г. Вологда |
|
28 марта 2023 г. |
Дело N А05-12378/2022 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Докшиной А.Ю., рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства по имеющимся в деле доказательствам апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 24 января 2023 года по делу N А05-12378/2022,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1022900514515, ИНН 2901038317; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, набережная Северной Двины, дом 28; далее - фонд) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к муниципальному учреждению культуры городского округа "Город Архангельск" "Культурный центр "Маймакса" (ОГРН 1022900544149, ИНН 2928000350; адрес: 163025, Архангельская область, город Архангельск, улица Лесотехническая, дом 1, корпус 1; далее - учреждение) о взыскании 30 870 руб. 72 коп. ущерба в виде излишне выплаченной пенсии Грузиной Ольге Александровне в период с 01.08.2021 по 30.04.2022.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Грузина Ольга Александровна (место жительства: 163025, Архангельская область, город Архангельск).
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) исковое заявление рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 13 января 2023 года, принятым в виде резолютивной части, в удовлетворении исковых требований отказано.
Определением Арбитражного суда Архангельской области от 27 января 2023 года на основании статьи 124 АПК РФ с учетом сведений, внесенных 01.01.2023 в Единый государственный реестр юридических лиц, наименование заявителя изменено на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - отделение).
По заявлению отделения Арбитражным судом Архангельской области на основании части 2 статьи 229 АПК РФ составлено мотивированное решение от 24 января 2023 года.
Отделение с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, на нарушение судом норм материального права. Настаивает на том, что фонд имел возможность пересмотреть решение об индексации пенсии работающего пенсионера только после представления учреждением 05.03.2022 сведений по форме СЗВ-М (дополняющая) за август 2021 года. Считает, что между понесенными убытками и действиями учреждения имеется прямая причинно-следственная связь, в связи с этим, по мнению апеллянта, ответчик должен возместить всю сумму излишне выплаченной пенсии за период с 01.08.2021 по 30.04.2022.
От учреждения отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Грузина Ольга Александровна является получателем страховой пенсии по старости с 01.01.2021.
В связи с тем, что ответчик индивидуальные сведения об указанном застрахованном лице по форме СЗВ-М за август 2021 года в установленный срок не представил, истец в результате произведенного в соответствии с частью 4 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) уточнения факта осуществления пенсионером трудовой деятельности, в период которой он подлежал обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), вынес решение от 19.10.2021 об индексации с 01.08.2021 третьему лицу размера страховой пенсии в соответствии со статьей 26.1 Закона N 400-ФЗ.
В дальнейшем фонд в результате произведенного в соответствии с частью 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ уточнения факта осуществления пенсионером работы установил, что Грузина О.А. работала по состоянию на август 2021 года и на май 2022 года.
На основании этого фонд пришел к выводу об излишней выплате пенсионеру за период с августа 2021 года по апрель 2022 года включительно страховой пенсии по старости в сумме 30 870 руб. 72 коп., что отражено в протоколе излишне выплаченных гражданину сумм от 06.05.2022 N 1262.
При этом согласно расчету, представленному фондом с исковым заявлением, излишняя выплата пенсии в данной сумме возникла с ноября 2021 года по апрель 2022 года включительно (лист дела 20).
Из протокола также следует, что излишняя выплата пенсионеру страховой пенсии по старости произошла в результате непредставления учреждением как страхователем в отношении пенсионера исходной формы отчетности формы СЗВ-М за август 2021 года.
Поскольку претензия отделения о возмещении указанной суммы в добровольном порядке оставлена учреждением без удовлетворения, пенсионный орган обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с пунктами 12, 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Таким образом, для взыскания убытков истец должен доказать совокупность следующих обстоятельств: наличие убытков и их размер, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действием (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками.
Недоказанность хотя бы одного из элементов состава правонарушения является достаточным основанием для отказа в удовлетворении требований о возмещении убытков.
В соответствии с пунктом 84 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н (далее - Правила N 885н), действовавших до 01.01.2022, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, осуществляющим (прекратившим) работу и (или) иную деятельность, в период выполнения которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии Законом N 167-ФЗ, производится в порядке, предусмотренном статьей 26.1 Закона N 400-ФЗ.
Аналогичное положение предусмотрено в пункте 98 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных приказом Минтруда России от 05.08.2021 N 545н (далее - Правила N 545н), действующих с 01.01.2022.
Статьей 26.1 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии выплачиваются без учета индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ, имеющей место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы, суммы страховой пенсии выплачиваются в соответствии с пунктом 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ с учетом индексации и корректировки размера страховой пенсии, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
В силу части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1-3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета ежемесячно.
Согласно статье 6 Закона N 167-ФЗ страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), действовавшем в спорные отчетные периоды, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, предусмотренные данным подпунктом.
