г. Хабаровск |
|
23 апреля 2024 г. |
А73-20418/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2024 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Мильчиной И.А., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
от акционерного общества "Дальневосточная распределительная сетевая компания": Петряшина Е.В. по доверенности от 03.12.2022;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: Назаратий Р.А. по доверенности от 11.03.2024;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Дальневосточная распределительная сетевая компания"
на решение от 21.02.2024
по делу N А73-20418/2023
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению акционерного общества "Дальневосточная распределительная сетевая компания"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
о признании незаконным постановления
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Дальневосточная распределительная сетевая компания" (далее - АО "ДРСК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 28.11.2023 г. N 90 по делу N 027/04/9.21-1506/2023 о назначении административного наказания по части 2 статьи 9.21 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
Решением от 21.02.2024 суд отказал АО "ДРСК" в заявленных требованиях.
Не согласившись с решением суда, в части отказа в снижении штрафных санкций в соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ, АО "ДРСК" заявило апелляционную жалобу, дополнения к ней, просит снизить размер назначенного штрафа до 300 000 рублей.
В судебном заседании представитель АО "ДРСК" поддержал доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней, просил отменить решение суда первой инстанции, признать незаконным постановление антимонопольного органа в части назначенного наказания, снизив размер штрафа до 300 000 рублей.
Представитель Хабаровского УФАС России в представленном отзыве и в судебном заседании отклонил доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней, как несостоятельные, просил суд оставить решение суда первой инстанции без изменений, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив представленные материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы, дополнений к ней, доводы отзыва, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, между гр. Суродеевым Р.Н. и АО "ДРСК" заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - Договор, Договор технологического присоединения) гр. Суродеева Р.Н., расположенных по адресу: Хабаровский край, Хабаровский район, с. Ильинка, 7 м. по направлению на северо-восток от земельного участка 27:17:0329204:925.
Пунктом 6.1 Технических условий для технологического присоединения к электрическим сетям N ТПр 3979/22 от 22.08.2023 (далее - Технические условия) установлен срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению 6 месяцев с даты оплаты счета на технологическое присоединение.
Оплата счета произведена 26.08.2022, Договор технологического присоединения считается заключенным с 26.08.2022, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению - 26.02.2023 г.
Согласно пункту 9 Технических условий для присоединения к электрическим сетям в обязанности сетевой организации входит следующие технические мероприятия:
Проектирование и строительство ТП-6/0,4 кВ с силовым трансформаторам мощностью не менее 25 кВА.
Проектирование и строительство примерно 113 м. ЛЭП-6 кВ ответвлением от ЛЭП-6 кВ Ф-12 ПС 35/6 кВ "Ильинка" до ТП-6/0,4 кВ.
Проектирование и строительство примерно 110 м. ЛЭП-0,4 кВ от ТП-6/0,4 кВ до границ земельного участка заявителя.
Реконструкция ЛЭП-6 кВ с установкой укоса к существующей опоре.
Организация коммерческого учета электрической энергии в соответствии с требованиями, установленными Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии.
Обеспечение сетевой организацией возможности действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности).
В установленный договором срок технологическое присоединение не осуществлено.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 06.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Согласно статье 26 Федерального закона от 06.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 861 утверждены "Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (далее - Правила N 861).
В соответствии с пунктом 1 Правил N 861, Правила определяют порядок подключения (технологического присоединения) энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее энергопринимающие устройства), к электрическим сетям.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 861 действие Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
В силу пункта 3 Правил N 861, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Согласно пункту 6 Правил N 861, технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Пунктом 7 Правил N 861 установлена процедура технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 16 Правил N 861 договор должен содержать, в том числе, следующие существенные условия:
а) перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению;
б) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать:
6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12 (1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Согласно материалам дела, в связи с обращением гр. Суродеева Р.Н. на действия (бездействие) АО "ДРСК" в части нарушения срока исполнения Договора технологического присоединения, Хабаровским УФАС России проведена проверка, которой установлено бездействие АО "ДРСК" по выполнению обязанностей, определенных пунктом 9 Технических условий, пунктом 6.1 Технических условий, установлено нарушение срока технологического присоединения объекта гр. Суродеева Р.Н., определенного пунктами 7, 16 Правил N 861.
Поскольку в соответствии с частью 1.1 статьи 23.2 Федерального закона от 06.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", положений частей 1, 2 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", АО "ДРСК" является субъектом естественной монополии, на которого распространяются положения части 1 статьи 9.21 КоАП РФ и в связи с тем, что ранее АО "ДРСК" привлекалось к административной ответственности, 17.11.2023 должностным лицом Хабаровского УФАС России в отношении АО "ДРСК", при надлежащем его извещении, был составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
28.11.2023 заместителем руководителя Хабаровского УФАС России в отношении АО "ДРСК", в присутствии его представителя Петряшиной Е.В., действующей на основании доверенности от 03.12.2022 N 21, вынесено постановление N 90 по делу N 027/04/9.21-1506/2023 о назначении административного наказания по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, АО "ДРСК" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлено, что нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения - совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
Согласно статье 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Из материалов дела следует, что в отношении АО "ДРСК" за совершение административного правонарушения возбуждалось, рассматривалось дело N 027/04/9.21-673/2021 об административном правонарушении, по которому в дальнейшем было вынесено постановление N 26 от 26.08.2021 о наложении штрафа.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 28.12.2021 по делу N А73-16332/2021, оставленным без изменения апелляционной и кассационной инстанциями, постановление N 26 о наложении штрафа по делу N 027/04/9.21-673/2021 об административном правонарушении от 26.08.2021 изменено, штраф снижен до 300 000 руб.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 26.08.2022 N 303-ЭС22-15847 в передаче кассационной жалобы АО "ДРСК" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, отказано.
