г. Самара |
|
28 марта 2023 г. |
Дело N А55-17730/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 марта 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Корнилова А.Б.,
судей Некрасовой Е.Н. и Сорокиной О.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивенской А.А., с участием:
от Территориальной организации Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России Центрального военного округа - Темирбулатов Т.Н., доверенность от 07.11.2022,
иные участники не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Иркутской областной организации профессионального союза гражданского персонала Вооруженных Сил России
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26 декабря 2022 года по делу N А55-17730/2022 (судья Медведев А.А.), принятое
по заявлению Иркутской областной организации профессионального союза гражданского персонала Вооруженных Сил России
к Территориальной организации Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России Центрального военного округа
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
Иркутская областная организация профессионального союза гражданского персонала Вооруженных Сил России обратилась в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить постановление N 3-1 Комитета Территориальной организации Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России Центрального военного округа от 21.03.2022.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26 декабря 2022 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Иркутская областная организация профессионального союза гражданского персонала Вооруженных Сил России обратилась в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Жалоба принята апелляционным судом к производству и назначена к рассмотрению на 22 марта 2023 года.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Иркутской областной организации профессионального союза гражданского персонала Вооруженных Сил России участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
На основании статей 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Представитель Территориальной организации Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России Центрального военного округа возражал против доводов апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Комитетом Территориальной организацией Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России Центрального военного округа в формате заочного голосования принято постановление N 3-1 от 21.03.2022, согласно которому на III заседании Центрального комитета Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России (далее - ЦК и Профсоюз соответственно) 10 марта 2022 года был рассмотрен вопрос: "О ситуации в Иркутской областной организации Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России".
По результатам рассмотрения данного вопроса ЦК установил, что председатель Иркутской областной организации Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России Ткачев А.В. не исполнял обязанности, возложенные на него Уставом Профсоюза (пункты 1.6., 1.12, 1.15. статьи 38 Устава Профсоюза).
За совершение действий, наносящих вред Профсоюзу, в соответствии с пунктом 6 статьи 8 Устава Профсоюза Ткачев А.В. был исключен из Профессионального союза гражданского персонала Вооруженных Сил России.
Данное решение было принято на основании выводов, сделанных Комиссией, которая в соответствии с пунктом 7.4. Плана работы ЦК Профсоюза на 2021 год, утвержденным постановлением ЦК Профсоюза от 17 марта 2021 года N 2-6 была создана распоряжением председателя Профсоюза от 27 апреля 2021 года N 7 и проводила анализ работы Иркутской областной организации Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России (далее - Иркутская ОП).
По итогам работы Комиссия сделала выводы:
1. Эффективность работы Иркутской ОП крайне низкая.
2. Первичные профсоюзные организации не удовлетворены руководством со стороны Ткачева А.В., что и вызвало их обращение о переходе на профсоюзное обслуживание в Территориальную организацию Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России Центрального военного округа.
3. Информационная работа в Иркутской ОП поставлена неудовлетворительно.
4. Финансовая деятельность в Иркутской ОП организована с грубыми нарушениями ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Комиссия установила, что Ткачевым А.В. систематически нарушались положения Устава Профсоюза: статья 5, пункт 1 статьи 33; пункт 3 статьи 33 Устава; пункт 6 статьи 33; пункт 8 статьи 33; пункт 9 статьи 33; пункт 13 статьи 33; пункт 1.1 статьи 38; пункт 1.6 статьи 38; пункт 1.12 статьи 38; пункт 1.13. статьи 38.
Результаты работы Комиссии были рассмотрены Комитетом Территориальной организации Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России Центрального военного округа (далее - Комитет и ТО ЦВО соответственно) на II заседании, которое проводилось 10 июня 2021 года. Комитет ТО ЦВО принял постановление N 2-6, которым:
1.Прекратил полномочия члена Президиума ТО ЦВО Ткачева А.В.
2. Прекратил полномочия члена Комитета ТО ЦВО Ткачева А.В.
