г. Самара |
|
29 марта 2023 г. |
Дело N А55-14635/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 марта 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г.,
судей Корастелева В.А., Сергеевой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от Публичного акционерного общества "Т Плюс" - представителя Муртазина Ф.Р. (доверенность от 12.09.2022),
от Государственной жилищной инспекции Самарской области - представителя Прошкина А.П. (доверенность от 01.03.2023),
от АО "Энергосбыт Плюс" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Публичного акционерного общества "Т Плюс"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 13 декабря 2022 года по делу N А55-14635/2022 (судья Рагуля Ю.Н.),
по заявлению Публичного акционерного общества "Т Плюс"
к Государственной жилищной инспекции Самарской области,
третье лицо - АО "Энергосбыт Плюс",
об оспаривании,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании предписания Государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция) N Сор-102138 от 11.02.2022 недействительным.
Определениями суда на основании ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: АО "Энергосбыт Плюс", ООО Управляющая организация "Управдом".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13 декабря 2022 года в удовлетворении требований ПАО "Т Плюс" о признании предписания Государственной жилищной инспекции Самарской области N Сор-102138 от 11.02.2022 недействительным отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 13 декабря 2022 года по делу N А55-14635/2022 и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
В материалы дела поступил отзыв заинтересованного лица на апелляционную жалобу, в котором инспекция просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 13 декабря 2022 года по делу N А55-14635/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
В судебном заседании апелляционного суда представитель заявителя апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель инспекции в судебном заседании апелляционного суда возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве, просил суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела усматривается, что управление многоквартирным домом по адресу; г. Самара, 5-я просека, д. 131, с 27.08.2018 осуществляет ООО УО "Управдом", что подтверждается договором управления и сведениями, размещенными в ГИС ЖКХ.
Как следует из материалов дела, на основании поступившего обращения (вх. N 41548-ц от 17.11.2021) жилищной инспекцией в период с 31.01.2022 по 11.02.2022 проводилась внеплановая документарная проверка в отношении ПАО "Т Плюс" в части порядка проведения в марте 2021 года корректировки платы за отопление за 2020 год жителям МКД по адресу: г. Самара, 5-я просека, д. 131.
В рамках проведения внеплановой документарной проверки по вопросу соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в вышеуказанном многоквартирном доме, жилищной инспекцией было выявлено нарушение п. 42, 42(1) Правил N 354, допущенное ПАО "Т Плюс" в части начисления корректировки платы за отопление за 2020 год.
При проведении проверки было установлено, что в платежном документе за март 2021 года всем потребителям указанного МКД была отражена годовая корректировка по услуге отопления за 2020 год.
На основании проведенной внеплановой документарной проверки, 11.02.2022 ПАО "Т Плюс" выдано предписание N СОр-102138, в соответствии с которым в срок до 18.05.2022 устранить выявленные нарушения действующего жилищного законодательства Российской Федерации, а именно: произвести корректировку платы за отопление за 2020 год потребителям МКД по адресу: г. Самара, ул. 5 Просека, д. 131 в соответствии с п. 42 (1) Правил N 354, исходя из размера платы за коммунальную услугу по отоплению, определенного по показаниям общедомового прибора учета, установленного в многоквартирном доме, за прошедший год и общего размера платы за коммунальную услугу по отоплению в жилых (нежилых) помещениях в многоквартирном доме за прошедший год, с учетом объемов тепловой энергии за периоды, в течение которых соответствующая коммунальная услуга оказывалась в рамках отопительного сезона.
Не согласившись с данным предписанием ПАО "Т Плюс" обратилось в арбитражный суд.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на следующее.
Согласно пункта 42(1) Правил N 354, в многоквартирном доме (МКД), который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии (ОДПУ), размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, в соответствии с формулами из Приложения N 2 к Правилам N 354, одним из двух способов: равномерно, в течение календарного года, либо в отопительный период, в случае принятия такого решения общим собранием собственников, оформленного соответствующим Протоколом.
