанных услугах), такой счет-фактура не может являться основанием для принятия налогоплательщиками к вычету или возмещению сумм налога на добавленную стоимость, начисленных поставщиками.
Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 3 этого же Определения Конституционного Суда Российской Федерации, название статьи 172 НК РФ - "Порядок применения налоговых вычетов", так и буквальный смысл абзаца второго ее пункта 1 позволяют сделать однозначный вывод, что обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике - покупателе товаров (работ, услуг), поскольку именно последний выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, начисленных поставщиками.
Таким образом, по смыслу действующего законодательства документы, представляемые в государственные органы физическими и юридическими лицами с целью подтверждения соответствующего права, должны содержать достоверную информацию.
Следовательно, при соблюдении указанных требований НК РФ налогоплательщик вправе претендовать на получение налогового вычета при исчислении НДС и указанное право возникает у налогоплательщика только в случае соблюдения установленных законом требований, как в отношении формы, так и содержания представленных налогоплательщиком документов.
Как следует из оспариваемого решения, основанием для доначисления инспекцией НДС послужили выводы налогового органа о непредставлении обществом в нарушение статей 171, 172, 252 НК РФ документов, подтверждающих правомерность применения налоговых вычетов по взаимоотношениям с ООО "ФАИР" в рамках сделок по поставке гипсовой и цементной штукатурки за период с 26.04.2021 по 11.05.2022 (НДС в размере 372 140,34 руб.), с ООО "СТРОИТЕЛЬНОЕ МНЕНИЕ" в рамках договора подряда от 02.06.2021 N 2 на оказание работ по черновой и чистой отделке (НДС в размере 203 219,06 руб.).
Инспекцией в ходе камеральной налоговой проверки установлены обстоятельства, свидетельствующие об умышленности действий заявителя, выразившихся в сознательном искажении сведений о фактах хозяйственной жизни, направленных исключительно для получения необоснованной налоговой экономии по НДС за 2 квартал 2020 года.
Так, из материалов налоговой проверки следует, что в проверяемом периоде ООО "АККОРД" осуществляло деятельность, связанную с выполнением работ по черновой и чистовой отделке секции 1-4, 8-9 на объекте: "Многоквартирные жилые дома ГП-8, ГП-9, расположенные по адресу: Тюменская область, г.Тюмень, западнее д.Ожогино. Жилой дом ГП-8" (далее - объект строительства) по договорам подряда от 08.04.2021 N 90ПД, от 19.04.2021 N 93ПД с единственным заказчиком ООО "Поревит-Девелопмент" (ИНН 7202137547).
В соответствии с договором подряда от 08.04.2021 N 90ПД ООО "АККОРД" обязалось выполнить для заказчика собственными и/или привлеченными силами работы по черновой и чистовой отделке секции 1-4 на объекте "Многоквартирные жилые дома ГП-8, ГП-9, расположенные по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, западнее д. Ожогино. Жилой дом ГП-8". Место оказания услуг: г. Тюмень, западнее д. Ожогино.
В соответствии с договором подряда от 19.04.2021 N 93ПД ООО "АККОРД" обязалось выполнить для заказчика собственными и/или привлеченными силами работы по черновой и чистовой отделке секции 8,9 на объекте "Многоквартирные жилые дома ГП~ 8, ГП-9, расположенные по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, западнее д. Ожогино. Жилой дом ГП-8". Место оказания услуг: г. Тюмень, западнее д. Ожогино.
Из условий указанных договоров следует, что работы выполняются из материалов, оборудования, конструкций, инструментов и строительной техникой ООО "АККОРД"; ООО "АККОРД" имеет право по своему усмотрению привлекать третьих лиц для выполнения работ по договору, согласовывая в письменном виде с ООО "Поревит-Девелопмент" кандидатуры таких. организаций, а также вес условия заключаемых с этими лицами договоров, включая порядок оплаты и стоимость их работ. После подписания копия договора подлежит передаче ООО "Поревит-Девелопмент".