3. Отозвал Ткачева А.В. из состава ЦК Профсоюза.
4.Рекомендовал Конференции Иркутской ОП рассмотреть вопрос о целесообразности продолжения деятельности данной организации.
В нарушение положения статьи 5 Устава Профсоюза: "Обязательности выполнения профсоюзными органами решений вышестоящих профсоюзных органов", до настоящего времени данный вопрос Конференцией Иркутской ОП не рассмотрен.
С 2016 года численность Иркутской ОП снизилась на 1 569 (одна тысяча пятьсот шестьдесят девять) человек.
По состоянию на 1 января 2022 года численность членов Иркутской ОГ1 составляет 1 117 (одна тысяча сто семнадцать) человек. Профсоюзный охват составляет 36,1 %. Штатная численность 2 человека: председатель и главный бухгалтер.
Постановлением ЦК Профсоюза от 19 марта 2015 г. N 11 -8 "О некоторых мерах по повышению эффективности работы профсоюзных организаций" для территориальных организаций Профсоюза даны рекомендации по численности. Согласно данным рекомендациям минимальная численность территориальной организации должна составлять 3 000 (три тысячи) членов профсоюза. Минимальный штат работников территориальной организации должен составлять 3 -4 человека.
Профсоюзный охват, численность членов профсоюза и штатная численность Иркутской ОП в полной мере не позволяют данной организации осуществлять свою уставную деятельность по защите прав и интересов объединяемых членов профсоюза.
Работа по организационному укреплению Иркутской ОП проводится формально. За последнее время не создано ни одной первичной профсоюзной организации, 1 первичная профсоюзная организация распалась и 3 первичные профсоюзные организации перешли напрямую в ТО ЦВО.
Стиль работы Иркутской ОП не соответствует современным требованиям и не отвечает нуждам и запросам первичных профсоюзных организаций и членов профсоюза.
Таким образом, работа Иркутской областной организации Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России и ее вхождение в состав Территориальной организации Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России Центрального военного округа нецелесообразны.
В соответствии с положениями пункта 1.15 части 1 статьи 36 Устава Профессионального союза гражданского персонала Вооруженных Сил России,
Согласно постановлению N 3-1 Комитета Территориальной организации Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России Центрального военного округа от 21.03.2022 Комитет постановил:
1. Снять Иркутскую областную организацию Профсоюза гражданского персонала Вооруженный Сил России с профсоюзного обслуживания в Территориальной организации Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России Центрального военного округа с 1 апреля 2022 года.
2. Исключить Иркутскую областную организацию Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России из структуры Территориальной организации Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России Центрального военного округа с 1 апреля 2022 года.
3. Первичным профсоюзным организациям, действующим в воинских частях и учреждениях, входящих в состав Центрального военного округа, встать на профсоюзное и финансовое обслуживание в Территориальную организацию Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России Центрального военного округа в срок до 1 июня 2022 года.
4. Первичным профсоюзным организациям, действующим в воинских частях и учреждениях, дислоцирующихся на территории Центрального военного округа принять решение о постановке на профсоюзное и финансовое обслуживание в соответствующие территориальные организации Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России (по подчиненности), либо в Территориальную организацию Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России Центрального военного округа.
5. В соответствии с положениями статей 17, 21, 38 Устава Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России, руководствуясь постановлением Центрального комитета Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России от 10 марта 2022 года N 3-5, считать, что Ткачев А.В. не соответствует должности председателя Иркутской областной организации Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России.
Двенадцатой внеочередной конференцией Иркутской областной организации Профессионального союза гражданского персонала Вооруженных Сил России принято постановление N 12-2 от 30 марта 2022 года "О целесообразности продолжения деятельности Иркутской областной организации Профессионального союза гражданского персонала Вооруженных Сил России", согласно которому двенадцатая внеочередная конференция Иркутской областной организации Профессионального союза гражданского персонала Вооружённых Сил России постановила:
1. Информацию Председателя Иркутского областного комитета Профессионального союза гражданского персонала Вооружённых Сил России Ткачёва А.В. "О целесообразности продолжения деятельности Иркутской областной организации Профессионального союза гражданского персонала Вооружённых Сил России" принять к сведению.
