город Томск |
|
28 марта 2023 г. |
Дело N А67-3902/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.,
судей Кривошеиной С.В.,
Павлюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жулёвой К.А. с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области (N 07АП-1633/2023) на решение от 10.02.2023 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-3902/2022 (судья Идрисова С.З.) по заявлению акционерного общества "СУ ТДСК" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Томской области (634009, Томская область, г. Томск, пр. Ленина, д. 111, 50, ИНН 7019027633, ОГРН 1027000886384) о признании незаконным и отмене постановления от 12.04.2022 N070/04/7.32-82/2022,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, прокуратура Томской области (634050, г. Томск, ул. Белинского, д.14, ИНН 7021018851, ОГРН 1027000905645).
В судебном заседании приняли участие представители:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области: Жохов С.В. по доверенности от 09.01.2023 (по 31.12.2023),
от прокуратуры Томской области: Семенова О.О. по доверенности от 10.06.2022,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "СУ ТДСК" (далее - АО "СУ ТДСК", общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Томской области (далее - Управление, антимонопольный орган) об отмене постановления от 12.04.2022 N 070/04/7.32-82/2022 о назначении административного наказания, на основании которого заявитель привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 200 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена прокуратура Томской области.
Решением от 10.02.2023 Арбитражного суда Томской области заявление удовлетворено, признано незаконным и отменено оспариваемое постановление.
Не согласившись с принятым судебным актом, антимонопольный орган обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ, подтверждается материалами дела об административном правонарушении.
Прокуратура Томской области в своем отзыве поддерживает доводы апелляционной жалобы.
Отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) от общества не представлен.
Представители антимонопольного органа и прокуратуры Томской области в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердили позиции по делу, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве к ней.
АО "СУ ТДСК", будучи надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направило.
В порядке части 1 статьи 266, частей 1 и 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося представителя общества.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей антимонопольного органа и прокуратуры Томской области, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует и установлено судом, что АО "СУ ТДСК" осуществляет деятельность в области строительства, юридический адрес: г. Томск, ул. Елизаровых, 79/1.
12.02.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) размещено извещение Департамента государственного заказа Томской области о проведении закупки на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства: "Строительство жилого многоквартирного дома по пер. Целинному в г. Томске" (извещение N 0165200003321000020).
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 11.03.2021 N ПРЕ1 аукционная комиссия, руководствуясь статьей 69 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Федеральный закон N44-ФЗ), рассмотрела вторые части заявок, а также информацию и электронные документы участников данного аукциона, предусмотренные частью 11 статьи 24.1 Федерального закона N 44-ФЗ, на предмет их соответствия требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, и приняла решение о соответствии заявки участника АО "СУ ТДСК" документации об аукционе (извещение N0165200003321000020).
01.04.2022 по результатам открытого конкурса в электронной форме ОГКУ "Облстройзаказчик" заключен государственный контракт N 44.2021 с подрядной организацией АО "СУ ТДСК" (подрядчик) на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства: "Строительство жилого многоквартирного дома по пер. Целинному в г. Томске" (далее - контракт).
Согласно пункту 1.1 контракта подрядчик обязался выполнить работы по строительству объекта капитального строительства: "Строительство жилого многоквартирного дома по пер. Целинному в г. Томске" (далее - объект) в соответствии с проектной документацией, рабочей документацией (приложение 1 к контракту), графиком выполнения строительно-монтажных работ (приложение 3 к контракту) (далее - работы) и сдать результат выполненных работ заказчику в установленные контрактом сроки, а заказчик создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять и оплатить выполненные работы (результаты работ) в размере и в порядке, которые установлены контрактом.
Пунктом 1.2 контракта установлено, что виды и объем работ указаны в проектной документации, рабочей документации (приложение 1 к контракту), которые являются неотъемлемой частью настоящего контракта.
Согласно пункту 3.1 контракта срок завершения работ установлен не позднее 01.12.2021.
В соответствии с пунктом 2.1 контракта цена является твердой, определена на весь срок исполнения контракта и включает в себя прибыль подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов подрядчика, связанных с выполнением обязательств по контракту, при котором цена контракта (цена работ) составляет 428 104 554 руб. 94 коп.
Цена контракта включает в себя все расходы, связанные с выполнением работ в соответствии с условиями контракта, в том числе: стоимость выполнения всего объема работ; стоимость материалов, изделий, конструкций и оборудования, используемых для выполнения работ; стоимость сертификации (декларирования) соответствия материалов, конструкций, изделий и оборудования (в случае, если это предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации); стоимость доставки материалов, изделий, конструкций и оборудования до места выполнения работ, их погрузки и разгрузки, хранения; стоимость охраны объекта, материалов, изделий, конструкций и оборудования на объекте; расходы по вывозу мусора, изделий, конструкций и оборудования; стоимость гарантийных обязательств; все непредвиденные затраты, которые могут возникнуть до окончания действия контракта.
Заказчик обязуется оплачивать выполненные по контракту работы на основании сметы контракта (приложение 5 к контракту). Все непредвиденные работы и затраты, возникающие в ходе выполнения работ по данному контракту, оплачиваются в пределах резерва средств на непредвиденные работы и затраты, предусмотренные сметой контракта (приложение 5 к контракту).
16.12.2021 между ОГКУ "Облстройзаказчик" и АО "СУ ТДСК" заключено дополнительное соглашение N 1 к контракту.
Основанием для заключения дополнительного соглашения послужило наличие необходимости, выявленной в процессе исполнения обязательств по контракту, выполнить дополнительные виды и объемы работ, которые не включены в смету контракта.
Согласно пункту 1 дополнительного соглашения от 16.12.2021 N 1 увеличены виды и объемы работ, подлежащие выполнению подрядчиком по контракту, за счет включения в состав работ дополнительных комплексов работ и (или) видов работ, указанных в ведомости объемов конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ (приложение N1 к дополнительному соглашению).
В силу пункта 2 дополнительного соглашения цена дополнительных работ, подлежащих выполнению подрядчиком по контракту, составляет 28 612 842 руб. 71 коп. и определяется сметой контракта на дополнительные конструктивные решения (элементы), комплексы (виды) работ (приложение N 5 к дополнительному соглашению).
Прокуратурой Ленинского района г. Томска проведена проверка исполнения контракта АО "СУ ТДСК", являющимся подрядчиком по государственному контракту на строительство многоквартирного дома по пер. Целинный в г. Томске.
По результатам проведенной проверки исполняющим обязанности прокурора Ленинского района г. Томска Кривошеевым С.И. 18.02.2022 вынесено постановление о возбуждении в отношении АО "СУ ТДСК" дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ, за изменение условий контракта, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В порядке статьи 28.8 КоАП РФ указанное постановление направлено для рассмотрения по подведомственности в Томское УФАС России.
12.04.2022 должностным лицом Управления вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 070/04/7.32-82/2022, которым АО "СУ ТДСК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 200 000 руб.
Считая данное постановление незаконным и подлежащим отмене, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что административным органом не доказано наличие события и состава вменяемого АО "СУ ТДСК" административного правонарушения, в связи с чем оснований для привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ, не имелось.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ предусмотрена ответственность за изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4.1 настоящей статьи.
Объективная сторона административного правонарушения выражается в изменении условий контракта, в том числе увеличении цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Федеральным законом N 44-ФЗ регулируются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются.
Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт (часть 1 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ).
На основании части 2 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.
При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ (в редакции, действующей на момент проведения закупки и заключения дополнительного соглашения).
В силу части 10 статьи 83.2 Федерального закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем
В соответствии с частью 1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных названной нормой.
Государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон (пункт 1 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом, при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта (подпункт "в" пункта 1 части 1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2022).
Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае, если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении (пункт 9 части 1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ).
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 12 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, с учетом положений статьи 8, части 5 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ увеличение объема работ по государственному (муниципальному) контракту, в том числе, даже когда такое увеличение превышает 10% от цены или объема, предусмотренных контрактом, допустимо исключительно в случае, если их невыполнение грозит годности и прочности результата выполняемой работы.
В силу пункта 1 статьи 744 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе вносить изменения в техническую документацию при условии, если вызываемые этим дополнительные работы по стоимости не превышают 10% указанной в смете общей стоимости строительства и не меняют характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ.
К дополнительным работам, подлежащим оплате заказчиком, также могут быть отнесены исключительно те работы, которые исходя из имеющейся информации на момент подготовки документации и заключения контракта объективно не могли быть учтены в технической документации, но должны быть произведены, поскольку без их выполнения подрядчик не может приступать к другим работам или продолжать уже начатые либо не может ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата.
В соответствии с требованиями пункта 8 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, согласно которым описание объекта закупки по строительству объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, вся имеющаяся у ОГКУ "Облстройзаказчик" проектная документация на строительство объекта, включая сметную документацию, была размещена в единой информационной системе на общероссийском сайте в составе конкурсной документации.
Предметом закупки являлось - строительство объекта капитального строительства "Строительство жилого многоквартирного дома по пер. Целинному в г. Томске".