При анализе движения денежных средств по расчетному счету ООО "АККОРД" за апрель, май, июнь 2021года установлено поступление денежных средств от ООО "Поревит-Девелопмент" в размере 12 067 050,66 руб., в т.ч. НДС 20% за выполнение работ по договорам подряда.
Вместе с тем в налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2021 год и в книге покупок проверяемого налогоплательщика отражены сделки, в том числе ООО "ФАИР" и ООО "СТРОИТЕЛЬНОЕ МНЕНИЕ".
ООО "АККОРД" в обоснование правомерности предъявления к вычету НДС по документам, оформленным от имени ООО "СТРОИТЕЛЬНОЕ МНЕНИЕ", представлен договор подряда от 02.06.2021 N 2, на основании которого ООО "СТРОИТЕЛЬНОЕ МНЕНИЕ" выполняла в пользу налогоплательщика работы по черновой и чистовой отделке секций 1-4, работы по черновой отделке и чистовой отделке квартир и МОП секций 8,9 на объекте "Многоквартирные жилые дома ГП-8, ГП-9" расположенные по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, западнее д. Ожогина. Жилой дом ГП-8", акт о приемке выполненных работ N 1 по унифицированной форме КС-2 от 23.06.2021, подписанный между ООО "АККОРД" ООО "СТРОИТЕЛЬНОЕ МНЕНИЕ", а также счет-фактура N 7 на выполненные работы. Стоимость выполненных работ составила 1 219 314, 06 руб.
Проверяя обоснованность налоговой выгоды налогоплательщика в виде налогового вычета НЛС по взаимоотношениям с указанным контрагентом инспекцией установлено, что такие работы в учете общества отражены по формальным документам, поскольку фактически выполнены собственными силами ООО "АККОРД" без фактического привлечения к работам ООО "СТРОИТЕЛЬНОЕ МНЕНИЕ".
Так, согласно договору подряда от 02.06.2021 N 2, подписанному между ООО "АККОРД" и ООО "СТРОИТЕЛЬНОЕ МНЕНИЕ", последнее выполняло работы по черновой и чистовой отделке секции 1-4 секции, работы по черновой и чистовой отделке квартир и МОП секции 8,9 на объекте "Многоквартирные жилые дома ГП-8, ГП-9, расположенные по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, западнее д. Ожогино. Жилой дом ГП-8". Срок выполнения работ с 02.06.2021 по 08.09.2021. Договор вступает в силу с момента подписания и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств по договору.
То есть, из представленных документов следует, что ООО "АККОРД" 02.06.2021 передало часть работ на субподряд в ООО "СТРОИТЕЛЬНОЕ МНЕНИЕ", а именно: работы по черновой и чистовой отделке секции 1-4 секции, работы по черновой и чистовой отделке квартир и МОП секции 8,9 на объекте "Многоквартирные жилые дома ГП-8, ГП-9, расположенные по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, западнее д. Ожогино. Жилой дом ГП-8".
При этом 23.06.2021 ООО "АККОРД" передает выполненные работы ООО "Поревит-Девелопмент" по договорам от 08.04.2021 N 90 ПД и от 19.04.2021 N 93 ПД на сумму 4 114 046,04 руб., что подтверждается актами выполненных работ по форме КС-2.
В свою очередь 23.06.2021 ООО "СТРОИТЕЛЬНОЕ МНЕНИЕ" ИНН 9728038140 передает работы ООО "АККОРД" на данном объекте на сумму 1 219 314,06 руб., однако ООО "АККОРД" не произведена оплата по расчетному счету в адрес ООО "СТРОИТЕЛЬНОЕ МНЕНИЕ".
В рамках дополнительных мероприятий налогового контроля в адрес ООО "Поревит-Девелопмент" Инспекцией 22.02.2022 направлено требование N 7456 о предоставлении документов (информации) по взаимоотношениям с ООО "АККОРД".