2. С целью сохранения численности членов профсоюза, первичных профсоюзных организаций, Иркутской областной организации Профессионального союза гражданского персонала Вооруженных Сил России, ходатайствовать перед Центральным комитетом Профессионального союза гражданского персонала Вооружённых Сил России об отмене пунктов 1 и 2 Постановления N 3 - 1 Территориального комитета Профессионального союза гражданского персонала Вооружённых Сил России Центрального военного округа от 21 марта 2022 года.
3. Во исполнение пункта 6 Постановления N 2 - 6 Территориального комитета Профессионального союза гражданского персонала Вооружённых Сил России Центрального военного округа от 10 июня 2021 года считать целесообразным продолжение деятельности Иркутской областной организации Профессионального союза гражданского персонала Вооружённых Сил России.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
На основании пункта 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, ответчик входит в структуру Профессионального союза гражданского персонала Вооруженных Сил России (далее - Профсоюз ГП ВС России) и в соответствии с ч. 2 ст. 31 Устава Ответчик действует на основании Устава Профсоюза ГП ВС России.
Статьей 34 Устава Профсоюза ГП ВС России определено, что Комитет территориальной организации Профсоюза ГП ВС России - это постоянно действующий руководящий коллегиальный орган. Пунктом 1.15 ч. 1 ст. 36 Устава
Профсоюза ГП ВС России к компетенции Комитета отнесено определение и утверждение организационной структуры территориальной организации.
В рамках уставных полномочий Комитет ответчика 21 марта 2022 года принял решение и постановлением Комитета N 3-1 изменил структуру Территориальной организации Профсоюза Центрального военного округа путем исключения и снятия с профсоюзного обслуживания Истца с 1 апреля 2022 года.
Судом первой инстанции установлено, что данное решение принималось в форме заочного голосования (опросным путем на основании Положения о проведении заочного голосования) в Профессиональном союзе гражданского персонала Вооруженных Сил России, утвержденного постановлением Центрального комитета Профсоюза ГП ВС России от 16 июня 2020 г. N 8-1 (далее -Положение).
В соответствии с п. 3 Положения основанием для проведения заочного голосования (опросным путем) является необходимость срочного (оперативного) принятия решений по вопросам, относящихся к полномочиям коллегиальных органов, не требующих предварительного и детального обсуждения спорных вопросов в режиме очного обсуждения (заслушивание докладчика, выступления в прениях).
Истец указал на нарушение ответчиком вышеуказанного п. 3 Положения, так как вопрос о нарушениях Истцом положений Устава Профсоюза ГП ВС России ранее рассматривался на заседании Комитета ответчика 10 июня 2021 года, на котором постановлением 2-6 было рекомендовано Конференции истца рассмотреть вопрос о целесообразности продолжения деятельности.
Кроме того, в адрес ответчика неоднократно поступали жалобы от первичных профсоюзных организаций, входящих в структуру и стоящих на профсоюзном обслуживании у Истца. Каждая жалоба рассматривалась членами Президиума Ответчика и с истцом постоянно велась переписка о неправомерности его действий, влекущих нарушение положений Устава Профсоюза ГП ВС России.
Согласно положениям ст. ст. 34 и 35 Устава Профсоюза ГП ВС России Конференция территориальной организации - это высший руководящий орган, внеочередное заседание которого проводится, в том числе по требованию вышестоящих профсоюзных органов. Исходя из ч. 7 ст. 35 Устава Профсоюза ГП ВС России Комитет Истца в срок не позднее 15 календарных дней обязан был принять решение о проведении заседания Конференции, либо о мотивированном отказе от его проведения.