Данные сведения представляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Постановление Правления ПФ РФ от 15.04.2021 N 103п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах (СЗВ-М)" и Порядка заполнения формы указанных сведений".
В силу части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
В силу части 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится учреждением в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 этой статьи Закона, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 данной статьи (часть 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения.
Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ (пункт 88 Правил N 885н, пункт 102 Правил N 545н).
В данном случае материалами дела подтверждается, что сведения по форме СЗВ-М за август 2021 года в отношении Грузиной О.А. ответчик представил 05.03.2022 (дополняющая).
При этом сведения по форме СЗВ-М (исходная) в отношении Грузиной О.А. за сентябрь 2021 года поступили в фонд 11.10.2021, за октябрь 2021 года - 09.11.2021, за ноябрь 2021 года - 10.12.2021, за декабрь 2021 года - 10.01.2022, за январь 2022 года - 14.02.2022, за февраль 2022 года - 09.03.2022, за март 2022 - 07.04.2022, за апрель 2022 года - 05.05.2022, то есть в сроки, установленные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (листы дела 38-40, 48-49, 56-63).
Решение об индексации размера страховой пенсии Грузиной О.А., в котором истец указал, что пенсионер не работает, принято фондом 19.10.2021 N 210000042363/В/М (лист дела 33).
Вместе с тем на дату принятия данного решения об индексации фонд был уведомлен о том, что Грузина О.А. продолжает работать у ответчика, что подтверждается вышеназванными сведениями по форме СЗВ-М (исходная) в отношении Грузиной О.А. за сентябрь 2021 года, поступившими в фонд 11.10.2021, а также принятым самим же истцом решением от 21.08.2021 N 1/В, об индексации размера страховой пенсии Грузиной О.А. с 01.09.2021, в котором фондом указано, что пенсионер работает (лист дела 32).
Материалами дела подтверждается, что принятие решений о перерасчете пенсии и выплата пенсии за период с 1 августа 2021 года по январь 2022 года производились учреждением при наличии у него сведений о факте занятости пенсионера, поскольку сведения о застрахованных лицах, включая Грузину О.А., формы СЗВ-М предоставлялись ответчиком в фонд за июль 2021 года, за сентябрь-декабрь 2021 года, за январь-апрель 2022 года.
Фонд, несмотря на наличие у него сведений начиная с июля 2021 года о том, что Грузина О.А. являлась работающим пенсионером, вынесло решения от 21.08.2021 N 1/В об индексации ее пенсии с 01.09.2021, от 20.12.2021 об индексации ее пенсии с 01.01.2022, от 21.04.2022 N 1/В об индексации ее пенсии с 01.08.2021, с 01.09.2021, выплачивало данному лицу пенсию в повышенном размере (листы дела 32, 34-36).
Также, располагая с июля 2021 года сведениями о Грузиной О.А. как работающем пенсионере, фонд имел возможность принять решение о прекращении выплаты индексации, рассчитанной с 01.08.2021, что следует из положений частей 6 и 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ и пунктов 86, 88 и 90 Правил N 885н, пункта 102 Правил N 545н.
О том, что фонду на момент принятия решений об увеличении пенсии с учетом индексации с 01.08.2021 было известно об осуществлении Грузиной О.А. трудовой деятельности в учреждении, следует из самих решений об индексации пенсии от 21.08.2021 N 1/В, от 20.12.2021, от 21.04.2022 N 1/В, в которых истцом зафиксировано, что Грузина О.А. работает, соответственно, по состоянию на июнь, август, октябрь 2021 года.
Следовательно, учреждение и на момент вынесения решения от 19.10.2021 N 210000042363/В/М о выплате пенсионеру с 01.08.2021 страховой пенсии по старости с учетом индексации и выплаты пенсии за августа 2021 года по апрель 2022 года также располагало сведениями о том, что Грузина О.А. является работающим пенсионером.
С учетом изложенного фонд, принимая решение об индексации пенсии с 01.08.2021, не воспользовалось предоставленными учреждением сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, прямо подтверждающими наличие трудовой деятельности названного застрахованного лица на указанную дату.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что убытки в сумме 30 870 руб. 72 коп. излишне выплаченной пенсии за спорные отчетные периоды возникли исключительно по вине учреждения, причинно-следственная связь между данными выплатами и действиями учреждения отсутствует.
С учетом изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что совокупность обстоятельств, необходимых для возложения на учреждение ответственности в виде возмещения убытков в заявленной сумме за предъявленный к взысканию период, учреждением не доказана.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 24 января 2023 года по делу N А05-12378/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-12378/2022
Истец: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
Ответчик: культуры городского округа "Город Архангельск" "Культурный центр "Маймакса"
Третье лицо: Грузина Ольга Александровна