В ответ на требование ООО "Поревит-Девелопмент" представлен ответ заместителя главного бухгалтера ООО "Поревит-Девелопмент" Глупарь А.Н. от 15.03.2022 из которого следует, что список субподрядных организаций (третьих лиц), которых привлекало ООО "АККОРД" отсутствует. Деловая переписка с ООО "АККОРД" о привлечении третьих лиц отсутствует. Договоры, заключенные между ООО "АККОРД" и привлеченными субподрядными организациями, заказчик (ООО "Поревит-Девелопмент") не имеет. Список выданных пропусков, выданных сотрудникам субподрядных организаций, отсутствует.
Кроме того, в сопроводительном письме к требованию инспекции о предоставлении документов (информации) от 08.09.2021 N 37763 ООО "СТРОИТЕЛЬНОЕ МНЕНИЕ" сообщило, что работы па объектах осуществлены силами ООО "АККОРД"; по счетам-фактурам ООО "АККОРД" субподрядчики не привлекались.
В ответ на требование инспекции о предоставлении документов (информации) от 08.09.2021 N 37763 ООО "ПОРЕВИТ-ДЕВЕЛОПМЕНТ" по взаимоотношениям с ООО "АККОРД" представлены заявки на пропуска для выполнения работ на объекте "Многоквартирные жилые дома ГП-8, ГП-9, расположенные по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, западнее д. Ожогино. Жилой дом ГП-8" на секциях 1-4 и 8-9. В списке указаны фамилия и инициалы сотрудников. Инспекцией произведена идентификация данных лиц. Согласно анализу представленных документов, доступ к объекту по заявке ООО "АККОРД" имели сотрудники ООО "АККОРД", а также сотрудники ООО "АЛИКОН" ИНН 7203472153, ООО "ЛАУРЭЛЬ" ИНН 7203377189, ООО "ТУРА" ИНН 7203433860, ООО "СК ГРАНТ" ИНН 7203408736. При этом сотрудники ООО "СТРОИТЕЛЬНОЕ МНЕНИЕ" не фигурируют в заявках на пропуска для выполнения работ на указанных выше объектах.
Из документов, представленных ООО "Поревит-Девелопмент", установлено: последняя заявка на пропуска, представленная "Поревит-Девелопмент", составлена 26.03.2021 с указанием 37 человек, в том числе иностранных граждан. Копии договоров между ООО "АККОРД" и привлеченными сторонними организациями ООО ООО "Поревит-Девелопмент"отсутствуют. Договор подряда между ООО "СТРОИТЕЛЬНОЕ МНЕНИЕ" и ООО "АККОРД" заключен 02.06.2021, что свидетельствует о том, работники ООО "СТРОИТЕЛЬНОЕ МНЕНИЕ" не выполняли работы по черновой и чистовой отделке секции 1-4 на объекте "Многоквартирные жилые дома ГП-8, ГП-9, расположенные по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, западнее д. Ожогино. Жилой дом ГП-8". Факт привлечения сторонних субподрядчиков ООО "АККОРД" для выполнения работ на объекте не подтвержден.
В отношении ООО "СТРОИТЕЛЬНОЕ МНЕНИЕ" налоговым органом установлены признаки формально-легитимной организации, не обладающей фактической самостоятельностью. Организация создана незадолго до совершения спорных хозяйственных операций с обществом, состоит на налоговом учете в другом регионе, не имеет обособленных подразделений в Тюменской области по месту выполнения работ.
Так, общество зарегистрировано 31.05.2021 по юридическому адресу: 119421, Россия, г. Москва, пр-кт Денинский, д. 111.к. 1,этаж/помещ. 3/26 офис 215, руководителем и учредителем является - Буровцсв Юрий Александрович ИНН 722410524444, 1994 г.р., адрес места жительства - Тюменская обл., Тюменский р-н, с. Онохино. Буровцев Ю.А. также является руководителем ООО "Трак" (ИНН 9728038133), зарегистрированной 31.05.2021, основной вид деятельности -деятельность автомобильного грузового транспорта).
