г. Хабаровск |
|
28 марта 2023 г. |
А04-3710/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жолондзь Ж.В.
судей Волковой М.О., Иноземцева И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайленко Т.Н.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Печерицы Тимофея Васильевича
на решение от 29 ноября 2022 года
по делу N А04-3710/2022
Арбитражного суда Амурской области
по иску общества с ограниченной ответственностью "Спецэкомаш"
к индивидуальному предпринимателю Печерица Тимофею Васильевичу
о взыскании 64 898,20 рублей
установил: общество с ограниченной ответственностью "Спецэкомаш" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к индивидуальному предпринимателю Печерица Тимофею Васильевичу (далее - ИП Печерица Т.В.) о взыскании 66 347, 23 рублей, из которых долг в размере 60 753,24 рублей за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 1 апреля 2019 года по 31 августа 2021 года, неустойка в размере 3 968,26 рублей за период с 11 мая 2019 года по 5 апреля 2020 года, в размере 1 625,73 рублей с 11 февраля 2021 года по 31 августа 2021 года.
Истец уменьшил размер исковых требований до 64 898,20 рублей, из которых долг в размере 60 753,24 рублей за период с 1 апреля 2019 по 31 августа 2021 года, неустойка в размере 2 968,27 рублей за период с 11 мая 2019 года по 5 апреля 2020 года, в размере 1 176,69 рублей с 11 февраля 2021 года по 31 августа 2021 года.
Уменьшение истцом размера исковых требований до 64 898,20 рублей принято судом.
Решением суда от 29 ноября 2022 года иск удовлетворен частично, с ответчика в пользу истца взыскан основной долг в размере 60 753,24 рублей, неустойка за период с 14 мая 2019 года по 5 апреля 2020 года в размере 2 436,90 рублей, с 11 февраля 2021 года по 31 августа 2021 года в размере 924,24 рубля, всего 64 114, 38 рублей.
Ответчик обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и дополнениями к ней, в которой просит решение суда отменить, приняв новый судебный акт об отказе в иске, по мотиву неправильного применения норм материального права и неполного выяснения обстоятельств дела.
В обоснование указано, что у истца отсутствовали основания для заключения с ответчиком договора на условиях типового договора, учитывая, что ответчиком истцу направлена заявка от 1 апреля 2019 года на заключение договора, рассмотрение которой приостановлено истцом; истец не уведомил ответчика о результатах рассмотрения заявки, не указал конкретных недостающих сведений и (или) документов; для вывоза отходов ответчиком привлекались специализированные организации; судом оставлено без внимания наличие у ответчика собственного контейнера для накопления отходов; расчет стоимости услуги по нормативу, без учета количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов, неправомерен.
Стороны извещены, представителей в судебное заседание не направили.
На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены либо изменения судебного акта.
По материалам дела установлено, что истец является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), осуществляющим деятельность с 1 января 2019 года.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 17 июня 2021 года собственником нежилого помещения (магазин) площадью 90,5 кв.м, расположенного по адресу: г. Зея, ул. Мухина, 192, является ответчик (собственность N 28-01/03- 3/2004-623 от 21 мая 2004 года).
1 апреля 2019 года ответчик направил истцу заявку на заключение договора, рассмотрение которой истцом приостановлено, поскольку ответчик не указал в заявке периодичность вывоза ТКО и количество размещенных на контейнерной площадке контейнеров.
Письмом от 3 апреля 2019 года N 973 истец уведомил ответчика о приостановлении рассмотрения заявки на заключение договора.
В апреле 2021 года истцом ответчику направлен для подписания договор N ЮЛ/21-741 на оказание услуг по обращению с ТКО. Договор датирован 30 апреля 2021 года, согласно пункту 4 договора дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - 1 апреля 2019 года.
Договор 30 апреля 2021 года N ЮЛ/21-741 ответчиком не подписан.
В установленные законом сроки мотивированный отказ от подписания договора либо протокол разногласий по условиям договора ответчиком не направлен.
26 мая 2021 года истцом проведено обследование контейнерной площадки ответчика и установлено, что на территории объекта, расположенного по адресу: г. Зея, ул. Мухина, 192, контейнерная площадка отсутствует.
27 августа 2021 года истцом повторно проведено обследование контейнерной площадки ответчика и установлено, что на территории указанного объекта установлен контейнер объемом 0,75 куб.м на металлическом основании, накрыт крышкой (акт обследования от 27 августа 2021 года подписан ответчиком).
10 сентября 2021 года истец направил ответчику типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
В установленные законом сроки мотивированный отказ от подписания договора либо протокол разногласий по условиям договора ответчиком не направлен, в связи с этим истец признал договор заключенным на типовых условиях.
В период с 1 апреля 2019 года по 31 августа 2022 года истец оказывал ответчику предусмотренные договором услуги в отношении объекта - магазин по адресу: г. Зея, ул. Мухина, 192.
Обязанность по оплате оказанных услуг заказчиком не исполнена, в результате возник долг в размере 60 753,24 рубля.
В досудебном порядке спор не урегулирован, и передан на рассмотрение суда.
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) обращение с ТКО обеспечивается региональными операторами.
В силу пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Согласно пункту 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
В соответствии с пунктом 8 (4) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8 (6) и 8 (7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15-ти рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем.
Согласно положениям пункта 8 (6) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в заявке потребителя указываются следующие сведения: реквизиты потребителя: для индивидуального предпринимателя - основной государственный регистрационный номер записи в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и дата ее внесения в реестр, адрес регистрации по месту жительства, индивидуальный номер налогоплательщика и банковские реквизиты; наименование и местонахождение помещений и иных объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 8 (1) настоящих Правил; сведения о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой потребителем (для юридического лица и индивидуального предпринимателя), сведения о количестве и составе образующихся твердых коммунальных отходов за год.
Согласно положениям пункта 8 (7) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами к заявке потребителя прилагаются следующие документы: копия документа, подтверждающего право собственности или иное законное основание возникновения у потребителя прав владения и (или) пользования зданием, сооружением, жилым и нежилым помещением, земельным участком; документы, содержащие сведения о назначении и об общей площади жилого дома или части жилого дома, здания, сооружения, нежилого помещения, о площади и виде разрешенного использования земельного участка, о количестве расчетных единиц, утверждаемых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов для соответствующей категории объекта; о площади жилых помещений, нежилых помещений (отдельно для каждого собственника нежилого помещения), помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, или о количестве проживающих в многоквартирном доме, жилом доме или части жилого дома (в зависимости от способа расчета платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами).
Таким образом, договор на оказание услуг по обращению с ТКО может заключаться на основании заявки потребителя с обязательным указанием наименования и местонахождения помещений и иных объектов недвижимого имущества, сведения о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой потребителем (для юридического лица и индивидуального предпринимателя), сведения о количестве и составе образующихся твердых коммунальных отходов за год.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления двух экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить один экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (пункт 8 (11) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами).
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных в пункте 8 (11) настоящих Правил мотивированного отказа и предложений рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий (пункт 8 (14) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами).
В силу пункта 8 (15) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
Согласно положениям пункта 8 (16) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, в случае если региональный оператор направил проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом урегулированных разногласий потребителю в срок, указанный в пункте 8 (14) настоящих Правил, потребитель не вправе отказаться от его заключения, предлагать рассмотреть иные условия и обязан подписать в течение 10 рабочих дней со дня его получения.
Срок действия договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается указанным договором и не может превышать срок, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора. В случае если за один месяц до истечения срока действия договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ни одна из сторон не заявит о прекращении, об изменении или о заключении указанного договора на иных условиях, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, срок его действия продлевается на тот же срок и на тех же условиях, но не более чем на срок, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора (пункты 8 (19), 8 (20) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами).
Учитывая, что необходимые сведения для рассмотрения заявки ответчика региональному оператору в установленный законом срок от ответчика не поступили, суд обоснованно признал договор на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении объекта ответчика заключенным между сторонами на условиях типового договора.
Таким образом, услуга по обращению с ТКО оказывалась истцом в соответствии с условиями типового договора и подлежит оплате ответчиком с 1 апреля 2019 года в соответствии с условиями типового договора.
Согласно пункту 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО. Нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (пункт 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ).
В пункте 6 Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года N 505 (далее - Правила N 505) предусмотрено, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 данных Правил.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
Пунктом 15 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденного постановлением N 1156, также предусмотрено, что учет объема ТКО производится в соответствии с Правилами N 505 одним из следующих способов: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, количества и объема контейнеров для складирования ТКО.
Таким образом, Правилами N 505 коммерческий учет ТКО для собственников ТКО предусмотрен с применением альтернативных способов учета объема ТКО.
Согласно пункту 8 Правил N 505 при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил N 505, то есть исходя из количества и объема контейнеров.
В случае отсутствия на территории субъекта Российской Федерации организованного накопления ТКО коммерческий учет ТКО может осуществляться расчетным путем в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 одним из альтернативных способов расчета (решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2021 года N АКПИ20-956).
Таким образом, в силу принципа диспозитивности субъекты правоотношений вправе производить расчет как по количеству и объему контейнеров, так и в соответствии с нормативами накопления ТКО.