В нарушение положений ст. 5 и ч. 7 ст. 35 Устава Профсоюза ГП ВС России Истец провел заседание Конференции спустя 9 месяцев - 30 марта 2022 года.
Между тем, истец не указал на то, что Президиум Истца ранее неоднократно рассматривал вопрос об изменении профсоюзного обслуживания.
Так постановлением Президиума Истца от 16 апреля 2021 года N 10-6 было решено поддержать решение первичной профсоюзной организации филиала N 5 в/ч 43651 по изменению профсоюзного обслуживания истца.
Таким образом, истец еще до принятия Ответчиком Постановления Комитета N 3 -1 уже имел намерения выйти из структуры Ответчика.
Утверждения Истца о том, что во время принятия решения Комитетом Ответчика в режиме заочного голосования отсутствовали особые обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор, карантин, чрезвычайная ситуация) правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку во многих субъектах Центрального военного округа по состоянию на 21 марта 2022 года действовали санитарно-эпидемиологические ограничения на проведение массовых мероприятий из-за пандемии COVID-19.
Так, по юридическому адресу Ответчика в г. Самаре в соответствии с постановлением Губернатора Самарской области от 22.10.2021 г. N 258, в редакции постановления Губернатора Самарской области от 15.03.2022 г. N78, действовали ограничительные меры на проведение массовых мероприятий.
До принятия Постановления Комитета N 3 -1 Ответчик, совместно с вышестоящими профсоюзными органами проводил оценку выполнения Истцом уставных целей и задач. Так, распоряжением председателя Профсоюза ГП ВС России Бойко Н.Н. от 27 апреля 2021 года N 7 была создана Комиссия, которая в период с 17 по 21 мая 2021 года работала Иркутской области. В состав данной комиссии входил представитель ответчика - юрисконсульт Синдюкова Н.В.
В процессе своей работы Комиссия выявила неоднократные нарушения Истцом положения Устава Профсоюза ГП ВС России, которые нарушали права и законные интересы членов профсоюза и негативным образом влияли на имидж, как Ответчика, так и всего Профсоюза ГП ВС России в целом.
Истец указывал, что в работе 12-й внеочередной Конференции Истца ни председатель Антонова Л.С., ни представитель Ответчика участие не приняли.
Однако на Конференции присутствовал представитель вышестоящего профсоюзного органа - заместитель председателя Профсоюза ГП ВС России (на общественных началах) Кудрявцев В.А.
Кроме того, в своем исковом заявлении истец неправомерно указывает на то, что 10 марта 2022 года Ответчик просит включить в повестку дня Конференции Истца свои вопросы, что повлекло перенос заседания Конференции с 11 марта 2022 года на 30 марта 2022 года.
ТО ЦВО указывает в отзыве на заявление, что ответчик не обращался к истцу и не просил включать дополнительные вопросы в повестку дня заседания Конференции.
Таким образом, Комитет Ответчика в рамках своей компетенции и в соответствии с Положением принял решение об исключении и снятии с профсоюзного обслуживания истца.
В дальнейшем, постановление Комитета N 3-1 было поддержано вышестоящим профсоюзным органом - постановлением Центрального комитета Профсоюза ГП ВС России от 30 мая 2022 г. N 4-1.
ТО ЦВО указал в отзыве на заявление, что в своём исковом заявлении Истец умолчал, что считая решение Постановления Комитета N 3-1 незаконным и необоснованным, все-таки принял его к исполнению, перестав производить Ответчику обязательные отчисления членских взносов. Тем самым нарушая п. 6 ст. 33 Устава с 01.04.2022 года.
19 октября 2022 г. на 4 заседании Комитета Ответчика, которое проводилось путем совместного присутствия, повторно был рассмотрен вопрос о структуре и члены Комитета единогласно приняли решение о подтверждении постановления Комитета N 3 -1.
