г. Чита |
|
29 марта 2023 г. |
Дело N А19-17508/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 29 марта 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мациборы А.Е., судей: Горбатковой Е.В., Лоншаковой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гурулёвой А.А.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференцсвязи в Арбитражном суде Иркутской области:
представителя ФКУ "Восточно-Сибирское окружное управление материально-технического снабжения МВД РФ" по доверенности N ВС/ОАПК-36 Преловской О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "ВосточноСибирское окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 ноября 2022 года по делу N А19-17508/2022 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Актив+" (ОГРН: 1177232014783, ИНН: 7203419431) к Федеральному казенному учреждению "ВосточноСибирское окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации" (ОГРН: 1023801020187, ИНН: 3808016102) о взыскании 17 484, 44 руб..
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Актив+" (далее - истец, ООО "Актив+" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением, о взыскании неустойки по государственному контракту поставки индивидуальных рационов питания от 11.03.2022 N 2222188100102003808016102/ 0334100000222000002 в размере 17 484,44 руб., из которой: 17 385,34 руб. - основной долг, 99,10 руб. - неустойка за период с 03.08.2022 по 12.08.2022.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 10 ноября 2022 года исковые требования удовлетворены, с ответчика в пользу истца взыскано 17 385 руб. 34 коп. - основного долга; 99 руб. 10 коп. - неустойки, 2 000 руб. - расходы по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что товар был поставлен в полном объеме, но с нарушение сроков поставки, оплата поставленного товара была произведена в течение 15 рабочих дней - 19.07.2022, за вычетом суммы пеней в размере 17 484, 44 руб. Полагает, что оснований для списания неустойки, удержанной в сумме 17 385, 34 руб., на основании постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 "Об осуществлений заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020, 2021, 2022 годах обязательств, предусмотренных контрактом", у ответчика не имелось.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает, что основания для отмены обжалуемого решения отсутствуют.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца явку представителя в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени судебного заседания участвующие в деле лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ФКУ "ВСОУМТС МВД России" (заказчик) и ООО "Актив+" (поставщик), заключен государственный контракт N 2222188100102003808016102/ 0334100000222000002 от 11.03.2022 г. на поставку индивидуальных рационов питания (ИРП), по условиям которого поставщик обязуется поставить в адрес грузополучателя индивидуальный рацион питания, количество, ассортимент, сроки поставки указаны в Спецификации (Приложение N2 к контракту), а грузополучатель обязуется принять товар, а заказчик оплатить поставленный товар.
Цена контракта составляет 1 830 035,60 руб. (пункт 2.1. контракта).
В исполнение условий договора поставщик поставил в полном объёме, а заказчик принял товар 01.07.2022, что подтверждается товарной накладной N 2222188100102003808016102/46 от 27.06.2022 товар.
Акт приемки N 5/10 подписан заказчиком и размещен в ЕИС (http://zakupki.gov.ru) 01.07.2022.
01.07.2022 от заказчика в адрес истца поступило требование N ВС/ОПС-1577 об уплате неустойки в размере 17 385,34 руб. по государственному контракту в связи с просрочкой поставки.
Письмом N 92 от 01.07.2022 ООО "Актив+" предложило заказчику, руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783, исполнить обязанность по списанию начисленной неустойки.
В ответ заказчик направил истцу письмо N ВС/ОПС-1811 от 26.07.2022, в котором указал на отказ в списании неустойки и на удержание суммы пеней из оплаты.
Платежным поручением N 855870 от 19.07.2022 денежные средства в сумме 1 812 650,26 руб. за поставленный товар оплачены ООО "Актив+", при этом заказчиком была удержана неустойка в сумме 17 385,34 руб., начисленная за просрочку поставки товара и платежным поручением N 855865 от 19.07.2022 сумма пеней перечислена на лицевой счет ФКУ "ВСОУМТС МВД России".
В порядке соблюдения досудебного порядка урегулирования спора истцом в адрес ответчика было направлено претензионное письмо претензии от 03.08.2022 N 124 истец потребовал от ответчика произвести оплату товара и неустойки, однако ответчик в письме от 11.08.2022 N ВС/ОПС-1987 сообщил, что считает удержание суммы пеней из оплаты правомерным и отказал в удовлетворении требований истца.
Требования истца ответчиком оставлены без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд с иском о взыскании неустойки.
Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Правоотношения сторон в рассматриваемом случае регулируются положениями параграфа 3 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, а так же нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с частью 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В соответствии с пунктом 42.1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020, 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (часть 42.1 введена Федеральным законом от 23.04.2018 N 108-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 01.04.2020 N 98-ФЗ, от 30.12.2021 N 476-ФЗ).
Порядок списания начисленных сумм неустоек установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 "Об осуществлении заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или 6 ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020, 2021, 2022 годах обязательств, предусмотренных контрактом".
В силу п.п. "в" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, по которым в 2021 и 2022 годах обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы, повлекшем невозможность исполнения контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно пункту 3 Постановления N 783, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) за исключением случая, предусмотренного подпунктом "в" настоящего пункта. Пунктом 2 Постановления N 783 установлено, что списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме.
Суд установил, что заявленная неустойка в сумме 17 385 руб. 34 коп. не превышает 5% цены контракта (91 501,78 руб.), исполнение которого завершено в 2022 году.
Согласно п. 2 Правил списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783, списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме.
В случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации на основании Закона N 44-ФЗ, списание неустоек (штрафов, пеней) является обязанностью заказчика (пункт 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Обязанности, предусмотренные ч. 42.1 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783, ответчик по отношению к истцу до предъявления иска не исполнил.
Таким образом, вопреки доводам заявителя жалобы, несовершение заказчиком действий учету возникшей задолженности, ее сверке с исполнителем не может служить основанием для неприменения правил о списании или предоставлении отсрочки.
Суд апелляционной инстанции, проверив произведенный истцом расчет неустойки, признал его арифметически и методологически верным.
Ответчик не привел в апелляционной жалобе оснований для переоценки вывода суда первой инстанции. Доказательств, неверного применения правил о списании неустойки так же в суд апелляционной инстанции представлено не было.
С учетом указанного суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований удовлетворения апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
С учетом изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого решения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 ноября 2022 года по делу N А19-17508/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
А.Е. Мацибора |
Судьи |
Е.В. Горбаткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-17508/2022
Истец: ООО "Актив+"
Ответчик: Федеральное казенное учреждение "Восточно-Сибирское окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации"