город Москва |
|
29 марта 2023 г. |
Дело N А40-168648/2022 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи О.Н. Лаптевой (единолично),
рассмотрев апелляционную жалобу
ОАО "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 11 января 2023 года
по делу N А40-168648/2022, принятое судьей Жбанковой Ю.В.,
в порядке упрощенного производства,
по иску АО "Почта России" (ОГРН 1197746000000)
к ОАО "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295)
о взыскании убытков,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
АО "Почта России" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к ОАО "Российские железные дороги" (далее - ответчик) о взыскании убытков в размере 122.419 руб.
Настоящее дело было рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам, установленным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11 января 2023 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
При этом суд исходил из доказанности истцом совокупности условий, необходимой для взыскания с ответчика убытков в заявленном размере.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Указывает, на недоказанность истцом совокупности условий, необходимой для взыскания с ответчика убытков в заявленном размере; ссылается на отсутствие в материалах дела акта технического состояния вагона.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев дело без вызова сторон в порядке статей 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Исковые требования по настоящему делу мотивированы следующим.
Истцом в отношении вагона N 076-58586, следовавшего от станции отправления Перово (город Москва) до станции назначения Александров (Владимирская область) и принадлежащего на праве собственности истцу, 18.10.2021 г. составлен акт первичного осмотра, согласно которому на поверхности катания всех колесных пар вагона выявлены навары до 5 мм и ползуны до 3 мм.
Истец обратился в ООО "Центр оценки и экспертиз" для проведения оценки рыночной стоимости потери эксплуатационных и стоимостных показателей четырех колесных пар вагона N 076-58586.
В соответствии с отчетом N 2021/11/12-31 об оценке, подготовленным ООО "Центр оценки и экспертиз", сумма рыночной стоимости потери эксплуатационных и стоимостных показателей четырех колесных пар вагона N 076-58586 составила 122.419 руб.
Полагая, что, приняв вагоны к перевозке, ответчик, до возвращения их истцу, несет ответственность за их сохранность, а также за сохранность установленных на них узлов и деталей, истец обратился к ответчику с претензией о взыскании убытков в размере 122.419 руб., которая оставлена последним без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в Арбитражный суд города Москвы с иском по настоящему делу.
Согласно статье 20 Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта) техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик.
Грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), перевозчики, владельцы инфраструктур, иные физические и юридические лица несут ответственность за убытки, возникшие в процессе перевозки в связи с произошедшими по их вине аварийными ситуациями, включая перевозку грузов, грузобагажа с соблюдением особых условий перевозки, загрязнение окружающей среды, перерывы в движении поездов, в том числе возмещают в соответствии с законодательством Российской Федерации расходы на ликвидацию таких ситуаций (статья 19 Устава железнодорожного транспорта).
Статья 105 Устава железнодорожного транспорта устанавливает ответственность перевозчика за повреждение или утрату перевозчиком принадлежащих другим юридическим лицам вагонов и возлагает на перевозчика, повредившего принадлежащие другому лицу вагоны, обязанность возместить фактическую стоимость поврежденных вагонов, а также убытки, понесенные владельцами вагонов вследствие их повреждения, то есть иные убытки.
В соответствии со статьей 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Если иное не установлено законом, использование кредитором иных способов защиты нарушенных прав, предусмотренных законом или договором, не лишает его права требовать от должника возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Истец, как лицо, требующее возмещения убытков, в соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии со статьями 15, 393, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Устава железнодорожного транспорта, исходил из доказанности истцом наличия совокупности условий, необходимой для взыскания с ответчика убытков в оспариваемом размере, в связи с чем, правомерно пришел к выводу об обоснованности заявленных исковых требований.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки указанных выводов суд первой инстанции не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцом не доказана совокупность условий, необходимая для взыскания с ответчика убытков в заявленном размере, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
В ходе рассмотрения дела судом установлен факт наличия ползунов (до 5 мм) и наваров (3-4 мм) па колесных парах вагона N 076-58586. Приняв вагоны к перевозке, ответчик, до возвращения их истцу несет ответственность за их сохранность, а также за сохранность установленных на них узлов и деталей. Размер убытков подтвержден представленным в материалы дела отчетом N 2021/11/12-31 об оценке. Таким образом, судом правомерно установлено, что именно ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого у истца возник ущерб, установлен факт нарушения обязательства и наличия убытков. Между тем, ответчиком в материалы дела не представлены доказательства, позволяющие сделать иные выводы.
Ссылка апелляционной жалобы ответчика на отсутствие в материалах дела акта технического состояния вагона опровергается материалами дела. Копия данного акта представлена истцом вместе с приложениями к отчету об оценке N 2021/11/12-31 (страница 50 отчета).
Доводы апелляционной жалобы о том, что выявленные неисправности колесных пар образовались в процессе обычной эксплуатации колесных пар и являются результатом естественного износа, ссылка на то, что истцом не представлено доказательств того, что истец предъявил к перевозке вагон с новыми колесными парами, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции.
Отнесение неисправностей подобного вида к эксплуатационным либо технологическим должно осуществляться в каждом конкретном случае индивидуально, с учетом обстоятельств выявления неисправностей, предшествующих этому событий, объективного состояния колесных пар на момент выявления, с привлечением соответствующих специалистов, то есть необходимо проведение технического расследования с использованием специальных знаний. Однако ответчиком каких-либо действий по установлению причин повреждения колесных пар не предпринято, соответственно, не доказано отсутствие его вины (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Напротив, истцом в материалы дела представлены: акт первичного осмотра от 18.10.2021 г., акт технического состояния вагона, отчет об оценке N 2021/11/12-31, подтверждающие совокупность условий, необходимую для взыскания с ответчика убытков в заявленном размере. Ответчик доводы истца и содержание актов в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не опроверг, в связи с чем, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания с ответчика убытков в заявленном размере.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 266, 267, 268, 269, 271 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 11 января 2023 года по делу N А40-168648/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
О.Н. Лаптева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-168648/2022
Истец: АО "ПОЧТА РОССИИ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"