Таким образом, постановление N 26 о наложении штрафа по делу N 027/04/9.21-673/2021 об административном правонарушении вступило в законную силу 18.02.2022. Постановление исполнено 22.03.2022.
С учетом изложенного, по состоянию на дату совершения административного правонарушения 27.02.2023 АО "ДРСК" считалось подвергнутым административному наказанию по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Судом установлено, что АО "ДРСК" нарушило сроки на технологическое присоединение объекта гр. Суродеева Р.Н. к электрическим сетям более чем на семь месяцев.
Указанное подтверждается уведомлением АО "ДРСК" об обеспечении сетевой организацией возможности присоединения к электрическим сетям от 03.10.2023, представленным при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что в бездействии АО "ДРСК" по выполнению обязанностей, определенных пунктом 9 Технических условий, в отношении энергопринимающих устройств, принадлежащих гр. Суродеева Р.Н., Хабаровским УФАС России обоснованно установлено нарушение порядка (процедуры) технологического присоединения, определенного пунктами 7, 16 Правил N 861, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, так как ранее АО "ДРСК" уже привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Вина Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, подтверждается представленными доказательствами и не оспаривается Обществом.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии обстоятельств возможности применения в настоящем деле положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности административного правонарушения и освобождении общества от административной ответственности.
Обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
В рассматриваемом случае АО "ДРСК" не предприняло мер для выполнения требований действующего законодательства. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается в пренебрежительном отношении Общества к выполнению своих публично-правовых обязанностей.
Состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, является формальным, ответственность за его совершение применяется вне зависимости от наступления ущерба или иных вредных последствий.
В результате бездействий АО "ДРСК" были нарушены права потребителя гр. Суродеева Р.Н. на технологическое присоединение к сетям, что не может быть признано малозначительным.
Судом установлено, что АО "ДРСК" неоднократно привлекалось к административной ответственности по факту совершения правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ, что свидетельствует о пренебрежительном отношении Общества к выполнению своих публично-правовых обязанностей.
С учетом положений статей 3.4, 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение.
Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности судом не установлено.
Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.
АО "ДРСК" факт правонарушения признало, указывает на принятие мер к устранению выявленного правонарушения, просит суд снизить размер административного штрафа с учетом материального положения Общества.
Доводы АО "ДРСК" о причинах не исполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, принадлежащих гр. Суродееву Р.Н., а это недостаточность финансирования и нестабильная экономическая ситуация в стране, значительное увеличение спроса на технологическое присоединение, и как следствие рост объемов выполняемых сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей, рассмотрены судом первой инстанции и правомерно отклонены.
Обстоятельства, на которые ссылается Общество, не являются чрезвычайными, которые невозможно предвидеть, и АО "ДРСК", являясь сетевой организацией, профессиональным участником соответствующего товарного рынка, субъектом естественной монополии со значительным и многолетним опытом деятельности в области технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, должно было учесть возможные риски, возникающие при исполнении договоров об осуществлении технологического присоединения. Вследствие затягивания и несвоевременного принятия мер по выполнению мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, принадлежащих гр. Суродееву Р.Н. были нарушены его права.
Представленные доказательства не подтверждают затруднительного финансового положения Общества.
В силу статьи 3.1 КоАП РФ - административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Поэтому при наличии формальных признаков состава правонарушения подлежит оценке вопрос о целесообразности меры воздействия, применяемой к правонарушителю.
Согласно общим правилам назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Согласно части 3.2. статьи 4.1. КоАП РФ - при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В соответствии с частью 3.3. статьи 4.1. КоАП РФ - при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Из оспариваемого постановления следует, что Общество привлечено к ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 600 000 руб., что является минимальным размером штрафной санкции.
Ранее АО "ДРСК" неоднократно привлекалось к административной ответственности по факту совершения правонарушений, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ, так за период с 2021 года по 2022 год по результатам рассмотрения 13 раз. С января 2023 года по 28.11.2023 года вынесено 36 постановлений о привлечении АО "ДРСК" к административной ответственности.
Подключение объекта гр. Суродеева Р.Н. к электрическим сетям осуществлено АО "ДРСК" с нарушением срока более чем на семь месяцев.
Указанное, свидетельствует о пренебрежительном отношении Общества к выполнению своих публично-правовых обязанностей.
При рассмотрении дела судом не установлено исключительных обстоятельств совершения правонарушения, доказательств трудного финансового положения Общества, позволяющих применить к правонарушителю санкцию ниже низшего предела.
Не установлено таких обстоятельств и судом апелляционной инстанции.
Размер штрафа соответствует требованиям КоАП РФ, обоснованно назначен в минимальном размере санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ и составил 600 000 руб.
Нарушений порядка и сроков привлечения Общества к административной ответственности, смягчающих вину обстоятельств по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции правомерно отказал АО "ДРСК" в удовлетворении заявленного требования.
Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21.02.2024 по делу N А73-20418/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Швец |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-20418/2023
Истец: АО "ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ", АО "ДРСК"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю