г. Москва |
|
27 марта 2023 г. |
Дело N А40-175385/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 марта 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Г.М. Никифоровой,
судей: |
С.М. Мухина, В.И. Попова, |
при ведении протокола |
помощником судьи Н.А. Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу ООО "ВСМ" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.11.2022 по делу N А40-175385/22,
по заявлению ООО "ВСМ"
к Управлению Росреестра по г. Москве
третьи лица - 1) ДГИ г. Москвы; 2) Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы,
о признании незаконным уведомления,
при участии:
от заявителя: |
Семенов С.В. по дов. от 11.03.2022; |
от ответчика: |
Соков И.А. по дов. от 24.01.2023; |
от третьего лица: |
1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ВСМ" (далее - Заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным отказ Управления Росреестра по Москве 2 (Уведомление N КУВД-001/2022-15411324) об отказе в государственном кадастровом учете указанного земельного участка от 19.07.2022 г. и обязании Управление Росреестра по Москве сформировать и присвоить кадастровый номер земельному участку по адресу: город Москва, Москва, ул. Садовническая, 74/2.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 18.11.2022 указанные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает, что судом неполно выяснены обстоятельства по делу, выводы не соответствуют обстоятельствам дела, нарушены нормы материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель Управления поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной.
Судебное заседание суда апелляционной инстанции в порядке ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации откладывалось.
На основании пункта 2 части 3 статьи 18 АПК РФ в составе судей, рассматривающих настоящее дело, произведена замена судьи Яковлевой Л.Г., на судью Попова В.И. рассмотрение апелляционной жалобы начато с самого начала.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения заявителя, заинтересованного лица, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела ООО "ВСМ" является собственником нежилого здания 1938 года постройки, с кадастровым номером 77:01:0002014:1195, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Садовническая, д. 74, стр. 2 (далее - Здание), что подтверждается сведениями из ЕГРН. 10 декабря 2021 г. ООО "ВСМ" было получено предварительное распоряжение ДГИ города Москвы о предварительном согласовании предоставления земельного участка под Зданием на правах аренды N 58040.
Согласно указанному Распоряжению ДГИ города Москвы проектная площадь земельного участка составляет 18 кв.м. (подлежит уточнению при проведении кадастровых работ), Участку присвоен адрес: Российская Федерация, город Москва, внутригородская территория муниципальный округ Замоскворечье, Садовническая улица, земельный участок 74/5.
Распоряжением установлено, что ООО "ВСМ" вправе без доверенности обратиться с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка.
07.04.2022 г. ДГИ города Москвы поданы документы для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка.
19.04.2022 г. Росреестром города Москвы вынесено решение (Уведомление N КУВД-001/2022-15451324) о приостановлении государственного кадастрового учета указанного земельного участка, по следующим основаниям: - в нарушение п. 35 Требований к составлению межевого плана утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 г. N 921 (ред. 23.11.2016 г.) "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (далее Требования) в представленном межевом плане приведены неполные сведения об объектах капительного строительства, расположенных в границах образуемого земельного участка; - в нарушение положений п. 49 Требований в представленном межевом плане неверно указано местоположение образуемого земельного участка; 3 - в соответствии с п. 9 Приказа ПУЗ 67 сведения об адресе (местоположении) вносятся в поля структурированного адреса до максимально возможного уровня; - нарушен Пункт 32 Требований, согласно которому в реквизите 2 раздела "Исходные данные" указываются сведения о состоянии (сохранности) соответственно наружного знака пункта, центра пункта на дату выполненного при проведении кадастровых работ обследования и слова "сохранился", "утрачен" или "не обнаружен" в зависимости от их состояния.
В представленном межевом плане отсутствуют сведения о дате выполненного при проведении кадастровых работ обследования для геодезических пунктов; - согласно части 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 ЗК РФ.
26.05.2022 г. Заявителем предоставлен исправленный межевой план.
06.06.2022 г. Росреестром города Москвы вынесено решение (Уведомление N КУВД-001/2022-15451324/6) о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета указанного земельного участка, по следующим причинам: - Согласно части 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации ; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 ЗК РФ.
Согласно представленному межевому плану земельный участок образуется из земель на основании проекта Межевания территории квартала.
Вместе конфигурация земельного участка, указанная в представленном межевом плане, оформленном в электронной форме, не соответствует конфигурации указанной в проекте межевания территории квартала. - Нарушены положения Приказа Росреестра от 10.07.2015 г. N П/367 "Об организации работ по представлению в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для кадастрового учета документов в виде межевого плана земельного участка в форме электронного документа" - в представленной XML-схеме некорректно заполнено поле "Definition" раздела ProvidingPassCadastralNumbers (erfpy) ошибочно указан объект капитального строительства 77:01:0002014:1195.
14.07.2022 г. Истцом направлен исправленный вариант межевого плана.
19.07.2022 г. Росреестром города Москвы вынесено решение (Уведомление N КУВД-001/2022-15411324) об отказе в государственном кадастровом учете указанного земельного участка, в связи с неустранением причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации (основания, которые были поименованы и в уведомлении от 06.06.2022 г. N КУВД001/2022-15451324/6).
Заявитель, не согласившись с указанным решением, обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Закон N 218-ФЗ) порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав предусматривает проведение правовой экспертизы документов, представленных для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на предмет наличия или отсутствия установленных Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества. Согласно пункту 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом или иными федеральными законами.
В данном случае в качестве первого основания для принятия оспариваемого решения ответчик указывает на то, что согласно части 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 ЗК РФ.
Вместе с тем, пунктом 4 части 3 ст. 11.3 ЗК РФ предусматривается, что исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков: в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, а также образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений.
Таким образом, и пункт 4 части 3 ст. 11.3 ЗК РФ не может являться основанием для приостановления и/или отказа в проведении кадастрового учета, а статья 11.3 Земельного кодекса предусматривает исключение в виде формирования земельного участка собственникам зданий не только в соответствии с проектом межевания территории.
В рассматриваемом случае представление Заявителем Проекта межевания квартала не является обязательным, т.к. им предоставлено Предварительное Распоряжение ДГИ города Москва от 10 декабря 2021 г. N 58040 ООО "ВСМ" о предварительном согласовании предоставления земельного участка под Зданием на правах аренды с приложением схемы образования указанного земельного участка. Заинтересованным лицом не приведено доказательств наличия расхождений предоставленного на регистрацию межевого плана и утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Заявителем надлежащим образом подтверждено соответствие указанных документов действующему законодательству РФ, при наличии исключения по формированию земельного участка только на основании утвержденного проекта межевания для предоставления собственникам находящихся на нем зданий и сооружений, в данном случае Здания трансформаторной подстанции.
Доказательства нарушения заявителем или собственником земельного участка требований ст. 11.9 Земельного кодекса РФ заинтересованным лицом также не представлено.
В соответствии с п.п. 1 ч. 4 статьи 11.2 ЗК образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков за исключением, в том числе, образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждением.
Вместе с тем, как справедливо указал суд первой инстанции, материалами дела подтверждается нарушение заявителем положений Приказа Росреестра от 10.07.2015 г. N П/367 "Об организации работ по представлению в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для кадастрового учета документов в виде межевого плана земельного 6 участка в форме электронного документа" в части некорректного заполнения в представленной XML-схеме полчя "Definition" раздела ProvidingPassCadastralNumbers (erfpy) путем ошибочного указания объекта капитального строительства 77:01:0002014:1195.
Согласно п.1 Приложения к приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 июля 2015 г. N П/367 XML-файл Документа должен соответствовать XML-схеме MP_v06.xsd и представляться в кодировке Unicode. Согласно пункту 5 указанного Приложения и Таблице 2 "Описание раздела "Образование участков"" содержание элемента ProvidingPassCadastralNumbers соответствует сведениям о земельных участках, посредством которых обеспечивается доступ Правила обеспечения доступом образуемых земельных участков к землям общего пользования регламентированы Требованиями к подготовке межевого плана и составу содержащихся в нем сведений, утв. Приказом Росреестра от 14.12.2021 N П/0592 (далее - Требования).
В данном случае заявителем вместо указания на земельные участки, посредством которых обеспечивается доступ (прохода или проезда от земель общего пользования, земельных участков общего пользования, территории общего пользования к образуемым или измененным земельным участкам) указан объект капитального строительства 77:01:0002014:1195, что не соответствует требованиям Приказа Росреестра от 10.07.2015 г. N П/367.
Межевой план представляется в регистрирующий орган на электронном носителе, при этом действующим законодательством не предусмотрена возможность внесения каких-либо изменений в сведения, содержащиеся на электронном носителе, а также любая корректировка данных в составе электронного документа, заверенного УКЭП кадастрового инженера. Процедура осуществления кадастрового учета предусматривает подготовку и формирование данных в установленном электронном формате (в виде XML- схем) для дальнейшего внесения в государственный кадастр недвижимости и хранения в составе электронного информационного ресурса Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН).
Таким образом, в случае отображения недостоверной или неполной информации, а также наличия ошибок в составе межевого плана, подготовленного в электронном формате в виде XML-схем, данные сведения в неизменном виде будут автоматически внесены в ЕГРН.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно указал, что у регистрирующего органа имелись предусмотренные ст. 29 Закона N 218-ФЗ основания для принятия оспариваемого решения, которое прав и законных интересов заявителя при условии некорректного заполнения им XML-схемы не нарушает.
Доводы апеллянта об обратном не подтверждены доказательствами, имеющимися в материалах дела.
Коллегия учитывает, что несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
Нарушений норм материального права при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции допущено не было.
руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18.11.2022 по делу N А40-175385/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-175385/2022
Истец: ООО "ВСМ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ, ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