Факт регистрации руководителя ООО "СТРОИТЕЛЬНОЕ МНЕНИЕ" по месту жительства в Тюменской области с. Онохино, при том, что организация зарегистрирована в другом субъекте РФ (г. Москва), не позволяет в полной мере осуществлять Буровцевым Ю.А. руководство организацией.
Согласно данным 2-НДФЛ Буровцев Ю.А. с 2017 по 2019 годы получал доход в организации ЗАО "Птицефабрика "Пышминская" (ИНН 72240062271), с 2019 по 2021 годы получал доход в Управлении социальной защиты населения г. Тюмени и Тюменского района по договору ГПХ; доход в ООО "СТРОИТЕЛЬНОЕ МНЕНИЕ" не получал.
В соответствии со статьей 90 НК РФ ИФНС России по г. Тюмени N 3 в инспекцию по месту учета руководителя ООО "СТРОИТЕЛЬНОЕ МНЕНИЕ" ИНН 972803814 Буровцева Ю.А. направлено поручение о допросе свидетеля от 25.10.2021N 8406. Свидетель по повестке не явился без уважительной причины.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о номинальности руководителя ООО "СТРОИТЕЛЬНОЕ МНЕНИЕ".
Несмотря на то, что основным видом деятельности контрагента заявлено строительство жилых и нежилых зданий, ООО "СТРОИТЕЛЬНОЕ МНЕНИЕ" не имеет материально-технической базы (имущество, транспорт, прочие основные средства) дня осуществления реальной финансово-хозяйственной деятельности; данные о среднесписочной численности сотрудников на 30.06.2021 отсутствуют.
Движение денежных средств по расчетному счету ООО "СТРОИТЕЛЬНОЕ МНЕНИЕ" носит транзитный характер, операций, свидетельствующих о реальном осуществлении хозяйственной деятельности обществом не производятся
В отношении ООО "СТРОИТЕЛЬНОЕ МНЕНИЕ" установлено отсутствие доступной информации в Интернет - источниках, отсутствие сайта в интернете. Также в Интернете невозможно найти контакты представителей данной организации, что свидетельствует о том, что организация не нацелена на привлечение клиентов и распространение информации о себе.
ООО "СТРОИТЕЛЬНОЕ МНЕНИЕ" последняя налоговая отчетность представлена 19.08.2021: налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2021 года (номер корректировки 1) с суммой уплаты НДС в размере 5 689 244 руб. По результатам анализа налоговых деклараций по НДС, представленных ООО "СТРОИТЕЛЬНОЕ МНЕНИЕ" за период 2 квартал 2021 года (проверяемый период), установлено отсутствие вычетов во 2 квартале 2021 года.
Согласно данным налогового органа установлена задолженность по НДС. В июле 2021 года внесена оплата НДС в размере 97800 руб., сумма долга по состоянию на 12.11.2021 составляет 5 668 344 руб., начислено пени в размере 161 498 руб.
Таким образом, ООО "СТРОИТЕЛЬНОЕ МНЕНИЕ" не выполняло работы на объекте "Многоквартирные жилые дома ГП-8, ГП-9, расположенные по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, западнее д. Ожогино. Жилой дом ГП-8", и на указанном объекте были задействованы только трудовые ресурсы ООО "АККОРД" без привлечения сторонних организаций.
По взаимоотношениям налогоплательщика с ООО "ФАИР" судом апелляционной инстанции установлены и приняты во внимание следующие юридически значимые фактические обстоятельства.
В соответствии со статьей. 93 НК РФ в адрес ООО "АККОРД" в рамках проведения камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2021 год налоговым органом направлено требование о представлении документов N 44097 от 22.10.2021 по взаимоотношениям с организацией ООО "ФАИР".