В составе проектной документации, которая была размещена в единой информационной системе на строительство объекта капитального строительства при заключении основного контракта, была размещена проектная документация, в том числе проектная документация на благоустройство и озеленение.
В соответствии с проектной документацией на строительство объекта капитального строительства: "Строительство жилого многоквартирного дома по пер. Целинному в г. Томске" стоимость строительства определяется сметой и составляет 531 256 430 руб., в том числе строительство объекта 474 084,86 тыс. руб.
В соответствии проектной документацией на "Строительство жилого многоквартирного дома по пер. Целинному в г. Томске" разделом 6 "Проект организации строительства" (далее - раздел ПОС) (лист 65 раздела) в пункте 18 Раздела ПОС "Обоснование принятой продолжительности строительства объекта капитального строительства и его отдельных этапов" продолжительность строительства объекта составляет 15,5 месяцев. Исходя из продолжительности строительства, приведенной в разделе ПОС (лист 91) выполнение работ по "Озеленению и благоустройству" - это 14,5 - 15,5 месяц. Согласно технологии выполнения строительных работ указанные работы подлежат выполнению на завершающем этапе строительства.
ОГКУ "Облстройзаказчик" является казенным учреждением. Заключение и оплата казенным учреждением государственных контрактов, иных договоров (соглашений), подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени субъекта Российской Федерации (Томской области) в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств (пункт 5 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно бюджетной смете заявителя на 2021 год на строительство объекта: "Строительство жилого многоквартирного дома по пер. Целинному в г. Томске" заявителю были доведены лимиты бюджетных обязательств в размере 428 104 554,94 руб. (при стоимости строительных работ на строительство объекта - 474 256 430 руб.). Указанные лимиты бюджетных обязательств ограничены 2021 годом.
Решение о не включении работ в смету контракта, касающихся благоустройства и озеленения, было принято в силу объективных причин, а именно отсутствия лимитов бюджетных обязательств на выполнение полного цикла работ.
ОГКУ "Облстройзаказчик" в условиях отсутствия на дату объявления закупки на строительство объекта капитального строительства лимитов бюджетных обязательств в объеме, необходимом для строительства объекта в полном объеме, при расчете начальной максимальной цены контракта на строительство объекта не включил в смету контракта следующие виды работ, а именно: - дорожное покрытие в границах благоустройства (ЛCP N 07-01-02); - озеленение в границах благоустройства (ЛCP N 07-01-03); - малые архитектурные формы (ЛСР N07-01-04); - вертикальная планировка за границами отведенной территории (ЛСР N07-02-01); - дорожное покрытие за границами благоустройства (ЛСР N07-02-02); - озеленение за границами благоустройства (ЛСР N07-02-03); - устройство наружных лестниц (ЛСР N 07-02-04).
Правила производства и приемки работ по благоустройству (в том числе сроки озеленения территории) указаны в Своде правил "СП 82.13330.2016. Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75" (утверждены Приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 972/пр), которые включены в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384- ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (приказ Росстандарта от 02.04.2020 N 687). Согласно Положению о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, решения по благоустройству территории включаются в раздел проектной документации "Схема планировочной организации земельного участка". Указанная схема, подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора) в соответствии с пунктом 8 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации является документом, который предоставляется застройщиком в уполномоченный орган, выдавший разрешение на строительство, вместе с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Отсутствие документов, указанных в части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Учитывая то, что ввод объекта в эксплуатацию без выполнения работ, ранее исключенных из сметы контракта на выполнение работ по строительству объекта, был бы невозможен, ОГКУ "Облстройзаказчик" были запрошены недостающие лимиты бюджетных обязательств, необходимые для выполнения исключенных объемов и видов работ, касающихся работ по строительству объекта.
После доведения до учреждения лимитов бюджетных обязательств им был рассмотрен вопрос о выполнении ранее исключенных из сметы контракта видов и объемов работ, по результатам которого с АО "СУ ТДСК" заключено дополнительное соглашение от 16.12.2021 N 1.
Работы, предусмотренные контрактом на строительство объекта капитального строительства, и работы, исключенные из сметы контракта на строительство объекта, относятся к строительству одного и того же объекта капитального строительства.
Результаты работ в совокупности необходимы для ввода в эксплуатацию одного и того же объекта капитального строительства.
Совместное выполнение указанных работ является более эффективным, поскольку в случае выполнения работ разными подрядными организациями отсутствует необходимость согласовывать действия между организациями (то есть выступать в роли генподрядной организации).
На основании изложенного суд пришел к выводу о том, что заключение ОГБУ "Облстройзаказчик" в данном случае дополнительного соглашения не противоречит требованиям статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Как следует из содержания части 1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ в редакции, действующей на дату заключения дополнительного соглашения, указанный пункт применяется, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - контрактом.