В отсутствие Протокола общего собрания собственников с принятым решением об оплате отопления в отопительный период в соответствии с показаниями коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, начисления по коммунальной услуге отопления в МКД производятся согласно формул 3, 3(1), 3(3) Приложения N 2 Правил N 354 равномерно, в течение календарного года. Согласно п. 3(4) Раздела I Приложения N 2 Правил N 354, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом или нежилом помещении МКД, определенный по формулам 3, 3(1), 3(3), при оплате равномерно, в течение календарного года, корректируется исполнителем в I квартале года, следующего за расчетным.
Для расчета размера годовой корректировки по коммунальной услуге отопления в многоквартирном доме (МКД), оборудованном общедомовым прибором учета (ОДПУ), следует вычесть из итогового значения по многоквартирному дому за каждый месяц количество Гкал, потребовавшихся на подогрев выставленного жителям к оплате в расчетном месяце объема ГВС. При этом, размер платы за отопление рассчитывается исходя из фактически потребленного количества тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета.
В многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Самара, ул. 5-я Просека, д. 131, действует закрытая схема горячего водоснабжения, с использованием индивидуального теплового пункта (ИТП).
При закрытой схеме горячего водоснабжения, в случае, если многоквартирный дом оборудован ИТП, входящим в состав общего имущества собственников помещений в МКД, в котором осуществляется приготовление горячей воды с использованием тепловой энергии, в межотопительный период возникает разница между фактическим расходом тепловой энергии, определенным по показаниям общедомового прибора учета, и объемом тепловой энергии, начисленным жителям, исходя из утвержденного норматива на подогрев.
В случае, если объем тепловой энергии на нужды ГВС рассчитан исходя из утвержденного норматива, возникшая разница между показаниями ОДПУ и объемом тепловой энергии на ГВС учитывается в расчете годовой корректировки по отоплению, что указано в Определении Верховного суда от 02 февраля 2017 г. N 302-КГ16-20873: "Доводы надзорного органа о необходимости исключения из объема тепловой энергии количества тепловой энергии, использованной для подогрева воды в летний период судами отклонены, поскольку не имеют правового обоснования и противоречат нормам действующего законодательства".
По мнению заявителя, не имеется ни правовых, ни экономических оснований для проведения корректировки за 2020 год, исходя из размера платы за коммунальную услугу по отоплению, определенного по показаниям общедомового прибора учета, установленного в многоквартирном доме, за прошедший год и общего размера платы за коммунальную услугу по отоплению в жилых (нежилых) помещениях в многоквартирном доме за прошедший год, с учетом объемов тепловой энергии за периоды, в течение которых соответствующая коммунальная услуга оказывалась в рамках отопительного сезона.
Пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с требованиями формы платежного документа.
Пунктом 2 Правил N 354 предусмотрено, что потребителем коммунальных услуг является собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В силу подпункта г) пункта 4 Правил N 354 одним из видов коммунальных услуг является отопление и горячее водоснабжение, то отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления; снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
Из комплексного толкования вышеуказанных норм права следует, что исполнителем коммунальных услуг может быть как управляющая организация, так и организация, осуществляющая производство коммунального ресурса и его поставку (ресурсоснабжающая организация) каждый в границах своей ответственности (ресурсоснабжающая организация - несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, управляющая организация - ответственность в границах внутридомовых сетей).
Законодательством Российской Федерации определено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг. При этом договор энергоснабжения относится к публичным договорам.
Как следует из материалов дела, с 01.01.2019 МКД перешел на прямые расчеты с ресурсоснабжающей организацией (РСО) ПАО "Т Плюс". В МКД установлен общедомовой прибор учета (ОДПУ), а также индивидуальные приборы учета (ИПУ) отопления и горячего водоснабжения (ГВС). Расчет коммунальной услуги отопления с 01.01.2021 производится по фактическому потреблению, в течение отопительного периода, на основании показаний ОДПУ.
Жилищной инспекцией в соответствии с указанными нормами действующего законодательства РФ по юридическому адресу ПАО "Т Плюс" было направлено требование о предоставлении информации (исх. N СОр-102138 от 15.12.2021) о предоставлении необходимых для проведения проверки информации и документов, с приложением копии решения N СОр-102138 от 15.12.2021 о проведении документарной проверки. На вышеуказанный запрос ПАО "Т Плюс" (исх. N 71100-13/2-00811 от 27.01.2022) предоставило информацию.