В подтверждение налоговых вычетов по НДС, выставленного ООО "ФАИР", заявителем представлены;
- счет-фактура N 155 от 26.04.2021 (штукатурка цементная Геркулес GP-21,25 кг.) на сумму 35828,00 в т.ч. НДС 59713,33 руб.;
- счет-фактура N 157 от 26.04.2021 (штукатурка гипсовая для машинного нанесения M-Старт Геркулес GP-41,30 кг.) на сумму 285355,00 в т.ч. НДС 47559,17 руб.;
-счет-фактура N 158 от 26.04.2021 (штукатурка гипсовая для машинного нанесения M-Старт Геркулес GP-41,30 кг.) на сумму 356965,00 в т.ч. НДС 59494,17 руб.
- счет-фактура N 163 от 29.04.2021 (штукатурка цементная Геркулес GP-21,25 кг.) на сумму 229840,00 в т.ч. НДС 38306,67 руб.;
- счет-фактура N 171 от 11.05.2021 (штукатурка цементная Геркулес GP-21,25 кг.) на сумму 249 782,00 в т.ч. НДС 41630,33 руб.;
-счет-фактура N 172 от 11.05.2021 г. (штукатурка цементная Геркулес GP-21,25 кг.) на сумму 251 134,00 в т.ч. НДС 41855,67 руб.;
-счет-фактура N 173 от 11.05.2021 (штукатурка гипсовая для машинного нанесения M-Старт Геркулес GP-41,30 кг.) на сумму 249550,00 в т.ч. НДС 41591,67 руб.;
-счет-фактура N 174 от 11.05.2021 (штукатурка гипсовая для машинного нанесения M-Старт Геркулес GP-41,30 кг.) на сумму 251720,00 в т.ч. НДС 41953,33 руб.;
-деловая переписка ООО "ФАИР" с ООО "АККОРД". N 34, согласно которой ООО "ФАИР" просит перечислить задолженность ООО "АККОРД" перед ООО "ФАИР" в адрес ИП Кукшина Николая Александровича (ИНН 722401122280) и ИП Софронова Сергея Александровича (ИНН 720319166348). Также по факту оплаты просят предоставить платежные поручения, подтверждающие оплату, а также письма о том, что данная оплата идет в счет задолженности организации ООО "АККОРД" перед ООО "ФАИР".
Вместе с тем из анализа банковской выписки ООО "АККОРД" следует, что поступившие денежные средства с расчетного счета ООО "АККОРД" на расчетный счет ИП Софронова Сергея Александровича обналичиваются снятием наличных денежных средств с карты в банкомате Банка.
На основании вышеизложенного инспекцией правомерно установлено, что ООО "АККОРД" путем перечисления денежных средств в адрес индивидуального предпринимателя перераспределяет денежные потоки с целью обналичивания. Письма о перечислении задолженности ООО "АККОРД" перед ООО "ФАИР" в адрес ИП Софронова С.А и ИП Кукшина Н.А. являются формальными.
Доказательств того, между ООО "ФАИР" и ООО "АККОРД" имелись встречные однородные требования, которые прекращены зачетом, заявителем в материалы дела не представлено.
Вместе с тем налоговым органом установлен реальный поставщик ООО "АККОРД" ТМЦ, которым является ООО "МАСТЕРСТРОЙ".
В ответ на требование инспекции о представлении документов от 08.09.2021 N 37770 ООО "МАСТЕРСТРОЙ" представлены документы, в том числе, договор поставки от 09.07.2020 N ПО-ЗЗ/МС-20, согласно которому ООО "МАСТЕРСТРОЙ" передает в собственность ООО "АККОРД" товар. Оплата товара осуществляется переводом денежных средств на расчетный счет ООО "МАСТЕРСТРОЙ".
Инспекцией произведен сравнительный анализ материалов, использованных для проведения строительно-монтажных работ на объекте "Многоквартирные жилые дома ГП-8, ГП-9, расположенные по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, западнее д. Ожогино. Жилой дом ГП-8" на секциях 1-4 и 8-9.