Нормативы накопления отходов, установленные в региональном законодательстве, подлежат применению только при отсутствии согласования между региональным оператором и потребителем количества и объема отдельных контейнеров для накопления ТКО, установленных потребителем в месте накопления ТКО, периодичности их вывоза, путем подписания соответствующего приложения к договору на оказание услуг по обращению с ТКО или в иной форме.
Судом установлено, что поскольку условие о местах сбора и накопления, объеме, периодичности вывоза ТКО и источник образования ТКО сторонам не согласовано, в отличие от договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 1 сентября 2021 года N ЮЛ/21-741 (Приложение N 1 к договору на оказание услуг от 1 сентября 2021 года N ЮЛ/21-741), объем и стоимость оказанных услуг по обращению с ТКО за период с апреля 2019 года по август 2021 года правомерно определялся истцом расчетным путем в соответствии с условиями типового договора.
Наличие контейнерной площадки рядом с принадлежащим ответчику объектом само по себе не является безусловным основаниям для расчета объема оказываемых услуг исходя из количества установленных контейнеров при отсутствии согласования сторонами объема и периодичности вывоза ТКО.
Факт оказания истцом услуг в период с апреля 2019 года по август 2021 года ответчиком надлежащими доказательствами не опровергнуто.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Амурской области применены для категории объекта "палатки, киоски" (1 кв.м общей площади), который имеет схожее функциональное назначение с объектом ответчика, и составляет 0,4890 куб.м в год.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Законом Амурской области от 10 мая 2016 года N 679-03 "О разграничении полномочий органов государственной власти Амурской области в сфере обращения с отходами производства и потребления", учитывая решение Амурского областного суда от 27 декабря 2021 года по делу N 3а-115/2021, вступившее в законную силу 21 апреля 2022 года, постановлением Правительства Амурской области от 10 октября 2022 года N 999 утверждены временные нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Амурской области в отношении категорий объектов согласно приложению к настоящему постановлению, среднесезонный суточный норматив накопления ТКО для промтоварных магазинов (1м2 общей площади) составляет 0,001888 м3/сут., среднегодовой норматив (1м2 общей площади) составляет 0,6871 м3/сут., 85,5023 (кг/сут.); среднесезонный суточный норматив накопления ТКО для продовольственных магазинов (1 кв.м. общей площади) составляет 0,00298 (м3/сут.), 0,4154 (кг/сут.); среднегодовой норматив накопления твердых коммунальных отходов 1,0908 (м3/сут.), 151,6217 (кг/сут.).
Произведя расчет объемов ТКО с применением норматива накопления ТКО и сведений о площади занимаемого ответчиком помещения, его назначения, истцом произведен расчет платы за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с апреля 2019 года по 2020 год, который составил 60 753,24 рубля.
Проверив произведенный истцом расчет, суд апелляционной инстанции признает его верным.
Принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств оплаты оказанных услуг, наличие оснований для возникновения обязанности у ответчика по их оплате в соответствии с утвержденными тарифами и временными нормативами, требование истца о взыскании долга обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
Доводы ответчика о том, что для вывоза отходов привлекались специализированные организации, отклонены судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Ответчик не представил суду допустимые и относимые доказательства о том, что в спорный период для вывоза отходов привлекались специализированные организации.
Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика неустойки за период с 11 мая 2019 года по 5 апреля 2020 года в размере 2 968,27 рублей, за период с 11 февраля 2021 года по 31 августа 2021 года в размере 1 176,69 рублей.
Пунктом 22 Правил N 1156 предусмотрена ответственность потребителя за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства по оплате услуг регионального оператора в виде неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Банка России, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Проверив представленный истцом расчет неустойки, установив, что он произведен без учета положений статей 191, 193 Гражданского кодекса Российской Федерации и ключевой ставки Банка России - 7,5 %, самостоятельно произвел расчет, согласно которому сумма неустойки за период с 14 мая 2019 года по 5 апреля 2020 года составила 2 436,90 рублей, за период с 11 февраля 2021 года по 31 августа 2021 года - 924,24 рубля.
Расчет начисленной суммы неустойки судом апелляционной инстанции проверен, является верным.
Возражений относительно удовлетворенной судом суммы неустойки, а также произведенного расчета, ответчиком не заявлено.
Учитывая изложенное, принятое судом решение об удовлетворении исковых требований является законным и обоснованным.
Заявленные в апелляционной жалобе доводы свидетельствуют о несогласии заявителя с оценкой доказательств и результатами этой оценки, противоречат применимым нормам права и условиям договора.
Оснований для иной оценки доказательств судом апелляционной инстанции не установлено.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы на государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3 000 рублей ответчику не возмещаются.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 29 ноября 2022 года по делу N А04-3710/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ж.В. Жолондзь |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-3710/2022
Истец: ООО "Спецэкомаш"
Ответчик: ИП ПЕЧЕРИЦА ТИМОФЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