Согласно постановлению Комитета Территориальной организации Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России Центрального военного округа N 4 -7 от 19.10.2022 г. "О структуре Территориальной организации Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России Центрального военного округа" в связи с ограничительными мерами, действующими в регионах Центрального военного округа из-за пандемии COVID-19, Комитет Территориальной организации Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России Центрального военного округа (далее - ТО Профсоюза ЦВО), в порядке заочного голосования, 21 марта 2022 года принял постановление N 3-1. Данное постановление было принято в соответствии с Положением о проведении заочного голосования (опросным путем) в Профессиональном союзе гражданского персонала Вооруженных Сил России, утвержденным постановлением Центрального комитета Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России от 16 июня 2020 года N8-1.
В соответствии с постановлением Комитета ТО Профсоюза ЦВО от 21 марта 2022 года N 3 -1 Иркутская областная организация Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России (далее - Иркутская ОП) была снята с профсоюзного обслуживания и исключена из структуры ТО Профсоюза ЦВО с 1 апреля 2022 года. Первичным профсоюзным организациям, стоящим на профсоюзном обслуживании в Иркутской ОП было рекомендовано встать на профсоюзное обслуживание в ТО Профсоюза ЦВО.
По состоянию на 19 октября 2022 года постановление Комитета ТО Профсоюза ЦВО от 21 марта 2022 года N 3-1 исполнили и перешли на профсоюзное обслуживание 3 первичные профсоюзные организации, объединяющие 474 членов Профсоюза.
Кроме того, с 1 апреля 2022 года Иркутская ОП перестала производить в ТО Профсоюза ЦВО обязательные отчисления членских взносов, тем самым исполняя постановление Комитета ТО Профсоюза ЦВО от 21 марта 2022 года N 3-1.
В период с 17 по 21 мая 2021 г., в соответствии с пунктом 7.4 Плана работы Центрального комитета Профессионального союза гражданского персонала Вооруженных Сил России (далее - ЦК Профсоюза), в Иркутской ОП проводила анализ работы специальная Комиссия. Состав Комиссии: заместитель Председателя Профсоюза (на общественных началах) Кудрявцев В. А. (руководитель комиссии), главный специалист управления организационной работы аппарата ЦК Профсоюза Колбасин В.А. и юрисконсульт ТО Профсоюза ЦВО Синдюкова Н.В.
По результатам работы Комиссии и предложению ТО Профсоюза ЦВО ЦК Профсоюза в Постановлении N 3-5 от 10.03.2022 "О ситуации в Иркутской областной организации Профессионального союза гражданского персонала Вооруженных Сил России" вывел Ткачева А.В. из состава ЦК Профсоюза (пункт 2), исключило Ткачева А.В. из Профсоюза ВС России (пункт 3).
Однако, как следует из материалов дела, Иркутская ОП 16 июня 2022 года обратилась в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета ТО Профсоюза ЦВО от 21 марта 2022 года N 3 -1.
В обоснование своих требований Иркутская ОП указала на то, что она не была извещена о рассмотрении Комитетом ТО Профсоюза ЦВО вопроса о снятии с профсоюзного обслуживания и исключения из структуры в ТО Профсоюза ЦВО.
В связи с тем, что о проведении IV заседания Комитета ТО Профсоюза ЦВО Иркутская ОП была извещена надлежащим образом (письмо исх. N от 5/319 от 03.10.2022, в соответствии с положениями пункта 1.15 части 1 статьи 36 Устава Профессионального союза гражданского персонала Вооруженных Сил России,
Комитет постановляет:
1. Постановление Комитета Территориальной организации Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России Центрального военного округа от 21 марта 2022 года N 3 -1 подтвердить.
2. Снять Иркутскую областную организацию Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России с профсоюзного обслуживания в Территориальной организации Профсоюз гражданского персонала Вооруженных Сил России Центрального военного округа с 1 апреля 2022 года.
3. Исключить Иркутскую областную организацию Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России из структуры Территориальной организации Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России Центрального военного округа с 1 апреля 2022 года.