При сравнительном анализе перечня товаров, реализованных ООО "МАСТЕРСТРОЙ" в адрес ООО "АККОРД", с перечнем товаров, приобретенных ООО "АККОРД" у ООО "ФАИР", установлены совпадения номенклатуры "спорного" товара.
Так, ООО "АККОРД" закупает штукатурку гипсовую для машинного нанесения М-Старт Геркулес GP-41 и штукатурку цементную Геркулес GP-21 для выполнения строительномонтажных работ на объекте заказчика ООО "Поревит - Девелопмент".
По данным КС - 2 между ООО "АККОРД" и ООО "Поревит - девелопмент" для выполнения работ понадобилось 322 116.33 кг материала общей стоимостью 2371805 руб.
По данным счетов-фактур и УПД ООО "АККОРД" закупило штукатурку гипсовую для машинного нанесения М-Старт Геркулес GP-41 и штукатурку цементную Геркулес GP-21 в количестве 331 300 кг. стоимостью 2 288 080 руб. у ООО "Мастерстрой".
Реальность указанной сделки подтверждается наличием свидетельства о гос. регистрации товара, экспертных заключений от 06-06-2015 N 637, N2406 от 22-04- 2015 N 438,. N1594, решения от 06.03.2013 N54 по заявке на проведение сертификации продукции, декларации о соответствии товара, представленных ООО "МАСТЕРСТРОЙ", а также тем, что расчет между ООО "АККОРД" и ООО "МАСТЕРСТРОЙ" произведен в полном объеме.
При этом ООО "АККОРД" представляет счета - фактуры на приобретение той же категории товара у контрагента ООО "ФАИР" объемом 319200 кг на сумму 2232626 руб., который, согласно сведениям налоговой деклараций по НДС за период 2 квартал 2021 года, не имеет реальных поставщиков.
Вся сумма вычетов, заявленных ООО "ФАИР" (по данным уточненной налоговой декларации N корректировки 1), приходится на организации, имеющие признаки фирм-однодневок, технические организации, имеющие недостоверные сведения (результаты проверки достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице).
Таким образом, налоговым органом правомерно установлено, что ООО "МАСТЕРСТРОЙ" является реальным поставщиком товаров, реализуемых в адрес ООО "АККОРД".
Из материалов налоговой проверки следует, что контрагент общества - ООО "ФАИР" является формально-легитимной организацией, имело типичные признаки фирм, не обладающих фактической самостоятельностью: состоит на налоговом учете в другом регионе, не имеет обособленных подразделений в Тюменской области по месту поставки ТМц.
Так, в отношении ООО "ФАИР" налоговым органом установлено, что организация зарегистрирована 03.10.2018 по юридическому адресу: 117418, Россия, г. Москва, ул. Профсоюзная,25,1. Руководителем/учредителем является - Губина Елена Владимировна ИНН 332300800908, 1970 г.р., адрес места жительства: Владимирская область, Собинский район п. Ставров.
Согласно данным 2-НДФЛ с 2017 по 2019 гг. Губина Е.В. получала доход в организации ООО "АЙ-ПЛАСТ" ИНН 1651057721, в ООО "ФАИР" доходов не получала, справки 2-НДФЛ не представлены, является руководителем ООО "Линде", зарегистрированной 03.10.2018 ОГРН 1187746850279, основной вид деятельности - Аренда и лизинг грузовых транспортных средств).
Основной вид деятельности ООО "ФАИР" аренда и лизинг грузовых транспортных средств, то есть сделки по поставке ТМЦ, заключенные с заявителем, не соответствовали целям деятельности, установленным учредительными документами ООО "ФАИР".
ООО "ФАИР" не обладает материально-технической базой, собственным или арендованным имуществом и транспортными средствами, необходимыми для осуществления хозяйственной деятельности и исполнения сделок с обществом, не представляет налоговую отчетность либо представляет ее с нулевыми показателями.