Согласно подпункту "в" пункта 1 части 1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ (в редакции, действующей на дату заключения дополнительного соглашения) допускается изменение контракта при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (далее - строительные работы). При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на 10% цены контракта.
Таким образом, в подпункте "в" пункта 1 части 1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ прямо предусмотрено изменение как объема, так и видов выполняемых работ. По мнению суда, изменение объемов выполняемых работ должно относиться к работам, предусмотренным изначальными условиями контракта, в то время как возможность изменения видов выполняемых работ предполагает именно возможность исключения работ, включенных в указанные изначально согласованные условия, равно как и добавления новых, замены одних работ на другие. При этом, масштаб и качество изменений (в том числе по видам работ) не ограничиваются, ограничена только возможность изменения цены контракта, которое допускается не более чем на 10% цены контракта.
В силу пункта 10.3 государственного контракта от 01.04.2021 N 44.2021 по соглашению сторон при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту может быть изменена с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цена контракта не более чем на десять процентов цены контракта.
Поскольку при проведении закупки вся проектная, включая сметную документацию, ранее была размещена в единой информационной системе, какого-либо дополнительного размещения проектной документации в единой информационной системе не требовалось. Информация о дополнительном соглашении была размещена на общероссийском сайте в единой информационной системе.
Контракт был дополнен следующими объемами и видами работ: - дорожное покрытие в границах благоустройства (ЛСР N 07-01-02); - озеленение в границах благоустройства (ЛСР N 07-01-03); - малые архитектурные формы (ЛСР N07-01-04); - вертикальная планировка за границами отведенной территории (ЛСР N07-02-01); - дорожное покрытие за границами благоустройства (ЛСР N07-02-02); - озеленение за границами благоустройства (ЛСР N07-02-03); - устройство наружных лестниц (ЛСР N 07-02-04).
Цена работ, предусмотренных дополнительным соглашением, составляет 28 612 842,71 руб. С учетом цены контракта в размере 428 104 554,94 руб. увеличение цены контракта заявителем не превысило 10 % (28 612 842,71 руб. х 100% / 428 104 554,94 = 6,68%).
В данном случае выполнение дополнительных работ имело целью надлежащее исполнение контракта, несло потребительскую ценность для заказчика, осуществлено за счет средств, выделенных на оплату контракта.
Необходимость выполнения этих работ была обусловлена достижением цели, ради которой заключался контракт, обеспечением годности результата работ и завершения технологического цикла на объекте в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией, с учетом того, что подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ допускается изменение существенных условий контракта по соглашению сторон при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия.
Желаемый результат, предусмотренный контрактом, не мог быть получен без выполнения работ, указанных в дополнительном соглашении к контракту, с учетом требований Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Предусмотренные дополнительным соглашением работы непосредственно касаются работ по строительству объекта и предусмотрены проектной документацией на строительство объекта, которая была размещена в единой информационной системе при проведении закупки.
Согласно положениям пункта 9 части 1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ, если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении.
В пункте 9 части 1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрены два самостоятельных случая изменения условий о сроке выполнения работ. В дополнительном соглашении содержится указание на пункт 9 части 1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ без указания на конкретный случай.
Причиной изменения срока выполнения работ явился случай неисполнения контракта по вине подрядчика. В процессе выполнения работ по контракту внесение изменений в проектную документацию, которые явились препятствием для выполнения работ, заявителем не производилось. К указанному в контракте сроку окончания выполнения работ работы, предусмотренные в контракте, в полном объеме подрядной организацией выполнены не были.
С инициативой о необходимости заключения дополнительного соглашения об изменении срока исполнения контракта обратился непосредственно подрядчик. В связи с этим, в условиях выполнения со стороны подрядчика всех требований, необходимых для применения положений закона, арбитражным судом не усматривается нарушений в части однократного изменения срока исполнения контракта.
В условиях принятия решения заявителем о заключении дополнительного соглашения в соответствии с положениями Федерального закона N 44-ФЗ в действиях заявителя отсутствует состав административного правонарушения.
Административным органом не доказано наличие события и состава вменяемого обществу административного правонарушения, в связи с чем оснований для привлечения АО "СУ ТДСК" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ, не имелось.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается, поскольку исходя из части 4 статьи 208 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, следовательно, по данной категории дел не облагаются государственной пошлиной также апелляционные жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.02.2023 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-3902/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-3902/2022
Истец: АО "Строительное управление Томской домостроительной компании"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области
Третье лицо: Прокуратура Томской области