4. Первичным профсоюзным организациям, действующим в воинских частях и учреждениях, входящих в состав Центрального военного округа, встать на профсоюзное и финансовое обслуживание в Территориальную организацию Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России Центрального военного округа.
5. В соответствии с положениями статей 17, 21, 38 Устава Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России, руководствуясь постановлением Центрального комитета Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России от 10 марта 2022 года, N 3-5, считать, что Ткачев А.В. не соответствует должности председателя Иркутской областной организации Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России.
На данное заседание Комитета Ответчика был приглашен представитель Истца. Но представитель истца участия не принял и не сообщил об уважительности причины отсутствия.
В соответствии с положениями ст. 1 Устава и п. 1 ст. 123.4 ГК РФ Профсоюз ГП ВС России - добровольная некоммерческая общественная организация, объединяющая членов профсоюза - гражданский персонал, работающий в воинских частях, военно-учебных заведениях, учреждениях, организациях и на предприятиях Вооруженных Сил России, связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами.
Таким образом, общественные организации представляют собой корпоративные (основанные на членстве) объединения граждан, созданные с целью совместного удовлетворения различных нематериальных потребностей.
Часть 1 ст. 7 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" установлено, что профсоюзы и их объединения самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, образуют свою структуру, образуют профсоюзные органы и определяют их компетенцию, проводят собрания, конференции, съезды и другие мероприятия.
По смыслу п. 1 ст. 2, п. 6 ст. 50 и п. 2 ст. 181.1 ГК РФ под решениями собраний понимаются решения гражданско-правового сообщества, т.е. определенной группы лиц, наделенной полномочиями принимать на собраниях решения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия, обязательные для всех лиц, имевших право участвовать в таком собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
В частности, к решениям собраний относятся решения коллегиальных органов управления юридического лица - Комитета Ответчика.
Решения собраний могут приниматься посредством очного или заочного голосования (п. 1 ст. 181.2 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 181.4 ГК РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным ГК РФ или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) либо независимо от такого признания (ничтожное решение).
Согласно п. 2 ст. 181.4 ГК РФ решение собрания, принятое с нарушением порядка его принятия и подтвержденное впоследствии новым решением собрания, не может быть признано недействительным.
По смыслу п. 2 ст. 181.4 ГК РФ новое решение собрания, подтверждающее решение предыдущего собрания, может по содержанию быть аналогичным предыдущему решению либо содержать исключительно формальное указание на подтверждение ранее принятого решения.
Как следует из материалов дела, арбитражный суд предлагал истцу опровергнуть правовую позицию ответчика, что истцом сделано не было. Возражения на отзыв, несмотря на неоднократное отложение судебного разбирательства, в материалы дела не поступили.
В силу п. 2 ст. 181.4 ГК РФ правовые основания для признания недействительным оспариваемого постановления у суда отсутствуют, поскольку оно подтверждено впоследствии новым решением собрания.
Кроме того, относимые, допустимые и достоверные доказательства несоответствия оспариваемого постановления закону по существу в материалах дела отсутствуют.
Действующее законодательство не ограничивает лицо, чьи права нарушены, в выборе способов защиты, перечисленных в статье 12 Гражданского кодекса.
Вместе с тем, по смыслу пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса, части 1 статьи 4 Кодекса целью судебной защиты является восстановление нарушенных или оспариваемых прав заинтересованного лица.
Защита нарушенных гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными в законе.
Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, то лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
Избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Судом первой инстанции отмечено, что удовлетворение требований истца при наличии постановления Комитета Территориальной организации Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России Центрального военного округа N 4-7 от 19.10.2022 г. не способно повлечь реальное восстановление его прав, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что требование заявителя является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем доводы заявителя жалобы признаются необоснованными.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы - заявителя по делу.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 26 декабря 2022 года по делу N А55-17730/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
Е.Н. Некрасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-17730/2022
Истец: Иркутская областная организация профессионального союза гражданского персонала Вооруженных Сил России
Ответчик: Территориальная организация Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России Центрального военного округа