Так, ООО "ФАИР" 24.09.2021 представлена налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2021 года (номер корректировки 1) с суммой уплаты НДС в размере 5960 руб.. Доля вычета НДС - 99,91%; последняя налоговая отчетность представлена за 3 квартал 2021 года НДС с "нулевыми" показателями. Вся сумма вычетов во 2 квартале 2021года (по данным уточненной налоговой декларации N корректировки 1) приходится на организации, имеющие признаки фирм-однодневок, технические организации, имеют недостоверные сведения (результаты проверки достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице). Согласно сведениям из карточки "Расчеты с бюджетом" (далее - КРСБ) установлено, что по состоянию на 12.11.2021 года у контрагента имеется отрицательное сальдо по НДС: - 11 118 руб., пени - 506,72 руб.
В отношении ООО "ФАИР" установлено отсутствие доступной информации в Интернет-источниках, отсутствие сайта в интернете. Также в Интернете невозможно найти контакты представителей данной организации, что свидетельствует о том, что организация не нацелена на привлечение клиентов и распространение информации о себе.
Таким образом, инспекцией представлены в суд достаточные и убедительные доказательства, подтверждающие, что спорные сделки не были исполнены заявленными обществом контрагентами: ООО "ФАИР", ООО "СТРОИТЕЛЬНОЕ МНЕНИЕ".
Подателем жалобы не представлено доказательств, опровергающих выводы инспекции и подтверждающих реальность совершения хозяйственных операций конкретными исполнителями, указанными в первичных документах, на основании которых заявлен налоговый вычет по НДС.
Таким образом, налогоплательщик не может претендовать на получение налоговой выгоды ввиду того, что ее правомерность не подтверждается первичными документами, оформляемыми при ведении финансово-хозяйственной деятельности, к которым в соответствии с законодательством предъявляются требования о достоверности. Представленные заявителем первичные документы не отвечают предъявляемым к ним требованиям в разрезе достоверности отраженных в них хозяйственных операций, следовательно, принятие их к учету налоговым органом привело бы к нарушению действующего законодательства в виде неправомерного представления налоговых вычетов при отсутствии оснований для их предоставления.
Вопреки доводам налогоплательщика, совокупность доказательств, имеющихся в материалах дела, и установленных инспекцией обстоятельств фактической поставки товаров реальным поставщиком - ООО "Мастерстрой", а не ООО "ФАИР", выполнения работ по черновой и чистовой отделке секции 1-4 на объекте "Многоквартирные жилые дома ГП-8, ГП-9, расположенные по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, западнее д. Ожогино. Жилой дом ГП-8" ООО "АККОРД" собственными силами без привлечения работников ООО "СТРОИТЕЛЬНОЕ МНЕНИЕ", в полной мере подтверждают недостоверность сведений, указанных обществом в первичных документах, исходящих от спорных контрагентов, равно как и отсутствие реальных финансово-хозяйственных операций налогоплательщика с указанными выше контрагентами.
Доказательств, опровергающих выявленные инспекцией обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии условий для применения заявителем налоговых вычетов по НДС, налогоплательщиком не представлено.
В результате проверки налоговым органом установлены факты, свидетельствующие об умышленности действий налогоплательщика, выразившиеся в сознательном искажении сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и бухгалтерском учете, а также в налоговой отчетности путем создания фиктивного документооборота, исключительно с целью минимизации НДС.
Общество осознавало противоправный характер своих действия, умышленно допускало наступление вредных последствий таких действий исключительно в целях уклонения от исполнения налоговых обязательств в виде непоступления налогов в бюджет.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для иных выводов в рассмотренной части.