При проведении проверки административным органом установлено, что в платежном документе за март 2021 всем потребителям указанного МКД была отражена годовая корректировка по услуге отопления за 2020 год.
Как уже указывалось выше, порядок определения размера платы за коммунальные услуги установлен "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
В соответствии с п. 42(1) "Правил N 354", оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
Размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (при отсутствии указанных данных, исходя из норматива потребления тепловой энергии на отопление), тарифа на тепловую энергию и общей площади квартиры. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в сторону увеличения или уменьшения (с учетом разницы размера платы за тепловую энергию на отопление, приходящуюся на жилое помещение в зависимости от его площади и общего размера платы за отопление в жилом помещении за прошедший год).
Согласно Правилам N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(1) и 3(4) приложения N 2 к Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии.
В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил N 354, для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта.
В ходе проведения проверки административным органом установлено, что ресурсоснабжающая организация при проведении корректировки платы за отопление за 2020 год учитывала объемы тепловой энергии неотопительного периода:
12 134,16 = 4,579 (январь-июнь)*1 682,40 + 0,333 (июль-октябрь)*1 740,00 + 2,160 (ноябрь, декабрь)* 1 783,34, где:
1 682,40 - тариф на отопление с 01.01.2020 по 01.07.2020;
1 740,00 - тариф на отопление с 01.07.2020 по 01.11.2020;
1 783,34 - тариф на отопление с 01.11.2020.
Начислено по жилому помещению N 253 в 2020 году (руб.): 9 488,48;
Размер корректировки за 2020 г. по жилому помещению N 253 (руб.):
12 134,16 - 9 488,48 = 2 645,68.
Согласно Правилам N 354, если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом.
Таким образом, при проведении корректировки платы за отопление исполнителем учитываются объемы тепловой энергии за периоды, в течение которых соответствующая коммунальная услуга оказывалась.
Из анализа представленных ПАО "Т Плюс" документов следует, что разница между объемом тепловой энергии, использованной на подогрев горячей воды, определенным по показаниям общедомового прибора учета в неотопительный период и объемом, начисленным жителям, учитывалась НАО "Т Плюс" при расчете корректировки платы за 2020 год, в нарушение п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
С учетом установленных обстоятельств, суд пришел к верному выводу о том, что объем тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не должен включаться в расчет корректировки по коммунальной услуги отопление, так как это две совершенно разные коммунальные услуги. Также, в корректировку по отоплению не должна включаться тепловая энергия за летний период, в течение которого соответствующая коммунальная услуга не оказывалась.
Суд, с учетом установленных по делу обстоятельств, правомерно отклонил доводы заявления ПАО "Т Плюс" и согласился с выводами административной проверки.
Кроме того, судом учтено, что целью ежегодной корректировки платы является приведение начисления в соответствии с фактически потребленным объемом ресурса, затраченным на отопление многоквартирного дома в соответствии с показаниями общедомового прибора учета.
В рамках настоящего дела ПАО "Т Плюс" не представило доказательства корректировки платы за отопление в полном объеме.
Содержащиеся в оспариваемом предписании требования об осуществлении обществом корректировки и перерасчета платы за отопление за соответствующие периоды предъявлено инспекцией в пределах предоставленных ей полномочий и направлено на устранение выявленного в ходе проверки нарушения.
Заявитель, по смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
При таких обстоятельствах у Государственной жилищной инспекции Самарской области имелись правовые и фактические основания для выдачи оспариваемого предписания.
Таким образом, предписание выдано ПАО "Т Плюс" правомерно, соответствует законодательству и не нарушает права и интересы заявителя.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права и не подтверждает наличие оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм права и согласуются с позицией, изложенной в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2023 года по делу А55-14018/2022 по спору между теми же участниками, что и в настоящем деле..
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы - заявителя по делу.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 13 декабря 2022 года по делу N А55-14635/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
В.А. Корастелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-14635/2022
Истец: ПАО "Т Плюс", ПАО "Т Плюс" в лице филиала Самарский
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Самарской область
Третье лицо: АО "Энергосбыт Плюс", ООО УО "Управдом"