Довод общества о том, что камеральная налоговая проверка проведена с превышением установленного статьей 88 НК РФ срока, что, по мнению заявителя, является основанием для отмены оспариваемого решения налогового органа согласно пункту 14 статьи 101 НК РФ, судебная коллегия апелляционной инстанции считает необоснованным, поскольку исходя из положений статей 88, 101 НК РФ, а также разъяснений, содержащихся в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации", следует, что превышение инспекцией трехмесячного срока проведения камеральной налоговой проверки обусловленное принятием необходимых мер для получения информации в отношении финансово-хозяйственной деятельности общества, а также сбора доказательственной базы в части недостоверного отражения показателей в представленной налоговой декларации по НДС, не повлекло нарушения прав налогоплательщика и не привело к принятию неправомерного решения, в связи с чем, данное обстоятельство не является существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, влекущего отмену решения налогового органа.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497) с 01.04.2022 на территории Российской Федерации сроком на 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе, индивидуальных предпринимателей (действовал до 01.10.2022).
Согласно положениям статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
Мораторий применяется к должникам не независимо от наличия (отсутствия) признаков банкротства и (или) недостаточности имущества (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Постановление N 44).
В силу подпункта 2 пункта 3 статьи 9.1 Закона о банкротстве на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, наступают последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым - десятым пункта 1 статьи 63 настоящего Федерального закона.
Одним из последствий введения моратория является прекращение начисления неустоек (штрафов, пени) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до введения моратория (абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).
В пункте 7 Постановления N 44 разъяснено, что в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 НК РФ), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).
При этом запрет на применение финансовых санкций за неисполнение денежных обязательств по требованиям, возникшим до введения моратория, не ставится в зависимость ни от причин просрочки исполнения обязательств, ни от доказанности факта нахождения должника в предбанкротном состоянии.
Освобождение от неустойки и иных финансовых санкций в период действия моратория применяется в силу закона и не носит заявительный характер, установленные действующим законодательством правила о моратории имеют императивный характер и применяются в равной степени ко всем участникам гражданско-правовых отношений, за исключением лиц, прямо указанных в пункте 2 постановления N 497 (застройщики многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов), независимо от того, обладают они признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет.
Таким образом, постановление N 497, которым установлен запрет начисления финансовых санкций (в том числе пени на задолженность по налогам, возникшую до моратория) в период действия моратория (с 01.04.2022 по 30.09.2022), применяется в силу закона и при отсутствии ходатайства.
Учитывая изложенное, и принимая во внимание, что ООО "АККОРД" не является застройщиком многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов, у инспекции отсутствовали правовые основания для начисления пени и штрафных санкций в период действия моратория (01.04.2022 - 30.09.2022).
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение инспекции от 25.07.2022 N 4821 подлежит признанию недействительным в части начисления пени за период с 01.04.2022 по 25.07.2022.
В связи с изложенным решение Арбитражного суда Тюменской области от 21.12.2022 по делу N А70-23158/2022 подлежит отмене в указанной части.
Судебные расходы заявителя по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции и за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на инспекцию, поскольку правило распределения расходов, пропорционально размеру удовлетворенных требований, предусмотренное абзацем 2 части 1 статьи 110 АПК РФ, на требования неимущественного характера (о признании ненормативного правового акта, действий/бездействий недействительными) не распространяется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 21.12.2022 по делу N А70-23158/2022 в части отказа в удовлетворении заявленных требований частично отменить, принять в данной части новый судебный акт.
Признать незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 3 от 25.07.2022 N 4821 в части начисления пени за период с 01.04.2022 по 25.07.2022.
В остальной части решение Арбитражного суда Тюменской области от 21.12.2022 по делу N А70-23158/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 3 в пользу общества с ограниченной ответственностью "АККОРД" судебные расходы по оплате государственной пошлины 4500 рублей.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "АККОРД" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением N 1 от 18.01.2023 государственную пошлину 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-23158/2022
Истец: ООО "АККОРД"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. ТЮМЕНИ N 3
Третье лицо: 8ААС